Святой Дух - Творец нашей молитвы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Святой Дух - Творец нашей молитвы

2022-05-09 24
Святой Дух - Творец нашей молитвы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Первой и самой замечательной формой духовной жизни является молитва. Руководствуясь этим убеждением, духовные учителя и наставники часто называют духовную жизнь молитвенной. Главным побудителем этой жизни в нас, как некогда во Христе, является Святой Дух. В Евангелии от Луки написано: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли» (Лк 10, 21). По Евангелию, источником этой благодарственной и прославляющей молитвы является Его радость в Святом Духе.

Мы знаем, что во время Своего мессианского служения Христос часто молился в одиночестве и целые ночи проводил в молитве (ср.: Лк 6, 12). С этой целью Он выбирал, как правило, пустынные места, благоприятствующие общению с Богом, которого желает и в котором нуждается каждая душа, чуткая к тайнам Божественной трансцендентности (ср.: Мк 1, 35; Лк 5, 16). Из Ветхого Завета нам известно, что подобным образом поступали Моисей и Илия (ср.: Исх 34, 28; 3 Цар 19, 8). О том, что пустынные места особенно располагают к молитве, говорит Книга пророка Осии: Бог ведет человека в пустыню и говорит в человеческом сердце (ср.: Ос 2, 16).

2. И в нашей жизни Святой Дух исполняет роль Духа молитвы, как и в жизни Иисуса. Это очень выразительно показывает апостол Павел в Послании к Галатам, отрывок из которого мы уже цитировали ранее: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал 4, 6). Таким образом, Святой Дух как бы переносит в наши сердца молитву Сына, Его призыв, обращенный к Отцу. Поэтому и в нашей молитве находит свое выражение Божественное усыновление, дарованное нам во Христе и через Христа (ср.: Рим 8, 15). В молитве мы выражаем осознанную веру в то, что мы «дети Божий», «наследники Божий» и «сонаследники Христу». В молитве мы переживаем эту сверхъестественную действительность благодаря действию Святого Духа, Который, поддерживая нас, «свидетельствует духу нашему» (Рим 8, 16).

3. С самого начала существования Церкви исповедники Христа верили в эту истину, исповедовали ее, когда шли на смерть. Нам известна молитва первомученика Стефана, который, когда его побивали камнями, будучи исполнен Святого Духа, проявил свое особое единение со Христом, говоря о своих убийцах как Учитель в момент смерти на кресте: «Господи, не вмени им греха сего!» И узрев славу Христа, стоящего одесную Бога, молился: «Господи, прими дух мой!» (ср.: Деян 7, 55-60). Эта молитва была результатом действия Святого Духа в сердце мученика.

О таком же внутреннем вдохновении в молитве мы читаем в жизнеописаниях других исповедников Христа. Именно на этих страницах выражено христианское самосознание, сформированное Евангелием и апостольскими Посланиями и ставшее самосознанием Церкви.

4. По существу, Святой Дух проявляется, особенно в учении св. апостола Павла, как побудитель христианской молитвы. Прежде всего потому, что Он склоняет к молитве. Это Он пробуждает потребность и волю исполнить повеление Христа — «бодрствуйте и молитесь», особенно в минуты искушений, ибо «дух бодр; плоть же немощна» (Мф 26, 41). Отголоски этого призыва слышны и в словах из Послания к Ефесянам: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством (...), и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования» (Еф 6, 18-19). Апостол Павел признается, что он разделяет с людьми, нуждающимися в молитве, их условия жизни, с тем чтобы помочь им преодолеть искушения, не пасть жертвой собственных человеческих слабостей, и исполнить служение, к которому они были призваны. Он постоянно помнит и подчас самым драматичным образом ощущает возложенную на него миссию: быть в мире, и особенно среди язычников, свидетелем Христа и Евангелия. В то же время он знает: то, что он должен говорить и делать, — это прежде всего дело Духа истины, о Котором сказал Иисус: «от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14). Поскольку Христу принадлежит то, из чего Дух черпает, чтобы прославить Его проповедью Евангелия, человек может совершать это служение при условии, что проникнет в сферу взаимоотношений между Христом и Его Духом в таинстве единения с Отцом. В это общение его включает молитва, вдохновленная Духом.

5. Автор Послания к Римлянам с особой проникновенностью показывает, как «Дух подкрепляет нас в немощах наших, ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26). Павел слышит подобную мольбу, исходящую как бы из самых глубин творения, которое «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих», и «в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (...), вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим 8, 19. 21-22). Именно на этой исторической и духовной сцене действует Святой Дух: «Испытующий (...) сердца [Бог] знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим 8, 27).

Здесь мы затрагиваем самые сокровенные и глубокие основы молитвы. Апостол Павел указывает нам на них и тем самым позволяет понять, что Святой Дух не только пробуждает в нас молитву, но и Сам молится в нас!

6. Святой Дух — это источник молитвы, в совершенстве отражающей взаимоотношения, существующие между Божественными Лицами Троицы; молитвы хвалебной и благодарственной, воздающей почитание Отцу, Сыну и Святому Духу. Эта молитва была на устах апостолов в день Пятидесятницы, когда они возвещали о «великих делах Божиих» (Деян 2, 11). Так было и в доме сотника Корнилия: слушая Петра, присутствующие получили дар Святого Духа и стали славить Бога (ср.: Деян 10, 45-47).

В Послании к Колоссянам св. апостол Павел истолковывает этот первый христианский опыт, ставший общим наследием первоначальной Церкви. Высказав пожелание — «Слово Христово да вселяется в вас обильно» (Кол 3, 16), — он призывает христиан пребывать в молитве, «во благодати воспевая в сердцах (...) Господу», поучая и назидая самих себя псалмами, гимнами и духовными песнями в полноте духа (ср.: там же). Он просит их, чтобы этим молитвенным образом жизни они охватили все ее сферы: «все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол 3, 17). Аналогичный призыв мы находим в Послании к Ефесянам: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф 5, 18-20).

В учении и призывах апостола Павла в первую очередь обращает на себя внимание тринитарный характер христианской молитвы. В учении апостола говорится также, что Святой Дух побуждает к молитве и формирует ее в сердце человека. В христианской истории становление молитвенной жизни святых, мистиков, духовных школ и направлений — это развитие опыта первоначальных общин. Тем же путем следует церковное богослужение. Мы это видим на примере гимна Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»), в котором говорится: «Благодарим Тебя ради великой славы Твоей».

В гимне Те Deum («Тебя Бога хвалим») мы прославляем Бога, называя Его Господом. В префациях неизменно повторяется: «Возблагодарим Господа Бога нашего!» Ответ же верующих призван выразить подтверждение и участие: «Достойно и справедливо!» Наконец, с какой великой радостью мы повторяем вместе с молящейся Церковью, в конце каждого псалма и во многих других случаях, короткое, содержательное и прекрасное песнопение Gloria Patri: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (...)»!

7. Акт прославления Триединого Бога под воздействием Святого Духа, молящегося в нас и через нас, совершается прежде всего в сердце, но он выражается и в устной молитве, ибо существует потребность во весь голос, в одиночестве или в общине верующих, прославлять чудеса Божий. Душа, любящая Бога, выражает эту любовь в молитве, а часто и в песне. Так было в Церкви всегда, со времен первых христианских общин. Св. Августин говорит о том, что св. Амвросий ввел в Медиоланской церкви «обычай утешать и наставлять с помощью пения» (ср.: Исповедь, кн. 9, гл. 7, п. 15: PL 32, 770), и вспоминает: «Сколько плакал я над Твоими гимнами и песнопениями, горячо взволнованный голосами, сладостно звучавшими в Твоей Церкви» (Исповедь, кн. 9, гл. 6, п. 14: PL 32, 769). Музыка также является способом прославления Бога, когда звучание инструментов помогает «вознести к небесам (rapere in celsitudinem) человеческие чувства» (св. Фома Аквинский, Expositio in Psalmos, 32, 2). Именно в этом заключается ценность пения и музыки, звучащих в богослужении, «пробуждая любовь к Богу (...) и через разнообразные звуки» (св. Фома, Summa Theol, II-II, q. 92, a. 2; ср.: св. Августин, Исповедь, кн. 10, гл. 33: PL 32, 800). Современное богослужение также позволяет пережить впечатления, описанные в другом отрывке из Исповеди св. Августина (кн. 9, гл. 4, п. 8): «Как взывал я к Тебе, Боже мой, читая псалмы Давида, эти христианские песнопения, звучавшие благочестием (...). Как взывал я к Тебе в этих псалмах, какая любовь к Тебе вспыхивала от них, каким желанием горел я прочесть их, если бы мог, всему миру!»

Так происходит, когда отдельные люди и вся община отдаются внутреннему воздействию Святого Духа. (17. 04. 1991)

СВЯТОЙ ДУХ - СВЕТ ДУШИ

1. Духовная жизнь требует духовного света и наставника. Поэтому Иисус, устанавливая Церковь и посылая апостолов в мир, повелел им учить все народы, как об этом написано в Евангелии от св. Матфея (ср.: 28, 19-20), а также проповедовать Евангелие всей твари, как говорится в Евангелии от св. Марка (ср.: 16, 15). Для св. апостола Павла апостольское служение также означает открыть всем домостроительство тайны (ср.: Еф 3, 9).

Дело евангелизации и учительства в Церкви — это часть служения апостолов и их преемников, но осуществляют их также, на разных уровнях, все члены Церкви, продолжая дело Христа, единого Учителя (ср.: Мф 23, 8), открывшего человечеству всю полноту Откровения Божия. Но нужен также и внутренний наставник, благодаря которому учение Христа могло бы проникнуть в душу и сердце человека. Таким наставником является Святой Дух. Сам Иисус называет Его Духом Истины и дает обетование, что Он будет послан, дабы вести человечество к полной истине (ср.: Ин 14, 17; 16, 13). Иисус сказал о Себе: «Я есмь (...) истина» (Ин 14, 6), а Святой Дух эту истину Христа открывает и распространяет: «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, (...) от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 13-14). Дух — это свет души, Lumen cordium — этим именем мы взываем к Нему в песнопении праздника Сошествия Святого Духа.

2. Святой Дух был светом и внутренним наставником для апостолов, которые должны были глубоко познать Христа, чтобы исполнить служение глашатаев Его Евангелия. Он был светом для Церкви и является им до сих пор, а в Церкви — для верующих всех поколений, особенно для богословов и духовных наставников, для катехизаторов и руководителей христианских общин. Он был светом и является им для всех, кто в пределах видимых границ Церкви и вне их искренне хочет следовать путями Бога и не имеет никого, кто бы мог им помочь уразуметь тайны души и открыть Богооткровенные истины. Пусть Бог дарует всем нашим братьям — миллионам, миллиардам людей — благодать сосредоточенности и послушания Святому Духу в решающие минуты их жизни!

Мы, христиане, находим утешение в нашей непоколебимой вере в сокровенное учительство Святого Духа; в вере, основанной на словах Христа о другом Утешителе, «Которого пошлет Отец во имя Мое, [Который] научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин 14, 26). «Он, Дух истины, (...) наставит вас на всякую истину» (Ин 16, 13).

3. Из приведенного выше текста следует, что Иисус не полагается только на память слушателей. Святой Дух придет к ним на помощь и будет постоянно пробуждать в умах апостолов воспоминания о евангельских событиях и о смысле евангельских тайн.

И действительно, Святой Дух сопутствовал апостолам в деле распространения слова и дела Иисуса, вдохновляя их как на устную и письменную проповедь, так и на создание Евангелия, о чем мы говорили в беседе о Святом Духе и Откровении.

В свою очередь Святой Дух помогает читателям Священного Писания в понимании Божественного смысла, заключенного в тексте, вдохновителем и главным автором которого Он Сам является. Только Он в состоянии открыть «глубины Божий» (1 Кор 2, 10), скрытые в священном тексте. Ибо Он был послан, дабы вести учеников путем учительства, по которому шел их Учитель (ср.: Ин 16, 13).

4. О сокровенном учительстве Святого Духа говорят сами апостолы — первые проповедники учения Христа. Св. апостол Иоанн пишет: «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго [Христа] и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины» (1 Ин 2, 20-21). По мнению Отцов Церкви и большинства современных экзегетов, это помазание (chrysma) означает Святого Духа. Св. апостол Иоанн прямо говорит, что живущие по Духу не нуждаются в других учителях: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин 2, 27).

Св. апостол Павел также говорит о понимании от Духа, которое — не плод человеческой мудрости, но результат Божественного просвещения: «Душевный [psychikos] человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный [pneumatikos] судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор 2, 14-15).

Следовательно, христиане, получив Святого Духа, помазание Христа, имеют в себе источник познания истины, а Святой Дух — это высший Учитель, Который их просвещает и ведет.

5. Если они послушны и верны Его Божественному учению, то Святой Дух хранит их от ошибок и помогает побеждать в постоянной борьбе между духом истины и духом заблуждения (ср.: 1 Ин 4, 6). Дух заблуждения, не признающий Христа (ср.: 1 Ин 4, 3), происходит от «лжепророков», всегда присутствующих в мире, в том числе и среди христианского народа, и действующих иногда явно, даже шумно, а подчас коварно, предательски. Подобно тому, как сатана иногда принимает вид «Ангела света» (ср.: 2 Кор 11, 14), и лжепророки выдают себя за носителей харизмы пророков и вестников Откровения. Так случалось уже в апостольские времена. Вот почему св. апостол Иоанн предостерегает: «не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин 4, 1). Святой Дух, как напоминает нам Постановление II Ватиканского Собора (СН 12), хранит христианина от заблуждений, помогая ему распознать, где истина, а где ложь. Христианин должен оценивать все, что он слышит или читает о религии, Священном Писании, о сверхъестественных и им подобных явлениях, всегда на основе здравых критериев. К таким критериям относятся верность Евангелию, ибо Святой Дух (вдохновивший евангелистов на создание Евангелий) не мог не «взять от Христа», согласованность с учением Церкви, установленной Христом и посланной в мир возвещать Его истину, праведность, очевидная в том человеке, который излагает свое учение устно или письменно, плоды святости, приносимые его учением или новой идеей.

6. Святой Дух учит христианина истине как принципу жизни. Он указывает на конкретное применение слов Иисуса в жизни каждого человека. Он позволяет подметить актуальность и ценность Евангелия в конкретной ситуации каждого человека. Он помогает надлежащим образом распознать истину в любых обстоятельствах, так чтобы она не была абстрактной и умозрительной, но освобождала христианина от опасности двуличия и лицемерия.

Поэтому Святой Дух просвещает каждого человека, руководит его поведением и указывает ему правильный путь, открывая перед ним (пусть небольшую) часть замысла Отца относительно его жизни. Этот свет — великая благодать, поскольку он несет с собою способность «духовного разумения» воли Божией, о чем св. апостол Павел просил для колоссян: «не перестаем молиться за вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном; чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом» (Кол 1, 9-10). Мы все нуждаемся в этой благодати света, чтобы лучше познать волю Божию в нашей жизни и во всей полноте осуществлять наше личное призвание.

Мы часто встречаемся с проблемами, кажущимися нам подчас неразрешимыми. Но в трудных обстоятельствах Святой Дух дарует нам свет и помощь. Он может указать решение, исходящее от Бога, как это было в момент Благовещения, когда возникла проблема совместить материнство Марии и Ее желание сохранить девственность. Но Святой Дух помогает не только в таких таинственных и исключительных обстоятельствах, как участие Марии в Воплощении Слова. Можно сказать, что Он обладает неограниченными возможностями для действия, свойственными Божественному разуму, способному решить даже самые сложные и загадочные проблемы человеческой жизни.

7. Все это совершает в человеческой душе Святой Дух посредством Своих даров, благодаря которым человек приобретает истинное понимание — не по критериям человеческой мудрости, которая ничто перед лицом Бога, а в согласии с Божественной премудростью, которая может казаться людям глупостью (ср.: 1 Кор 1, 18-25). В действительности же только «Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор 2, 10). И если дух мира противится Духу Божию, то апостол Павел напоминает христианам, что «мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор 2, 12). В отличие от душевного человека человек духовный (pneumatikos) искренне открыт Святому Духу, послушен и верен Его внушениям (ср.: 1 Кор 2, 14-16). И потому, руководствуясь Божественной премудростью, он обычно обладает способностью верно судить обо всем.

8. Доказательством того, что Святой Дух руководит человеческим познанием, есть и всегда будет верность Богооткровенной истине, излагаемой в учении Церкви. Ибо Сокровенный Учитель не побуждает к сопротивлению, непослушанию или хотя бы к необоснованному несогласию по отношению к пастырям и учителям, Им Самим поставленным в Церкви (ср.: Деян 20, 28). Власти Церкви, как говорится в Постановлении Lumen gentium II Ватиканского Собора, должны заботиться о том, чтобы «Духа не угашать, но все испытывать и доброго держаться» (СН 12). Такой подход продиктован церковной и пастырской мудростью, которая также исходит от Святого Духа.

(24. 04. 1991)

СВЯТОЙ ДУХ - ИСТОЧНИК ВЕРЫ

1. Вера, имеющая основополагающее значение для надприродной жизни, является даром Святого Духа. Значение этого дара подчеркивает автор Послания к Евреям, когда обращается к измученным преследованиями христианам: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11, 1). Известно, что этот текст понимается как своего рода богословское определение веры, предметом которой, как поясняет св. Фома, цитируя этот отрывок, является не наблюдаемая умом и переживаемая чувствами действительность, но трансцендентная истина Божия (Veritas Prima), данная нам в Откровении (ср.: Summa Theol., II-II, q. 1, a. 4; a. 1).

Желая придать христианам мужества, автор Послания приводит в пример верующих из Ветхого Завета, как бы излагая в сжатом виде жизнеописания праведников, приведенные в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова (44-50). Тем самым он хочет сказать, что все они стремились к Невидимому, поскольку находили опору в вере. Автор Послания приводит семнадцать примеров веры: «Верою Авель (...). Верою Ной (...). Верою Авраам (...). Верою Моисей (...)» (ср.: Евр 11, 1-40). Мы же можем к этому добавить: верою Мария... верою Иосиф... верою Симеон и Анна... верою апостолы, мученики, исповедники, девственницы, епископы, священники, монахи и миряне всех веков христианства. Верою Церковь прошла сквозь века и сегодня продолжает свой путь к Невидимому благодаря вдохновению и наставничеству Святого Духа.

2. Надприродная добродетель веры может принять вид харизмы и стать исключительным даром, предназначенным только для некоторых (ср.: 1 Кор 12, 9). Но вера сама по себе — это добродетель, даруемая Святым Духом всем. Следовательно, вера как таковая — это не харизма, не один из тех особых даров, которые Дух дает каждому, как хочет (ср.: 1 Кор 12, 11; Рим 12, 6); она относится к тем духовным дарам, которые необходимы всем христианам; среди них наивысшим даром является любовь: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше» (1 Кор 13, 13).

Все это ни в чем не опровергает истины о том, что вера — согласно учению апостола Павла — хотя и является добродетелью, остается прежде всего даром: «потому что вам дано ради Христа (...) веровать в Него» (Флп 1, 29); пробуждается же вера в душе Святым Духом (ср.: 1 Кор 12, 3). Да, разумеется, она — добродетель в той мере, в какой является духовным даром, даром Святого Духа, благодаря которому человек способен веровать. Она является им изначально, как это было определено Синодом в Оранже (529): «Так же начало веры, и даже сама готовность веровать (...) есть в нас дар благодати, или плод вдохновения Святого Духа, ведущего нашу волю от неверия к вере» (Кан. 5, DS 375).

Этот дар носит окончательный характер, то есть он — как говорит св. апостол Павел — остается с человеком. Его цель — формирование всей человеческой жизни, вплоть до самой смерти, когда вера достигнет зрелости вместе с переходом к высотам вечного блаженства.

3. Связь между верой и Святым Духом подтверждает св. апостол Павел в Послании к Коринфянам. Он напоминает им, что они познали Евангелие благодаря проповеди, посредством которой действовал Святой Дух: «слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор 2, 4). Апостол имеет здесь в виду не только чудеса, сопровождавшие его проповедь (ср.: 2 Кор 12, 12), но и другие способы воздействия и Самопроявления Святого Духа, обетование о Котором Иисус дал перед Своим Вознесением (ср.: Деян 1, 8). Святой Дух соделал так, что св. апостол Павел — и это особенно проявилось в его проповеди, — будучи среди коринфян, мог оставаться «не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» (1 Кор 2, 2). Святой Дух склонил Павла явить Христа как начало веры, в согласии с принципом, провозглашенным Христом во время Тайной Вечери: «Он прославит Меня» (Ин 16, 14). Таким образом, Святой Дух — это вдохновитель апостольской проповеди. Об этом самым определенным образом говорит св. апостол Петр в своем Послании: «проповедано вам благовествовавшими Духом Святым» (1 Петр 1, 12).

Святой Дух является также Тем, Кто подтверждает апостольскую проповедь: это следует из текста Деяний Апостолов, в котором рассказывается о проповеди Петра, обращенной к Корнилию и его спутникам: «Дух Святый сошел на всех, слушавших слово» (Деян 10, 44). Петр видит в этом одобрение своего решения допустить в лоно Церкви неизраильтян. Это Дух пробудил в язычниках готовность к принятию проповеди и приобщил их к вере христианского сообщества. И это Он соделал так, что и Павел, и Петр делают Христа центром своей проповеди. Петр лаконично говорит об этом: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета (...). И мы свидетели всего, что сделал Он» (Деян 10, 38-39). Иисус Христос явлен как Тот, Кто, будучи помазанным Духом, добивается веры.

4. Святой Дух вдохновляет на исповедание веры в Христа. По словам апостола Павла, превыше всех особых харизм — акт исповедания веры, о котором апостол говорит: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3). Признание Христа, а следовательно, подражание Ему и свидетельствование о Нем — это дело Святого Духа. Этот богословский тезис содержится в уже цитированных документах Синода в Оранже и I Ватиканского Собора (1869-1879), в Конституции которого сказано, что никто не может принять благовествования «без света и вдохновения Святого Духа, делающего всех способными к смиренному принятию истины и к вере в нее» (Конституция Dei Filius, 3; DS ЗО10).

Св. Фома, цитируя постановления Синода в Оранже, разъясняет, что вера с самого начала есть дар Божий (ср.: Еф 2, 8-9), поскольку «человек, принимая истину веры, возвышается над своей природой (...), а это возможно только благодаря действию сверхприродного начала, которое движет им изнутри, — то есть действию Бога. Таким образом, вера исходит от Бога, действующего внутри человека через благодать» (Summa Theol, II-II, q. 6, a. 1).

5. Когда вера пробуждается, все ее дальнейшее развитие совершается под воздействием Святого Духа. И в особенности неустанный процесс углубления веры, ведущий ко все более лучшему познанию ее истин, есть дело Святого Духа, вновь и вновь наделяющего душу способностью проникать в тайны (ср.: св. Фома, Summa Theol, II-II, q. 8, aa. 1, 5). Об этом пишет и апостол Павел, рассуждая о «мудрости не века сего», которой удостоились те, кто поступает в согласии с требованиями Евангелия. Цитируя избранные тексты Ветхого Завета (ср.: Ис 64, 3; Иер 3, 16; Сир 1, 8), Павел желает показать, что Откровение, полученное им самим, а также коринфянами, превышает самые смелые человеческие ожидания: «"Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (Ис 64, 4). А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий. (...) Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» (1 Кор 2, 9-10. 12). И потому «мудрость (...) мы проповедуем между совершенными» (1 Кор 2, 6) в вере, под воздействием Святого Духа, ведущего нас к познанию все новых и новых истин, сокрытых в тайне Бога.

6. Вера требует жить в согласии с истинами, признаваемыми и исповедуемыми нами. По словам св. апостола Павла, вера во Христа есть «вера, действующая любовью» (Гал 5, 6). Св. Фома, ссылаясь на эти же слова апостола Павла, поясняет, что «любовь — это форма веры» (II-II, q. 4, а. 3), то есть является источником ее жизни, животворящим началом; от нее зависит — станет ли вера добродетелью (ср.: там же, а. 5) и найдет ли законченное выражение в том, что человек еще сильнее прильнет к Богу, в его поведении и в его взаимоотношениях с другими людьми под водительством Духа.

Об этом же говорится в Догматическом Постановлении II Ватиканского Собора: «этим разумением веры, которое пробуждается и поддерживается Духом Истины, Народ Божий, руководимый священным учительством (...) неотступно держится веры, разумно проникает в нее все глубже и все полнее претворяет ее в жизнь» (СН 12). Эти слова позволяют понять призыв Павла: «поступайте по духу» (Гал 5, 16). Они позволяют также понять, что мы не только должны молиться Святому Духу о даровании нам благодати познания, но обязаны и поступать в согласии с познанной истиной. Именно так в гимне Veni, Creator Spiritus («Приди, Творец-Дух») мы, с одной стороны, просим Его: Per te sciamus da Patrem — «Дай нам с Твоей помощью познать Отца, дай, чтобы и Сын был познан», но в то же время взываем: Infunde lumen sensibus — «Светом проясни нашу мысль, влей нам в сердца святую любовь и наши слабые тела укрепи постоянством Своей силы. Отгони неприятеля и миром Твоим одари; пусть в пути под Твоим предводительством мы избежим искушающего нас зла». А в песнопении праздника Сошествия Святого Духа мы исповедуем: «Без Твоего дыхания, что останется от творений? Только сорняк и нищета!», и затем просим Святого Духа: «Омой нечистое, оживи черствые души, исцели сердечную рану! Согни гордых, воспламени холодные сердца, верни к Себе заблудших». Веруя, мы отдаем всю нашу жизнь во власть действующей в нас силе Святого Духа.

(8. 05. 1991)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.