Святой Дух - источник новой жизни, — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Святой Дух - источник новой жизни,

2022-05-09 21
Святой Дух - источник новой жизни, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 ИЗОБИЛУЮЩЕЙ ДАРАМИ

1. Святой Дух, пребывающий в душе человека, — это внутренний источник новой жизни, которым Христос одарил верующих в Него: жизнь по «закону Духа», силою Искупления побеждающая власть греха и смерти, господствующую над человеком с момента первого грехопадения. Сам апостол Павел переживал этот драматический конфликт между внутренним ощущением добра и склонностью ко злу, между желанием ума служить закону Божию и тиранией «тела», отдающего человека в рабство греху (ср.: Рим 7, 14-23). «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти [то есть от того, что ведет к смерти]?» (Рим 7, 24).

Ответом служит новый духовный опыт, подтверждающий Богооткровенную истину об искупительном действии благодати: «нет никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим 8, 1-2). Это новый закон жизни, разбуженной в сердцах «Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5).

2. Суть христианской жизни — вера и любовь, усвоение всех добродетелей под невидимым воздействием Духа-обновителя, от Которого исходит благодать прощения, животворная и освящающая, а вместе с благодатью всё новые и новые добродетели, составляющие ткань сверхъестественной жизни. Эта жизнь развивается не только благодаря естественным качествам человека — разуму, воле и чувствам, — но также с помощью новых способностей, ниспосланных ему (superadditae) вместе с благодатью, как это разъясняет св. Фома Аквинский (Summa Theol., I-II, q. 62, aa. 1, 3). Именно благодаря им разум может прильнуть к Богу-Истине через веру; сердце в силах полюбить Его духовной любовью, являющейся для человека как бы «соучастием в самой Божественной любви, то есть в Святом Духе» (II-II, q. 23, а. 3, ad 3). Все же способности духа, а в каком-то смысле и тела могут быть использованы в новой жизни в делах, достойных человека, в силу благодати получившего право быть сопричастным природе и жизни Бога, — ставшего, как говорит апостол Петр, сопричастником Божественной природы (ср.: 2 Петр 1, 4).

Это как бы новый внутренний организм, в котором проявляется закон благодати: закон, записанный скорее в сердцах, чем на каменных скрижалях или в книгах права; закон, названный апостолом Павлом — как было уже процитировано — законом Духа, дающим жизнь во Христе (ср.: Рим 8, 2; св. Августин, De spiritu et littera, с. 24: PL 44, 225; св. Фома, Summa Theol, I-II, q. 106, a. 1).

3. В предыдущих катехизических беседах, посвященных влиянию Святого Духа на жизнь Церкви, мы подчеркивали многообразие даров, которыми Он поддерживает развитие всей общины. Это же многообразие проявляется и в индивидуальной христианской жизни: каждый человек получает дары Святого Духа в конкретной жизненной ситуации, в которой он находится, в меру собственной любви к Богу, которая является началом его призвания, его духовного пути и истории.

Об этом мы читаем в повествовании о дне Пятидесятницы, когда Святой Дух наполнил всю общину и всех присутствующих. Ибо о ветре, символизирующем Святого Духа, говорится, что он «наполнил весь дом, где они находились», в то же время об огненных языках — другом символе Духа — сказано, что они «почили по одному на каждом из них». Тогда «исполнились все Духа Святаго» (Деян 2, 2-4). Полнота дарована каждому; и в этой полноте заключено множество даров, обогащающих все стороны человеческой жизни.

Среди этих даров мы хотим здесь перечислить и коротко представить те, которые катехизис и богословская традиция определяют особым именем даров Святого Духа. Это правда, что все является даром, как в плане благодати, так и в плане природы, и шире — всего творения. Но на языке богословия и катехизации дарами Святого Духа называют особые виды Божественной энергии, изливаемой Святым Духом в души людей для совершенствования в них сверхприродных добродетелей и для того, чтобы наделить человеческий дух способностью действовать Божественным образом (с.: Summa Theol, I-II, q. 68, аа. 1, 6).

4. Следует сказать, что впервые дары Духа были перечислены и описаны в Ветхом Завете, а именно — в Книге пророка Исайи, в которой пророк наделяет Царя-Мессию духом премудрости и разума, духом совета и мужества, духом ведения и богобоязненности (ср.: Ис 11, 2), затем он еще раз упоминает о шестом даре, говоря, что Царь «страхом Господним исполнится» (Ис 11, 3).

В греческой Септуагинте, а также в латинской Вульгате св. Иеронима нет этого повторения; в качестве шестого дара вместо богобоязненности («страха Господня») назван дар благочестия, так что пророчество кончается словами: «дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис 11, 2-3). Однако можно сказать, что это различение слов «богобоязненность» и «благочестие», которое встречается также и в других, местах Библии — там, где речь идет о добродетелях крупных фигур Ветхого Завета, — в христианской традиции богословия, в литургической и катехизической традиции становится новым, еще более полным прочтением пророчества, относящегося к Мессии, и обогащением его дословного значения. Сам Иисус, беседуя в назаретской синагоге, по отношению к Себе использует другой мессианский текст Исайи (61, 1): «Дух Господень на Мне» (Лк 4, 18), напоминающий первые слова только что процитированного пророчества: «И почиет на нем Дух Господень» (Ис 11, 2). Согласно традиции, воспринятой св. Фомой, дары Святого Духа, перечисленные в Священном Писании как дары, присущие Иисусу Христу, согласно тексту Исайи, присутствуют также и в христианской душе, уподобившейся Христу (ср.: SummaTheol, I-II, q. 68, a. 11).

Сопоставление приведенных выше библейских текстов с тем, что было известно о самых важных свойствах человеческого духа, рассматриваемых в свете сверхъестественного возвышения человека и воздействия ниспосланных добродетелей, положило начало средневековому богословскому учению о семи дарах, которое хотя и не имеет абсолютного или догматического характера и не призвано ограничить число даров или установить их окончательное подразделение на категории, однако было и по-прежнему остается весьма полезным, ибо позволяет понять истину о многообразии даров во Христе и в душах святых и может служить отправной точкой для надлежащего упорядочения духовной жизни.

5. Св. Фома (ср.: Summa Theol, I-II, q. 68, аа. 4, 7) и другие богословы и катехизаторы на основании текста Исайи дают классификацию даров Духа в плане духовной жизни и пытаются их описать. Мы же сделаем это вкратце.

1) Прежде всего есть Дар Премудрости, посредством которого Святой Дух просвещает разум, позволяя ему познать «наивысшие истины» Откровения и духовной жизни и формируя в нем здравое и верное суждение о вере и о христианских принципах поведения: суждение, достойное «духовного» человека (pneumatikos) как сказал бы св. апостол Павел, — а не только «душевного» (psychikos) или даже «плотского» (ср.: 1 Кор 2, 14-15; Рим 7, 14).

2) Следующим называют Дар Разума — дар особой проникновенности, дарованной Духом и позволяющей понимать всю глубину и возвышенность Слова Божия.

3) Дар Ведения — это сверхъестественная способность видеть в жизни Вселенной проявления Богооткровенных истин и точно их воспринимать, а также умение отличать Божественную действительность от материальной.

4) Посредством Дара Совета Святой Дух дает человеку сверхприродные способности руководить своей жизнью, когда требуется совершить что-либо трудное или принять важное решение, а также способности управлять и руководить другими.

5) Даром Мужества Святой Дух укрепляет волю и делает человека способным активно и стойко противостоять даже самым большим испытаниям и страданиям, особенно в случаях мученичества: кровавых мучений, а также душевной боли, болезней и слабостей.

6) Посредством Дара Благочестия Святой Дух направляет человеческое сердце к Богу, пробуждая в нем чувства, мысли и молитвы, в которых выражается сыновняя преданность Отцу, явленному нам Христом. Тем самым Он помогает человеку принять и воспринять эту тайну — «Бог с нами», в особенности через соединение со Христом, воплощенным Словом, посредством сыновних уз с Благословенной Девой Марией, посредством общения с ангелами и святыми в небе и через единение с Церковью.

7) Посредством Дара Страха Божия Святой Дух пробуждает в христианской душе глубокое уважение к Божественному Закону и к тем принципам христианского поведения, которые из него следуют; Он освобождает ее от искушения испытывать «рабский страх» и обогащает «сыновним страхом», исполненным любви к Отцу.

6. Изложенное нами учение о Дарах Святого Духа является необычайно ценным в плане духовной жизни, оно указывает нам самим путь к неустанному диалогу со Святым Духом, к доверительной и полной любви преданности Его руководству и помогает нам воспитывать братьев по вере, за духовное формирование которых мы ответственны. Это учение основано на мессианском тексте Исайи, слова которого, будучи отнесены к Иисусу, свидетельствуют о Его высоком совершенстве, а, отнесенные к христианской душе, показывают нам ключевые элементы динамики ее внутренней жизни: понимание (дары премудрости, ведения и разума), принятие решений (дары совета и мужества), стойкость и постепенное духовное созревание на основе глубоко личной связи с Богом как посредством молитвенной жизни, так и путем соблюдения евангельских принципов поведения (дары благочестия и страха Божия).

Таким образом, очень важно вслушиваться в голос предвечного Духа-Дара, познаваемого благодаря Откровению Ветхого и Нового Завета. Он — единственная и бесконечная Любовь, изливаемая на нас посредством многообразия знамений и даров, гармонично связанных с общим домостроительством спасения.

(3. 04. 1991)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.