Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

2022-05-09 33
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пальчиковые игры

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Например,

Дождик, дождик

Кап, кап, кап

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Или еще:

Раз, два, три четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

2. Обязательно чередуйте три типа движений:

сжатие;

растяжение;

расслабление.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот только ел

От того и потолстел!

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет:

• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик).

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:

• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).

Например, упражнение "Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

"Зайка"

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

"Коза"

У козы торчат рога,

Может забодать она.

• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);

• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).

«Замок»

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

«Домик»

Тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук.

Молоточком я стучу, дом построить я хочу.

Строю я высокий дом, буду жить я в доме том.

"Шарик"

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).

Игры с прищепками.

Развивают координацию, мелкую моторику рук. Цель: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дожди к тучке, травку к земле и тому подобное).

Пуговицы – открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и величине. Развивают у детей репродуктивное и творческое воображение, память, творческие способности, зрительно - моторную координацию, глазомер, речь, мелкие движения рук.

Шнуровки - развивают мелкую моторику рук, пространственное ориентирование, творческие способности, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева», развитию речи.

Бусы

Даже одевание фигурок на шнурок можно превратить в игру. Покормить в начале фруктами любимую игрушку, а потом сделать великолепное украшение на шейку.

Игры с крупами

Очень полезны для развития мелкой моторики игры с крупами. Для игр подойдут горох, чечевица, фасоль разных видов, манка и др. Как играть: Дайте ребенку различные ложечки, вилку, стаканчики, баночки, тарелочки. Пусть он:

Пересыпает ложкой горох из одного тазика в другой.

Попробует сделать это вилкой. Объясните ему, почему у него не получилось.

Пересыпает горох стаканчиком, пластиковой бутылочкой (можно взять из под йогурта).

Насыпает горох в бутылочку с узким горлышком.

Насыпает крупу в стаканчик через воронку.

Попробует насыпать горох в глубокую и плоскую (можно взять игрушечную) тарелку.

Попросите его накормить ваших животных -собачке насыпать в глубокую тарелку, а поросёнку -в мелкую.

Попросите насыпать котенку в миску жёлтого цвета, а цыплёнку синего и т. п.

Пересыпает и насыпает горох в ёмкости рукой.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактур.

Эти игры:

• развивают мелкую моторику рук;

• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;

• формируют навыки шнуровки;

• способствуют развитию речи;

• развивают творческие способности;

• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски»).

2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

 

 

Сценарий родительского собрания для родителей воспитанников группы раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?"

Цель: предоставить информацию родителям для понимания необходимости развития мелкой моторики рук ребенка.
Задачи:
1) обогатить опыт родителей по теме собрания;
2) расширить представления о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
3) вызвать желание у родителей развивать у своего ребенка мелкую моторику рук;
4) познакомить родителей с пособиями по развитию мелкой моторики рук через просмотр видеофильма "Занятия по Монтессори: 5 идей";

 

5) привлечение родителей к творческому упражнению "Представление семьи";
6) укрепить сотрудничество семей и педагогического коллектива.
Участники:
1) воспитатели группы;
2) родители воспитанников.
Место проведения: музыкальный зал.
Материал:
1. мультимедийный проектор;
2. презентация "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка";
3. видеофильм "Занятия по Монтессори: 5 идей";
4. буклеты на каждого родителя "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка";
5. соль;
6. одноразовые тарелочки;
7. акварельные краски;
8. кисти №3;
9. стаканчики для воды;
10. вода;
11. влажные салфетки.
12. MP3 Marc Enfroy - A Good Heart

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.
Звучит нежная музыка(MP3 Marc Enfroy - A Good Heart), в зал входят родители и рассаживаются за круглые.
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы очень рады приветствовать Вас сегодня на нашей встрече.
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушку.
Вот такие "пять" да "пять",

II. Основная часть

Действительно, это пальцы. И сегодня мы им посвятив нашу встречу, тема которой: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?"
Первый вопрос нашей встречи - Что?
Как Вы думаете - что такое мелкая моторика рук?
Мелкая моторика рук - это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук, направленных на выполнение точных мелких движений.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо вести с самого раннего детства. вашему вниманию предлагаю посмотреть видефильм "Занятия по Монтессори: 5 идей".

 


Посмотрев видео я думаю теперь у вас возник второй вопрос - Зачем?
Как Вы думаете зачем и почему важно развивать мелкую моторику рук у детей с раннего возраста?
Вы правы!
Отечественными учеными было доказано, что существует связь между головным мозгом и движениями пальцев рук.
В коре головного мозга находятся различные центры отвечающие за работу каждого органа человека.
И дело в том, что центр отвечающий за действия кистей и пальцев рук находятся по соседству с центром ответственным за речевое развитие.

 


Стимулирование одного из этих центров, а именно центра отвечающего за мелкую моторику рук приводит к активности речевого центра.
Следовательно, развивая работу и скоординированность движений пальцев и кистей рук, мы выполняем решение еще одной задачи - развиваем речь нашего ребенка.
Развитие мелкой моторики рук ребенка должно быть систематичным, а не хаотичным - иначе мы не увидим результата.
Системность заключается в следующем:
• в младенческом возрасте, исходя из того, что ребенок только начинает постигать двигательные навыки - мы можем выполнять массаж пальчиков и кистей рук, воздействуя через активные точки на кору головного мозга;
• в раннем и младшем дошкольном возрасте - важно выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока", Ладушки", Капуста" и др.), а также не забываем о выполнении основной задачи данного возраста - развитие навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнурование ботинок и другое.
Так же важно не забывать о том, что развивать ребенка возможно в игровой форме.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук мы должны замаскировать в игру так, чтобы ребенок заинтересовался. В этот момент не забывайте хвалить его, создавая тем самым ситуацию успеха.
Предлагаю погрузиться в мир беззаботного детства.
Закроем глаза и вспомним положительные моменты совместного времяпрепровождения с семьей.(пауза)
А теперь красками раскрасьте соль в Ваших тарелочках.
(Родители рисуют красками на соли)

 


Теперь расскажите, пожалуйста, что Вы рисовали и какие ощущения при этом у Вас присутствовали?
Этим упражнением мы с Вами развивали и мелкую моторику рук и речь.
А главное как это восприняли? Как игру или как занятие с какими-либо рамками?
Вот незаметно мы подошли к третьему вопросу - Каким образом?
Сообщение "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка" с подкреплением слайдов презентации.
Существуют способы развития мелкой моторики рук, которые можно без труда использовать для игры с ребенком в домашних условиях.


1. Способ - нанизывание.
Нанизывать можно все что угодно (пуговицы, бусы, макароны, кусочки бумаги, сухие листья, сухие ягоды рябины) и на что угодно (палочки, трубочки, шнурок, нить).
2. Способ - рисование.
Рисуем пальчиками, кистью, карандашом, песком, крупой, пластилином, зубной пастой, нитью, шерстью.
3. Способ - сортирование.
Сортируем предметы используя крупы, предметы с разными формами, поверхностью, наполнением.
4. Способ - ощупывание.
Ощупываем мешочки с разными крупами, предметы с различной текстурой и другое.
5. Способ - поиски.
В ёмкости размещаем основную массу однородного наполнителя - крупа, песок, шары и др. В нее помещаем предмет - ребенок ищет руками предмет, спрятанный на дне.
6. Способ - лепка.
Лепим из теста, пластилина, бумаги, глины.
7. Способ - игры с отработанным материалом.
Используются обрывки бумаги, контейнеры после яиц, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
8. Способ - отщипывание.
Отщипываем от куска пластилина, от листа бумаги, от комочка шерсти.
9. Способ - расплющивания, размазывания.
Размазываем пластилин по доске, расплющиваем тесто между пальцами.
10. Способ -наматывание.
Наматываем ленты, нити на палочки, шпульки, мячи...
11. Способ - проталкивание.
Проталкиваем предметы в отверстия - копилка, покорми животного и другие.
12. Способ - игра с пальчиками.
Используются пальчиковые игры, пальчиковый театр.
13. Способ - массаж.
Массаж с использованием подручных материалов, игры.


III. Заключительная часть
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут. Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры. С раннего возраста мы обязаны заложить ребенку то, что поможет ему развиваться дальше.
Благодарим всех присутствующих за активное участие в проведении собрания. Желаем всем успехов в воспитании детей.
(Родителям вручаются буклеты "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка")

 

Родительское собрание

Игра с мячиками

Массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладожке, столу, коврику)

С гладким мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

С мячиком ёжиком.

Маленький колючий ёж

До чего же ты хорош (катаем мячик ёжик по лодожке правой рукой)

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки (катаем мячик по лодожке левой рукой).

 

Пассивная гимнастика (массаж) (проводится индивидуально с детками)

Массаж выполняется одной рукой, другая рука придерживает массируемую конечность. Продолжительность массажа 3-5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

поглаживание: совершается в разных направлениях.

растирание: отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее).

сгибание-разгибание пальцев: пальцы изначально сжаты в кулак; каждый палец по-очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Спасибо всем.

Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования»

1младшая группа Воспитатель

Цель:

Обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни.

Задачи:

1. Обогатить опыт родителей по теме собрания;

2. Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;

3. Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми из серии «Расскажи стихи руками»;

4. Познакомить родителей с играми по развитию мелкой моторики рук в группе, через просмотр презентации;

5. Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива.

Участники: родители и воспитатели группы.

План проведения:

Подготовительный этап.

— Анкетирование родителей по теме: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?» (приложение №1)

-Оформление фотопрезентации по теме: «Использование нестандартного оборудования для занятий с детьми в группе по развитию мелкой моторики». (приложение №2)

-Оформление памяток для родителей:

- Список игр и упражнений с нетрадиционным материалом (приложение №3)

-Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук с использованием подручного материала. (приложение №4)

2. Основная часть:

Знакомство родителей с развитием мелкой моторики у малышей. Применение нестандартного оборудования для игр в группе для развития мелкой моторики. Просмотр фотопрезентации игровой деятельности детей по развитию мелкой моторики. Обратная связь с родителями; Обсуждение домашнего задания для родителей; Вручение памяток по темам родительского собрания: «Практические рекомендации родителям по развитию мелкой моторики рук малышей с использованием подручного материала» и «Картотека пальчиковых игр».

3. Подведение итогов собрания.

Ход мероприятия:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы нашей анкеты и пришли на родительское собрание.

Сегодня мы затронем очень важную тему, которая непосредственно связана с развитием и полноценным становлением психологических функций детей – это развитие мелкой моторики.

Мелкой моторикой называется способность детей выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук в результате скоординированности действий самых важных систем: костной, мышечной и нервной. Относительно мелкой моторики пальцев рук и кистей часто употребляют определение «ловкость». В сферу мелкой моторики входит большое количество разных движений: от самых не сложных жестов, таких, как захват игрушки, до весьма непростых движений, таких, как рисовать и писать. В общем развитии ребенка мелкая моторика играет важную роль, и она развивается с рождения малыша. Сначала ребенок рассматривает свои ручки, а потом учится управлять ими. Сначала малыш берет предмет всей своей ладонью, а потом лишь двумя пальцами (указательным и большим). А уже потом ребенок учится держать правильно кисть, карандаш, ложку. Мелкая моторика имеет очень важную особенность - она напрямую связана с восприятием ребенка, памятью, вниманием, зрением и нервной системой.

Этому есть объяснение: в головном мозге моторный и речевой центры находятся весьма близко друг к другу. Из-за этого если стимулировать моторные навыки пальцев рук, начнет активизироваться речевой центр. Вот почему для того, чтобы речь ребенка развивалась своевременно, нужно активно развивать мелкую моторику ребенка. Мелкая моторика влияет непосредственно на развитие ловкости рук, на дальнейшее формирование почерка и на скорости реакций ребенка.

От того, насколько у ребенка развита мелкая моторика, зависит в дальнейшем его подготовленность к обучению в школе. Если мелкая моторика у ребенка в порядке, то он способен рассуждать и мыслить логически, обладает связной речью, хорошей памятью, воображением и вниманием, умеет концентрироваться, готов к обучению письму.

Развитие мелкой моторики - это постепенный процесс, он индивидуален для каждого малыша и у каждого ребенка проходит по-разному. В начале жизненного пути движения детей негармоничные, неумелы и неловкие, но со временем мелкая моторика ребенка развивается, и он приобретает различные полезные навыки и умения. Если родители хотят, чтобы мелкая моторика малыша развивалась быстрее и успешнее, они должны заниматься с ним развивающими играми, которые помогут совершенствованию мелкой моторики ребенка.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший результат.

. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук.

И мы в нашей группе в свободной деятельности детей большое внимание уделяем развитию мелкой моторики рук. В группе есть много различных развивающих пособий, все вы их можете видеть в нашем уголке дидактических игр, дети могут взять их в любое время и заниматься — это различного вида вкладыши, пирамидки, мозаики, кубики, пазлы, лего, карандашии.

Но сегодня нам бы хотелось поговорить о нестандартных пособиях и играх и их применении в нашей работе при развитии мелкой моторики рук.

-Уважаемые родители, что на ваш взгляд может развивать мелкую моторику? — Ответы родителей.

Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых); Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать — наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия, закручивать — откручиватьи т. д.; Рисование карандашом, фломастером, кистью, пальчиком, ладошкой и т. д.; Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц и т. д.; Одевание и раздевание игрушек; Лепка из пластилина и теста.

Практически вы все знаете о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно их применять в работе.

Так же можно организовать работу из «подручных» нетрадиционных материалов, тех, которые нас окружают. Через игры и упражнения с нетрадиционным материалом ребёнок совершенствует зрительно-моторную координацию, развивает произвольное внимание.

Наконец, данные игры помогают в решении воспитывающих задач: вырабатывают у ребёнка трудолюбие, сосредоточенность, настойчивость, выдержанность, развивают любознательность.

— Давайте познакомимся, чем же в свободной деятельности занимаемся с малышами мы (просмотр фотопрезентации приложение №2):

1. Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка, застёжки. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Хочу отметить, что если родители хотят, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, надо дать ребёнку возможность самому одеваться, застегиваться, застёгивать ботинки, туфельки. Ни в коем случае не делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, от этого будет результат.

2. «Прищепки» — развиваем мелкую моторику рук, глазомер, речь; учим основные цвета.

3.»Сенсорная клавиатура» - развиваем моторику рук, речь; учим цвета, формы; звукоподражание.

4.»Кто в яичке спрятался?» — развиваем моторику рук, речь, познавательные способности;

5. «Разноцветная полянка»- развитие мелкой моторики, закрепление цветового спектра, навыков счёта.

6. «Перебираем и раскладываем красную и белую фасоль» — развиваем мелкую моторику рук, зрение. Из фасоли можно составлять разные рисунки, узоры.

7. «Моталочки» - развиваем мелкую моторику рук, быстроту движений.

8. «Рисование на манке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, творческие способности, аккуратность, уверенность в себе.

9. «А ну-ка почитаем» — развиваем мелкую моторику рук, речь; знакомимся с окружающим миром.

10. «Подбери шарфик к шапочке» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности.

11. «Разноцветные катушки» - развиваем умение действовать обеими руками, быстроту движений.

12.«Сухой бассейн» — развиваем мелкую моторику рук, речь, познавательные способности; закрепляем цвета.

13. «Бусы для мамы»- развиваем мелкую моторику рук, развиваем умение действовать обеими руками, внимание.

Развитию мелкой моторики рук очень хорошо способствует художественная деятельность детей. Мы стараемся использовать в работе много различных творческих приемов — рисуем пальчиком, ватными палочками, кисточками, карандашами, восковыми мелками. Хороши в нашем возрасте в рисовании восковые мелки, причем когда они ломаются на маленькие кусочки — это тоже польза для пальчиков и не торопитесь их выбрасывать, ребенку приходится брать их щепоткой, при этом формируется правильный пальчиковый захват карандаша, ручки.

Детишек можно научить обводить свои ладошки, работать с трафаретами, раскрашивать их.

Потихоньку стараемся подружиться с пластилином — но задача пока сложная, руки у детей слабые, но желание работать с пластилином есть у всех. Используем приемы: отщипывание маленьких кусочков от большого, раскатывание столбиков и шариков. Для детей это большой труд, поэтому во всех наших работах пальчикам детей всегда приходится потрудиться и мы все очень стараемся.

— Уважаемые родители, а как вы пытаетесь дома развивать мелкую моторику, какие используете для этого игры и занятия?

3. Подведение итогов собрания.

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

4 часть. Заключительная. Рефлексия.
К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с нашей общей помощью таких трудностей удастся избежать.

Принятие решения собрания.

Вручение памяток по развитию мелкой моторики рук (приложение №4), список игр и упражнений с нетрадиционным материалом.

Приложение

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вот и стал Ваш ребенок воспитанником детского сада. Он посещает наше дошкольное учреждение, где ему приходится на некоторое время оставаться без Вас. Мы хотим помогать малышу в Ваше отсутствие шагать по тропинке развития. А для этого нам необходимо лучше узнать и понять Вашего малыша. Поэтому просим Вас ответить на некоторые вопросы в рамках темы «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?».

Ваши ответы помогут нам сориентироваться в том, чем мы сможем помочь Вам и Вашему малышу.

ФИО заполняющего анкету (заполняется по желанию)

 

2. Знаете ли Вы, что значит развивать мелкую моторику рук детей?

(нужное подчеркните)

Знаю. Смутно представляю. Не знаю.

3. Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей, правильным? Почему? (нужное подчеркните)

Да, потому что …

Нет, потому что…

Затрудняюсь ответить.

5. Знаете ли Вы как это делать? (нужное подчеркните)

Получить полный текст

Знаю. Смутно представляю. Не знаю.

6. Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (перечислите)

7. Имеются ли дома у Вас

- специальные пособия

- игры

- литература по данной теме?

(нужное подчеркните)

8. Что из ниже перечисленного есть в арсенале Вашего малыша?

(нужное подчеркните)

— Шнуровки.

— Вкладыши.

— Кубики (пластмассовые или деревянные).

— Мелкий конструктор.

— Дидактические кубы.

— Мозаики.

— Пазлы, разрезные картинки.

— Пирамидки.

-Дидактические игрушки с застегивающимися, завязывающимися и прилипающими элементами («молнией», пуговицами, шнуровками, кнопками, «липучками»).

— Специальная детская литература с пальчиковыми играми.

9. Доступно ли малышу в самостоятельной деятельности манипулирование с пустыми пластмассовыми флаконами, пузырьками? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

10. Имеется ли у ребенка возможность играть с мелкими предметами, (пуговицы, бусины, пробки)? (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

11. Разрешаете ли Вы малышу играть в «игры на кухне» (перебирание и пересыпание круп, «возня» с тестом и т. п.) (нужное подчеркните)

Да. Иногда. Нет.

12. Какие развивающие игры предпочитаете покупать малышу Вы? (перечислите).

13. Укажите ведущую руку Вашего малыша (нужное подчеркните)

Правая. Левая. Обе. Затрудняюсь ответить.

14. Мы будем рады, если Вы поделитесь с нами Вашим опытом и просим принять участие в родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования у детей младшего возраста», которое состоится 18 апреля в 17.00 час.

Задавайте вопросы. Вместе будем искать решение!

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы Вы понимали, что ни один, даже самый замечательный детский сад, не может сделать для Ваших детей всё. Детский сад призван помочь Вам, а не заменить Вас. Без Вашей помощи просто нельзя.

Спасибо за уделенное нам внимание. Надеемся на взаимопонимание!

Приложение

Список игр и упражнений с нетрадиционным материалом:

- Раскладывание крупы, макаронных изделий в ячейки, формочки.

- Завязывание узелков на шнурке, тесьме.

- Развязывание узелков (2 – 3).

- Нанизывание пуговиц на леску, шнурок.

- Закручивание и откручивание гаек с болта.

- Переливание воды из одного сосуда в другой.

- Извлечение бусин и пуговиц ложкой из ёмкости с водой.

- Наматывание ниток на катушку, разматывание.

- Сматывание ниток в клубок.

- Выкладывание изображений из мягкой проволоки или шнурков.

- Соединение и разъединение скрепок.

- Складывание крупы в трубочку из-под сока, фломастера.

- Катание орехов или каштанов в ладонях.

- Плетение косичек из шнурков.

- Наматывание проволоки на карандаш.

- Нанизывание гороха, ягод рябины на зубочистку.

- Выкладывание контуров предметов из семечек, крупы, фасоли, гороха.

- Скомкивание листа бумаги, его разглаживание, проведение пальцем по линиям комкания.

- Отщипывание небольших кусочков ваты, их комкание, катание.

- Катание маленького шарика двумя пальцами вокруг чего-либо (стопы, предмета, по телу и т. д.)

- Энергичное постукивание карандашом по обозначенным на листе точкам.

- Скольжение по листу бумаги скрепкой, фасолькой («Горные дороги»)

- Отстреливание пластмассового шарика щелчком («Пальчиковый бильярд»)

- Перебирание пальчиками натянутых «струн» (из резинок, нитей)

- Раскладывание пуговиц по цвету, размеру, составление из них различных изображений.

- Постукивание скрепкой, фасолькой по нарисованным на листе кружкам, овалам, волнистым линиям, зигзагам.

- Пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках.

- Чистка обуви щёткой.

- Откручивание и закручивание крышек на баночках, пузырьках и флаконах.

- Выкладывание фигур из зубочисток.

- Поиск спички, ключика, любой мелкой игрушки в спичечных коробках.

- Перевод стрелок часов, заведение механических часов.

- Игры с колёсиком.

- Игры с пипетками.

- Игры с ключами от замков.

- Вращение ручки детской швейной машинки.

- Надевание напёрстка, пробочек от флаконов на каждый пальчик по очереди.

- Раскладывание пластмассовых пробок, крышек на шахматной доске, их передвижение по доске.

- Подбрасывание и ловля крышек, пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов.

- Выкалывание изображения по контуру («Необычный узор»).

- «Разноцветный дождик» (подбрасывание и ловля крышек пробок от пластмассовых бутылок и других мелких предметов)

«Весёлые щелчки» (пощёлкивание кнопочками на полиэтиленовых упаковках)

Использование нетрадиционного материала способствует развитию не только мелкой моторики, но и благотворно влияет на развитие умственных способностей детей, помогает решать учебные задачи.

Приложение

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
по развитию мелкой моторики рук у малышей
с использованием подручного материала

«Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: «Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое — все зеленые». Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца — этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

«Волшебное сито»

Скажите: «В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе поможет сито!» Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом — рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

«Лепим колобки, колбаски и блинчики»

Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать «колобки» (скатывать шарики), «колбаски» и «блинчики». Потом из этих «заготовок» можно «собрать» фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — победите свой соблазн лепить вместо него.

«Открой и закрой»

Придумайте игру: например, малыш может быть врачом, у которого много баночек с лекарствами. Поставьте перед ребенком несколько маленьких баночек с закрытыми крышками (банки должны отличаться размером и формой). Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки.

«Была лужа — и нет ее»

Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на подно


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.182 с.