Святой Дух и искушение в пустыне — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Святой Дух и искушение в пустыне

2022-05-09 19
Святой Дух и искушение в пустыне 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Начало мессианского служения Иисуса включает в себя еще один, очень интересный и характерный эпизод, описанный евангелистами как действие Святого Духа: имеется в виду искушение Христа в пустыне. В Евангелии от Марка написано: «после того [по крещении] Дух ведет Его в пустыню» (Мк 1, 12). Матфей также говорит: «Иисус возведен был Духом в пустыню» (Мф 4, 1), Лука же говорит, что «Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню» (Лк 4, 1). Эти тексты содержат много элементов, наводящих на глубокие размышления о внутреннем единстве Иисуса-Мессии со Святым Духом с самого начала дела Искупления.

Рассмотрим прежде всего языковую сторону вопроса. Слова «возведен», «ведет», которыми пользуются Матфей и Марк, указывают на весьма решительное вмешательство Святого Духа. Оно полностью соответствует логике духовной жизни и психики Иисуса: получив от Иоанна «крещение в покаяние», Иисус чувствует потребность в течение некоторого времени предаться размышлениям и умерщвлению плоти (хотя Сам по Себе Он не нуждается в покаянии, «полный благодати» и «Святый» от момента зачатия — ср.: Лк 1, 35; Ин 1, 14) и тем самым подготовиться к Своему мессианскому служению.

Его служение, помимо всего прочего, требовало от Него, чтобы Он жил среди грешных людей, ибо Он был послан благовествовать им и спасти их (ср.: св. Фома, Summa Theol, III, q. 40, a. 1), ведя борьбу с сатаной.

Поэтому необходимо было, чтобы Он отправился в пустыню и «подвергся искушению диавола». Руководимый внутренним влечением, Иисус идет туда, куда Его ведет Святой Дух.

2. Пустыня — это не только место встречи с Богом, но также место искушения и духовной борьбы. Народ Израиля во время своего сорокалетнего странствия по пустыне был многократно искушаем и не однажды поддавался искушению (ср.: Исх 32, 1-6; Числ 14, 1-4; 21, 4-5; 25, 1-3; Пс 78 [77], 17; 1 Кор 10, 7-10). Иисус, уходя в пустыню, как бы включается в исторический опыт Своего народа. Но в отличие от Израильского народа, начиная Свое мессианское служение, Он прежде всего послушен Святому Духу, Который из глубины души Иисуса указывает Ему путь окончательной подготовки к служению. Для Иисуса это время одиночества и духовного испытания, которое Он с помощью слова Божия и молитвы успешно преодолевает.

В библейской традиции и в мышлении израильтян выражение «сорок дней» легко ассоциировалось с другими событиями далекого прошлого, имевшими большое значение для истории спасения: сорок дней длился потоп (ср.: Быт 7, 4. 17); сорок дней находился Моисей на горе Синай (ср.: Исх 24, 18); сорок дней шел Илия, подкрепившись чудесной пищей (ср.: 3 Цар 19, 8). Согласно евангелистам, Иисус под воздействием Святого Духа устанавливает время Своего пребывания в пустыне в соответствии с этим традиционным и почти священным числом (ср.: Мф 4, 1-2; Лк 4, 1-2). Столько же дней Он позднее будет являться апостолам между Воскресением и Вознесением на небеса (ср.: Деян 1, 3).

3. Итак, Иисус идет в пустыню, дабы противостоять искушению диавола и установить более свободные и глубокие связи с Отцом. При этом следует помнить, что в Евангелиях пустыня многократно представлена как место пребывания диавола. Достаточно вспомнить текст Луки о нечистом духе, который, выйдя из человека, блуждает по безводным местам (ср.: Лк 11, 24), или рассказ об одержимом из страны Гадаринской, «гонимом бесом в пустыни» (ср.: Лк 8, 29).

Для искушения Иисуса Святой Дух ведет Его в пустыню. Это означает прежде всего начало — и как бы осознание для Себя заново — той борьбы, которую Иисус до самого конца будет вести с сатаной, виновником греха. Противостоя искушению, Иисус доказывает Свою власть над грехом, а также свидетельствует о пришествии Царствия Божия. Он Сам однажды скажет об этом: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12, 28).

И эта власть Христа над злом и диаволом, и «пришествие Царствия Божия» благодаря Христу — все это проявления присутствия Святого Духа.

4. При внимательном прочтении можно заметить, что в искушениях, испытанных и побежденных Иисусом в пустыне, выражено сопротивление диавола тому, что в человеческий мир приходит Царствие Божие, о чем более или менее прямо говорят евангельские тексты. Ответы Христа на подстрекательства искусителя разоблачают «отца лжи» (ср.: Ин 8, 44), пытающегося достичь своей цели, хитро используя слова Священного Писания. Но Иисус отражает его аргументы правильным истолкованием тех же самых слов.

Евангелисты вводят в свое повествование некоторые исторические детали и напоминают об аналогичных случаях искушений, которым подвергался израильский народ во время сорокалетнего странствования по пустыне (поиски пищи — ср.: Втор 8, 3; Исх 16; требование попечения Божия ради собственной выгоды — ср.: Втор 6, 16; Исх 17, 1-7; идолопоклонство — ср.: Втор 6, 14; Исх 32, 1-6), а также о различных событиях из жизни Моисея. Но весь эпизод искушения является также неотъемлемой частью жизни Иисуса, с точки зрения, можно сказать, ее биографической и богословской логики. Иисус, хотя Сам по Себе был свободен от греха, однако испытывать внешние искушения злых сил (ср.: Мф16, 23); и хорошо, что Он это испытал, дабы стать новым Адамом, нашим предводителем, нашим милосердным Искупителем (ср.: Мф 26, 36-46; Евр 2, 10. 17-18; 4, 15; 5, 2. 7-9).

Суть всех искушений состояла в том, чтобы соблазнить Иисуса на достижение политической власти, ведущей к земной славе. Это была очень распространенная и глубоко укорененная в душах израильского народа идея. Диавол пытается склонить Иисуса к принятию этой ложной идеи, будучи противником замысла Бога, Его закона, Его домостроительства спасения, а следовательно, и Самого Христа, о чем свидетельствуют Евангелия и другие книги Нового Завета (ср.: Мф 13, 39; Ин 8, 44; 13, 2; Деян 10, 38; Еф 6, 11; 1 Ин 3, 8 и др.). Если бы Христос также поддался искушению, то царство сатаны, гордящегося владычеством над миром (ср.: Лк 4, 5-6), одержало бы в истории окончательную победу. Отсюда решающее значение борьбы в пустыне.

5. Иисус знает, что Он послан Отцом для установления Царствия Божия в мире людей. Поэтому Он, с одной стороны, соглашается подвергнуться искушению, чтобы стать среди грешников, как Он это сделал на Иордане, и таким образом послужить для всех примером (ср.: св. Августин, De Trinitate, 4, 13). Но с другой стороны, силою «помазания» Святым Духом Он познает самые корни греха и побеждает «отца лжи» (Ин 8, 44). И поэтому Иисус, с начала Своего служения послушный Святому Духу, по Своей воле выходит навстречу искушению (ср.: св. Августин, De Trinitate, 13, 13).

Однажды, видя, что приблизилось исполнение Его дела, Он с полным правом воскликнул: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин 12, 31). А накануне Крестных Страданий Он повторит еще раз: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин 14, 30); более того, «князь мира сего осужден» (Ин 16, 11); «мужайтесь: Я победил мир» (Ин 16, 33). Начатая в пустыне борьба с «отцом лжи», князем сего «мира», достигнет своей высшей точки на Голгофе — там, посредством креста Искупителя, будет одержана окончательная победа.

6. Все это напоминает нам о значении пустыни как особого места, где Бог испытывает человека. Таким местом пустыня была для Моисея (ср.: Исх 24, 18) и для Илии (ср.: 3 Цар 19, 8), и прежде всего такова она для Христа, Которого привел в пустыню Святой Дух и Который готов пережить такое же испытание, соединяясь с Богом Отцом (ср.: Ос 2, 16) вопреки силам, противостоящим Богу. Это испытание Иисуса — пример, урок покаяния, преподанный всем нам, а не Иисусу, на Котором не было греха. Однажды Христос Сам напомнит Своим ученикам о необходимости молитвы и поста для изгнания нечистых духов (ср.: Мк 9, 29); а потом, измученный уединенной молитвой в Гефсиманском саду, Он наказывает апостолам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна» (Мк 14, 38). Мы также, подражая Христу, победившему в пустыне, знаем, что можем рассчитывать на Божественного Утешителя, Святого Духа, Параклета, ибо Христос обещал, что Дух Истины возьмет от Него и даст нам (ср.: Ин 16, 14). Святой Дух возьмет от победы Христа над грехом и диаволом — первым виновником греха, чтобы даровать каждому, кто испытывает искушения. Святой Дух, Который ведет Мессию в пустыню не только для того, чтобы Он подвергся искушениям, но чтобы Он дал первые доказательства Своей победной власти над диаволом и его царством.

(21. 07. 1990)

СВЯТОЙ ДУХ В МОЛИТВЕ

 И МЕССИАНСКОЙ ПРОПОВЕДИ ИИСУСА

1. После испытания в пустыне Иисус начинает Свое мессианское служение среди людей. Лука пишет: «великое множество народа стекалось к Нему — слушать и врачеваться у Него» (Лк 5, 15). Иисус учил и проповедовал Царствие Божие, избирал и воспитывал первых апостолов, исцелял больных, благовествовал в синагогах различных городов (ср.: Лк 4, 43-44). Эта неустанная деятельность сопровождалась чудесами и знамениями (ср.: Деян 2, 22); она была результатом «помазания» Святым Духом, о Котором евангелист говорит с самого начала проповедничества Христа. Святой Дух, или полнота Его даров, постоянно присутствует в Иисусе, хотя в Евангелиях лишь в нескольких местах обращается на это особое внимание.

Иисус был послан, чтобы возвещать людям Благую Весть и подготовить их к искуплению, живя среди них, а не в пустыне или ином безлюдном месте. Его место — среди людей, как подчеркивает Ремигий из Огзера (Аихегге) (ум. 908), цитируемый св. Фомой. Сам же Ангельский Доктор говорит: «Христос после Своего поста в пустыне не без причины вернулся к обычной жизни. Именно так поступают те, кто хочет поделиться с другими плодами своего созерцания — а именно такую цель поставил Себе Христос: вначале отдаться молитве, а затем проповедовать, живя среди других» (Summa Theol., Ill, q. 40, a. 2 ad 2).

2. Христос предавался углубленной молитве даже среди окружающей Его толпы. Лука пишет, что «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк 5, 16). В такой типично религиозной форме проявлялся Его непрерывный диалог с Отцом. Его молитва иногда длилась «всю ночь» (Лк 6, 12). Некоторые такие моменты особо подчеркнуты евангелистами: молитва перед Преображением на горе Фавор (ср.: Лк 9, 29), молитва и предсмертная тревога в Гефсиманском саду, когда сыновняя преданность и единение с Отцом в Святом Духе достигают наивысшей степени, выраженной в словах: «Авва, Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк 14, 36).

3. В одном месте евангелист указывает на Святого Духа как на непосредственного вдохновителя молитвы Христа, не забывая при этом упомянуть, что она всегда основана на Его созерцании. Это было на пути в Иерусалим, когда Иисус после беседы с учениками избрал из них семьдесят, надлежащим образом подготовил их и послал проповедовать Свое учение в тех местах, куда Он Сам намеревался прийти (ср.: Лк 10, 1). Вернувшись из этой миссии, ученики рассказывают Иисусу о своих свершениях, говоря, что даже бесы повинуются имени Его (ср.: Лк 10, 17). Иисус ответил им на это: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10, 18), после чего «возрадовался духом (...) и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение» (Лк 10, 21).

«Иисус, как сказано в энциклике DominumetVivificantem, радуется отцовству Божию. Он радуется тому, что Ему дано явить это отцовство. Наконец, Он радуется тому, что это Божественное отцовство как бы излучается на простых людей. И все это евангелист называет радостью в Святом Духе. (...) То, что во время Богоявления на Иордане пришло как бы "извне", свыше, здесь приходит "изнутри", из глубины Иисуса. Это иной вид явления Отца и Сына, соединенных в Святом Духе. Иисус говорит только об отцовстве Бога и о Своих сыновних отношениях с Ним; Он не говорит прямо о Духе, Который есть Любовь, а значит — единение Отца и Сына. Тем не менее то, что Он говорит об Отце и о Себе — Сыне, проистекает из этой полноты Духа, присутствующего в Нем и наполняющего Его сердце. Полнота Духа проистекает из Его «Я», вдохновляя и изнутри оживотворяя Его действия. Отсюда эта радость в Святом Духе» (пп. 20-21).

4. Текст Луки, наряду с текстом Иоанна, передающего прощальную речь Иисуса во время Тайной Вечери (ср.: Ин 13, 31-14, 31), особенно много говорит нам о явлении Святого Духа в мессианском служении Христа.

Проповедуя в синагоге Назарета, Иисус относит к Себе пророчество Исайи, начиная со слов: «Дух Господень на Мне» (Лк 4, 18). Дух Господень «почиет на Нем» во всем, что Иисус «делал и чему учил» (Деян 1, 1). Лука пишет: «возвратился Иисус [из пустыни] в силе Духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем» (Лк 4, 14-15). Учение Иисуса возбуждало интерес и удивление: «все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк 4, 22). То же самое можно сказать о чудесах Иисуса и особой притягательности Его личности: со всех сторон собралась толпа людей «послушать Его и исцелиться от болезней своих (...) народ искал прикасаться к Нему; потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лк 6, 17-19). И как же не обратить внимания, что в этом также проявляется сила Святого Духа, данного Ему во всей полноте, чтобы Он оживотворял Его человеческие слова и дела?

Иисус учит, что именно об этом даре следует с верой просить в молитве к Отцу: «если вы (...) умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк 11, 13). А когда Иисус предсказывает ученикам, что их будут преследовать, заключать в темницу и предавать суду, Он добавляет: «не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но, что дано будет вам в тот час, то и говорите: ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» (Мк 13, 11). «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк 12, 12).

5. В синоптических Евангелиях отмечено еще одно высказывание Христа, обращенное к ученикам; оно производит очень сильное впечатление. Слова эти касаются «хулы на Духа Святого». «Всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится» (Лк 12, 10; ср.: Мф 12, 32; Мк 3, 29). Эти слова затрагивают проблему богословского и этического характера гораздо более глубокую, чем это может показаться при беглом прочтении текста. «Богохульство состоит не в словесном пренебрежении Святым Духом; оно состоит в отказе от спасения, уготованного Богом с помощью Святого Духа, действующего силою крестной жертвы Христа. (...) Если Христос говорит, что хула на Святого Духа не может быть прощена ни в этой, ни в будущей жизни, то это "непрощение" причинно связано с "нераскаянностью", то есть с решительным отказом от обращения (...). "Хула на Духа Святого" — это грех, совершенный человеком, защищающим мнимое "право" на пребывание во зле, во всех других грехах, чем отвергается Искупление (...). Этот грех не позволяет человеку преодолеть самоизоляцию и открыться Богу для очищения совести и прощения грехов» (DominumetVivificantem, 46). Речь идет о прямой противоположности тому состоянию послушания и общения с Отцом, которое Иисус сохранял в молитве и служении всю жизнь, о котором проповедовал и к которому склонял человека, определяя это состояние как внутреннюю направленность и главный принцип его поведения.

6. Учение и служение Иисуса Христа, источник которых в единении со Святым Духом — Любовью, являют собой огромное богатство сердца («научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» — Мф 11, 29) и в то же время заключают в себе нерушимую истину о Царствии Божием и настойчивый призыв открыть сердца действию Святого Духа, чтобы быть принятым в Царствие Божие, а не остаться вне его.

Во всем этом выражается сила Святого Духа, более того, проявляется Сам Святой Дух, Его присутствие и Его воздействие как Параклета, Утешителя людей, утверждающего Божественную истину и побеждающего «князя мира сего».

(25. 07. 1990)


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.