Святой Дух - источник единства Церкви — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Святой Дух - источник единства Церкви

2022-05-09 19
Святой Дух - источник единства Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Если мы говорим, что Святой Дух — это душа Церкви, как гласит христианское предание, основанное на учении Христа и апостолов (это было темой нашей прошлой катехизической беседы), то вслед за этим утверждением мы должны привести слова св. апостола Павла, который, проводя аналогию между Церковью и человеческим телом, сказал: «все мы одним Духом крестились в одно тело (...) и все напоены одним Духом» (1 Кор 12, 13). И если Церковь является как бы телом, а Святой Дух — ее душа, то есть начало Божественной жизни в ней, и если этот же Дух дал начало существованию Церкви, сойдя в день Пятидесятницы на первоначальную Иерусалимскую общину (ср.: Деян 1, 13), то с этого дня для всех последующих поколений людей, принадлежащих к Церкви, Дух этот является неоспоримым началом и источником единства, каковым является и душа в человеческом теле.

2. Сразу же добавим, основываясь на Евангелиях и текстах св. апостола Павла, что речь здесь идет о единстве в разнообразии. Апостол ясно говорит об этом в Первом Послании к Коринфянам: «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос (1 Кор 12, 12).

Исходя из этой онтологической предпосылки единства CorpusChristi, легче понять призыв из Послания к Ефесянам: старайтесь «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф 4, 3). Здесь речь идет, как мы видим, не о механическом и не об органическом единстве (характерном для каждого живого существа), но о духовном единстве, которое обязывает соблюдать определенные этические принципы. По мнению св. апостола Павла, мир — это плод единения через крест Христа, «потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф 2, 18). Выражение «и те и другие» относится здесь к обращенным евреям и язычникам. Апостол возносит им хвалу и описывает их соединение с Богом, посредством чего все становятся одним народом, одним телом в одном Духе (ср.: Еф 2, 11-18). Это же касается всех народов, наций, культур, из которых произошли верующие во Христа. Ко всем относятся следующие слова апостола Павла: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф 2, 19-22).

3. Во Христе «все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм». Таким образом, это единство Церкви характеризуется определенной динамикой, направленной на все более полное участие в тринитарном единстве Самого Бога. Существует сходство между единством общения в Церкви и единством в Троице, наивысшее совершенство Которой определяет цель устремлений всех времен. Таков смысл приветствия и в то же время пожелания, заключенного в словах св. апостола Павла, которые в чине послесоборного обновленного богослужения, в начале св. Мессы, обращены к верующим: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и Любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор 13, 13). В словах этих заключена истина о единстве в Святом Духе как о единстве Церкви, о котором св. Августин говорит: «Единство в общении Церкви (...) это как бы дело Святого Духа, в котором участвуют также Отец и Сын, ибо Сам Дух в известном смысле есть общение Отца и Сына (...). Отец и Сын имеют Святого Духа сообща, так как Дух принадлежит Им обоим» (Sermo, 71, 20. 33: PL 38, 463-464).

4. Концепция тринитарного единства в Святом Духе как в источнике единства Церкви в форме общения — это, как многократно говорится в документах II Ватиканского Собора, основа основ экклезиологии. Приведем здесь слова, заключающие четвертый параграф Догматического Постановления Lumen gentium, который посвящен Духу, освящающему Церковь, и в котором цитируется известный текст св. Киприана Карфагенского (De Orat. Dominica, 23: PL 4, 553): «Таким образом, Вселенская Церковь является как бы народом, собранным в единстве Отца и Сына и Святого Духа» (СП 4; ср.: СН 9; РН 24; Э 2).

5. Следует подчеркнуть, что общение Церкви выражается в решительном и стойком пребывании в единстве, согласно уже цитированному наставлению апостола Павла, несмотря на большую неоднородность и различие лиц, этнических групп, наций и культур. Святой Дух — источник этого единства — учит взаимному пониманию и кротости (по крайней мере — терпимости), являя всем духовное богатство каждого. Он учит делиться друг с другом отдельными духовными дарами, цель которых — объединение людей, а не разделение их. Апостол говорит: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4, 4-5). В сфере духовной и этической, а косвенно также и в социальной и психологической сфере, объединяющей силой является прежде всего любовь, переживаемая и проявляемая в согласии с заповедью Христа: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13, 34; 15, 12). По мнению апостола Павла, любовь — это наивысший дар Святого Духа (ср.: 1 Кор 13, 13).

6. Но, увы, единству Святого Духа и в Святом Духе, свойственному Телу Христову, противостоит грех. По этой причине в прошлом в христианстве не раз происходили разделения, иногда очень глубокие и продолжительные. Эти разделения можно объяснить (но они никогда не могут быть оправданы) слабостями и ограниченностью человеческой природы, отмеченной раной греха, что свойственно также и членам Церкви, и ее руководителям и дает о себе знать. Тем не менее мы со всей убежденностью, основанной на прочной вере и историческом опыте, должны возвещать, что вопреки любым человеческим слабостям Святой Дух неустанно созидает общение и единство. Такое убеждение было выражено в Постановлении II Ватиканского Собора об экуменизме Unitatis redintegratio: «сегодня во многих частях света, под веянием благодати Святого Духа, много усилий прилагается молитвой, словом и делом для достижения той полноты единства, которая угодна Иисусу Христу» (Э 4). Unum corpus, unus Spiritus. Искреннее стремление к этому единству в Теле Христовом исходит от Святого Духа, — только Он один может привести к полному воплощению идеала единства.

7. Святой Дух, ведя христиан Своими действиями в Церкви не только к единству, но и к всеобщей открытости навстречу всей человеческой семье, является также источником вселенского общения. В сфере религиозной жизни из этого возвышенного и глубокого источника проистекает миссионерская деятельность Церкви — начиная с апостольских времен и по сегодняшний день. Предание Отцов свидетельствует, что с первых веков Церковь, ведя миссионерскую работу, со вниманием и пониманием воспринимала эти «семена Слова» (seminaVerbi), содержащиеся в различных культурах и нехристианских религиях, которым последний Собор посвятил особый документ (ОЦНР; ср. особенно: п. 2, в котором содержится ссылка на древних Отцов, в том числе и на св. Иустина — Я Apologia, 10. Ср. также: МДЦ 15; РН 22). Отсюда следует, что Святой Дух, Который дышит, где хочет (ср.: Ин 3, 8), является источником вдохновения всего того, что истинно, благодатно и прекрасно. Эту мысль точно выражает анонимный автор времен папы Дамасия (366—384): «Всякая истина, кем-либо высказанная, происходит от Святого Духа» (ср.: PL 191, 1651). Св. Фома, который любил цитировать этот замечательный текст в своих сочинениях, так его комментирует: «Всякая истина, кем-либо высказанная, происходит от Святого Духа, ибо именно Он изливает природный свет и вдохновляет на постижение и возвещение истины». Затем Дух вступает со Своим даром благодати, дополняющим природу, при «познании и исповедании некоторых истин, особенно относящихся к вере, о которых говорил апостол: "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым" (1 Кор 12, 3)» (Summa Theol., I-II, q. 109, a. 1, ad 1). Распознание и обнародование всего богатства истин и духовных ценностей, присущих данной культуре, — это основная цель миссионерской работы, черпающей в Церкви пищу от Духа истины, Который, Сам будучи Любовью, способствует достижению совершенного познания в любви.

8. Святой Дух изливается в Церкви как Любовь, как спасительная энергия, дабы охватить всех людей, все творения. Сила любви в конце концов побеждает все Препятствия, даже если, как мы знаем из жизненного опыта и истории, ей приходится постоянно бороться с грехом и со всем тем, что в человеческой природе Противится любви, то есть с эгоизмом, ненавистью, завистью и губительным соперничеством. Но апостол уверяет Нас, что «любовь назидает» (1 Кор 8, 1). От любви зависит построение всегда нового и неизменного единства.

(5. 12. 1990)


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.