Особенности правовой охраны труда несовершеннолетних — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности правовой охраны труда несовершеннолетних

2022-05-09 20
Особенности правовой охраны труда несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Молодёжь - наиболее динамичная часть общества, его будущее. Молодые люди трудятся практически во всех сферах общественного производства и культуры. В экономике республики, по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, в числе работающих доля молодёжи составляет 23% (из них 61,2% - рабочие, 38,8% - служащие). В промышленности занято 28% работающей молодежи, в сельском хозяйстве - 9%, в образовании, на предприятиях торговли и общественного питания - по 12%, в строительстве - почти 7% [36].

Новые экономические условия вызвали существенные сдвиги в возрасте молодёжи, поступающей на работу и нуждающейся в дополнительных организационно-правовых гарантиях, связанных с началом трудовой деятельности. Трудовая занятость несовершеннолетних становится одной из реалий наших дней. Поэтому исследование правового регулирования труда и охраны труда молодых работников в настоящее время может ограничиться лишь условиями труда лиц моложе 18 лет, а не охватывать более широкий круг лиц и вопросов, связанных с правовым регулированием труда молодёжи как особого субъекта трудового права.

Охрана труда несовершеннолетних охватывает различные стороны организации труда и в той или иной степени затрагивает практически все институты трудового права. Чтобы глубоко проанализировать правовое регулирование трудовых отношений с участием молодёжи, выявить особенности этого регулирования, определить эффективность действующего законодательства о труде и об охране труда несовершеннолетних и наметить пути его дальнейшего совершенствования, необходимо правильно определиться в вопросах разграничения подросткового и молодёжного труда. Практическая значимость такого подхода состоит в том, что низший возрастной рубеж означает достижение трудового совершеннолетия, т.е. возраста, с которого допускается приём на работу. Верхний возрастной показатель позволяет отграничить молодёжь от остальной части трудоспособного населения.

Говоря о молодёжи, следует отметить, что использование данного термина в науке трудового права влечёт за собой определённые разночтения, поскольку в эту группу членов общества включаются лица неодинакового возраста. Причём в различных отраслях науки и среди многих авторов исследований проблем молодёжи нет единой точки зрения по вопросу о возрастных границах молодёжной группы. Некоторые рассматривают термин "молодёжь" как собирательный, включая в него как несовершеннолетних, так и лиц более старшего возраста и применяют понятие "молодёжь" к юношам и девушкам в возрасте от 16 до 30 лет. Другие используют термин "молодёжь" вместо термина "несовершеннолетние" без изменения возрастных пределов [42, с.12].

На наш взгляд, наиболее правильной является точка зрения о том, что понятия "несовершеннолетние" и "молодёжь" соотносятся, т.е. "молодёжь" - это более общее, собирательное понятие, а "несовершеннолетние" - это его составная часть. В отношении верхней возрастной границы правового понятия "молодёжь" есть достаточно оснований полагать, что она не ограничивается 18-летним возрастом. Это объясняется тем, что термин "молодёжь" по трудовому праву связан не только с возрастными особенностями несовершеннолетних лиц, но и со спецификацией положения молодёжи в сфере трудовых отношений, обусловленной завершением профессионального образования, началом трудовой деятельности. Трудовой кодекс Республики Беларусь содержит главу под названием "Особенности регулирования труда молодёжи", и содержащиеся в ней правовые нормы регулируют труд не только несовершеннолетних работников, но и лиц старше 18 лет.

Что же касается мнения законодателя по вопросу возрастного критерия, то общие начала государственной молодёжной политики в Республике Беларусь к субъектам государственной молодёжной политики относят молодых граждан в возрасте от четырнадцати до тридцати одного года [43, ст.1]. Как видим, белорусским законодателем ограничивает как нижний так и верхний возрастной предел. В порядке сравнения можно отметить к молодёжи относят граждан Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет.

В законодательстве о труде Республики Беларусь относительно лиц до 18 лет существует множественность терминов: молодёжь, молодые работники, подростки, несовершеннолетние, лица моложе 18 лет. На наш взгляд, в интересах единообразного подхода к терминологии в нормативных актах должны использоваться общепринятые в науке и практике понятия. Правильно отмечает С.Ю. Головина, что "чем большее распространение имеет слово в обыденной жизни, тем меньше единства в понимании его содержания и роли в правовой норме. Поэтому понятия в трудовом праве в большей степени нуждаются в аутентичном толковании, позволяющем избежать двусмысленности, неоднозначности в понимании значения нормативного акта" [44, с.82].

Мы разделяем мнение А.А. Войтика, который полагает, что в качестве юридического термина для обозначения лиц, ещё не перешедших в разряд взрослых, должно использоваться понятие "несовершеннолетний" с конкретизацией принадлежности его к определённой возрастной группе: "несовершеннолетние до 15 лет", "несовершеннолетние от 15 до 18 лет" и т.п. [45, с.60]. Это будет способствовать более грамотному применению и толкованию норм законодательства.

Трудовое законодательство, обеспечивая равноправие всех работников в сфере трудовой деятельности, содержит целый ряд норм, учитывающих специфику труда подростков. Согласно Трудовому кодексу Республики Беларусь труд несовершеннолетних находится под охраной государства, а это значит, что использование такого труда строго ограничено. Прежде всего законодатель стремится защитить физически неокрепший и психически не вполне зрелый организм молодого человека от вредных производственных факторов, опасностей и рисков. Принимается во внимание также то обстоятельство, что подросткам должны создаваться условия для получения образования, профессиональной подготовки, культурного и духовного развития. Поэтому национальным трудовым законодательством установлен комплекс правовых норм по регулированию труда несовершеннолетних, образующих особую охрану их труда, которая защищает подростков от производственных вредностей и опасностей.

По мнению Зинченко Л. В, особая охрана труда несовершеннолетних - дополняющая либо ограничивающая общие правила охраны труда система специальных норм, которая позволяет несовершеннолетним безопасно для здоровья, духовного и нравственного развития трудиться и сочетать участие в общественном производстве с процессом обучения [34].

Поскольку охрана труда понимается как система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая различные мероприятия и средства, к особой охране труда несовершеннолетних следует отнести:

) установление минимального возраста для приёма на работу;

) запрещение применения труда лиц моложе 18 лет на тяжёлых работах и на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных и горных работах;

) установление предельных норм подъёма и перемещения тяжестей;

) обязательные медицинские осмотры.

Установление минимального возраста для приёма на работу или другими словами, необходимо чётко определить момент возникновения трудовой правосубъектности несовершеннолетних.

Наиболее теоретически правильным представляется мнение о правосубъектности как об определённом правовом свойстве субъекта права, органически сочетающем в себе такие качества, как правоспособность (т.е. способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности) и дееспособность (т.е. способность самостоятельно, своими личными действиями осуществлять свои права и обязанности). Нельзя обладать трудовой правоспособностью и не иметь возможности лично реализовать принадлежащие правоспособному лицу права и возложенные на него обязанности. Данную точку зрения поддерживают и белорусские учёные [10, с.102].

Возникновение трудовой правосубъектности по действующему законодательству связано прежде всего с достижением определённого возраста, установленного законом. В то же время возраст, с которого возможен приём работника на работу, это не только биологическая, но и общественная категория, по достижении какого возраста лицо может и должно включаться в процесс трудовой деятельности. Правильное решение вопроса о возрасте, по достижении которого у несовершеннолетних возникает трудовая правосубъективность, имеет исключительно важное юридическое значение.

Законодательство о труде закрепляет общее правило о минимальном возрасте, по достижении которого лицо может быть принято на работу по трудовому договору. ТК содержит две статьи, посвящённые данному вопросу: статья 21 и статья 272. Но если часть 1 статьи 272 имеет характер запрета: "не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет", то часть 1 статьи 21 гласит, что "заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет" [9].

В то же время данная норма имеет определённые оговорки. Речь идёт о снижении минимального возраста для приёма на работу. Так, часть 2 статьи 272 ТК предоставляет возможность заключать трудовой договор с лицами, достигшими 14 лет, но только с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) и для выполнения лёгкой работы.

На первый взгляд, если исходить из содержания статьи 272 ТК, устанавливающей общее правило о недопущении приёма на работу лиц моложе 16 лет и допускающей возможность поступления на работу лиц, достигших 14 лет, лишь для выполнения лёгкой работы и с письменного согласия одного из родителей, можно сделать вывод о возникновении трудовой правосубъектности с 16 лет.

На наш взгляд, логически верной представляется позиция тех учёных, которые связывают возникновение трудовой правосубъектности с более ранним возрастом, чем закреплённым общим правилом. Мы считаем, что трудовая правосубъектность граждан возникает с 14 лет исходя из следующего. Как известно, для заключения трудового договора с лицом, достигшим 14 лет, необходимо письменное согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей). Будет неточным придавать данному согласию значение правообразующего фактора, влияющего на возникновение трудовой правосубъектности. Наличие правосубъектности всегда обусловлено общей правовой нормой и не может быть поставлена в зависимость от конкретных действий того или иного лица. Обязательность согласия одного из родителей при решении вопроса о приёме на работу лица, достигшего 14-летнего возраста, означает, что для возникновения конкретного правоотношения с таким подростком необходим сложный состав, т.е. разрешение одного из родителей.

Применительно к подростку один из родителей, учитывая существенные обстоятельства, имеющие значение для решения данного вопроса, в одних случаях разрешит поступление 14-летнего подростка на работу, в других - нет. Более того, в отношении одного и того же несовершеннолетнего, вступающего в различные конкретные правоотношения, родителем могут быть приняты совершенно разные решения. Такие ситуации были бы невозможны, если бы согласие одного из родителей влияло на возникновение трудовой правосубъектности.

Таким образом, трудовая правосубъектность граждан возникает с 14 лет, но для лиц, не достигших 16-летнего возраста, существует особый порядок приёма на работу: помимо соглашения сторон необходимо письменное соглашение одного из родителей.

Данное согласие может быть выражено в виде заявления, обращённого к нанимателю, свидетельствующего о разрешении поступления подростка на работу. Согласие одного из родителей предполагает выяснение некоторых обстоятельств, влияющих на решение вопроса о приёме подростков на работу: характера будущей работы, её соответствия способностям и знаниям несовершеннолетнего.

Следует признать, что требование законодательства о необходимости согласия одного из родителей на приём подростка на работу - это определённая мера защиты прав и интересов несовершеннолетнего. Цель разрешения - предупредить поступление подростков на работу, противопоказанную их здоровью и другим интересам. Поэтому имеет смысл, чтобы один из родителей не только давал согласие на приём на работу, но и присутствовал при заключении трудового договора с несовершеннолетним, а его воля получала отражение в тексте трудового договора. По мнению Зинченко Л.В. при поступлении подростка на работу данное согласие должно проявляться в одобрении условий труда, на которых он будет работать. Это определяет целесообразность присутствия при заключении письменного трудового договора одного из родителей.

Поскольку одной из особенностей труда молодёжи считается то, что он не является основным занятием подростка, то следует обратить внимание на характер выполняемой работы. Закреплённое в статье 11 ТК право работника на здоровые и безопасные условия труда в трудовых правоотношениях несовершеннолетних выступает в качестве субъективного права льготные условия труда, обеспечивающие охрану здоровья и благоприятные условия для физического и умственного развития молодых работников. Поэтому работа должна быть лёгкой. Вместе с тем законодатель уточняет понятие лёгкой работы. Под ней понимается работа, которая не является вредной для здоровья и развития и не наносит ущёрба общеобразовательного учреждения и учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования [9, ст.272].

В целях охраны здоровья несовершеннолетних учащихся в возрасте от 14 до 16 лет и во исполнение статьи 272 ТК постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 утверждён перечень лёгких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, включающий в себя некоторые виды сельскохозяйственных и лесохозяйственных работ, работ по благоустройству города, а также разноску почтовой корреспонденции и выполнение освоенных в школьных мастерских видов работ [46]. Перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Наряду с требованием о том, что работа, к которой могут привлекаться лица, достигшие 14 лет, не должна быть вредной для здоровья и развития, часть 2 статьи 272 Трудового кодекса устанавливает ещё одно правило: работа не должна наносить ущерба посещаемости общеобразовательного учреждения и учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования. На наш взгляд, формулировка данного положения требует уточнения. Не вызывает сомнений тот факт, что работающий подросток в возрасте от 14 до 16 лет совмещает свою трудовую деятельность, которая не является его основным занятием, с обучением в учебном заведении. Следовательно, работа не должна никоим образом препятствовать процессу обучения, поскольку она второстепенна. Мы разделяем точку зрения М.Б. Беляева, который утверждает, что "для нормального социального развития и приобретения каких-либо перспектив в будущем детям и необходимо получать образование, для чего им требуется не только время для самообразования" [47, с.41]. В связи с этим в части 2 статьи 272 ТК предпочтительнее было бы предусмотреть, чтобы работа несовершеннолетнего "не нарушала процесс обучения" вместо "не наносила ущерба посещаемости", тем более что аналогичная формулировка содержится в части 2 статьи 21 ТК. Ввиду того что часть 2 статьи 272 практически дублирует содержание части 2 статьи 21, необходимо часть 2 статьи 272 привести в соответствие с частью 2 статьи 21.

Поэтому соглашаясь с позицией Зинченко Л.В. и принимая во внимание вышеизложенное, предлагаем дополнить редакцию части 2 статьи 272 Трудового кодекса Республики Беларусь и изложить её следующим образом:

"В присутствии и с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключён с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения лёгкой работы, которая:

)   не является вредной для его здоровья, нравственного и духовного развития;

2) не нарушает процесс обучения в общеобразовательном учреждении и учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического образования".

Также часть 2 статьи 21 Трудового кодекса надо дополнить и изложить в следующие редакции:

"В присутствии и с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключён с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения лёгкого труда, не причиняющего вреда здоровью, нравственному и духовному развитию и не нарушающего процесса обучения".

Запрещение применения труда лиц моложе 18 лет на некоторых видах работ заключается прежде всего в том, что законодателем установлен запрет на выполнение ими работ, причиняющих вред здоровью. Так, "запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжёлых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах" [9, ст.274].

Такое запрещение связано не с ограничением трудовых прав молодых работников, а с необходимостью устранить вредное воздействие отдельных видов производства на развивающийся подростковый организм. Оно является свидетельством повышенных гарантий охраны здоровья несовершеннолетних. Список работ на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утверждён постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 2 февраля 1995 г. № 13 [48]. Данный Список составлен с учётом факторов, которые могут неблагоприятно воздействовать на здоровье и физическое развитие подростков. К числу таких факторов относятся: значительное физическое напряжение (особенно при подъёме и перемещении тяжёлых деталей, изделий и других грузов); вынужденное ненормальное положение тела во время работы, способное привести к патологическим изменениям в молодом организме; вибрация от некоторых видов станков и механизмов; неблагоприятные метеорологические условия (повышенная влажность, высокая температура и т.п.), пыли, рентгеновских лучей, ионизирующих излучений и электромагнитных полей; значительное нервно-психическое напряжение и повышенная опасность травматизма, связанная с особенностями выполняемой работы.

В Списке приведено около полутора тысяч профессий и специальностей, объединённых по отраслям народного хозяйства. По этим профессиям применять труд подростков запрещается не вообще, а только на тех видах работ, которые приведены в соответствующих графах Списка, независимо от отрасли народного хозяйства.

Кроме того, в ныне действующем Списке работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, есть указания на те, которые способны нанести вред нравственности молодых работников, оказать отрицательное влияние на их психическое и моральное состояние. К таким работам можно отнести производство вина, спирта, ликёроводочной продукции и пива, убой скота, работу с трупными тканями, органами, кровью [48]. Вместе с тем в Трудовом кодексе Республики Беларусь в числе запрещённых для подростков работ, к сожалению, отсутствуют те, которые могут неблагоприятно воздействовать на формирование личности несовершеннолетнего.

При приёме на работу несовершеннолетних наниматель должен руководствоваться данным документом. Даже несмотря на личную просьбу подростка использовать его труд на запрещённых видах работ, наниматель не имеет права этого делать.

В порядке сравнения можно отметить, что в зарубежной практике как правило, отсутствуют конкретные перечни профессий, а определяются только условия и виды работ, представляющих опасность для здоровья, физического развития, морального состояния подростков или их безопасности, например в Германии документы, касающиеся применения и охраны труда несовершеннолетних, определяют виды труда, к которым не допускаются подростки. Среди них работы, связанные с опасностью для здоровья в связи с повышенным воздействием тепла, холода, шума, вибрации, радиации, ядов, едких и раздражающих веществ, работы, выполняемые с высокой интенсивностью. Для несовершеннолетних до 18 лет запрещаются работы, выполняемые с высокой интенсивностью. Для несовершеннолетних до 18 лет запрещаются работы, связанные с моральной опасностью, с риском возникновения аварий. Принятые во Франции документы наряду с более конкретными перечнями видов работ, на которых запрещён труд подростков, содержат также и перечни веществ, с которыми запрещены работа и профессиональное обучение лиц моложе 18 лет. В регламентах по труду несовершеннолетних в Швеции подчёркивается, что перечень работ, запрещённых для работы и профессионального обучения подростков, не считается полным и окончательным. В него могут быть включены и другие виды опасных работ. Такое заключение даётся специалистом по охране труда [49, с.8].

К числу специальных мероприятий, охраняющих право подростков на облегчённые условия труда, относится также запрещение подъёма и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы [9, ст.274].

Эти нормы играют двоякую роль: во-первых, они направлены на охрану здоровья лиц моложе 18 лет, а во-вторых, способствуют предоставлению молодым работникам более квалифицированной работы, обеспечивающей дальнейший производственный рост и закрепление несовершеннолетних на производстве.

Нормы предельно допустимых величин подъёма и перемещения тяжестей вручную подростками от 14 до 18 лет утверждены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь ль 13 октября 2010 № 134 [50]. Они дифференцируются в зависимости от пола и возраста несовершеннолетних, постоянной работы с подъёмом и перемещением тяжестей или чередованием её с другой работой, подъёма груза с пола или рабочей поверхности. При этом в массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки.

Нормы переноски и передвижения тяжестей для подростков базируются на выводах медицинской науки о том, что в подростковом возрасте происходит усиленный рост почти всех систем организма, в том числе формирование костно-мышечной системы. Такое положение объясняется следующим. При выполнении работ по переноске и передвижению тяжестей требуется большая затрата физической силы и использование подростков на работах, связанных исключительно с переноской и передвижением тяжестей, может причинить вред их здоровью.

Для лучшего использования этих преимуществ и сохранения здоровья подрастающего поколения при подборе работы необходимо учитывать некоторые анатомо-физиологические особенности организма несовершеннолетних и как следствие проводить обязательные медицинские осмотры.

Учитывая эти обстоятельства, законодатель предусматривает, что "все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру" [9, ст.275]. Так, в интересах охраны здоровья и жизни подростков законодательством о труде предусмотрены два вида медосмотра: предварительный и периодический (ежегодный).

К специфике заключения трудового договора с несовершеннолетними относится обязанность прохождения предварительного медосмотра, цель которого определить насколько избранная подростком работа соответствует его анатомо-физиологическим особенностям, какое воздействие в последующем может оказать данная работа на его организм. Данный медосмотр - способ проверки состояния здоровья лиц моложе 18 лет и выяснения их соответствия характеру и условиям будущей работы.

Вместе с тем если исходить из буквального толкования части 1 статьи 275 ТК, можно прийти к выводу о том, что для приёма на работу несовершеннолетнего необходимо и достаточно прохождения им предварительного медосмотра, т.е. законодатель не ставит в зависимость приёма на работу от результата медосмотра. Следовательно, необходимой предпосылкой для заключения трудового договора с подростком является сам факт прохождения медосмотра. Но ведь только при положительном медицинском заключении несовершеннолетний может быть принят на работу, что и имеет место на практике. Следовательно, называть одним из условий приёма на работу подростка прохождение предварительного медосмотра, не принимая во внимание его результаты, на наш взгляд, будет неверным.

Отметим, что действующим законодательством не установлено конкретное правило о необходимости медицинского осмотра несовершеннолетних при переводе на другую работу. Однако с учётом того, что целью медосмотра является установление соответствия здоровья подростка условиям работы и что каждая новая работа имеет свои особенности, на практике медосмотр несовершеннолетних производится обычно и при переводах на работу по другой профессии, специальности.

Поскольку организм подростков только формируется, то необходимо регулярно следить за состоянием их здоровья, контролировать, как влияет на их нормальное развитие работа на производстве. Исходя из этого, действующее законодательство не ограничивается требованием проверки здоровья несовершеннолетних в момент их поступления на работу, а обязывает в процессе применения их труда проводить периодические, не реже одного раза в год, медицинские осмотры лиц, не достигших 18 лет. Периодический медосмотр помогает комплексному изучению реакций подросткового организма на труд, исследованию физиологических сдвигов в процессе труда и разработке более конкретных мероприятий по санитарно-гигиеническому улучшению условий труда несовершеннолетних.

Периодический медицинский осмотр вызывает различные правовые последствия: при положительном заключении медицинских органов подросток продолжает работу; в необходимых случаях освобождается от работы и направляется на стационарное или санитарно-курортное лечение в зависимости от характера заболевания; при отрицательном заключении - когда состояние здоровья несовершеннолетнего не соответствует выполняемой работе - наниматель обязан перевести его на более лёгкую работу. Эти меры весьма эффективны по своим результатам, если они наступают своевременно. Поэтому вопрос о числе медосмотров должен решаться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Принимая во внимание вышеизложенное, предлагаем статью 275 Трудового кодекса Республики Беларусь изложить следующим образом:

"Статья 275. Медицинские осмотры лиц моложе восемнадцати лет.

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь при положительном заключении на предварительном медицинском осмотре и в дальнейшем, до достижения 18 лет, с целью осуществления систематического контроля за состоянием их здоровья и физического развития ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Лица моложе 18 лет при переводе также подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка".

Регулярно проводимые предварительные и периодические медосмотры несовершеннолетних обеспечивают возможность не только выявлять начальные формы заболеваний, но путём правильного трудоустройства подростков и своевременного применения профилактических мероприятий предупреждать их возникновение.

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

В особую охрану труда несовершеннолетних нами включены следующие мероприятия и средства:

) установление минимального возраста для приёма на работу;

) запрещение применения труда лиц моложе 18 лет на тяжёлых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных и горных работах;

) установление предельных норм подъёма и перемещения тяжестей;

) обязательные медицинские осмотры.

Поскольку согласие одного из родителей (усыновителей, попечителей) на заключение трудового договора с лицом, достигшим 14 лет, не играет роль правообразующего фактора, а выступает в качестве элемента сложного состава для возникновения конкретного трудового правоотношения, полагаем, что трудовая правосубъектность наступает с 14-летнего возраста.

В целях усиления охраны труда несовершеннолетних считаем необходимым заключать трудовой договор с лицом, достигшим 14 лет, не только с письменного согласия, но и в присутствии одного из родителей (усыновителей, попечителей).

Ввиду того что несовершеннолетние - это физически и духовно не окрепшая возрастная группа, которая находится в стадии формирования организма и психики, представляется целесообразным расширение перечня работ, на которых запрещён труд лиц моложе 18 лет. В числе таких работ те, которые способны отрицательно повлиять на психическое и моральное состояние подростков.



Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.