В евангельских символах помазания и воды — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

В евангельских символах помазания и воды

2022-05-09 20
В евангельских символах помазания и воды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В Назаретской синагоге, в начале Своего общественного служения, Иисус словами пророка Исайи сказал о Себе: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня» (Ис 61, 1; ср.: Лк 4, 18). «Помазание» — это еще один символ, как и символы ветра, голубя, огня, о которых мы говорили в предыдущих беседах, рассматривая тему действия и Самой Личности Святого Духа, перенесенный из Ветхого Завета в Новый и получивший в нем новое, более точное значение. Помазание благовониями также относится к традициям Ветхого Завета. Его удостаивались прежде всего цари, священники, а иногда и пророки. Помазание оливковым маслом символизировало силу, необходимую для отправления власти. Помазание, о котором говорится в приведенном выше тексте из Исайи, выражает духовную силу, необходимую для исполнения миссии, порученной лицу, избранному и посланному Богом. Иисус говорит, что это Он — Мессия, Лицо, избранное Богом, а Его отличительная черта как Мессии (то есть Помазанника Божия, Христа) — полнота благодати, полнота Святого Духа.

2. В Деяниях Апостолов Петр вспоминает о том, «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним» (Деян 10, 38). Как масло впитывается в дерево и другие материальные предметы, так и Святой Дух пронизывает все существо Иисуса-Мессии, наделяя Его спасительной силой исцелять тела и души. Посредством помазания Святым Духом Отец освятил Сына для исполнения мессианского служения.

3. В помазании Человека-Христа Святым Духом участвуют все, принимающие Его с верой и любовью. Совершается это как таинство в обряде помазания елеем, включенном в богослужения Церкви, особенно во время крещения и миропомазания. Как пишет св. апостол Иоанн в своем Первом Послании, «вы имеете помазание от Святаго», которое «в вас пребывает» (1 Ин 2, 20. 27). Оно источник познания: «вы имеет помазание от Святаго и знаете все» (1 Ин 2, 20), «и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но (...) самое сие помазание учит вас всему» (1 Ин 2, 27).

Таким образом, исполнилось обещание Иисуса, данное апостолам: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Деян 1, 8).

Следовательно, Дух — источник познания и истины, от Него исходит сила, необходимая для свидетельствования об истине Божией. Дух дает также «сверхъестественное разумение веры», которое, как сказано в документе II Ватиканского Собора (СН 12), является наследством народа Божия в соответствии со словами св. апостола Иоанна: «вы (...) знаете все» (1 Ин 2, 20).

4. Символ воды также часто встречается в Ветхом Завете. Вода вообще символизирует жизнь, которой Бог щедро одаряет природу и людей. Исайя пишет: «Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером, и сухую землю — источником воды» (Ис 41, 18). В этих словах — напоминание о живительной силе воды. Затем пророк относит этот символ к Духу, проводя в своем пророчестве параллель между водой и Духом Божиим: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод» (Ис 44, 3-4).

Живительная сила воды становится здесь символом животворящей силы Духа.

Кроме того, вода спасает землю от засухи (ср.: 3 Цар 18, 41-45). Она утоляет жажду человека и животных (ср.: Ис 43, 20). Жажда воды сравнивается с жаждой Бога, как об этом написано в Псалтири: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс 42 [41], 1-3; не менее выразителен текст Пс 63 [62], 2).

Наконец, вода — это символ очищения. У Иезекииля написано: «окроплю вас чистою водою, и от идолов ваших очищу вас» (Иез 36, 25). Тот же пророк указывает на животворящую силу воды в ярком по силе образов пророчестве: «Потом привел он меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течет вода на восток (...) И сказал мне: эта вода течет в восточную сторону земли, сойдет на равнину, и войдет в море; и воды его сделаются здоровыми. И всякое живущее существо, пресмыкающееся там, где войдут две струи, будет живо» (Иез 47, 1. 8-9).

5. В Новом Завете очищающая и животворящая сила воды была использована в обряде крещения Иоанном, совершавшим в Иордане крещение в покаяние (ср.: Ин 1, 33). Но только Иисус, обращаясь в праздничный день к толпе, представил воду как символ Святого Духа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ис 12, 3; Иоил 3, 18). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин 7, 37-39).

В свете этих слов становится также ясным все то, что Иисус говорил Самарянке о воде живой, которую дает Он Сам. В человеке она становится «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4, 14).

6. Во всех этих высказываниях Христос открывает нам истину о Святом Духе с помощью символа «воды живой»; истину, которая в таинстве крещения станет действительностью рождения от Святого Духа. Здесь вспоминаются многие другие тексты из Ветхого Завета, например, о воде, истекающей из скалы, в которую Моисей по велению Божию ударил жезлом (ср.: Исх 17, 5-7; Пс 78 [77], 16), или об источнике дома Давидова для очищения от греха и нечистоты (ср.: Зах 13, 1; 14, 8). Но венцом всех этих текстов являются слова из Откровения св. Иоанна Богослова о воде жизни, сияющей, как кристалл, истекающей из престола Божия и Агнца: «Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни (...) и листья дерева — для исцеления народов» (Откр 22, 2). По мнению экзегетов, живая и животворящая вода символизирует Духа, о чем, впрочем, апостол Иоанн не раз говорит в своем Евангелии (ср.: Ин 4, 10-14; 7, 37-38). В переданном в Откровении видении можно увидеть образ Самой Троицы. Знаменательны также слова об исцелении народов с помощью листьев дерева, питающего свои корни живой и целительной водой Духа.

Народ Божий, пьющий этот духовный напиток, по словам св. апостола Павла, — это израильский народ в пустыне, пивший «духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня, камень же был Христос» (1 Кор 10, 4). На кресте из тела Иисуса, пронзенного копьем, «истекла кровь и вода» (Ин 19, 34) в знак искупительной силы смерти, принятой Им ради спасения мира. Плод этой искупительной смерти — дар Святого Духа, который Он в изобилии даровал Церкви.

Воистину, «реки воды живой» истекли «из чрева» пасхальной тайны Христовой, став в душах людей даром Святого Духа, «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4, 14). Этот дар исходит от Подателя, образ Которого ясно раскрывается из слов Христа и Его апостолов — от третьего Лица Троицы.

(24. 10. 1990)


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.