Игры и упражнения в хозяйственно-бытовой деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Игры и упражнения в хозяйственно-бытовой деятельности

2022-05-09 25
Игры и упражнения в хозяйственно-бытовой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уважаемые родители, не бойтесь вовлекать ребёнка в свои домашние дела. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье.

4. Открывать почтовый ящик ключом.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

9. Помогать перебирать крупу.

10. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

11. Вытирать пыль, ничего не упуская.

12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

13. Перелистывать страницы книги.

 

 

Занимайтесь больше с вашими детьми, ведь чем лучше работают ручки, тем больше будет почемучек.

Спасибо всем.

Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

1младшая группа Воспитатель

Цель:

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.

Задачи:

1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;

2. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;

3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками»;

4. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;

5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Участники: родители и воспитатели группы.

План проведения:

Подготовительный этап.

— Анкетирование родителей по теме: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №1)

-Оформление фотопрезентации по теме: «Использование нестандартного оборудования для занятий с детьми в группе по развитию мелкой моторики». (приложение №2)

-Оформление памяток для родителей:

- Список игр и упражнений с нетрадиционным материалом (приложение №3)

-Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук с использованием подручного материала. (приложение №4)

2. Основная часть:

Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей. Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики. Просмотр фотопрезентации игровой деятельности детей по развитию мелкой моторики. Обратная связь с родителями; Обсуждение домашнего задания для родителей; Вручение памяток по темам родительского собрания: «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук малышей с использованием подручного материала» и «Картотека пальчиковых игр».

3. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.

Сегодня мы затронем очень важную тему, которая непосредственно связана с развитием и полноценным становлением психологических функций детей – это развитие мелкой моторики.

Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной. Относительно мелкой моторики пальцев рук и кистей часто употребляют определение «ловкость». В сферу мелкой моторики входит большое количество разных движений: от самых не сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма непростых движений, таких, как рисовать и писать. В общем развитии ребенка мелкая моторика играет важную роль, и она развивается с рождения малыша. Сначала ребенок рассматривает свои ручки, а потом учится управлять ими. Сначала малыш берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она напрямую связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и нервной системой.

Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры находятся весьма близко друг к другу. Из-за этого если стимулировать моторные навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр. Вот почему для того, чтобы речь ребенка развивалась своевременно, нужно активно развивать мелкую моторику ребенка. Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.

От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.

Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Если родители хотят, чтобы мелкая моторика малыша развивалась быстрее и успешнее, они должны заниматься с ним развивающими играми, которые помогут совершенствованию мелкой моторики ребенка.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший результат.

. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься — это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы, лего, карандашии.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

-Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику? — Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать — откручиватьи т. д.; Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т. д.; Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т. д.; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.

Практически вы все знаете о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно их применять в работе.

Так же можно организовать работу из «подручных» нетрадиционных материалов, тех, которые нас окружают. Через игры и упражнения с нетрадиционным материалом ребёнок совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает произвольное внимание.

Наконец, данные игры помогают в решении воспитывающих задач: вырабатывают у ребёнка трудолюбие, сосредоточенность, настойчивость, выдержанность, развивают любознательность.

— Давайте познакомимся, чем же в свободной деятельности занимаемся с малышами мы (просмотр фотопрезентации приложение №2):

1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка, застёжки. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Хочу отметить, что если родители хотят, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, надо дать ребёнку возможность самому одеваться, застегиваться, застёгивать ботинки, туфельки. Ни в коем случае не делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, от этого будет результат.

2. «Прищепки» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета.

3.»Сенсорная клавиатура» - развиваем моторику рук, речь; учим цвета, формы; звукоподражание.

4.»Кто в яичке спрятался?» — развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

5. «Разноцветная полянка»- развитие мелкой моторики, закрепление цветового спектра, навыков счёта.

6. «Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль» — развиваем мелкую моторику рук, зрение. Из фасоли можно составлять разные рисунки, узоры.

7. «Моталочки» - развиваем мелкую моторику рук, быстроту движений.

8. «Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность, уверенность в себе.

9. «А ну-ка почитаем» — развиваем мелкую моторику рук, речь; знакомимся с окружающим миром.

10. «Подбери шарфик к шапочке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности.

11. «Разноцветные катушки» - развиваем умение действовать обеими руками, быстроту движений.

12.«Сухой бассейн» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета.

13. «Бусы для мамы»- развиваем мелкую моторику рук, развиваем умение действовать обеими руками, внимание.

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов — рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, карандашами, восковыми мелками. Хороши в нашем возрасте в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки — это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишек можно научить обводить свои ладошки, работать с трафаретами, раскрашивать их.

Потихоньку стараемся подружиться с пластилином — но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех. Используем приемы: отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков. Для детей это большой труд, поэтому во всех наших работах пальчикам детей всегда приходится потрудиться и мы все очень стараемся.

— Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие используете для этого игры и занятия?

3. Подведение итогов собрания.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

4 часть. Заключительная. Рефлексия.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.

Принятие решения собрания.

Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение №4), список игр и упражнений с нетрадиционным материалом.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.

ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)

 

2. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?

(нужное подчеркните)

Знаю. Смутно представляю. Не знаю.

3. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей, правильным? Почему? (нужное подчеркните)

Да, потому что …

Нет, потому что…

Затрудняюсь ответить.

5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

Получить полный текст

Знаю. Смутно представляю. Не знаю.

6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)

7. Имеются ли дома у Вас

- специальные пособия

- игры

- литература по данной теме?

(нужное подчеркните)

8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?

(нужное подчеркните)

— Шнуровки.

— Вкладыши.

— Кубики (пластмассовые или деревянные).

— Мелкий конструктор.

— Дидактические кубы.

— Мозаики.

— Пазлы, разрезные картинки.

— Пирамидки.

-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

— Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, (пуговицы, бусины, пробки)? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

11. Разрешаете ли Вы малышу играть в «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т. п.) (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).

13. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)

Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.

14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и просим принять участие в родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей младшего возраста», которое состоится 18 апреля в 17.00 час.

Задавайте вопросы. Вместе будем искать решение!

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!

Приложение

Список игр и упражнений с нетрадиционным материалом:

- Раскладывание крупы, макаронных изделий в ячейки, формочки.

- Завязывание узелков на шнурке, тесьме.

- Развязывание узелков (2 – 3).

- Нанизывание пуговиц на леску, шнурок.

- Закручивание и откручивание гаек с болта.

- Переливание воды из одного сосуда в другой.

- Извлечение бусин и пуговиц ложкой из ёмкости с водой.

- Наматывание ниток на катушку, разматывание.

- Сматывание ниток в клубок.

- Выкладывание изображений из мягкой проволоки или шнурков.

- Соединение и разъединение скрепок.

- Складывание крупы в трубочку из-под сока, фломастера.

- Катание орехов или каштанов в ладонях.

- Плетение косичек из шнурков.

- Наматывание проволоки на карандаш.

- Нанизывание гороха, ягод рябины на зубочистку.

- Выкладывание контуров предметов из семечек, крупы, фасоли, гороха.

- Скомкивание листа бумаги, его разглаживание, проведение пальцем по линиям комкания.

- Отщипывание небольших кусочков ваты, их комкание, катание.

- Катание маленького шарика двумя пальцами вокруг чего-либо (стопы, предмета, по телу и т. д.)

- Энергичное постукивание карандашом по обозначенным на листе точкам.

- Скольжение по листу бумаги скрепкой, фасолькой («Горные дороги»)

- Отстреливание пластмассового шарика щелчком («Пальчиковый бильярд»)

- Перебирание пальчиками натянутых «струн» (из резинок, нитей)

- Раскладывание пуговиц по цвету, размеру, составление из них различных изображений.

- Постукивание скрепкой, фасолькой по нарисованным на листе кружкам, овалам, волнистым линиям, зигзагам.

- Пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках.

- Чистка обуви щёткой.

- Откручивание и закручивание крышек на баночках, пузырьках и флаконах.

- Выкладывание фигур из зубочисток.

- Поиск спички, ключика, любой мелкой игрушки в спичечных коробках.

- Перевод стрелок часов, заведение механических часов.

- Игры с колёсиком.

- Игры с пипетками.

- Игры с ключами от замков.

- Вращение ручки детской швейной машинки.

- Надевание напёрстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди.

- Раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске.

- Подбрасывание и ловля крышек, пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов.

- Выкалывание изображения по контуру («Необычный узор»).

- «Разноцветный дождик» (подбрасывание и ловля крышек пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов)

«Весёлые щелчки» (пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках)

Использование нетрадиционного материала способствует развитию не только мелкой моторики, но и благотворно влияет на развитие умственных способностей детей, помогает решать учебные задачи.

Приложение

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по развитию мелкой моторики рук у малышей
с использованием подручного материала

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — победите свой соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа — и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.

«Смети, но не просыпь!»

Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Яркий или темный кант по краю совка поможет в этом: совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно — тогда на пол ничего не просыплется.

«Ну-ка, вылови»

Поставьте на поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — собрать губкой.

«Пересыпаем ложкой»

Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней. Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо наклонить чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его.

«Посыпаем дорожки»

Предложите ребенку посыпать «песком» (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их «щепоткой»), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками т. п.

Маленькие дети очень любят «запихивать» разные предметы в дырочки. Просто возьмите жестяную или пластмассовую банку с пластмассовой крышкой (от кофе, чипсов и т. д.) или картонную коробку. Проделайте в крышке отверстия (одно или несколько), соответствующие предметам для вкладывания и игрушка готова. Вкладышами могут служить: небольшие шарики, коробочки от «киндер-сюрпризов»; крупные и средние бусины, пуговицы, монетки; карандаши, крышки от старых фломастеров; фасолины, горошины; кубики, кирпичики, другие детали от строительного набора; детали любых конструкторов, детали от пирамидок; любые фигуры, вырезанные из пенеплена (туристический коврик).

Как только малыш освоил игрушку или она ему надоела — уберите ее. Сделайте новую игрушку — ее изготовление не отнимет у вас много времени. Чем больше разнообразных по форме и размеру предметов он будет проталкивать в отверстия, тем лучше. Желаем вам удачи!

Значение

развития мелкой моторики:

1. Повышают тонус коры головного мозга.

2. Развивают речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулируют развитие речи ребенка.

4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики

6. Развивают чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливают руку к письму.

8. Поднимают настроение ребенка.

Родительское собрание-практикум «Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики» сб., 14.03.2015

Цель:

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.

Задачи:

Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук.

Обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника.

Научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Подготовительная работа:

- Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.

- Изготовление приглашений на собрание для родителей.

- Организация выставки развивающих игр.

Оборудование:

- Плакаты с высказываниями:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский)

«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)

- Листы бумаги, пластилин, дощечки для лепки, стеки;

- Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;

- Мультимедийная установка для показа слайдов;

- Слайды с фотографиями играющих детей.

Участники: дети, воспитатели, родители.

Форма проведения: собрание-практикум.

Ход собрания

Организационная часть

Звучит спокойная музыка. Родители знакомятся с выставками и садятся за столы.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание!

Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

Пальцы.

Действительно, это пальцы.

Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

 

Основная часть

* – Очень часто мы, родители, спешим, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что ещё хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

▲ Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

▲ Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:

уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга;

в раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (▲ «Сорока»; не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.);

в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.169 с.