Лицо Святого Духа в евангельских символах, знаменующих Его действия: ветер, голубь, огонь — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лицо Святого Духа в евангельских символах, знаменующих Его действия: ветер, голубь, огонь

2022-05-09 61
Лицо Святого Духа в евангельских символах, знаменующих Его действия: ветер, голубь, огонь 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В Новом Завете нам дано откровение Святого Духа как Лица, находящегося с Отцом и Сыном в единстве Троицы. Правда, откровение это не воплотилось в образы столь же ясные и четкие, как это было относительно первых двух Лиц. Слова пророка Исайи, сказавшего, что наш Бог — «Бог сокровенный» (Ис 45, 15), особенно применимы именно к Святому Духу. Сын, принявший человеческий вид, стал видимым для тех, кто мог услышать о Слове Жизни, увидеть Его собственными глазами и коснуться руками (ср.: 1 Ин 1, 1). Их свидетельство является зримой отправной точкой и для будущих поколений христиан. В свою очередь, Отец, сохраняя, правда, Свою невидимую и неизреченную трансцендентность, явил Себя в Сыне. Иисус говорит: «видевший Меня видел Отца» (Ин 14, 9). Сущность Божественного Отцовства, впрочем, легко понять по аналогии с человеческим отцовством, являющимся пусть несовершенным, но все же отображением несотворенного, предвечного Божественного Отцовства, о котором говорит св. апостол Павел (ср.: Еф 3, 15).

2. Между тем, Личность Святого Духа превышает все доступные нам методы познания. Для нас Третье Лицо — это сокровенный и невидимый Бог, также и потому, что для этой Личности нам трудно найти какую-либо бесспорную аналогию в пределах человеческого опыта. Само возникновение и дыхание любви, которая в человеческой душе отражает несотворенную Любовь, не является чем-то столь же понятным, как акт познания, в каком-то смысле осознающий себя. Поэтому о любви в психологическом и богословском плане говорится как о некой тайне. Мы читаем об этом у св. Фомы Аквинского (ср.: Summa Theol., I, q. 27, а. 4; q. 36, а. 1; q. 37, а. 1). Это позволяет также понять, почему, говоря о Святом Духе, — впрочем, так же как и о человеческой любви, — мы чаще всего прибегаем к символике. В символах раскрывается динамика Его действий, и, таким образом, познается Он Сам как действующее Лицо.

3. Например, символ ветра играет главную роль в событии Пятидесятницы, имеющем решающее значение в откровении Святого Духа: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян 2, 2), то есть ученики и Мария (ср.: Деян 1, 14).

В библейских и других канонических текстах ветер часто предстает как приходящее и уходящее лицо. В беседе с Никодимом Христос, говоря о Святом Духе, прибегает к образному сравнению с дыханием: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин 3, 8). Действие Святого Духа, в результате которого рождаются от Духа (как в случае Божественного усыновления, совершающегося с помощью Божией благодати), сравнивается с дыханием — то есть с дуновением ветра. Использованная Христом аналогия подчеркивает полную спонтанность, бескорыстность этого действия, посредством которого люди участвуют в Божественной жизни. Символ ветра по-особому раскрывает эту сверхъестественную динамику, благодаря которой Сам Бог приближается к людям ради того, чтобы внутренне преобразить их, освятить и в каком-то смысле, говоря языком Отцов Церкви, обожить.

4. Следует добавить, что с этимологической и языковой точки зрения символ ветра теснее всего связан с Духом. Мы уже говорили об этом в предыдущих беседах. Здесь достаточно только напомнить значение слова ruah — дыхание (встречающееся уже в Книге Бытия — 1, 2). Мы знаем, что когда Иисус после Воскресения из мертвых предстал перед апостолами, Он «дунул» на них и сказал: «примите Духа Святаго» (Ин 20, 22).

Следует также отметить, что символ ветра в конкретном соотнесении со Святым Духом и Его действиями постоянно присутствует в языке и учении Нового Завета. В Ветхом Завете сравнение «бурный ветер» выражает гнев Божий (ср.: Иез 13, 13), а «веяние тихого ветра» символизирует задушевную беседу Господа с пророками (ср.: 3 Цар 19, 12). Эта же символика относится к живительному дыханию, знаку силы Божией, возвращающей жизнь человеческим костям в пророчестве Иезекииля: «от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез 37, 9). В Новом Завете ветер становится однозначным символом присутствия и действия Святого Духа.

5. Еще одним символом является голубь, который в синоптических Евангелиях и в Евангелии от Иоанна появляется в момент крещения Иисуса в Иордане. Голубь как символ более, чем ветер, выражает Личность Святого Духа, поскольку голубь — это существо живое, в отличие от ветра, являющегося всего лишь явлением природы. Евангелисты почти одинаково описывают это событие. Матфей пишет: «И вот, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил как голубь, и ниспускался на Него», то есть на Иисуса (3, 16). Точно так же у Марка (1, 10), Луки (3, 21-22) и Иоанна (1, 32). В связи с важностью этого момента в жизни Иисуса, получившего видимым образом «мессианское назначение», символ голубя утвердился в творчестве художников и в способе отображения тайны Святого Духа, Его действия и Личности.

В Ветхом Завете голубь — это вестник примирения Бога с человечеством во времена Ноя. Это он приносит патриарху весть об окончании потопа на земле (ср.: Быт 8, 9-11).

В Новом Завете это примирение совершается посредством крещения, о котором говорит Петр в своем Первом Послании, напоминая о душах, спасшихся от вод потопа (ср.: 1 Петр 3, 20). Можно предположить, что это высказывание предваряет пневматологический символ, ибо Святой Дух, являющийся Любовью, изливая, как говорит св. апостол Павел, любовь в сердца наши (ср.: Рим 5, 5), также дарует нам мир как дар Божий.

6. Действие и Личность Святого Духа выражены также в символе огня. Мы знаем, что сам Иоанн Креститель проповедовал на берегах Иордана: «Он [Христос] будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф 3, 11). Огонь — это источник тепла и света, но он же — уничтожающая стихия. Вот почему в Евангелиях говорится о том, что в огонь бросают дерево, не приносящее плодов (ср.: Мф 3, 10; Ин 15, 6), а также о том, что сорняки сжигают в огне неугасимом (ср.: Мф 3, 12). Крещение «Духом и огнем» говорит об очищающей силе огня. Это таинственный огонь, в котором выражается потребность святости и чистоты, исходящей от Святого Духа.

Сам Иисус сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк 12, 49). На этот раз речь идет об огне любви Божией, той, что «излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5, 5). Когда в день Пятидесятницы над головами апостолов появились огненные языки, то это означало, что Дух ниспослал им дар сопричастности спасительной любви Бога. Св. Фома однажды скажет, что любовь — огонь, принесенный на землю Иисусом Христом, — это «своего рода соучастие в Святом Духе»: partecipatioquaedamSpiritusSancti (SummaTheol, II-II, q. 23, a. 3, as. 3). В этом значении огонь — символ Святого Духа, олицетворяющий в Божественной Троице Любовь.

(17. 10. 1990)

ЛИЦО СВЯТОГО ДУХА


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.