Верую в Церковь единую, святую, Вселенскую и Апостольскую — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Верую в Церковь единую, святую, Вселенскую и Апостольскую

2022-05-09 26
Верую в Церковь единую, святую, Вселенскую и Апостольскую 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЧАСТИ II и III

ЧАСТЬ II

ЦЕРКОВЬ - ОБЩИНА ВЕРЫ, ЛЮБВИ И САКРАМЕНТАЛЬНОЙ ЖИЗНИ

21. Церковь - тайна общности, основанной нa любви

22. У истоков церковной общности

23. Церковь как общность после Пятидесятницы

24. Церковь - тайна общности в святости

25. Церковь как священническая община

26. Крещение в Церкви - священнической и сакраментальной общине

27. Миропомазание в Церкви - священнической и сакраментальной общине

28. Евхаристия в Церкви - священнической и сакраментальной общине

29. Покаяние в Церкви - священнической и сакраментальной общине

30. Елеопомазание в Церкви - священнической и сакраментальной общине

31. Брак в Церкви - священнической и сакраментальной общине

32. Свидетельство веры в Церкви - пророческой общине

33. Свидетельство о жизни Христа в Церкви - пророческой общине

34. Свидетельство надежды в Церкви - пророческой общине

35. Свидетельство любви в Церкви - пророческой общине

36. Церковь как богатая харизмами община

21. Церковь - тайна общности, основанной на любви

1. Сегодняшнее катехетическое поучение мы начинаем с чтения прекрасного текста из Послания к Ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа (...). Он избрал нас в Нем прежде создания мира (...) в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей (...), дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф 1, 3-5. 10). Св. Павел, возносясь подобно орлу под небеса и сохраняя глубокое сознание тайны Церкви, отдается созерцанию вечного Божия замысла соединения всего во Христе как Главе. Люди, предвечно избранные Отцом в возлюбленном Сыне, находят во Христе путь к своему предназначению как усыновленные дети. Они соединяются с Ним, становясь Его Телом. Через Него они имеют доступ к Отцу вместе со всем творением на земле и на небе.

Этот Божий замысел осуществляется в истории, когда Иисус устанавливает Церковь, о которой ранее Он говорил и которую затем основал своей кровавой жертвой, а также повелением Апостолам пасти Его стадо. Это исторический факт и одновременно тайна общности во Христе. Апостол не только созерцает, но чувствует необходимость выразить созерцаемую истину в форме благословения: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа».

2. Для осуществления этой общности, объединяющей людей во Христе и извечно желаемой Богом, важное значение имеет заповедь, которую сам Иисус определяет как Свою заповедь (ср. Ин 15, 12). Он называет ее «новой заповедью»: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин 13, 34). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 15, 12).

Заповедь любить Бога превыше всего, а ближнего - как самого себя, берет свое начало еще в Ветхом Завете. Теперь Иисус выражает суть этой заповеди, излагает ее ясными словами, придает ей значение принадлежности к Нему всех тех, кто следует за Ним. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13, 35). Христос становится живым образцом и мерой любви, о которой говорит Его заповедь: «как Я возлюбил вас». Более того, Он называет себя источником этой любви, виноградной лозой, которая именно такой любовью плодоносит в учениках - виноградных ветвях: «кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин 15, 5). Отсюда призыв: «Пребудьте в любви Моей» (Ин 15, 9). Община учеников, укорененная в той любви, которой Христос возлюбил нас, - это Церковь, Тело Христа, единственная виноградная лоза, ветвями которой мы являемся. Это Церковь - общность, Церковь - община любви, Церковь - тайна любви.

3. Члены этой общины любят Христа и в Нем любят друг друга. Однако, речь здесь идет о той любви, которая корнями уходит в любовь к ним Иисуса, относится к источнику любви - Христу, Богу-Человеку, то есть к тринитарной общности, от которой эта любовь получает свою форму, свой сверхъестественный характер и к которой стремится, чтобы окончательно осуществиться. Эта тайна тринитарной общности, общности в Христе и церковной общности видна в тексте Евангелия от Иоанна, содержащем первосвященническую молитву Искупителя на Тайной Вечери. В тот вечер Иисус сказал Отцу: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 20-21). «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин 17, 23).

4. В этой своей последней молитве Иисус нарисовал полную картину межчеловеческих и церковных отношений, имеющих источник в Нем и в Святой Троице, а также явил нам и ученикам высочайший образец того communio, которым Церковь по причине своего божественного происхождения является и которым Она должна становиться. Образцом является Он сам в своей внутренней общности с Отцом в жизни Троицы. В любви, которой Он нас возлюбил, Иисус указал меру заповеди, оставленной Им ученикам, говоря в другом месте: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф 5, 48). А сказал Он это в Нагорной проповеди, веля любить врагов: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф 5, 44-45). Много раз, а особенно во время страданий, Христос подтвердил, что совершенная любовь Отца также является и Его любовью - той любовью, которой Он сам до конца возлюбил своих.

5. Любовь, которой Иисус учит идущих за Ним, отражающая Его собственную любовь, в первосвященнической молитве соотносится с примером Святой Троицы.

«Так и они да будут в Нас едино» (Ин 17, 21) - говорит Иисус - «да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (Ин 17, 26). Иисус подчеркива ет, что это та любовь, которой «Отче (...), Ты возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин 17, 24).

Именно та любовь, на которой строится Церковь, communio верующих в Христа, является условием Его спасительной миссии: пусть и они будут едины, как Мы едины, - молился Иисус, «да познает мир, что Ты послал Меня» (Ин 17, 23). В этом суть апостольства Церкви: нести истину о любви Христа и Бога, делать все, чтобы эта истина принималась и была достоверна, свидетельствовать об этой любви, делать ее видимой, осуществлять ее. Сакраментальным выражением этой любви является Евхаристия. В Евхаристии Церковь постоянно как бы заново рождается и обновляется как communio, которое Христос принес в мир, выполняя предвечный замысел Отца (ср. Еф 1, 3-10). Именно в Евхаристии и Евхаристией Церковь выражает зачаток полного единения во Христе всего, что на небесах и на земле, как сказал нам Павел (ср. Еф 1, 10), - общность воистину вселенскую и навеки.

(15.1.1991)

22. У истоков церковной общности

1. В Деяниях Апостолов мы читаем, что ученики «тогда (...) возвратились (после вознесения во скресшего Господа) в Иерусалим (...) и, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса и с братьями Его» (Деян 1, 12-14). Это первое достаточно подробное описание той общины - communio ecclesialis - в Деяниях Апостолов.

2. Сам Иисус хотел создать эту общину и, возвращаясь к Отцу, велел ученикам быть вместе и ожидать обещанного события: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк 24, 49).

Евангелист Лука (он же автор Деяний Апостолов) вводит нас в ту первую общину Церкви в Иерусалиме, ссылаясь на веление самого Иисуса: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою; а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян 1, 4).

3. Эти описания первой общины Церкви, которая должна была образоваться в день Пятидесятницы одновременно с сошествием Святого Духа, указывают на самого Иисуса, придавшего ей, можно сказать, особую форму. В последнем приведенном нами отрывке заслуживает внимание факт, что Иисус совершил это «во время совместной трапезы» (ср. Деян 1, 4). Когда Он уйдет к Отцу, Евхаристия навсегда станет выражением общности Церкви, в которой Христос сакраментально присутствует. Во время этой трапезы в Иерусалиме воскресший Иисус присутствовал видимым образом, радуясь вместе со своими друзьями в честь Жениха, который ненадолго к ним вернулся.

4. После вознесения Христа жизнь небольшой общины продолжалась. Мы читали, что «Все они (Апостолы) единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян 1, 14). Первым образом Церкви является община, пребывающая в молитве. Все молились о даре Святого Духа, обещанного им Христом еще до страданий, а затем перед вознесением.

Молитва, общая молитва, является основной особенностью этой «общности» у истоков Церкви и останется таковой навсегда. Доказательством этого на протяжении веков и в наши дни является общая молитва, особенно в литургической форме, в наших храмах, в монашеских общинах, а также - пусть Бог и дальше одаривает нас этой благодатью - в христианских семьях.

Автор Деяний Апостолов особо подчеркивает «пребывание в молитве», то есть в постоянной молитве, можно сказать, регулярной, хорошо организованной, в которой участвует община. Это еще одна особенность церковной общины, являющейся наследницей первичной общины, которая остается образцом для всех последующих поколений.

5. Лука вместе с тем отмечает «единодушие» этой молитвы (homothymadon). Это определение особо подчеркивает объединяющее значение молитвы. Молитва первоначальной общины, как впрочем и всех последующих поколений в Церкви, выражает духовную «общность», служит ей и одновременно ее создает, углубляет и укрепляет. В единении молитвы преодолеваются различия и разделения, источниками которых являются другие материальные и духовные факторы. Молитва формирует духовное единство общины.

6. Лука также подчеркивает факт, что в молитве пребывали единодушно Апостолы «вместе с женами, Марией, Материю Иисуса, и братьями Его». Братьями в данном случае называются двоюродные братья, родственники Иисуса, которые неоднократно упоминаются в Евангелии при описании жизни Христа. Евангелия говорят также о присутствии и активном участии в евангелизаторской деятельности Мессии значительного числа женщин. Лука пишет в своем Евангелии: «и (были) с Ним (...) и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк 8, 1-3). В Деяниях Апостолов Лука также описывает продолжение этой евангельской ситуации времен зарождения церковной общины. Эти великодушные женщины собирались на молитву вместе с Апостолами (ср. Деян 1, 14; 2, 1). В день Пятидесятницы они должны были получить Святого Духа вместе с ними.

Уже тогда церковная община живо ощущала то, о чем напишет апостол Павел: «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3, 28). Уже тогда Церковь выступила как начало нового человечества, все члены которого призваны к общности со Христом.

7. В этой первоначальной общине Лука обращает наше внимание на присутствие Марии, Матери Иисуса (ср. Деян 1, 14). Известно, что Мария не участвовала непосредственно в публичной деятельности Иисуса. Евангелие от Иоанна показывает ее в двух важных эпизодах: в Кане Галилейской, когда благодаря ее просьбе начинаются мессианские знаки, и на Голгофе. Лука в своем Евангелии подчеркивает значение Марии прежде всего в сценах благовещения, посещения Елисаветы, рождества, жертвоприношения в храме и в период скрытой жизни Христа в Назарете. В Деяниях он приближает к нам правду о Той, которая дала человеческую жизнь Сыну Божию, а теперь присутствует при рождении Церкви в молитве, молчании, общности, в полном надежды ожидании.

8. II Ватиканский Собор, принимая во внимание предание, которое насчитывает две тысячи лет и которому положили начало Лука и Иоанн, в последней главе Догматической конституции о Церкви (Lumen gentium, VIII) указал на особое значение Богородицы в домостроительстве спасения, осуществляющемся в Церкви. Она является прообразом Церкви (typus Ecclesiae), прежде всего когда речь идет о соединении со Христом. А это соединение является источником communio ecclesialis, как мы уже говорили в предыдущем катехетическом поучении. Поэтому Мария вместе с Сыном стоит у основания этой общности.

Следует еще отметить, что присутствие Матери Христа в апостольской общине в день Пятидесятницы было особым образом подготовлено у креста на Голгофе, где Иисус отдал жизнь, «чтобы рассеянных детей Божиих собрать воедино» (Ин 11, 52). Именно в день Пятидесятницы под действием Святого Духа «рассеянные дети Божии» начинают собираться воедино. Мария, которую Иисус дал как мать любимому ученику, а через него - апостольской общине всей Церкви, присутствует в горнице, где они пребывали (ср. Деян 1, 13), чтобы служить укреплению общности, которой по воле Христа должна быть Его Церковь.

9. Этот аспект остается актуальным всегда, также и в наше время, когда мы особенно живо чувствуем потребность обратиться к Той, которая является прообразом и Матерью единства Церкви, как рекомендовал Собор в тексте, синтезирующем христианское предание и доктрину, которым мы хотим закончить сегодняшнее катехетическое поучение. «Пусть все верные Христу возносят усердные мольбы к Матери Бога и Матери людей, чтобы Она, Своими молитвами участвовавшая в зарождении Церкви, а ныне превознесенная на небесах выше всех блаженных и ангелов, в общении со всеми Святыми ходатайствовала перед Сыном Своим, пока все семьи народов - как украшенные именем христиан, так и не познавшие еще Своего Спасителя - не соберутся счастливо, с миром и согласием, в единый Народ Божий во славу Пресвятой и Нераздельной Троицы» (Lumen gentium, 69).

(29.1.1992)

23. Церковь как общность после Пятидесятницы

1. Первое очертание общины, которой должна была стать Церковь, находим уже во время, предшествующее Пятидесятнице. Communio ecclesialis сформировалось в соответствии с указаниями, полученными непосредственно от Христа перед вознесением в ожидании сошествия Святого Духа. Эта община уже обладала теми самыми основными чертами, которые после сошествия Святого Духа еще более укоренились и проявились. Мы читаем в Деяниях Апостолов: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 42). И далее: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4, 32). Эти последние слова выражают, пожалуй, наиболее полно и конкретно то, что содержится в понятии Koinonia - церковная общность. Учение Апостолов, совместная молитва, - также и в Иерусалимском храме (ср. Деян 2, 46), - содействовали этому внутреннему единству учеников Христа: «Один дух и одно сердце».

2. Молитва была для этого единства особенно важным моментом. Она оживляла общину в трудные времена. Так, например, читаем, что после освобождения Синедрионом Петра и Иоанна «они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины. Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море и все, что в них! (...) И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божье с дерзновением» (Деян 4, 23-24. 31). Утешитель, как видно, немедленно отвечал на молитву апостольской общины. Это было как бы постоянное дополнение Пятидесятницы.

Затем: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в весельи и простоте сердца» (Деян 2, 46). Если местом молитвы был также Иерусалимский храм, то Евхаристию совершали «по домам», соединяя ее с радостной едой.

Чувство общины было так сильным, что каждый отдавал свои материальные ценности, чтобы они служили нуждам всех: «и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян 4, 32). Это не означает отвержения личной (частной) собственности, но лишь свидетельствует об огромной братской отзывчивости, когда речь идет о нуждах других. Здесь знаменательны слова Петра, относящиеся к случаю с Ананией и Сапфирой (ср. Деян 5, 4).

Из Деяний Апостолов, а также из других текстов Нового Завета ясно следует, что первоначальная Церковь была общиной, члены которой делились друг с другом благами, которыми владели, а особенно помогали бедным.

3. Это становится еще более актуальным по отношению к сокровищу веры, которое они получили и которое стало их наследием. Это духовные блага, которыми следует делиться, то есть передавать их другим, распространять, проповедовать, как учат Апостолы, свидетельствуя словом и примером: «Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян 4, 20). Они говорят, а Господь подтверждает их свидетельство, ибо «руками Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса» (Деян 5, 12).

Апостол Иоанн выражает замыслы и увлеченность Апостолов, утверждая в своем Первом Послании: «о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин 1, 3). Этот текст позволяет нам понять, что Апостолы и основанная ими первоначальная община жили сознанием тринитарной общности, из которой Церковь берет импульс к евангелизации, в свою очередь служащей дальнейшему существованию общины (communio ecclesialis).

В центре этой общности, а также связи находится Христос. Ибо Иоанн пишет: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам» (1 Ин, 1-2). В свою очередь, св. Павел пишет коринфянам: «Верен Бог, которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1 Кор 1, 9).

4. Св. Иоанн обращает внимание на общности со Христом в истине. Св. Павел подчеркивает «участие в Его страданиях», которое он понимает и представляет как общность с Христовой Пасхой, как участие в пасхальной тайне, то есть в искупительном «переходе» от крестной жертвы к «явлению силы Его воскресения» (Флп 3, 10).

Общность Христовой Пасхи становится в первоначальной Церкви и во всей ее позднейшей истории источником взаимной общности: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены» (1 Кор 12, 26). Отсюда исходит надобность взаимного наделения друг друга земными благами, которые св. Павел рекомендует давать бедным как своего рода компенсацию в обмене любви между состоятельными, которые отдают, и нуждающимися, которые принимают: «Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после из избыток в восполнение вашего недостатка» (2 Кор 8, 14). Как видно, дарящие, по мнению Апостола, одновременно сами получают дар. А этот процесс не только служит выравниванию общества (ср. 2 Кор 8, 14- 5), но и строительству общины Тела-Церкви, которое, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, (...) получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф 4, 16). Путем такого обмена Церковь осуществляется как communio.

5. Источником всего остается Христос в своей пасхальной тайне - «переходе» от страдания к радости, который сам Христос - по записи Иоанна - сравнивает с болями рождения: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин 16, 21). Это можно отнести также к боли Матери Иисуса на Голгофе, которая и здесь «возглавляет» Церковь и олицетворяет ее в «переходе» от боли страдания к радости воскресения. Иисус использует эту метафору по отношению к ученикам и Церкви: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет от вас» (Ин 16, 22).

6. Осуществление общности и оживление общины, собранной во Христе, всегда является делом Святого Духа, поскольку в Церкви мы всегда имеем дело, как говорит св. Павел, с «общением Духа» (Koinonia pneumatos, ср. Флп 2, 1). Именно через это «общение в Духе» распределение материальных благ также относится к тайне и служит институту Церкви, созидает общность, а эта общность означает также возрастание к Тому, который является Главой - ко Христу (ср. Еф 4, 15).

Из Него, через Него и в Нем, силою животворящего Духа, Церковь созидается как Тело, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена» (Еф 4, 16). Опыт общности первых христиан, пережитый во всей своей глубине, нашел выражение в учении Павла о Церкви как о Теле Христа-Главы.

(5.2.1992)

24. Церковь - тайна общности в святости

1. «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь Бог ваш» (Лев 19, 1-2). Призыв к святости относится к самой сути завета Бога с людьми уже в Ветхом Завете. «Я Бог, а не человек; среди тебя - Святый» (Ос 11, 9). Бог, являющийся по своей природе наивысшей Святостью, трижды Святым (ср. Ис 6, 3), приближается к человеку, к избранному народу, чтобы приобщить его к сиянию этой святости. В завет Бога с человеком изначально входит призвание к святости и причастность святости самого Бога: «а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19, 6). В этом отрывке из Книги Исход причастность святости самого Бога соединяется со священническим характером избранного народа. Это первое сообщение о святости священства, которая обретет полноту в Новом Завете кровью Христа, когда будет осуществляться «поклонение (культ) в духе и истине», о котором говорит Иисус в Сихаре в беседе с самарянкой (ср. Ин 4, 24).

2. Церковь как участие в святости Бога и одновременно общность святых - одна из основных мыслей Первого Послания св. Петра. Источником этой общности является Иисус Христос, Его жертва всесожжения, освящающая человека и все творение. Св. Петр пишет: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом» (1 Петр 3, 18). Благодаря этой жертве Христа, содержащей в себе силу, освящающую человека и все творение, Апостол утверждает: «искуплены вы (...) драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петр 1, 18-19). В этом смысле вы являетесь родом избранным, царственным священством (ср. Исх 19, 6), «народом святым» (1 Петр 2, 9). Ценою жертвы Христа можно войти в святость Бога и жить в святой общности.

3. Св. Петр пишет: «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его» (1 Петр 2, 21). Следовать за Иисусом Христом означает отображать в нас самих Его святую жизнь, переданную нам благодаря освящающей благодати и посвящению, полученному в Таинстве Крещения; это означает в своей жизни обращаться к Богу с просьбой о доброй совести ради воскресения Иисуса Христа (ср. 1 Петр 3, 21), чтобы добрыми делами прославлять Бога перед миром, а особенно перед неверующими людьми (ср. 1 Петр 2, 12; 3, 1-2). Именно в этом заключается, по мнению Апостола, приношение духовных жертв, благоприятных Богу Иисусом Христом (ср. 1 Петр 2, 5). На этом основывается также строительство духовного храма как бы из живых камней, чтобы составить святое священство (ср. 1 Петр 2, 5).

Святое священство выражается в приношении духовных жертв, которые имеют свой источник и совершенный образец в жертве самого Христа. Апостол добавляет: «Ибо, если угодно воле Божьей, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» (1 Петр 3, 17). Таким образом Церковь осуществляет себя как общность святости. Благодаря силе Иисуса и действию Святого Духа сообщество Народа Божия вполне может ответить на призыв Бога: «Будьте святы, ибо свят Я - Господь, Бог ваш!»

4. Элементы этого учения мы находим в Посланиях Павла. «Умоляю вас, братия, - пишет он римлянам, - милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим 12, 1). «Представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим 6, 13). Переход от смерти к жизни, по мнению Апостола, осуществляется с помощью таинства Крещения. Ибо оно является погружением в смерть Христа. «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6, 3-4).

Если у Петра речь идет о «живых камнях», из которых «мы построены, как духовный храм», то Павел пользуется образом строения: «вы, - пишет он, - Божье строение» (ср. 1 Кор 3, 9). А затем предостерегает: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3, 16). И добавляет, отвечая как бы на свой собственный вопрос: «Храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор 3, 17).

Образ храма подчеркивает участие христиан в святости Бога - общность святости, осуществляющуюся с помощью Святого Духа. Апостол говорит также о «печати Святого Духа» (ср. Еф 1, 13), которой отмечены верующие. «Помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор 1, 21-22).

5. Согласно этим текстам обоих Апостолов общность святости Бога означает освящение, которое силою жертвы Христовой совершает в нас Святой Дух. Эта общность выражается в приношении духовных жертв по примеру Христа. Таким образом, она является «святым священством». Для нее совершается апостольское служение, которое стремится к тому, чтобы, - как пишет св. Павел, - «сие приношение» верующих, «будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим 15, 16).

Следовательно, «залог Духа» плодоносит служением святости в общине Церкви. Общность святости верные выражают участием в апостольстве для спасения всего человечества.

6. Учение Апостолов Петра и Павла находит отклик в Откровении Иоанна. В этой книге сразу после приветствия «Благодать вам и мир» (Откр 1, 4) мы находим следующее восклицание, обращенное ко Христу: «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков» (Откр 1, 5-6). В этом восклицании выражается полная благодарности любовь Церкви и ее радость по поводу освящения и рукоположения, которые Христос совершил «своей Кровью». В другом отрывке подчеркивается, что рукоположение распространяется на людей «из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр 5, 9). Это великое множество людей затем показано стоящим «перед престолом (Бога) и перед Агнцем» (Откр 7, 9) и славящим Бога «день и ночь в храме Его» (ср. Откр 7, 15).

Если Послание Петра представляет общность в святости Бога через Христа скорее как основную задачу Церкви на земле, то Апокалипсис - это прежде всего эсхатологическое видение общности святых в Боге. Это тайна Церкви на небесах, которых путями невинности и покаяния достигает все, что свято на земле. Началом этих путей является крещение, передаваемая в нем благодать, знак, которым оно отмечает душу, уподобляя ее Христу и делая участницей священства распятого Христа, как пишет св. Фома Аквинский (ср. Summa Theol., III, q. 63, a. 3). В небесной Церкви общность святости явится в сиянии славы воскресшего Христа.

(12.2.1992)

25. Церковь как священническая община

1. В предыдущем катехетическом поучении мы утверждали, что, по свидетельству Посланий Петра, Павла и Апокалипсиса Иоанна, Господь Христос, «первосвященник взятый из людей» (ср. Евр 5, 1), новый народ сделал «царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр 1, 6; ср. Откр 5, 9-10). Так осуществилась общность в святости Бога, к которой Он призывал древний Израиль и которая тем более была обязывающей для нового: «Будьте святы, ибо Я свят, Господь и Бог ваш!» (Лев 19, 2). Эта общность в святости Бога совершается во Христе как плод Его искупительной жертвы, благодаря которой мы становимся участниками любви, которая «излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5, 5). Дар освящающего Духа устраивает в нас «святое священство», которое, по мысли Петра, делает нас способными «приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Петр 2, 5). Следовательно, «святое священство» существует. Священнической общине в Церкви мы посвятим сегодняшнее размышление.

2. В документе II Ватиканского Собора, который цитирует Первое Послание Петра, читаем: «крещеные через возрождение и помазание Святым Духом посвящаются в дом духовный и священство святое, чтобы приносить духовные жертвы всеми делами христианина и возвещать совершенство Призвавшего их из тьмы в чудный Свой свет» (ср. 1 Петр 2, 4-10)» (Lumen gentium, 10).

В этом тексте Собор соединяет в одно целое молитву, которой христиане славят Бога, с жертвой: самих себя они должны приносить в жертву живую, святую, благоугодную Богу (ср. Рим 12, 1), а также со свидетельством о Христе. Так призванием всех крещеных становится участие в мессианском призвании Христа - священника, пророка и царя.

3. Это общее участие в священстве Христа, которое именуется также священством верных (sacerdotium universale fidelium), связано особым образом со служебным священством. Собор учит: «Хотя общее священство верных и священство служебное, или иерархическое, отличаются друг от друга по существу, а не только по степени, они все же устремлены друг к другу, ибо и то, и другое участвуют, каждое по-своему, в едином священстве Христа» (Lumen gentium, 10). Иерархическое священство как «учреждение» (officium) является особым служением, благодаря которому общее священство верных может осуществиться так, чтобы Церковь составляла полноту «священнической общины» в меру Христова дара. «Те из верующих, кто удостоен таинства Священства, именем Христа поставляются, чтобы пасти Церковь словом и благодатью Божьей» (Lumen gentium, 11).

4. Собор подчеркивает, что общее священство верных и служебное (или иерархическое) священство соотносятся друг с другом. Одновременно он утверждает, что между ними имеется существенное различие: они различны «по существу, а не только по степени» (Lumen gentium,10). Иерархическое (служебное) священство не является лишь каким-то «продуктом» общего священства верных. Оно не возникает в результате выбора или делегирования сообществом верующих. Это особое Божье призвание: «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр 5, 4). Христианин становится субъектом этого служения на основании особого таинства - sacramentum ordinis.

5. «Священнослужитель той священной властью, которой он обладает, - говорит Собор, - воспитывает священнический народ и управляет им, совершает Евхаристическую жертву от лица Христа (in persona Christi) и приносит ее Богу от имени всего народа» (Lumen gentium, 10).

Еще более подробно Собор высказывается на эту тему в Декрете о служении и жизни священников: «Но для того, чтобы верные соединились в одно Тело, в коем «не у всех членов одно и то же дело» (Рим 12, 4), тот же Господь поставил среди них служителей, чтобы в сообществе верных они обладали проистекающей из рукоположения священной властью приносить Жертву и отпускать грехи, а также открыто исполняли от имени Христа и ради людей священническую должность. (...) священники через помазание Святым Духом запечатлеваются особой печатью и настолько уподобляются Христу-Священнику, что могут действовать от лица Христа, Главы Церкви» (Presbyterorum ordinis, 2; ср. св. Фома, Summa Theol., III, q. 63, a. 3). Вместе с этим особым знамением им уделяется благодать, необходимая для достойного исполнения служения: «Поскольку священники принимают участие в служении Апостолов, им подается от Бога благодать быть служителями Христа Иисуса у народов, осуществляя священное служение Евангелия» (Presbyterorum ordinis, 2).

6. Как мы уже утверждали, служебно-иерархическое священство было установлено в Церкви с той целью, чтобы мог осуществиться весь потенциал общего священства верных. Собор говорит об этом неоднократно, особенно когда речь идет об участии верных в совершении Евхаристии. Читаем: «Участвуя в Евхаристической жертве, источнике и вершине всей христианской жизни, они приносят Богу божественную Жертву, а вместе с Нею - и самих себя. Таким образом, и через приношение, и через святое Причастие, не смешанно, но каждый по-своему, все они принимают соответствующее участие в литургическом действии. Далее, восстановив силы Телом Христовым на святой трапезе, они на деле являют единство Народа Божия, подобающим образом знаменуемое и дивно осуществляемое в этом величайшем таинстве» (Lumen gentium, 11).

Согласно этиу учению, принадлежащему к древнейшей христианской традиции, деятельность Церкви не сводится к иерархическому служению пастырей при том, что люди остаются в пассивном состоянии. Ибо вся христианская деятельность мирян и особенно их современное апостольство свидетельствуют о верности соборному учению, в соответствии с которым священство верных и священническое служение иерархии в Церкви «соотносятся друг с другом».

7. «Ведь служители, обладающие священной властью, - утверждает Собор, - служат своим братьям, чтобы все те, кто принадлежит к Народу Божию и, следовательно, обладает истинным христианским достоинством, добровольно и в должном порядке стремясь к одной и той же цели, пришли ко спасению» (Lumen gentium, 18).

Поэтому священство иерархии носит служебный характер. Только в этом смысле епископы и священники являются в Церкви пастырями. Их задача - служить верным, подражая Иисусу Христу, Доброму Пастырю, единственному Пастырю вселенской Церкви и всего человечества, который говорит о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 28). В свете учения и примера Доброго Пастыря вся Церковь, участвуя в благодати искупления, которой Святой Дух одарил все Тело Христа, существует и действует как священническая община.

(18.3.1992)

26. Крещение в Церкви - священнической и сакраментальной общине

1. В Конституции Lumen gentium II Ватиканского Собора мы читаем: «Священная и органическая сложившаяся сущность священнической общины обретает действенную силу и через таинства, и через добродетели» (Lumen gentium, 11). Это означает, что реализация общего священства связана с таинствами, которые безусловно играют главную роль в христианской жизни. Собор соединяет таинства и добродетели. Это знаменательное соединение означает, с одной стороны, что сакраментальную жизнь нельзя свести только к набору слов и ритуальных жестов, поскольку таинства являются выражением веры, надежды и любви. С другой стороны, оно подчеркивает, что таинства побуждают развитие этих и всех остальных добродетелей в христианской жизни. Следовательно, мы можем утверждать, что в католическом понимании культ таинств находит свое естественное продолжение в развитии христианской жизни.

Собор прежде всего говорит о таинстве Крещения, благодаря которому человек становится членом Церкви, участвует в священнической общине. Читаем: «Верные, включенные в состав Церкви через крещение, неизгладимой печатью направляются к богопочитанию, составляющему основу христианской религии, и, возрожденные в детей Божиих, обязуются исповедовать перед людьми веру, полученную от Бога через Церковь» (Lumen gentium, 11). В этом тексте заключено богатое учение Нового Завета, развитое в предании Отцов и Учителей Церкви. В сегодняшнем катехетическом поучении мы хотим выделить его основные положения.

2. Прежде всего Собор напоминает, что крещение соединяет нас с Церковью - Телом Христа. В этом высказывании звучит эхо слов св. Павла, написавшего: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор 12, 13).

Важно отметить значение и ценность крещения как момента вступления в церковную общину. Сегодня многие люди, недооценивая эту роль, пренебрегают крещением или откладывают его. Особенно это касается крещения детей. Однако в соответствии с церковной традицией, христианская жизнь не начинается после принятия человеком простого решения, она начинается с таинства, обладающего божеств


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.