Сакраментальной жизни Церкви — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Сакраментальной жизни Церкви

2022-05-09 23
Сакраментальной жизни Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Святой Дух, будучи источником и животворящим началом самотождественности единой, святой, католической и апостольской Церкви, является в то же время источником и основой сакраментальной (от лат. sacramentum — «таинство»), позволяющей Церкви черпать во Христе силу, быть причастной к Его святости, питаться Его благодатью, возрастать и устремляться к вечности. Святой Дух, положивший начало воплощению Слова, — это живой источник всех таинств, установленных Христом и совершаемых в Церкви. Именно посредством таинств Он одаряет людей «новой жизнью», привлекая к Себе Церковь как помощницу в этом спасительном деле.

2. Сейчас мы не ставим себе целью рассмотреть сущность, особенности и предназначение таинств — этому мы посвятим, если даст Бог, наши будущие катехизические беседы. Мы просто можем вспомнить несложную и точную формулу старого катехизиса, согласно которой «таинства — это орудия благодати, установленные Христом для нашего спасения». Мы можем также повторить, что действенной причиной, дарителем и как бы самим дыханием благодати Христовой в нас является Святой Дух. В нынешней катехизической беседе мы рассмотрим, опираясь на евангельские тексты, как эта взаимосвязь со Святым Духом проявляется в отдельных таинствах.

3. Особенно выразительно проявляется она в крещении, которое Иисус определяет в беседе с Никодимом как рождение «от воды и Духа»: «Рожденное от плоти есть плоть; а рожденное от Духа есть дух. (...) "Должно вам родиться свыше"» (Ин 3, 5-7).

Уже Иоанн Креститель предсказал и представил Христа как Того, Кто «будет крестить (...) Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11). В Деяниях Апостолов и в апостольских Посланиях та же истина выражена иначе. В день Пятидесятницы Петр обращается к своим слушателям с призывом: «да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян 2, 38). Послания апостола Павла говорят о возрождающем и обновляющем омовении в Святом Духе, изливаемом Иисусом Христом, нашим Спасителем (ср.: Тит 3, 5-6); новоокрещенным апостол напоминает, что они некогда были грешниками, «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор 6, 11). Они также — сказано далее — «одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор 12, 13). В проповедях апостола Павла, как и в Евангелии, Святой Дух и Иисус Христос называются вместе и в обетовании, и в даровании крещения, а также при каждом упоминании об этом таинстве как источнике освящения и спасения, а следовательно, новой жизни, о которой Иисус говорил Никодиму.

4. Таинство миропомазания тесно связано с крещением, оно описывается в Деяниях Апостолов как возложение рук, посредством которого апостолы передают дар Святого Духа. На новокрещенных Петр и Иоанн «возложили руки (...), и они приняли Духа Святаго» (Деян 8, 17). Так же поступает апостол Павел по отношению к неофитам: «И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый» (Деян 19, 6).

Таким образом, посредством веры и таинств мы «запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего» (Еф 1, 13-14). Св. апостол Павел пишет об этом в Послании к Коринфянам: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор 1, 21-22; ср.: 1 Ин 2, 20. 27; 3, 24). В Послании к Ефесянам он дополняет эту мысль знаменательным напоминанием о том, чтобы мы не оскорбляли Святого Духа, Которым «запечатлены в день искупления» (Еф 4, 30).

Из текста Деяний Апостолов можно сделать вывод о том, что таинство миропомазания совершалось после крещения возложением рук во имя Господа Иисуса (ср.: Деян 19, 5-6).

5. В таинстве покаяния (то есть исповеди) взаимосвязь со Святым Духом устанавливается силою слов Самого Христа, высказанных Им после Воскресения из мертвых. Так, в Евангелии от Иоанна сказано, что Иисус «дунул» на апостолов и сказал им: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 22-23). Эти слова можно также отнести к таинству елеосвящения, о котором мы читаем в Послании св. апостола Иакова: молитва веры, соединенная с помазанием елеем, совершенным пресвитером во имя Господне, исцелит больного, и «восставит» его Господь, а если он согрешил, то простится ему (ср.: Иак 5, 14-15). Христианское Предание усматривает в этом помазании и в этой молитве первоначальную форму таинства (ср.: св. Фома, Contra gentes, IV, p. 73); и такое истолкование было официально утверждено Тридентским Собором (ср.: Denz. S. 1695).

6. Говоря о Евхаристии, Новый Завет только косвенно отмечает ее взаимосвязь со Святым Духом в тексте Евангелия от Иоанна, в котором приводятся знаменательные слова Христа, сказанные Им в синагоге Капернаума после обетования об установлении Таинства Тела и Крови: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин 6, 63). Как Слова, так и таинство живы и действенны благодаря действию Святого Духа.

Осознание взаимосвязи между Евхаристией и Святым Духом живет в христианском Предании. Оно всегда находило и находит выражение в чине св. Мессы, когда в эпиклезе Церковь просит об освящении даров, находящихся на престоле — «снишествием Твоего Духа» (Вторая и Третья Евхаристические Молитвы) или «Своим благословением» (Первая Евхаристическая Молитва). Церковь подчеркивает, что Святой Дух Своей таинственной силой причастен к свершению евхаристической жертвы, к сакраментальному пресуществлению хлеба и вина в Тело и Кровь Христа и изливает благодать на участников евхаристической жертвы, а также на всю христианскую общину.

7. Так же и о таинстве священства св. апостол Павел говорит как о «харизме» (или даре Святого Духа), даруемой в момент возложения рук (ср.: 1 Тим 4, 14; 2 Тим 1, 6), и утверждает, что именно Святой Дух «поставляет» в Церкви «блюстителей» (епископов) (ср.: Деян 20, 28). Другие фрагменты Посланий апостола Павла и Деяний Апостолов свидетельствуют об особой взаимосвязи, соединяющей Святого Духа и служителей Христа, то есть апостолов и их сподвижников, а затем их преемников, а значит, епископов, пресвитеров и диаконов, наследующих не только служение, но и харизмы, о чем мы будем говорить в следующей катехизической беседе.

8. Наконец, следует вспомнить, что таинство брака — «тайна сия велика (...) по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф 5, 32), — в котором два лица, мужчина и женщина, заключают союз во имя Христа и силою Христа, создавая общину животворной любви, представляет собой форму соучастия человека в той Божественной любви, которая «излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5, 5). Третье Лицо Пресвятой Троицы, Которое, по словам св. Августина, является в Боге «единосущным общением» (communioconsubstantialis) Отца и Сына (ср.: DeTrinitate VI, 5. 7: PL 42, 928), творит в таинстве брака человеческое «общение лиц» — общение женщины и мужчины.

9. В заключение этой катехизической беседы, в которой мы старались представить, хотя бы в общих чертах, истину о действенном присутствии Святого Духа в сакраментальной жизни Церкви (то есть в приобщении верующих к святым таинствам); истину, вытекающую из Священного Писания, Священного Предания и особым образом — из богослужебной практики святых таинств, хотелось бы подчеркнуть необходимость постоянного углубления этого прекрасного учения и призвать всех к принятию таинств со все более осознанным послушанием и верностью Святому Духу, Который именно с помощью «орудий благодати, установленных Иисусом Христом», ведет Церковь к исполнению вверенной ей миссии — служения во имя всеобщего искупления.

(30. 01. 1991)

69. СВЯТОЙ ДУХ - ИСТОЧНИК ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ
ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ

1. Церковь стремится к полному осуществлению жизни в вере, подготавливает верующих к принятию таинств и постоянно помогает людям и общинам отвечать на благодать, полученную через эти «спасительные средства», используя для этого всю иерархию служений (то есть основные служения и вспомогательные, диаконские), часть из которых восходит к Божественным установлениям. Речь здесь идет главным образом о епископах, священниках и диаконах. Известны слова апостола Павла, обращенные к «пресвитерам» Ефесской Церкви и записанные в Деяниях Апостолов: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян 20, 28). В этом наставлении Павел указывает на связь между Святым Духом и совершаемым в Церкви иерархическим служением. Святой Дух, неустанно действующий в Церкви, помогает ей сохранять принятое от апостолов учение Христово и наделяет ее членов всем богатством сакраментальной жизни. Он, как написано в Деяниях Апостолов, - Тот, Кто «ставит блюстителей». «Ставит» — это значит, что Он не просто их назначает или избирает, но Он Сам — жизненная основа их спасительного служения в Церкви. Таковым Он является для епископов и для других подчиненных им служителей. Святой Дух — это Источник и Податель Божественной духовной и пастырской силы, пронизывающей всю структуру служений, которой Христос оснастил Церковь, построенную на апостольском основании. В этой структуре, как говорил апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам, «служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор 12, 5).

2. Апостолы полностью осознавали эту истину, в первую очередь касавшуюся их самих, проводимой ими евангелизации и осуществляемой ими власти. Например, апостол Петр напоминает верующим, рассеянным по разным частям языческого мира, что Евангелие проповедано им «благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» (1 Петр 1, 12). Так же и апостол Павел в своих Посланиях не раз выражает эту уверенность. Во Втором Послании к Коринфянам он пишет: «Способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа» (2 Кор 3, 5-6). Далее он говорит, что Святой Дух оживотворяет служение Нового Завета и что силою Святого Духа совершается проповедь Евангелия и все дело освящения, осуществление которого, особенно среди народов, отличающихся от израильтян, является призванием апостола Павла. И потому он представляется римлянам как человек, получивший благодать «быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу» (Рим 15, 16).

Но и все апостольское содружество знало о том, что их служение верующим вдохновляется, руководится и животворится Святым Духом. Это видно из заключительных слов Иерусалимского Собора апостолов и их ближайших сподвижников — пресвитеров: «ибо угодно Святому Духу и нам» (Деян 15, 28).

3. Апостол Павел многократно повторяет, что его служение силою Святого Духа должно быть «явлением духа и силы». Он не ищет «превосходства в слове», и сила его проповеди «не в убедительных словах человеческой премудрости» (ср.: 1 Кор 2, 1. 4), поскольку как апостол он говорит «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1 Кор 2, 13). Именно здесь он проводит столь знаменательное различие между «человеком душевным», который «не принимает того, что от Духа Божия», и «человеком духовным», который «судит о всем» (ср.: 1 Кор 2, 14-15) в свете Божественного Откровения. Апостол Павел с полным правом пишет о себе и о других проповедниках учения Христа: «нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божий» (1 Кор 2, 10).

4. У св. апостола Павла осознание силы Святого Духа, присутствующего и действующего в апостольском служении, идет рука об руку с пониманием апостольства как служения. Здесь стоит напомнить прекрасные слова, которыми апостол выражает суть своего служения: «мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса» (2 Кор 4, 5). Слова эти, выражающие самые глубокие мысли и устремления св. апостола Павла, определяют форму каждого служения Церкви и в Церкви на протяжении всей истории. В них ключ к пониманию ее евангельского смысла. В них основа духовности, которую должны взращивать преемники апостолов и их сподвижники, — смиренного служения в любви, которому сопутствует осознание истины, высказанной апостолом Павлом в Первом Послании к Фессалоникийцам: «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением» (1 Фес 1, 5). Можно сказать, что это две составляющие, на основе которых можно определить место служения в жизни всей Церкви: дух служения и осознание силы Святого Духа, действующей в Церкви; смиренность служения и внутренняя сила, исходящая из личной убежденности в том, что Святой Дух помогает в служении тем, кто верно и преданно отдается Его действию в Церкви.

5. Апостол Павел был убежден, что источник его деятельности носит именно такой трансцендентный характер. Он прямо писал к римлянам: «Итак, я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу, ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершал Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия» (Рим 15, 17-19).

Мы уже цитировали слова апостола Павла, обращенные к фессалоникийцам: «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами». Одновременно апостол воздает похвалу адресатам: «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго; так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии» (1 Фес 1, 6-7). Это прекрасное назначение, требующее глубокой вовлеченности, должно стать целью всех призванных к служению в Церкви: быть, как св. апостол Павел, не только проповедниками веры, но также ее свидетелями, давая пример своей жизнью и одновременно стремясь к тому, чтобы эту же роль по отношению друг к другу исполняли верующие в пределах одной и той же Церкви и в общении между различными поместными Церквами.

6. Такое отношение приносит подлинную славу служению, которое, согласно повелению, данному Иисусом апостолам, должно состоять в проповеди, обращении и отпущении грехов (ср.: Лк 24, 47). Да, такое служение смиренно, но и славно. Все, кто призван к нему в Церкви, могут повторять вслед за апостолом Павлом: «Всё (...) от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения; потому что Бог во Христе примирил с Собою мир (...). Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом!» (2 Кор 5, 18-20). А в другом фрагменте апостол Павел говорит, что служение Нового Завета — это служение Духа (ср.: 2 Кор 3, 6); и, сравнивая его со служением Моисея, совершенным на горе Синай, когда он получил Закон Ветхого Завета (ср.: Исх 24, 12), утверждает: если это служение «было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей: то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?» (2 Кор 3, 7-10). В нем отражается «великая слава» Нового Завета.

Это слава единения со Христом. Слава служения братьям через проповедь вести о спасении. Слава проповедования — «не себя (...), но Христа Иисуса, Господа» (2 Кор 4, 5). Повторим еще раз и будем повторять всегда: это слава Креста!

7. Церковь унаследовала от апостолов осознание присутствия и помощи Святого Духа. Догматическое Постановление II Ватиканского Собора Lumen gentium свидетельствует об этом так: «Дух обитает в Церкви и в сердцах верующих как в храме (ср.: 1 Кор 3, 16; 6, 19), и в них ходатайствует и свидетельствует о их усыновлении (ср.: Гал 4, 6; Рим 8, 15-16. 26). Он, вводящий Церковь во всю истину (ср.: Ин 16, 13) и объединяющий ее в общении (in communione) и служении, наделяет и направляет многообразными иерархическими и харизматическими дарами, и украшает ее Своими плодами (ср.: Еф 4, 11-12; 1 Кор 12, 4; Гал 5, 22)» (СН 4).

Это внутреннее осознание рождает чувство умиротворения, которое пастыри овчарни Христовой сохраняют и тогда, когда над миром и Церковью бушуют бури. Они памятуют, что, несмотря на свою ограниченность и несовершенства, могут рассчитывать на Святого Духа, являющегося душою Церкви и ее путеводителем в истории.

(6. 02. 1991)


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.