Мичуринский Государственный Педагогический институт — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Мичуринский Государственный Педагогический институт

2022-05-09 32
Мичуринский Государственный Педагогический институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мичуринский Государственный Педагогический институт

Кафедра зоологии и экологии

 

 

Студент V курса

Факультета биологии

Попов

Арсений Анатольевич

Орнитофауна плодовых садов

Дипломная работа

 

 

Руководитель-

ассистент

Дьяконова

Ирина Владимировна

Методист-

ассистент

Шаламова

Татьяна Владимировна

Рецензент-

К.б.н, доцент

Микляева

Марина Анатольевна

Мичуринск—2002.


ВВЕДЕНИЕ__________________________________________________ 5

Глава I. Место и методы исследования.__________________________ 8

1.1 Общая характеристика Тамбовской области.________________ 8

1.2 Характеристика плодовых садов.__________________________ 12

1.3 Методика проведения работы.____________________________ 14

Глава II. Литературные данные о биологии некоторых птиц, населяющих плодовые сады._______________________________________________________ 18

2.1 Отряд Воробьинообразные (Parseriformey); Семейство Славковые (Syeviidae); Вид Садовая славка (Syevia borin Boolol).______________________ 18

2.2 Отряд Воробьинообразные (Parseriformey); Семейство Пташковые (Passeridae); Вид Воробей полевой (Passer montanus)._______________________ 20

2.3 Отряд Воробьинообразные (Parseriformey);Семейство Вьюрковые (Fringillidae);Вид зяблик (Pringilla coclebs)._____________________ 21

2.4 Отряд Воробьинообразные (Parseriformey); Семейство Вьюрковые (Fringillidae); Вид Зеленушка обыкновенная (Cheoris choloris)________________ 24

2.5 Отряд Воробьинообразные (Parseriformey); Семейство Трясогузковые (Motacielidae) Вид Лесной конёк (Anthus tririaeis)._______________ 26

2.6 Отряд Воробьинообразные (Parseriformey); Семейство Трясогузковые (Motacielidae) Вид Белая трясогузка (Motasilla alba)._____________ 28

2.7 Отряд Воробьинообразные (Passeriformer); Семейство Овсянниковые (Emberisidae); Вид Овсянка обыкновенная (Emberisa Citrinella).___ 30

2.8 Отряд Воробьинообразные (Passeriformer); Семейство Овсянниковые (Emberisidae); Вид овсянка садовая (Emberisidae)._______________ 32

2.9 Отряд Воробьинообразные (Passeriformer); Семейство Синицевые (Paridae) Вид Синица большая (Parus major)._______________________________ 33

2.10 Отряд Воробьинообразные (Passeriformer); Семейство Врановые (Coroidae); Вид Сорока обыкновенная (Pica pica)._________________________ 35

2.11 Отряд Воробьинообразные (Passeriformer); Семейство Врановые (Coroidae); Вид Грач (Corvus frigilegur)._________________________________ 37

ГЛАВА III___________________________________________________ 40

3.1. Орнитофауна плодовых садов ОПХ ВНИИС._______________ 40

3.2. Систематический список видов птиц яблоневого сада._______ 41

3.3 Численный состав птиц плодовых садов.___________________ 44

3.4 Распределение птиц в пространстве.________________________ 45

3.5. Экологическая структура птичьего населения.______________ 50

3.6 Биототипическое распределение птиц в садах._______________ 56

Глава IV Использование данных орнитологических исследований в экологическом образовании школьников._____________________________________ 63

4.1 Характеристика темы «Класс Птицы». Урок опробован в 7 классе. 65

4.2 Задачи темы «Класс птицы»._____________________________ 66

4.3 Распределение материала по урокам.______________________ 67

4.4 Конспект урока по теме: «Птицы культурных ландшафтов».__ 69

4.5 Внеклассное мероприятие.________________________________ 83

Выводы.____________________________________________________ 101

Библиографический список.___________________________________ 103

Приложения:_______________________________________________ 110


ВВЕДЕНИЕ

Изучение структуры и динамики населения птиц—одна из актуальных проблем современной экологии. Эти исследования лежат в основе экологического прогнозирования в биоценозах и мониторинга.

Большая биогеоценотическая и хозяйственная значимость птиц, их роль чутких индикаторов изменений среды всегда привлекают серьезное внимание исследователей., Особую важностьприобретает изучение птиц в связи с грандиозными по масштабам и интенсивности изменениями ландшафтов, которые происходят в результате разнообразной деятельности человека, в том числе сельхозпредприятий.

Интерес, проявляемый к изучению фауны антропогенных ландшафтов, повлек возникновение целого направления исследований касающихся приспособления животных к существованию в тесном контакте с человеком (Благосклонов, 1970; Владышевский, 1975; Мальчевский, 1981; Строков, 1970;Майхрук, 1972; и др.).

 Исследования проводятся и в настоящее время (Михайлов,2000 и др.). Птицы как компоненты экосистемы играют большую роль в структуре естественных сообществ. Птицы четко реагируют на изменения окружающей среды, прежде всего антропогенного происхождения. Реакция проявляется в сокращении численности отдельных видов или целых комплексов, перестройке структуры населения. Вовлеченные в глобальный процесс антропогенной трансформации экосистемы, птицы (как составная этой системы) неизбежно вступают в процессы синантропизации и как более частое ее проявление ~ урбанизации фауны. Урбанизация птиц - это процесс вхождения и закрепления, животных в городских поселениях человека.

Исследования последних лет подтверждают, что птицы проявляют широкий спектр адаптивных черт питания, гнездования, вследствие их широкой экологической пластичности образуют временные связи с элементами антропогенного ландшафта. Необходимость изучения реакции животных на антропогенные преобразования ландшафтов обуславливается рядом причин.

Во-первых, птицы являются заметным индикатором изменения среды. Во-вторых, нельзя допустить исчезновения тех или иных видов вследствие освоения их мест обитания человеком, для чего необходимо знать реакцию конкретных видов на эти изменения. В-третьих, необходимо выявить значимость каждого вида в условиях антропогенного ландшафта, в этой связи прогнозирование экологических последствий процесса вселения птиц в город приобретает важное теоретической и практическое значение. Заслуживает особого внимания санитарно-эпидемиологические аспекты и вопросы использования птиц как агентов биологической борьбы с вредителями зеленых насаждений и сельскохозяйственных культур.

Тамбовская область расположена в районе интенсивного использования природных комплексов Европейской части России, где воздействие человека на птиц огромно. Сельскохозяйственное производство влияет на видовой состав, численности и многие стороны биологии птиц совокупностью различных факторов.

Целью работы было изучение эколого-фаунистической структуры населения птиц плодового сада. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1.Изучить видовой состав и численность птиц плодового сада.

2.Изучить соотношение экологических группировок птиц.

3.Изучить влияние антропогенных преобразований на изменение видового состава, численности и экологической структуры сообщества птиц.

4.Показать разноплановое значение птиц в природе и их практическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны.


 

Глава I. Место и методы исследования.

Методика проведения работы.

Наблюдения велись с помощью маршрутного метода вдоль лесополос, так как среди плодовых деревьев птицы чаще встречаются на кормежке, а гнездятся в садозащитных полосах. Использовали маршруты двух типов: постоянный, который проходил через сады, отличающиеся возрастом, древесными породами, и системой содержания междурядий и рядовой.

Первый отрезок постоянного маршрута протяженностью примерно 1,5 км, пролегал вдоль смешанного сада. Междурядья вспаханное через ряд, в ряду трава. Разделен 6 метрами вспаханными междурядьями на 3 части. Древесная растительность представлена гибридами вишни, аронии, черноплодной рябины, яблонями. Возраст насаждений—10 лет.

Второй отрезок, равен 1,5 км, вдоль старого яблоневого сада, возрастом 15-20 лет. Сомкнутость крон в ряду полная. Сад не подвергался обрезке ветвей. Междурядья не обработаны и поросли травой.

Третий отрезок равен 1 км, молодой неплодоносящий сад.

Разовые маршруты, пройдены раз за сезон. Длина этих маршрутов составляет примерно 30 км.

На постоянном маршруте было произведено три учета ежегодно, в гнездовой период в течение 2-х лет.

Учитывались все попадающихся в маршрутную ленту птицы по голосам на полное расстояние слышимости песни и встречам. Поющие самцы принимались за одну пару.

Учет проводился в утренние часы с 8-30 до 11-00. наблюдатель наносил каждую встречу и поющих самцов на заранее состроенный схематический план маршрута.

Для пересчета итогов маршрут учета на площади 1 кв. км мы пользовались формулой Р.Л. Наумова (1965).

 

М—обилие вида на 1 кв. км;

m—число учтенных особей;

2d—полоса обнаружения вида;

С—длина маршрута в км;

А—показатель активности птиц.

Расчеты проводились по каждому виду. Мы приняли показатель активности (А) за 0,7 как среднюю величину.

В связи с некоторой неопределенностью орнитологической терминологии, не вводя новых понятий, целесообразно дать объяснения тем терминам, которые включены в данную работу.

«Население птиц»—совокупность особей различных видов птиц, населяющих конкретный участок.

«Плотность»—понятие идентичное «обилию»—означает число особей птиц на учетную единицу (А.П. Кузякин, 1962; И.В. Измайлов, 1969).

«Доля участия»-процент особей каждого вида от общего числа встреч особей всех видов учетных птиц.

По показателям плотности птицы разделяются на многочисленных, обычных, редких. Иногда применим термин «очень многочисленные» и «очень редкие» (А.Н. Кузякин, 1962).

«Очень многочисленные»-плотность составляет от 100 и более особей (от 50 пар) на 1 км2.

«Многочисленные»-от 10 до 99 особей (5-50 пар) на 1 км2.

«Обычный»-от 1 до 9 особей(0,5-5 пар) на 1 км2.

«Редкий»-от 0,1 до 0,9 особи (0,05-0,5 пар) на 1 км2.

«Очень редкий»-менее 0,01 особей (0,005 пары) на 1 км2.

«Фоновые птицы»-многочисленные и обычные вместе взятые.

По проценту встреч (доля участия) птицы подразделяются на доминантов, содоминантов, второстепенных и третьестепенных (А.П. Кузякин, 1962).

«Доминанты»-степень доминирования свыше 10%.

«Второстепенные»-доля участия от 1 до 9%.

«Третьестепенные»-доля участия от 0,1 до 0,9%.


ГЛАВА III

Задачи темы «Класс птицы».

Тема «Класс птицы» занимает важное значение в курсе биологии. При ее изучении решаются следующие задачи:

Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний строения, жизнедеятельности, обмена веществ птиц в связи с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях среды, происхождения от древних пресмыкающихся, знаний о разнообразном значении природы, жизни и хозяйственной деятельности человека, иметь представление о системе мероприятий по охране птиц, предусмотренных законом РФ об охране и использовании животного мира.

Воспитательные: продолжать формирование научного мировоззрения школьников на основе раскрытия взаимосвязи строения систем органов с их функциями, взаимоотношений птиц со средой обитания, физиологических взаимоотношений с пресмыкающимися; используя знания о приспособленности птиц к полету, их значение в природе, необходимость охраны, осуществлять экологическое воспитание, привитие бережного отношения к пернатым как важного компонента среды обитания; расширять политехнический кругозор на основе знаний научных основ птицеводства, его роли в решении задач промышленности.

Развивающие: совершенствовать умения школьников наблюдать и узнавать изученных птиц в природе, на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой и пресмыкающимися, делать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся и происхождении пернатых от древних пресмыкающихся, пернатых от древних пресмыкающихся, продолжить формирования умения работать с учебником: находить в тексте и рисункам учебника необходимые сведения для ответов на вопросы, составления таблиц.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Изучение нового материала.

Учитель: молодцы, ребята: мы с вами вспомнили хищных птиц, но в природе существует множество различных отрядов птиц. Птицы широко расселились по всему земному шару. Они встречаются в лесу, поле, на реке, в садах, горах, городах и поселках. На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с наиболее известной вам группой птиц—культурных ландшафтов.

В условиях культурных ландшафтов городов и поселков—в парках, садах, а также на лугах и полях живут наиболее известные вам птицы. К ним в первую очередь принадлежат представители отряда Воробьинообразных. Вопрос: Ребята, назовите представителей этого отряда.

Ответ: домовой воробей, полевой воробей, грач, сорока, ворона, ласточка, синица.

Учитель: молодцы, все верно. Все эти птицы относятся к отряду воробьинообразные. В отряд входят огромное число видов и семейств. Больше половины населяющих землю птиц относится к этому семейству.

В плодовых садах г. Мичуринска по проведенным нами исследованиям наибольшим количеством отличается отряд воробьинообразные—77,9% от общего числа всех видов птиц сада.

Воробьинообразные —птицы мелкой и средней величины. Клюв у них различной формы, чаще более или менее прямой. Цевки и пальцы умеренной длины, пальцев четыре. Крылья могут быть довольно длинные и острые (как у ласточек) или короткими и тупыми.

Большинство видов воробьинообразных птиц связаны с древесной и кустарниковой растительностью. Некоторые из них, например, пичуги и поползни проводят всю жизнь на деревьях. Воробьинообразные—моногамные птенцовые птицы. Для них характерно устройство тщательно сделанных гнезд, которые они строят на деревьях, на земле, в парках, на человеческих постройках. Пища воробьинообразных разнообразна. огромное большинство наземные птицы. А сейчас ребята, послушаем сообщения о наиболее важных семействах воробьинообразных, которые подготовили ваши товарищи. По ходу урока вам необходимо заполнить таблицу:

                                          Отряд воробьинообразные.

Семейство Представители Характерные особенности семейства
     

(Демонстрация таблиц и т.п.)

Оценки за урок.

Урок окончен. До свидания.

Внеклассное мероприятие.

Цель. В новой форме проверить, как учащиеся усвоили материал темы «Класс птицы».

Задачи:

Образовательные: дополнить, расширить уточнить знания учащихся о птицах; закрепить материал последних уроков.

Воспитательные: продолжить формирование интереса детей к урокам биологии; показать значение птиц в природе; продолжить экологическое воспитание учащихся.

Развивающие: развить логическое мышление, речь, организаторские способности школьников.

Оборудование: фотографии птиц, плакаты, сделанные ребятами, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

В подготовке и проведении мероприятия участвуют учащиеся шестых, седьмых и восьмых классов.

Ход мероприятия.

Страница первая: «Кто они такие?»

Ведущий: птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытый образ жизни, птицы всегда рядом с человеком. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно поэтому, множество поверий, легенд, примет, поговорок так или иначе связано с пернатыми.

1-ый ученик: Вспомните русские пословицы и загадки:

Метил в тетерю, а угодил в сук.

Счастье—вольная птица, где захотела, там и села.

Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала.

Два раза родился, ни разу не крестился, один раз умирает. (птица).

2-ой ученик: птиц на земле много—около 9 тыс. видов. Раздел зоологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное значение птиц. Не случайно некоторые их виды имели культовое значение. Уже в палеолите—древнем каменном веке неизвестные ваятели изображали гусей, сов, уток, рябчиков, чаек, а в неолите—новом каменном веке европейцы приручили гусей, а жители Юго-Восточной Азии и Индии—кур. А соколиная охота? Она существует с седой древности.

3-ий ученик: Любопытно, что в истоках народной музыки можно найти пение птиц. Венгерский исследователь П. Секе—основатель нового направления—ориентомузыка. Народные названия птиц, даже в разных языковых группах, бывают сходны. Так слово «кукушка» во многих языках включает два слога «ку-ку». Уместно вспомнить, что многие выдающиеся биологи прошлого века, начиная с великого Дарвина, были по специальности орнитологами.

4-ый ученик: Птицы очень различаются по внешнему виду, размерам. Самая крупная из современных птиц—африканский страус, его высота достигает 2,7 м, вес около 70-90 кг. А самая маленькая птичка колибри—размером не больше шмеля. Есть птицы, летающие выше облаков, а есть и такие, которые и вовсе не поднимались в воздух. Одни птицы живут в лесу, другие—в степи, третьи в пустыне или горах. Однако всех их объединяет то, что они имеют перьевой покров и их часто называют пернатыми.

5-й ученик: Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. Мы расскажем вам о тех пернатых, которые живут рядом с нами, в наших лесах, парках, садах и огородах. И вы убедитесь, что за необычным не надо ехать за тридевять земель, чудеса живут рядом с нами, надо только захотеть их увидеть.

Страница вторая: «Удивительное рядом».

1-ый ученик:             Зелень нивы, рощи лепет,

                                В небе жаворонка трепет,

                                Теплый дождь, сверканье вод-

                           Вас назвавши, что прибавить?

                                Чем иным тебя прославить,

                                Жизнь души, весны приход?

                                                                      (В. Жуковский)

2-ой ученик: Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода еще спит подо льдом. Спит под снегом и лес. 21 марта—день весеннего равноденствия. В этот день утром по старинному русскому обычаю пекут куличи-булочки с носиком, с изюминкой вместо глаз, выпускают на волю певчих птиц. И с этого дня по новому нашему обычаю начинается месячник птиц.

3-ий ученик:            Скоро гости к тебе собируться,

                                Сколько гнезд понавьют—посмотри!

                                Что за звуки, за песни польются

                                День деньской, от зари до зари!

                                                                      (И. Никитин)

4-ый ученик: Открывают весну грачи. Зиму они проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетали самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символом весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре день 17 марта называется «Герасим-грачевник». Есть немало поговорок связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача—весну встречай».

5-й ученик: Именно это время года—раннюю весну изобразил на своем полотне русский художник А. К. Саврасов. Прошло более ста лет с того дня, когда этот маленький холст был показан на первой передвижной выставке в Москве. На и сейчас в зале Третьяковской галереи возле картины «Грачи прилетели» всегда людно. Подойдите ближе, и вы услышите, как она звучит. Слух уловит музыку весны, звон капели, журчание воды в проталинах, грачиный гомон, скрип сверкающего наста. Кричат грачи, вьется сизый дымок из трубы деревянного домика. Кажется, мы слышим пение весны, чувствуем колыхание голых веток, березы. Художнику удалось передать зрителю дыхание раннего утра года—времени прилета грачей.

6-ой ученик: Ученые заметили, что пернатые прилетают как бы волнами. В одних волнах мало птиц, в других много. Вслед за грачами в конце марта прилетают скворцы. (Звучит песня «Скворцы» в исполнении группы «Любэ»).

Издавна любят скворцов в народе. Но только потому, что от этих птиц много пользы: весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и тех личинок, зимовавших в земле, летом отыскивают различных гусениц, жуков листоедов, выкармливая птенцов прилетают к гнезду по 200-300 раз в день и каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких—гораздо больше. Скворцов любят за веселый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели. Вот как описывает весеннюю песню скворца писатель А. Куприн: «Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечник, которые всегда располагаются отверстием на восток. Чуть немного согреется воздух, а скворцы уже расселись на ветках деревьев и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворцов свои собственные мотивы, но вы наслушаетесь в их песне чего угодно. Тут и кусочки соловьиных трелей, и резкое мяуканье иволги, и сладкий голосок малиновки, и музыкальное лепетание пеночки, и тонкий свист синички, и среди этих мелодий вдруг раздаются звуки, что сидя в одиночестве не удержишься и рассмеешься; закудахчет курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь, загудит детская военная труба».

7-й ученик: мы не задумываемся даже, откуда в наших дворах появляются скворцы. Ведь не испокон же веков жили они здесь: скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, но и когда домов то не существовало.

Скворцы прилетели к человеку из леса. И сейчас немало их живет там. Гнезда скворцы устраивают в дуплах. Но дупел часто всем не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете очень полезное дело!

8-й ученик: А теперь отгадайте загадку: Шило-вило-мотовило, по-немецки говорило, -спереди шильце, сзади—вильце, на спине суконце, с исподу—белое полотенце.

Ну конечно, это ласточка! Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появляется много летающих насекомых. Ласточки прекрасные летцы: значительную часть жизни они проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые, увлекаемые потоками теплого воздуха, в ясную погоду поднимаются довольно высоко вверх. В это время ласточки, занятые охотой, так же летают высоко в небе. Когда же, особенно перед грозой, воздух насыщается водяными парами и намокнувших насекомых «прибивает» к земле, ласточки летают низко.

В нашей местности встречается городская ласточка, или воронок, деревенская ласточка, или как ее называют в народе, касатка, и береговая ласточка. Воронок отличается от касатки более коротким, слабовильчатым хвостом, белым надхвостьем и равномерно белой брюшной полостью. Береговая ласточка по размерам меньше других.

Ласточка одна из самых любимых в народе птиц. Не зря о ней сказано столько стихов, пословиц, поговорок.

              Ласточка под кровлею—к счастью.

              Ранняя ласточка к счастливому году.

Одна ласточка весны не делает.

Ласточка весну начинает, а соловей кончает.

9-й ученик:              Не знаю, когда прилетел соловей,

                                Не знаю, где был он зимой,

                                Но полночь наполнил он песней своей,

                                Когда воротился домой.

                       Весь мир соловьиною песней прошит:

                       То слышится где то свирель,

                       То что-то рокочет, журчит и стучит

                       И вновь рассыпается в трель.

                                Ты издали дробь соловья улови,

                                И долго не сможешь уснуть.

                                Как будто счастливой тревогой любви

                                Опять переполнена грудь.

                                                             (С. Маршак)

10-й ученик: Нет такого человека, который не знал бы о знаменитом певце соловье, хотя само пение его слышали далеко не все (звучит грамзапись весенней песни соловья). Поет соловей, сидя на веточке недалеко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старых подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц хуже поет. Благодаря легендам, стихам и песням многие представляют себе соловья чем-то вроде жар-птицы. Однако обыкновенный соловей птичка невзрачная: коричневой окраски с большими темными умными глазками и длинными тонкими ногами.

Зимует соловей в тропической части Восточной Африки, прилетает к нам поздно—в середине мая и начинает петь, по народной примете, когда напьется из березового листка, то есть когда у березы будут такие листочки, что в низ уместятся капли росы. Поет соловей месяца полтора. Когда в гнезде появляются голые птенчики, певцу уже не до пения—только успевай находить и приносить в гнездо еду. Значительная часть добычи—вредители леса, однако, неизмеримо большее эстетическое значение лучшего из наших птиц певца.

Конкурс: «Третий лишний».

Дятел-жаворонок-соловей. (лишняя птица дятел, так как является птицей оседлой, а соловей и жаворонок перелетные.)

Канюк-скопа-филин. (Лишний филин—ночная хищная птица отряда сов, а канюк и скопа дневные хищники.)

Скворец-синица-иволга. (лишняя иволга, так как она не встречается в культурных ландшафтах.)

Принимаются по одному представителю от каждой команды, которые по знаку ведущего на каждый шаг называют по одной птице. Побеждает тот, кто пройдет больше.

Конкурс песен.

Каждая команда хором поет по одному куплету песен о птицах. Побеждает тот, кто исполнит больше песен.

(Подводятся итоги, награждается команда победительница. Ведущий объявляет о конце устного журнала.)


Выводы.

Изложенные материалы позволяют сделать следующие выводы:

1.  Гнездовая фауна птиц плодовых садов промышленного типа в окрестностях г. Мичуринска насчитывает 28 видов и составляет 11,7% всей фауны Тамбовской области. Таким образом орнитофауна плодовых садов довольно однообразна с преобладанием средних и мелких по размеру форм, в основном отряда воробьинообразных.

2.  Численность птиц в гнездовой период в садах не высокая—153,275 пар/км2, что объясняется относительно плохими кормовыми и гнездовыми условиями, отсутствием четко выраженной ярусности и большой антропогенной нагрузкой.

3. Доминантными видами в садах являются лесной конек и грач.

4. Птицы в садах распределяются неравномерно. Это зависит, от возраста плодовых деревьев, породного состава, степени обработки междурядий.

5. Число видов, гнездящихся на земле в плодовых садах не велико и составляет—22,2%. Это связано с агротехнической обработкой почвы в садах, в следствие чего большинство гнездящихся на земле птиц не имеют условий, необходимых для маскировки гнезда и защиты его от врагов.

6.  Значительную долю занимают птицы, гнездящиеся недоступно—кронники и дуплогнездники—59,2%. По характеру пребывания по экологическим комплексам в плодовых садах значительная доля опушечного комплекса—28,5%.

7. Экологическая структура птичьего населения плодовых садов зависит от возраста, состава садов, сомкнутости кроны, степени обработки междурядий.

8. Наиболее плотно заселены птицами средневозрастные смешанные сады с междурядным залужением, с сомкнутостью крон 0,5-0,6.

9. В молодых садах с пропашными междурядьями преобладают наземногнездящиеся виды.

10. Дендрофильные кустарниковые виды начинают заселять сады с 7-10 летнего возраста и в садах 10-15 лет превосходят наземногнездящихс по численности.

11. В старых садах (20 лет) с полным залужением и 100% сомкнутостью крон птицы отмечены только в период кормления.


Библиографический список.

1. Александров В.Н., Землянухин А.И. Размещение и численность врановых птиц в городе Липецке //Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах. - Липецк, 1989, - Ч.-2. - С. 119-121.

2. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах - Ярославль: Академия развития. Академия К0, 1998. - 240с.

3. Беме Л.Б.,Кузнецов А.А. Птицы лесов и гор СССР. Полевой определитель. -М, 1966.-467с.

4. Благосклонов К.Н. Формирование и динамика фауны птиц большого города на примере Москвы //Пятая Межвузовская зоогеографическая конференция (Влияние антропогенных фактов на формирование зоогеографических комплексов). - Казань, 1970. - Ч.-2. - С. 83-86.

5. Боровицкая Г.К., Измайлов И.В. Изменение в структуре населения птиц под влиянием деятельности человека //География и экология наземных позвоночных, - Владимир, 1978. - Вып.З. - С. 23-27.

6. Бровкин Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии. Пособие для учителя. - 2-е изд. перераб. -, 1987. - 193с.

7. Будниченко А.С. Птицы искусственных лесонасаждений степного ландшафта и их питание. -1968. - 238с.

8. Бутьев В.Т. Структура и динамика населения птиц лесов центра Европейской территории СССР: Автореф. дис,...канд. биол. наук. - М.: 1977.-27с.

9. Владышевский Д.В. Птицы в антропогенных ландшафтах. - Новосибирск: Наука, 1975.-182с.

10.Водолажская Г.И., Рахимов И.И. Фауна наземных позвоночных урбанизированных ландшафтов Татарии (Птицы). - Казань, 1989. - 204с.

11.Воробьев Г.П. Численность и беогенная роль врановых птиц в экосистемах городов Центрального " Черноземья //Врановые птицы в естественных и антропогенных ландшафтах: Материалы II Всесоюзного совещания. - Липецк, 1989. - Ч.-З. - С. 66-67.

12.Ганя И.М. количественная характеристика орнитофауны садов Преднепровья Молдавии //Орнитология. - 1965.- №7. - С. 290-309.

13.География Тамбовской области. Учеб. пособие для уч-ся /Под ред. М.К. Снытко. - Воронеж: Центр.-Черн. кн. изд-во, 1985. - 95с.

14..Жизнь животных: В 7т. Т.5. Птицы /Под ред. Н.А. Гладкова. - М.: МГУ, 1975.-648с.

15.3ахлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977. -237с.

16.3ахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования /Предисл. И.Д. Зверева. - М.: Просвещение, 1981.- 165с.

17-Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. -172с.

18.Зиновьев В.И. Птицы лесной зоны Европейской части СССР. Врановые //Животный мир лесной зоны Европейской части СССР, его охрана и использование: Межвузовский тематический сборник научных трудов КГУ. - Казань, 1986. - С. 85-87.

19.Измайлов И.В. Птицы Витимского плоскогорья. - Улан-Уде: Бурятское кн. изд-во, 1967. 272с.

20.Козлова В.М. Исследовательская работа юных натуралистов //Биология в шк.-1998.-№5.-С. 48-53.

21.Кузякин А.П. Зоогеография СССР //Учебные записки МОПИ им. Крупской. -М., 1962. -Вып. I. -С. 3-182.

22.Лавров Н.П. Учебно-полевая практика по зоологии позвоночных с заданиями на межсессионный период. Пособие для студентов. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1974, - 136с.

23-Лиховид А.И. Изменение структуры населения гнездящихся птиц в пригородном лесу г. Ставрополя под воздействием антропогенных фактов // География и экология наземных позвоночных. - Владимир, 1978. -Вып.З.-С.42-45.

24.Луговой А.Е., Кяжин И.С.,Чаиркин А.С. Структура населения птиц островных лиственных лесов Присурья // География и экология наземных позвоночных. - Владимир, 1978. - Вып.З. - С. 45-47.

25.Луговой А.Е. Структура населения птиц хвойного леса Присурья // География и экология наземных позвоночных Нечерноземья (Птицы) -Владимир, 1981. - С. 49-52.

26.Майхрук М.И. Динамика населения птиц в городском ландшафте (на примере г. Саранска) // География и экология наземных позвоночных. -Владимир, 1972. - Вып. 1.-С. 25-28.

27.Мальчевский А.С. Орнитологические экскурсии. - Л.: Изд-во ЛГУ,1981. -312с.

28.Мамонтов Г.А. Процветающие вороновые //Биология (приложение к «1 сентябрю»).-2001.-№5.-С.12-13.

29.Миронов В.Н., Чернышев А.А. Фауна и население птиц агроценозов осколо-донецкого мелового ландшафта //Вопросы региональной экологии. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 1998. - С. 32-36.

30.Михайлов К.Е. Птицы в городе //Биология (приложение к «I сентябрю»). -2000.-№2.-С. 8-10.

31.Михеев А.В. Биология птиц. Полевой определитель птичьих гнезд. Пособие для студентов пединститутов и учителей средних школ. - М.: Топикал, 1996.-460с.

32.Наумов Н.П. Зоология позвоночных. - М.: Просвещение, 1963. - 293с.

33.Наумов Р. Л. Методика абсолютного учета птиц в гнездовой период на маршрутах //Зоолог, журнал 1965. -№1.-С. 81-92.

34.Несмешная Т.Г. Игры на занятиях по орнитологии //Биология в шк. -1996.-№!.-С. 68-72.

35-Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1964. - 256с.

Зб.Одум Ю. Основы экологии. Перев. с 3-го англ. изд. /Под ред. Н.П. Наумова. - М.: Мир, 1975. - 750с.

37.Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе: Учеб. пособие для студ. биол. фак. пед. вузов /В.М. Константинов, В.Т. Бутьев, Е.Н. Дерим-Оглу и др.; Под ред. В.М. Константинова, A.M. Михеева. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 157с.

38.Полякова А.Д. Весенне-летний состав птиц плодово- ягодных садов совхоза «Маяк» //Сборник работ кафедры зоологии. - Тамбов, 1968. –Вып..XXVI.-C. 178-185.

39.Полякова А.Д. Об условиях обитания птиц в садах //Материалы IV научной конференции зоологов пед. институтов. - Горький, 1970. - С. 377-378.

40.Природа Тамбовской области /Ред. Л.С. Осокин. - Тамбов: Тамбовская правда, 1955.- 128с.

41.Семаго Л.Л. Образование оседлой популяции большой синицы в Воронеже //VII Всесоюзная орнитологическая конференция: тезисы докладов. - Киев, 1977.-С. 82-83.

42.Строков В.В. Пернатые друзья лесов. Пособие для уч-ся. - 2-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1975. - 97с.

43. Строков В.В. Поселение птиц в городских зеленых насаждениях //Пятая Межвузовская зоогеографическая конференция (Влияние антропогенных фактов на формирование зоогеографических комплексов). - Казань, 1970. -Ч.-2.-С. 142-145.

44.Тамбовская область: Краткий краеведческий справочник (природа, история, население, культура, хозяйство). - Воронеж: Центр.-Черн. кн. изд-во, 1965.-272с.

45.Флинт В.Е., Беме Р.Л., Костин Ю.В., Кузнецов А.А. Птицы СССР /Под ред. Г. П. Дементьева. - М., 1968. - 603С.

46.Чельцов-Бебутов A.M. Опыт количественной оценки птичьего населения открытых ландшафтов // Орнитология. - 1958.- Вып.2. - С. 16-27.

47.Шептуховский М.В. О структуре населения птиц на участках смешанного леса различного возраста (Ивановская обл.) // География и экология наземных позвоночных Нечерноземья (Птицы) - Владимир, 1981. - С. 93-95.

48.Щеголев В.И. Численность и размещение птиц по биотопам в условиях Тамбовской области //Сборник работ кафедры зоологии. - Тамбов, 1968. –Вып. XXVI.-C. 144-166.

49.Щеголев В.И. Количественный учет птиц в лесной зоне //Методики исследования продуктивности и структуры видов птиц в пределах их ареалов/Отв. ред. Г.А. Носков. - Вильнюс, 1977.-С. 111-116.

50 Щеголев В.И. Население птиц Тамбовской области и его динамика // География и экология наземных позвоночных. - Владимир, 1978. - Вьш.З.-С. 109-111.

51.Щеголев В.И. Население птиц Тамбовской области и его динамика // География и экология наземных позвоночных Нечерноземья (Птицы) -Владимир, 1981.-С. 101-109.


Приложения:

 Садовая славка и ее потомство.


 

Полевой воробей может гнездится не только возле домов, но и в лесу, занимая ниши и полости в стволах деревьев.

 

Зяблик—один из самых многочисленных видов леса.

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.