Святой Дух - источник истинной радости — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Святой Дух - источник истинной радости

2022-05-09 20
Святой Дух - источник истинной радости 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Мы уже не раз слышали слова св. апостола Павла о том, что радость — это плод Святого Духа (ср.: Гал 5, 22), равно как любовь и мир, о которых мы говорили в предыдущих катехизических беседах. Очевидно, что апостол имеет в виду истинную радость, наполняющую человеческое сердце, а не поверхностную и преходящую радость, какой зачастую бывает радость этого мира.

Легко убедиться, даже на материале человеческой психологии и жизненного опыта, что деградация сферы чувственных наслаждений и любви прямо пропорциональна той пустоте, какая остается в человеке после обманчивых и поверхностных радостей, которых он ищет в том, что апостол Павел называет делами плоти: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство (...), пьянство, бесчинство и тому подобное» (Гал 5, 19. 21). К этим ложным радостям можно добавить (поскольку они часто соседствуют с ними) и те, которые человек ищет в обладании богатством и в неумеренном его использовании, в роскоши, в стремлении к власти — то есть в тех пристрастиях и влечениях, которые легко могут привести к ослеплению ума. Об этом предупреждает св. апостол Павел (ср.: Еф 4, 18-19), и об этом скорбит Иисус (ср.: Мк 4, 19).

2. Апостол Павел, описывая нравы, царящие в языческом мире, призывал новообращенных избегать недостойного поведения: «Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4, 20-24). Это новое творение (ср.: 2 Кор 5, 17) созидает Святой Дух, присутствующий в душе и в Церкви. Вот почему апостол заканчивает свой призыв к праведности и сохранению мира следующими словами: «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф 4, 30).

Если христианин «оскорбляет» Святого Духа, пребывающего в душе, то он, безусловно, не может надеяться на обретение истинной радости, исходящей от Него: «Плод (...) Духа: любовь, радость, мир» (Гал 5, 22). Только Святой Дух дает глубокую, полную и непреходящую радость, о которой тоскует каждое человеческое сердце. Человек сотворен для радости, а не для печали. Павел VI напомнил об этом христианам и всем людям нашего времени в апостольском наставлении Gaudete in Domino («Радуйтесь в Господе»). Истинная же радость — это дар Святого Духа.

3. В Послании к Галатам апостол Павел говорит нам, что радость связана с любовью (ср.: Гал 5, 22). Поэтому радость не может быть эгоистическим переживанием, плодом недолжной любви. Истинная радость заключает в себе праведность Царствия Божия, о котором св. апостол Павел говорит, что оно есть праведность, мир и радость в Святом Духе (ср.: Рим 14, 17).

Речь здесь идет о евангельской праведности, суть которой состоит в жизни по воле Божией, в послушании законам Божиим, в личной близости к Богу. Вне этой близости нет истинной радости. Более того, «печаль, будучи злом и пороком, — разъясняет св. Фома, — вызвана неумеренной любовью к самому себе, что является (...) главным корнем пороков» (Summa Theol, II-II, q. 28 a. 4, ad 1; ср.: I-II, q. 72, a. 4). Преимущественно грех является источником печали, ибо грех есть отклонение от должного пути и буквальное отвращение ума и сердца от правильного порядка Божия, вносящего гармонию в человеческую жизнь. Святой Дух, устанавливая в человеке новую праведность в любви, отгоняет печаль и дарует радость, которой исполнено Евангелие.

4. Евангелие — это приглашение к радости, а также переживание истинной и глубокой радости. В момент Благовещения Мария была призвана к радости: радуйся (chaire), Благодатная! (ср.: Лк 1, 28). Эти слова завершают целый ряд таких же призывов пророков Ветхого Завета (ср.: Зах 9, 9; Соф 3, 14-17; Иоил 2, 21-27; Ис 54, 1). Радость Марии осуществится с пришествием Святого Духа — пришествием, обещанным Марии как главный повод Ее «радуйся».

Елизавета, во время посещения ее Марией, самым естественным и в то же время сверхъестественным образом участвуя в великой радости своего сына, скрытого еще в ее лоне, исполнилась Святого Духа и радости: «взыграл младенец радостно во чреве моем» (Лк 1, 44). Елизавета чувствует радость сына и выражает ее, но это Святой Дух, по словам евангелиста, наполняет обоих такой радостью. Мария же именно в эту минуту чувствует, как из Ее сердца изливается радостная песнь, выражающая смиренную, чистую и глубокую радость, переполняющую Ее. Она как бы отвечает на призыв Ангела «радуйся»: «возрадовался дух мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк 1, 47). Также и в этих словах Марии мы слышим эхо радостных пророческих восклицаний из Книги пророка Аввакума: «я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв 3, 18).

Эта же радость чувствуется и тогда, когда младенца Иисуса принесли в Храм, и встретивший Его Симеон возрадовался по вдохновению Святого Духа, Который пробудил в нем желание увидеть Мессию и повелел отправиться в Храм (ср.: Лк 2, 26-32). В свою очередь пророчица Анна, названная так евангелистом и представленная как женщина, посвятившая себя Богу, разумеющая Его замыслы и повеления, следуя традициям Израиля (ср.: Исх 15, 20; Суд 4, 4; 4 Цар 22, 14), славит Бога, выражая тем самым радость, также берущую начало от Святого Духа (ср.: Лк 2, 36-38).

5. На страницах Евангелия, рассказывающих об общественном служении Иисуса, мы читаем, что однажды Он Сам «возрадовался духом» (Лк 10, 21). Иисус выражает Свою радость и благодарность в молитве, в которой Он провозглашает доброту и милосердие Отца: «славлю Тебя Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (там же). Радость Иисуса достигает наибольшей полноты, когда она обращена к Отцу. Подобное происходит и в жизни людей с радостью, вызванной и поддержанной Святым Духом: скрытая в ней животворящая сила направляет людей к любви, исполненной благодарности по отношению к Отцу. Каждая истинная радость в конце концов обращается к Отцу.

Иисус призывает Своих учеников радоваться, превозмогая печаль, вызванную уходом Учителя, так как этот уход обусловлен пришествием Святого Духа, согласно Божественному замыслу: «лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16, 7). Даром Святого Духа станет для учеников великая радость, более того — согласно желанию Самого Христа — они будут преисполнены радости. Ибо Спаситель, призывая учеников пребывать в Его любви, произносит: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин 15, 11; ср.: 17, 13). Это Святой Дух вызывает в сердцах учеников ту же радость, какая переполняла Иисуса, а ее источником является верная любовь, исходящая от Отца.

Св. Лука свидетельствует, что ученики, получившие при Вознесении Христа обещание дара Святого Духа, «возвратились в Иерусалим с великой радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благославляя Бога» (Лк 24, 52-53). Из Деяний Апостолов следует, что после Сошествия Святого Духа среди апостолов воцарилась атмосфера глубокой радости, которая передалась и общине. Это выражалось в радости и ликовании при обретении веры и принятии крещения, а также в совместной жизни, о которой говорится: «принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян 2, 46-47). В Деяниях Апостолов также написано: «ученики исполнялись радости и Духа Святаго» (Деян 13, 52).

6. Но уже скоро должно было наступить время страданий и гонений, предсказанных Христом в момент обетования о пришествии Параклета-Утешителя (ср.: Ин 16, 1 и след.). Но, согласно Деяниям Апостолов, радость сохранялась и в годину испытаний. Ибо написано, что апостолы, представ перед синедрионом, подверглись избиению и поруганию, но когда были отпущены домой, они возвращались, «радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие. И всякий день в Храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян 5, 41-42).

Впрочем, такова жизнь и судьба христиан, как напоминает св. апостол Павел фессалоникийцам: «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго» (1 Феc 1, 6). По словам апостола Павла, христиане как бы воссоздают в себе пасхальное таинство Христа, главная суть которого — крест. Но венчает его «радость в Духе Святом» для тех, кто выстоит в испытаниях. Это радость блаженных, и в особенности плачущих и гонимых (ср.: Мф 5, 4. 10-12). Разве не сказал апостол Павел: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас» (Кол 1, 24)? Петр же призывал: «как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Петр 4, 13).

Попросим же Святого Духа, дабы Он воспламенил в нас еще большее желание небесных благ и позволил нам в будущем наслаждаться ими во всей полноте. «Удостой нас мужеством, увенчай победой, дай счастья без меры».

(19. 06. 1991)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.