Блаженны плачущие, ибо они утешатся — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Блаженны плачущие, ибо они утешатся

2022-05-09 50
Блаженны плачущие, ибо они утешатся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Аналогичное «блаженство» в Евангелии от Луки: там речь идет о «плачущих», oi` klai,ontej: «Блаженны плачущие ныне, ибо вы воссмеетесь» [4] (Лк 6,21). Но в Евангелии от Матфея стоит совсем другое слово, вовсе не «плачущие», а «скорбящие», oi` penqou/ntej (в Синодальном переводе эта разница отсутствует, а в оригинале бросается в глаза). Точнее переводят другие переводчики. Например, епископ Кассиан: «Блаженны скорбящие, ибо они будут утешены». И снова обратим внимание на то, что, как и в случае первого «блаженства», Иисус Христос опирается на то же самое место из пророка Исаии

 

«Дух Господа Бога на Мне,

     ибо Господь помазал Меня

благовествовать нищим, …

     утешить всех скорбящих,

возвестить скорбящим на Сионе,

     что им вместо пепла дастся украшение,

вместо плача – елей радости …» (Ис 61,1-3)[5].

 

Мы видим, что Иисус Христос постоянно обращается к этому пророчеству, применяя его к Себе как к Помазаннику Духом. Прямой смысл этого слова – оплакивать, быть в трауре по умершему. Например, в греческом переводе Ветхого Завета это слово употреблено для передачи скорби Иакова, когда он считал, что его любимый сын Иосиф мертв (Быт 37,34). Так и здесь, у Исаии, посыпанные пеплом головы означают траур. Собственно, «нищие» Исаии мало чем отличаются от «скорбящих», «сокрушенных сердцем», «пленных», «узников» и так далее, то есть всех тех, кого Исаия перечисляет в одном ряду людей, надеющихся только на Бога, и которым посылается «благовестие» Духа о Царствии Божием.

Человек не может всерьез искать Царствия Божия и правды Божией, не испытывая вполне реальной боли от недолжного состояния мира и себя самого; только окончательный приход Царствия приносит конец этому трауру. Это скорбь о страданиях этого мира и вообще о мире, гибнущем в своем греховном и бессмысленном состоянии. Это и скорбь о собственном недостоинстве и о собственной греховности человека. Если вспомнить покаянный псалом, то «же1ртва бг=у ду1хъ сокруше1нъ: се1рдце сокруше1нно и3 смире1нно бг=ъ не У3ничижитъ» (Пс 50,19).

 

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Здесь цитируется 36 Псалом: «кроткие наследуют землю» (Пс 36,11) с добавлением «блаженны». Согласно пророку Захарии, отрывок из книги которого цитируется у Евангелиста Матфея (21,4-5), Сам Иисус входит в Иерусалим не как воинственный победитель, а как Царь «праведный и спасающий», «кроткий», то есть «смиренный».

 

«Ликуй от радости, дщерь Сиона,

     торжествуй, дщерь Иерусалима:

Се Царь твой грядет к тебе,

     праведный и спасающий,

кроткий, сидящий на ослице

     и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9,9).

 

«Кроткий» означает то же, что и «незлоби́вый», «скромный», «смиренный». Без скромности не может быть подлинной веры, ибо вера начинается с осознания своей слабости и потребности в Боге. Человек только тогда достигает подлинной зрелости, когда осознает, что без Бога он не сможет сделать ничего. В Новом Завете понятия кротости, скромности и смирения постоянно стоят в параллели друг к другу. Например, Сам Иисус Христос говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11,29) [6].

И вот тем, кто не мечтает о насильственном захвате земель, обещается наследование земли. В Нагорной проповеди «земля» – метафора Царства Небесного. Разумеется, речь идет не о земле Ханаана, как в Ветхом Завете, но именно о Царстве Небесном, которое в эсхатологической перспективе включает в себя обновленную и преображенную землю.

 

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

 

Здесь идет речь о духовном голоде и жажде, о требовании «правды». Правда – одно из ключевых в Библии и очень важное для Евангелия понятие: «Блаженны алчущие и жаждущие правды».

Об этом духовном голоде и жажде постоянно говорится в Ветхом Завете:

«Вот наступают дни, говорит Господь Бог,

     когда Я пошлю на землю голод,

Не голод хлеба, не жажду воды,

     но жажду слышания слов Г осподних» (Ам 8:11).

«Ибо Я напою душу утомленную и насыщу всякую душу скорбящую» (Иер 31:25).

«Жаждет душа моя

     к Богу крепкому, живому» (Пс 41:3).

«Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я;

     Тебя жаждет душа моя,

По Тебе томится плоть моя

      в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс 62:2).

«Он насытил душу жаждущую

     и душу алчущую исполнил благами» (Пс 106:9).

«Правда», или в другом переводе и в несколько смещенном значении «праведность» – идеал ветхозаветной набожности. Надо, конечно, различать между «правдой (праведностью) Божией» и «праведностью человеческой». Под «правдой Божией», что особенно ясно из посланий апостола Павла, имелась в виду верность Бога Своему творению, Своему Слову, Своему Завету. Бог праведен, и в этом нет и не может быть сомнений ни у кого. Если Бог сказал, то так и будет! Другой вопрос – когда и как это осуществится? Реализации правды, то есть верности Божией жаждала всякая душа. Апостол Павел в Послании к Римлянам торжественно провозглашает, что «ныне» эта жажда утолена, ибо в Евангелии «открывается правда Божия» (Рим 1:17). «Ныне… явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа» (Рим 3,21-22). Так у апостола Павла. Но во время земной жизни Иисуса Христа так сказать еще было невозможно, до Креста, до Воскресения, до Пятидесятницы!

Что касается праведности человеческой, то она тоже должна состоять в верности Завету, в верности воле Божией, выраженной – где? – не было сомнений, что воля Божия выражена в Законе Моисея. И вот фарисеи жили убеждением, что праведность достижима через пунктуальное следование Закону. Это очень образно показано в притче о праведном фарисее и грешном мытаре. Некоторые люди не сознавали, что есть праведность, которая выше их понимания, и без этой высшей праведности, как сказано в том же Послании к Римлянам, «Все под грехом, … нет праведного ни одного; … все совратились с пути» (Рим 3:9-12). Именно об этом говорил Иисус Христос – о высшей праведности, которая будет не внешним формальным следованием букве Закона, а сердечным следованием воле Божией, которая выше всякого Закона: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф 5:20). Блаженны те, кто алчет и жаждет высшей правды, а не правды низшей, законнической. Эта высшая правда открылась «независимо от З акона» (Рим 3:21) в Евангелии Креста и Воскресения. О нравственной позиции, соответствующей этой высшей правде и идет речь в Нагорной проповеди.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.