Благодатная Дева Мария и посвященная жизнь — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Благодатная Дева Мария и посвященная жизнь

2022-05-09 20
Благодатная Дева Мария и посвященная жизнь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

103. Посвященная жизнь в Церкви

1. На протяжении довольно долгого времени в наших катехетических размышлениях на тему учения о Церкви мы неоднократно обращались к образу Церкви как «народа священников», то есть состоящего из лиц, участвующих во священстве Христа - состоянии посвященности Богу, а также исполнения совершенного и завершающего культа, который Он воздает Отцу от имени всего человечества. Так происходит в силу благодати крещения, включающей верующего в Мистическое Тело Христово и предназначающей его - почти ex officio и, можно сказать, способом, характерным для правового института, - для воссоздания в себе духовных черт Священника и Жертвы (Sacerdos et Hostia), свойственных Главе (ср. св. Фома, Summa Theol., III, q. 63, a. 3 in c. и ad 2; a. 6).

Каждое последующее таинство - особенно Миропомазание - совершенствует это духовное состояние верующего, а Таинство Священства наделяет верующего и действенной силой для того, чтобы служить орудием Христа в проповедовании слова, возобновлении жертвы креста и отпущении грехов.

2. Желая полнее изложить проблему освящения Народа Божьего, обратимся теперь к следующему, основному, разделу учения о Церкви, которому в наше время с теологической и духовной точки зрения придается все большее значение. Речь идет о посвященной жизни, на которую решаются многие ученики Христа, видя в ней особенно возвышенную, богатую и исполненную огромных усилий форму осуществления тех требований, которые воспоследовали из крещения, на пути необыкновенной любви, которой сопутствует стремление к совершенству и святости.

II Второй Ватиканский Собор, продолжая теологические и духовные традиции двух тысячелетий христианства, подчеркнул ценность посвященной жизни, которая - согласно евангельским требованиям - конкретизируется «в евангельских советах посвященного Богу целомудрии, нищеты и послушании» (ср. Lumen gentium, 43). Церковь относится к этому явлению как к непосредственному отклику на независимое действие Святого Духа, который изначально призывает многих самоотверженных духом людей, жаждущих достичь совершенства, целиком посвятить себя благу всего Тела Христова (см. там же).

3. Таков индивидуальный опыт, который всегда существовал и которым богата Церковь и в наше время. Однако, начиная с первых веков христианства, отмечается и стремление отдельных верующих, которые лично - можно сказать «частным образом» - следуют евангельским советам, добиться официального одобрения со стороны Церкви, и это касается как живущих в одиночестве пустынников, так и, все чаще, монастырских общин и монашеских семей, желающих достичь таких целей посвященной жизни, как постоянство места, более основательная вероучительная подготовка, послушание, взаимопомощь и все более сильная взаимная любовь.

Итак, начиная с первых веков и до наших дней, в дивном разнообразии возникают монашеские общины, в которых открывается «многообразная премудрость Божия» (ср. Perfectae caritatis, 1) и проявляется необычайная жизненность Церкви, сохраняющей единство Тела Христа, согласно словам св. апостола Павла: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор 12, 4). Дух ниспосылает свои дары во многих разнообразных формах, чтобы обогатить ими единую Церковь, которая в своей многоцветной красоте являет в истории «неисследимое богатство Христово» (Еф 3, 8), подобно тому, как все творение являет «во множестве форм и каждой отдельной части» (multipliciter et divisim), как пишет св. Фома (Summa Theol., I, q. 47, a. 1), то, что в Боге существует как абсолютное единство.

4. В любом случае речь всегда идет о «даре Божьем», едином по своей сути, хотя и проявляющемся в разнородности и разнообразии духовных даров, или харизм, ниспосланных отдельным людям и общинам (ср. Summa Theol., II-II, q. 103, a. 2). Ибо харизмы могут быть индивидуальные или коллективные. Индивидуальные харизмы рассеяны по всей Церкви, и столь же различны их формы, как отличны друг от друга люди, поэтому их трудно каталогизировать, и каждый раз необходимо, чтобы Церковь ознакомилась с ними. Коллективные харизмы, как правило, получают мужчины и женщины, призванием которых является основание каких-либо церковных образований, в особенности монашеских институтов. Они сформированы силою благодатей своего основателя, живут и действуют под их влиянием, а если остаются им верны, получают новые дары и харизмы для отдельных членов и для всей общины. Тогда община может открывать новые формы деятельности, отвечающие требованиям времени и места, не нарушая непрерывности и направления развития, указанного основателем, или с легкостью восстанавливая свою идентичность и динамизм.

Собор утверждает, что «Церковь охотно принимала и одобряла своей властью» монашеские семьи (Perfectae caritatis, 1). Так происходило в силу особого отношения Церкви к харизмам, принимая во внимание, что она специально призвана «Духа не угашать, но все испытывать и доброго держаться (ср. 1 Фес 5, 12 и 19-21)» (Lumen gentium, 12). Таким образом, становится понятным, почему - в том, что касается евангельских советов - «церковная власть под водительством Святого Духа позаботилась о том, чтобы дать их истолкование, руководить их соблюдением и даже установить, исходя из них, устойчивые формы посвященной жизни» (там же, 43).

5. Следует, однако, всегда помнить, что состояние посвященной жизни не входит в иерархию Церкви. Это подчеркивает Собор: «Такой статус не является промежуточным между состоянием клирика и мирянина: как из тех, так и из других Бог призывает некоторых верных Христу, чтобы они вкушали от этого особого дара в жизни Церкви и, каждый по-своему, приносили пользу ее спасительной миссии» (Lumen gentium, 43).

Однако Собор вслед за этим сразу же уточняет, что хотя статус монашествующего, который «возникает через принятие евангельских советов, (...) и не относится к иерархическому строю Церкви, он, тем не менее, неотъемлемо принадлежит ее жизни и святости» (там же, 44). Это наречие - «неотъемлемо» - означает, что никакие потрясения, каким может подвергаться жизнь Церкви, не смогут перечеркнуть посвященную жизнь, которая отличается особыми обетами - клятвенным обещанием соблюдать евангельские советы до конца жизни. Это состояние всегда останется существенным компонентом святости Церкви. По мнению Собора, это нерушимая истина (inconcussa).

Однако после этого утверждения необходимо уточнить, что ни одна из конкретных форм посвященной жизни не обязательно будет существовать вечно. Отдельные монашеские общины могут прекратить свое существование. История показывает, что некоторые из них исчезли, подобно тому как исчезли некоторые «поместные» Церкви. Образования, не отвечающие нуждам своей эпохи или не имеющие призваний, вынуждены будут прекратить свою деятельность или объединиться с другими. Гарантия долгого существования - вплоть до конца света - дана всей Церкви и не относится к отдельным монашеским институтам. История учит, что харизма посвященной жизни всегда находится «в движении», являя способность открывать и, можно сказать, «создавать» новые формы в духе верности харизме основателя, более отвечающие запросам и стремлениям данной эпохи. Те общины, которым уже несколько веков, должны приспосабливаться к этим запросам и стремлениям, если не хотят обречь себя на гибель.

6. Следование евангельским советам - независимо от форм, которые оно может принимать - безусловно, будет продолжаться до скончания веков, ибо такова воля Самого Иисуса Христа, который ввел это в практику как явление, окончательно принадлежащее домостроительству святости Церкви. Концепция Церкви, состоящей исключительно из мирян, ведущих супружескую жизнь, а также работающих по специальности, не отвечает замыслам Христа, запечатленным в Евангелии. Все указывает на то - как исторические, так и повседневные события - что всегда будут такие мужчины и женщины (а также юноши и девушки), которые захотят всецело посвятить себя Христу и Его Царству, живя в безбрачии и бедности, соблюдая определенные правила. Те, кто вступает на этот путь, будут и в будущем, как это было в прошлом, по-прежнему играть важную роль в деле возрастания святости христианской общины и ее миссии евангелизации. Более того, в наши дни путь евангельских советов вселяет особенные надежды на будущее Церкви.

(28.9.1994)

104. Современные формы посвященной жизни

1. Посвященная жизнь, которая характеризовала развитие Церкви на протяжении веков, принимала и продолжает принимать различные формы. Следует помнить об этом разнообразии, читая главу из Конституции Lumen gentium, посвященную принятию обетов исполнять евангельские советы. Глава называется «О монашествующих», но содержащиеся в ней вероучительные размышления и поставленные пастырские цели, охватывают широкую и многообразную действительность посвященной жизни в той форме, которую она приобрела в наше время.

2. И в наши дни многие люди вступают на путь посвященной жизни в Монашеских Орденах или Конгрегациях, давно действующих в Церкви, которая постоянно обогащает свою духовную жизнь благодаря их живому и плодотворному присутствию.

В наше время в Церкви существуют также новые формы посвященной жизни, признанные и урегулированные каноническим правом. Это прежде всего Институты Мирян, в которых, согласно Кодексу Канонического Права, «верующие, живущие в миру, стремятся к совершенной любви и стараются способствовать освящению мира, в особенности изнутри» (кан. 710). Члены этих институтов соблюдают обеты, связанные с евангельскими советами, сочетая, однако, эти обязанности с жизнью, которую они ведут среди мирских занятий и учреждений. Много лет назад, еще до Собора, появились гениальные начинатели этой формы освященной жизни, со стороны более напоминающей жизнь мирян, чем монашеству ющих. Для некоторых из них выбор этой формы жизни был вынужденной необходимостью, поскольку из-за ситуации в семье или других препятствий они не могли вступить в монашескую общину, однако для подавляющего большинства это был выбор определенного идеала: соединение подлинной посвященности Богу с призванием к жизни среди реальностей этого мира. Заслугой Папы Пия XII является признания законного характера такой формы посвященной жизни в Апостольской Конституции Provido Mater Ecclesia (1947).

Кроме Институтов Мирян, Кодекс Канонического Права признает Общества апостольской жизни, «члены которых без принятия монашеских обетов реализуют конкретные цели своего апостольского общества, ведя братскую жизнь в общине согласно выбранному образу жизни и стремясь к совершенной любви через соблюдение принятой конституции» (кан. 731). Среди этих обществ, существующих наряду с Институтами посвященной жизни, есть и такие, члены которых обязуются следовать евангельским советам на основании более прочной соединенности, принципы которой определены в их конституциях. Это тоже своего рода форма посвящения.

3. В последнее время появилось большое число «движений» или «церковных объединений». Я говорил об этом с одобрением во время встречи, организованной Конференцией Епископов Италии на тему «Христианская община и объединения мирян». «Возникновение церковных обществ, - было сказано мною на этой встрече, - характерная черта нынешнего периода в истории Церкви. Следует с искренней радостью отметить также, что эти объединения предусматривают разнообразные формы присутствия христиан в современном обществе» (Insegnamenti VII, 2, 1984, 290). Как тогда, так и сегодня я хочу пожелать всем членам этих объединений, чтобы, во избежание опасности оказаться в положении людей самодовольных и склонных ставить превыше всего собственный опыт, а также отгородиться от общинной жизни местных Церквей и их пастырей, они жили «в полном церковном единении с епископом» (там же, 292).

Члены этих «движений» или «объединений», возникающих среди мирян, очень часто дают обещание соблюдать евангельские советы. Поэтому, хотя движения считаются мирскими, в их лоне рождаются группы или общины посвященной жизни. Более того, эта форма посвященной жизни может сопутствовать священническому служению, когда общины принимают священников или подготавливают молодежь к священству. И тогда случается, что некоторые из этих движений становятся прообразом Церкви, заключающей в себе три направления, по которым может происходить развитие ее исторической структуры: служение мирян, священство, а также особая освященность и следование евангельским советам.

4. Мы упоминаем об этой новой действительности вскользь, без подробного описания различных движений, чтобы только подчеркнуть само значение их присутствия в современной Церкви.

Важно распознать в них знамение харизм, какими Святой Дух одаривает Церковь во все новых, подчас удивительных формах. Опыт последних лет позволяет нам утверждать, что, согласно основным истинам веры, харизматическая жизнь неисчерпаемым образом находит в Церкви новые способы проявления, особенно в формах посвященной жизни.

Особым и в некотором смысле новым аспектом этого опыта является больший акцент на мирском характере посвященной жизни. Это верно, что слово «мирянин» может показаться неоднозначным, в том числе и в области религии. Миряне, которые следуют евангельским советам, безусловно, в какой-то степени ведут посвященную жизнь, которая очень отличается от обычной жизни других верующих, выбирающих путь брака и работающих по мирским специальностям. «Посвященные» миряне желают, однако, сохранять и укреплять свое «мирское» состояние, ибо хотят жить и осуществлять свое призвание как члены Народа Божьего, а также свидетельствовать об этой причастности, оставаясь в единении с братьями и в общественной жизни.

Большое значение имеет также церковно-общинная перспектива этих движений, в которых проявляется решительная воля к участию в жизни всей Церкви как общины учеников Христа, что отражается в глубоком единстве и сотрудничестве мирян, монашествующих и священников в сфере личного выбора, а также апостольства.

Верно, что эти три определяющие черты, а именно: харизматическая жизнестойкость, желание свидетельствовать о причастности к Народу Божьему, а также необходимость единения посвященных лиц с мирянами и священниками, свойственны всем формам посвященной монашеской жизни. Однако следует также признать, что они отчетливее всего проявляются в современных движениях, целью которых обычно является более глубокая вовлеченность в мистерию Церкви и компетент ное участие в ее миссии.

5. Кроме движений и общин «церковно-мирского» характера, мы должны перечислить и другие разновидности возникающих в наше время общин, которые большее значение придают традиционным элементам монашеской жизни. Ориентации некоторых из этих общин носят типично монастырский характер; большое значение они придают литургической молитве. Другие общины присоединяются к традиции «каноников», которая наряду со строго «монастырской» традицией отличалась исключительной жизнестойкостью в средние века. Они занимаются прежде всего душепастырством в приходах, а затем апостольством в более широком измерении. Еще большим радикализмом отличается в наше время тенденция к «отшельничеству», проявляющаяся в основании или возрождении скитов, старых и одновременно новых.

Для человека, который поверхностно смотрит на посвященную жизнь, некоторые из этих форм могут казаться несоответствующими актуальным тенденциям в жизни Церкви. Однако в действительности Церковь безусловно нуждается в людях посвященной жизни, обращающихся непосредственно к миру, чтобы нести ему Благую Весть. Нуждается также, а может еще больше, и в людях, которые ищут, углубленно изучают и свидетельствуют о присутствии и близости Бога, и делают это во имя освящения человечества. Таковы два аспекта посвященной жизни, проявляющиеся в Иисусе Христе, который шел к людям, чтобы нести им свет и жизнь, и одновременно искал уединения, чтобы погружаться в созерцание и молитву. Нельзя забывать ни об одной из этих двух потребностей в нынешней жизни Церкви. Мы должны благодарить Святого Духа, неустанно напоминающего нам об этом харизмами, которые Он обильно дарует, а также часто удивительными начинаниями, которые Он нам внушает.

(5.10.1994)

105. Воля Христа как основа посвященной жизни

1. В старых и новых формах посвященной жизни самым важным является то, что мы узнаем в них полную согласованность с волей Христа, создателя евангельских советов и в этом смысле основателя монашеской жизни, а также любого аналогичного состояния посвященности. Как говорит II Второй Ватиканский Собор, евангельские советы «основаны на словах и примере Господа» (Lumen gentium, 43).

Некоторые подвергали сомнению существование такой основы, считая монашескую жизнь чисто человеческим установлением, родившимся из инициативы христиан, которые желали глубже переживать идеал Евангелия. Да, действительно, Иисус непосредственно Сам не основал ни одной монашеской общины, которые постепенно возникали в Церкви, и никаких конкретных форм посвященной жизни не определил. Но Он этого хотел и потому провозгласил состояние посвященной жизни всеобщей ценностью, а также определил ее основные элементы. Нет ни одного исторического доказательства того, что эта идея родилась позднее, по человеческой инициативе; трудно себе представить также, что посвященная жизнь, сыгравшая столь большую роль в возрастании святости и в миссии Церкви, возникла не по воле Христа. Тщательно изучая евангельские свидетельства, мы убеждаемся, что эта воля проявляется в них очень отчетливо.

2. Из Евангелия следует, что уже в самом начале своего служения Иисус призывает людей следовать за Ним. Этот призыв не обязательно должен быть выражен в словесной форме. Он мог быть просто результатом того влияния, какое личность Иисуса оказывает на тех, кто с Ним сталкивается, - как это произошло, по свидетельству Евангелия от Иоанна, с двумя первыми учениками. Учеников Иоанна Крестителя, Андрея и его товарища (по-видимому, это сам евангелист), завораживает и словно бы «уводит» Тот, Кто предстал перед ними как «Агнец Божий». Они сразу следуют за Иисусом, хотя Он не произнес ни одного слова. Когда Иисус спрашивает: «Что вам надобно?», они отвечают вопросом: «Учитель, где живешь?» Тогда они получают приглашение, которое изменит их жизнь: «Пойдите и увидите» (ср. Ин 1, 38-39).

Но обычно самым характерным обращением, означающим призвание, являются слова: «Иди за мною!» (Мф 8, 22; 9, 9; 19, 21; Мк 2, 14; 10, 21; Лк 9, 59; 18, 22; Ин 1, 43; 21, 19). В них выражена инициатива Иисуса. До сих пор те, кто желал постичь учение какого-либо учителя-философа, сами выбирали того, чьими учениками хотели бы стать. Иисус же словами «Иди за мною!» дает понять, что это Он Сам выбирает тех, кого желает сделать своими спутниками и учениками. Он прямо скажет апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин 15, 16).

В этой инициативе Иисуса нам открывается свободная воля, но также и глубокая любовь. В повествова нии о призвании богатого юноши эта любовь особенно заметна. Когда юноша заявил, читаем мы, что соблюдает заповеди с юных лет, Иисус «взглянув на него, полюбил его» (Мк 10, 21). Этот проникновенный взгляд, полный любви, сопровождается приглашением: «пойди, все, что имеешь продай, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (там же). Эта Божия и человеческая любовь Иисуса, такая пламенная, что навсегда запечатлевается в памяти свидетеля этой сцены, возобновляется в каждом призвании отдать всего себя без остатка в посвященной жизни. Как я писал в апостольском обращении Redemptionis donum, «в ней отражается предвечная любовь Отца, который «так возлюбил (...) мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 16)» (ср. п. 3).

3. По свидетельству Евангелия, призвание следовать за Иисусом влечет за собой высокие требования. В рассказе о богатом юноше упор делается на отказе от материальных благ; в других случаях больше подчеркивается отказ от семьи (ср., например Лк 9, 59-60). Словом, последовать за Иисусом - означает отказаться от всего, чтобы соединиться с Ним и разделить Его посланническое служение. На такое отречение выразили согласие апостолы, что следует из слов апостола Петра: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою» (Мф 19, 27). Отвечая Петру, Иисус указывает на отречение от материальных благ как на основное условие следовать за Ним (ср. Мф 19, 29). Из Ветхого Завета следует, что Бог требовал от Своего народа подражать Ему, соблюдая заповеди, но Он никогда не высказывал таких решительных требований. Иисус же явил Свою Божественную власть, требуя полной посвященности Ему, вплоть до разрыва со всеми земными благами и привязанностями.

4. Следует, однако, заметить, что хотя Иисус определил круг новых требований, заключенных в призыве последовать за Ним, решение об их принятии Он предоставляет свободному выбору тех, кого призывает. Это не указания, а пожелания или «советы». Любовь, с какою Иисус призывает богатого юношу, не лишает его возможности принять свободное решение, о чем свидетельствует тот факт, что юноша не последовал за Иисусом, так как материальные блага имели для него слишком большое значение. Евангелист Марк замечает, что юноша, «смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (10, 22). Иисус не осуждает его за это. Но Он отмечает тут же, не без сожаления, как трудно богатым войти в Царство Небесное, и говорит, что только Бог может помочь человеку совершить этот разрыв с миром материального, это внутреннее освобождение, которое и позволяет ответить на призыв (ср. Мк 10, 23-27).

5. С другой стороны, Иисус обещает, что все лишения, претерпеваемые на пути следования за Ним, будут вознаграждены «сокровищем на небесах», то есть обилием духовных даров. Он открыто обещает жизнь вечную на небесах и воздаяние «во сто крат» большее на земле (ср. Мф 19, 29). Эти слова «во сто крат» означают высшее качество жизни, большее счастье. Опыт учит, что посвященная жизнь, согласно замыслу Иисуса - глубоко счастливая жизнь. Это счастье соразмерно проявленной верности замыслу Иисуса. Этому не противоречит тот факт, что согласно упоминанию о гонениях, которое мы находим в том же фрагменте Евангелия от Марка (10, 30), воздаяние «во сто крат» не освобожда ет от сопричастности Крестным Мукам Христа.

6. Иисус призвал также женщин, чтобы они следовали за Ним. Согласно одному из свидетельств Евангелия, Иисуса сопровождала многочисленная группа женщин (ср. Лк 8, 1-3; Мф 27, 55; Мк 15, 40-41). Это было необычно для иудейской традиции, что этот факт можно объяснить лишь осознанным нововведением Иисуса, суть которого заключалась также в возвеличивании женщины и в каком-то смысле ее освобождении. В Евангелии мы не найдем ни одного свидетельства о призвании кого-либо из женщин. Однако присутствие многих женщин вместе с Двенадцатью рядом с Иисусом подтверждает сделанный Им выбор, выраженный прямым образом или молчаливым согласием.

Иисус, по сути, подчеркивает тем самым, что состояние посвященной жизни, заключающееся в следовании за Ним, не обязательно связано с предназначением к священническому служению, и охватывает как женщин, так и мужчин, каждого в наиболее подходящей для него сфере или в роли, предназначенной ему Божиим призванием. В группе сопровождающих Иисуса женщин можно увидеть как бы провозвестниц, а может быть, даже первую цепочку в бесконечной веренице женщин, которые предпримут монашескую жизнь или другие формы посвященной жизни в последующие века истории Церкви, вплоть до наших дней. Это касается «посвященных» женщин, но также и многих других наших сестер, которые в новой форме следуют подлинному образцу помощниц Иисуса, например в качестве мирянок-«добровольцев» во многих апостольских начинаниях, в служениях и иерархических структурах Церкви.

7. Закончим эти размышления утверждением, что призывая мужчин и женщин оставить все и следовать за Ним, Иисус заложил основы такого состояния жизни, которое будет постепенно развиваться в Его Церкви в различных формах посвященной жизни, приобретающей конкретные очертания в монашеской жизни, а также - для избранных Богом - во священстве. От евангельских времен до наших дней остается в силе воля Христа-Основателя, выраженная в прекрасном и святом призыве, обращенным к стольким душам: «Иди за Мною!»

(12.10.1994)

 

106. Истоки новых призваний к посвященной жизни

1. Говоря об основах посвященной жизни, заложенных Иисусом Христом, мы напомнили, что с первых дней Своего служения Он обращал к людям призыв, обычно выраженный такими словами: «Иди за Мною!» Забота, с которой Иисус возобновлял эти призывы, показывает, что Он придавал большое значение роли евангельских учеников в жизни Церкви. Иисус связывал право быть Его учеником с требованием соблюдать заповеди посвященной жизни и желал, чтобы Его ученики с их помощью уподобились Ему, а именно это является сутью евангельской святости (ср. Veritatis splendor, 21). Ибо история подтверждает, что посвященные люди - священники, монахи, монахини, члены других подобных институтов и движений - сыграли существенную роль в развитии Церкви, так и в ее возрастании в святости и любви.

Призвания к посвященной жизни в современной Церкви не менее важны, чем в предыдущих столетиях. С сожалением приходится отметить, что во многих регионах их число явно недостаточно, чтобы удовлетворить нужды общин и их апостольства. Без преувеличения можно сказать, что для некоторых институтов это драматическая проблема, ставящая под сомнение их дальнейшее существование. Даже если мы не согласны с печальными прогнозами относительно не столь отдаленного будущего, уже сегодня мы убеждаемся. что из-за недостатка призваний некоторые общины должны отказаться от начинаний, обычно приносящих обильные духовные плоды, а если брать шире, то уменьшение числа призваний ведет к снижению активности присутствия Церкви в обществе, что может нанести значительный ущерб во всех сферах.

Заметная ныне малочисленность призваний в некоторых регионах мира является вызовом, которому следует смело и отважно противостоять, с уверенностью, что Иисус Христос, который во время своей земной жизни столько раз призывал принять посвященную жизнь, обращает эти призывы и к современному миру, часто находя отклик в самоотверженных сердцах, как показывает опыт нашей жизни. Зная нужды Церкви, Иисус неустанно повторяет: «Иди за Мною!», обращаясь прежде всего к молодым людям, которые в силу Его благодати особенно чутко отзываются на идеал жизни, являющейся абсолютным даром.

2. Впрочем, недостаток делателей для Господней жатвы уже в евангельские времена был вызовом для самого Иисуса. Его пример позволяет нам понять, что слишком небольшое число людей, принявших посвященную жизнь, объясняется жизненными условиями, господствующими в мире, и не является исключительным явлением, возникшим под воздействием нынешних обстоятельств. В Евангелии сказано, что Иисус без устали обходил города и деревни, жалел людей, ибо «они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие своего пастыря» (Мф 9, 36). Он пытался исправить эту ситуацию, проповедуя перед народом Свое учение (ср. Мк 6, 34). Но Он хотел и учеников привлечь к решению этой проблемы, прежде всего склоняя их к молитве: «итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9, 38). Цель молитвы в этом контексте - обеспечить людей большим числом пастырей. Однако определение «делатели на жатву Господню» может иметь более широкое значение, охватывая всех, кто способствует возрастанию Церкви.

Итак, в молитве имеется в виду и увеличение числа людей, принявших состояние посвященности.

3. Неожиданным здесь является акцент на молитве. Принимая во внимание тот факт, что призвание является независимой инициативой Бога, можно подумать, что только Господин жатвы - не нуждаясь в чьем-либо вмешательстве или сотрудничестве - должен хлопотать о делателях. Иисус же, наоборот, подчеркивает необходимость содействия и взаимоответственности со стороны Своих учеников. Он и нас, современных людей, наставляет, что через молитву мы можем и должны влиять на число призваний. Бог Отец принимает эту молитву, так как Он желает и ждет ее, и благодаря Ему она становится действенной. Необходимость этой молитвы возрастает в те периоды истории и в тех странах, в которых кризис призваний становится очень серьезным. Однако она должна возносится на небеса во всякое время и в каждом месте. Здесь мы всегда можем говорить об ответственности всей Церкви и каждого христианина.

Молитве должна сопутствовать работа, способствующая рождению новых призваний, цель которой - возрастание откликов на призыв Бога. Образец такой деятельности мы также находим в Евангелии. После первой встречи с Иисусом Андрей приводит к Нему своего брата Симона (ср. Ин 1, 42). Разумеется, Иисус независимо от кого-либо призывает Симона, однако инициатива Андрея во многом способствовала встрече Симона с Учителем. «В этом состоит общий смысл пастырской заботы о призваниях Церкви» (Pastores dabo vobis, 38).

4. Побуждать к новым призваниям можно также индивидуально - как было в случае с апостолом Андреем - и коллективно, как это происходит в диоцезах, в которых налажено душепастырское попечение призваний. Забота о призваниях не ставит своей целью ограничить свободу выбора, которой обладает каждый человек, строящий свою собственную жизнь. Поэтому относительно личного решения душепастыри, проявляющие заботу о призваниях, стараются избегать любых форм принуждения или давления. Но они стремятся к тому, чтобы каждого озарил свет, столь необходимый для совершения выбора, и чтобы каждому показать путь, который открывают в его жизни евангельские слова: «Следуй за Мною!» Особенно молодежь нуждается в этом свете и имеет на это право. С другой стороны, очевидно, что следует развивать и укреплять первые ростки призвания, особенно у молодых людей. Призвание должно развиваться и усиливаться, а это не происходит само по себе, если не будут созданы условия, способствующие такому развитию и усилению. Именно на это направлены усилия институтов, занимающих ся проблемами призваний, и в этом цель различных начинаний, встреч, дней глубоких размышлений, молитвенных групп и т.п., проводимых под общим знаменем - Дело Призваний. Никогда не должно показываться, что сделано слишком много в душепастырском попечительстве о призваниях, даже если мы убеждены, что в конце концов Сам Господь Бог независимо решает о призвании каждого.

5. Основной формой содействия являются свидетельства самих посвященных лиц, оказывающие действенное и спасительное влияние. Опыт показывает, что часто пример монаха или монахини во многом определяет направление развития личности молодого человека, который благодаря их верности, последовательности и духовной просветленности открывает для себя конкретный идеал жизни. Это особенно касается тех монашеских общин, которые могут привлекать молодых только коллективным примером подлинной посвященности, переживаемой в радости и проистекающей из личной преданности Христу и братьям.

6. В заключение следует подчеркнуть значение семьи как той среды христианской жизни, в которой призвание может развиваться и усиливаться. Я еще раз призываю христианских родителей молиться о том, чтобы кто-нибудь из их детей был призван Христом к посвященной жизни. Задача христианских родителей - создавать такую семейную атмосферу, в которой уважаются, развиваются и переживаются христианские духовные ценности, ведь подлинная христианская жизнь семьи может пробудить в молодых душах высокие стремления. Благодаря таким семьям в Церкви и впредь будут зарождаться призвания. Поэтому я прошу семьи содействовать откликам на призыв «Господина жатвы», который призывает всех нас неустанно заботиться о том, чтобы не иссякал приток новых «делателей на жатву Господню»

(19.10.1994)

107. Духовные измерения посвященной жизни

1. В предыдущих катехетических беседах я неоднократно говорил о «евангельских советах», которые в посвященной жизни приобретают форму «обетов» - или по крайней мере обязательств - целомудрия, нестяжания и послушания. Они обретают полновесное значение в контексте жизни, полностью посвященной Богу, в единении со Христом. Насколько красноречиво это наречие «полностью» (totaliter), которое использовал св. Фома Аквинский для точного выражения основной духовной ценности монашеской жизни! «Религия является добродетелью, которая побуждает пожертвовать что-то для культа и служения Богу. Поэтому, прибегая к антономазии, мы называем religiosi (монахами) тех, кто полностью посвящает себя служению Богу, ибо они предали себя в руки Бога как жертва всесожжения» (Summa Theol., II-II, q. 186, a. 1). Эту концепцию св. Фома Аквинский почерпнул из Предания Святых Отцов, особенно из трудов св. Иеронима (ср. Epist. 125, ad Rusticum), а также св. Григория Великого (Super Ezech., hom. 20). II Ватиканский Собор, ссылаясь на св. Фому Аквинского, принимает его учение и говорит о тесном и совершенном «посвящении Богу», которое углубляет посвящение, полученное при крещении, и совершается в монашеском состоянии через обет евангельских советов (ср. Lumen gentium, 44).

2. Необходимо заметить, что в этом посвящении человеческие усилия не играют главной роли. Инициатива исходит от Христа, который просит добровольно принять завет-союз следуя за Ним. Это Он, принимая личность в собственность, «освящает» ее.

Согласно Ветхому Завету, Бог сам посвящал людей и предметы, передавая им тем самым собственную святость. Следует понимать это не в том смысле, будто Бог внутренне освящал людей, а тем более предметы, но в том смысле, что Он принимал их в собственность и предназначал для непосредственного служения Себе. «Священные» предметы предполагались для культового служения Богу, и поэтому их можно было использовать только в пределах храма и для нужд культа, а не для мирских целей. В этом заключалась сакральность, приписываемая предметам, к которым не могли прикасаться непосвященные руки (как это произошло, например, с Ковчегом Завета или чашами Иерусалимского храма, оскверненными Антиохом Епифаном, о чем написано в Первой Книге Маккавейской (1, 22). В свою очередь иудейский народ был «святым» как «собственность Господа» (segullah - личное сокровище повелителя) и поэтому имел сакральный характер (ср. Исх 19, 5; Втор 7, 6; Пс 135 [134], 4 и т.д.). Для того чтобы общаться с этим segullah, Бог выбрал себе «глашатаев», «мужей Божиих», «пророков», которые должны были выступать от Его имени. Он освятил их (нравственно) через узы доверия и особой приязни, которые Он с ним поддерживал, и поэтому некоторые из этих людей были названы «друзьями Божиими» (ср. Прем 7, 27; Ис 41, 8; Иак 2, 23).

Однако не существовало ни какого-либо человека или средства, ни какого-либо установления, которые благодаря собственной внутренней силе могли бы передавать святость Бога даже людям наиболее к тому предрасполо женным. В этом и заключалась небывалая новизна христианского крещения, благодаря которому верующие обрели «искреннее сердце» (ср. Евр 10, 22) и внутренне «омылись, освятились и оправдались именем Господа Иисуса Христа и Духом Бога» (ср. 1 Кор 6, 11).

3. Существенным элементом евангельского закона является благодать, то есть жизненная сила, в которой прощение и спасение, как объясняет св. Фома Аквинский (ср. Summa Theol., I-II, q. 106, a. 2) вслед за св. Августином (De Spiritu et Littera, c. 17). Христос духовным образом принимает человека в собственность уже во время крещения, во время которого начинает Свое освящающее действие, «посвящая» человека и пробуждая в нем необходимость откликнуться, что Он Сам и делает возможным, ниспосылая благодать, сообразно психофизическим, духовным и нравственным способностям личности. Безраздельное господство, осуществляемое благодатью Христа в посвящении совершенно не умаляет ни доброй воли отвечающего на призыв, ни ценности и значимости человеческого в этом участия. Это особенно заметно проявляется в призвании соблюдать евангельские советы. Призыву Христа сопутствует благодать, которая возвышает человеческую личность, наделяя ее способностями высшего нравственного порядка, дабы она могла следовать евангельским путем. Все это означает, что в посвященной жизни происходит возрастание личности, которую д


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.