Святой Дух и Мария - образец сокровенного единения Бога и человека — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Святой Дух и Мария - образец сокровенного единения Бога и человека

2022-05-09 26
Святой Дух и Мария - образец сокровенного единения Бога и человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Как мы убедились, глубокое и правильное понимание события, связанного с Воплощением Слова, приводит к открытию как истины о Христе, Богочеловеке, так и истины о Святом Духе. Эти две истины — о Христе и о Святом Духе — представляют собой единую тайну Воплощения, возвещенную нам в Новом Завете как историческое и биографическое событие, исполненное тайны истины, — в рассказе Матфея и Луки о зачатии и рождении Иисуса. Мы признаём эту тайну в исповедании веры в Христа, предвечного Сына Божия, говоря, что Он стал человеком, «был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы».

Этой тайной пронизано повествование евангелиста Луки о благовещении Марии, которое предстает перед нами как событие, свидетельствующее о возвышенной и сокровенной взаимосвязи Бога и Марии. Этот же текст проливает свет и на проблему сокровенной связи Бога с каждым человеком.

2. Бог, присутствующий во всем как начало и как сила, поддерживающая бытие каждого существа в соответствии с его природой,!!! по-новому воплощается в каждом человеке, который раскрывает перед Ним свою душу и приходит к Нему!!!, получая дар благодати, с помощью которой человек может познать Бога и полюбить сверхприродной любовью как Гостя своей души, ставшей Его святым прибежищем (ср.: св. Фома, Summa Theol., q. 8,

а. 3 ad 4; q. 38, a. 1; q. 43, a. 3). Но еще более возвышенный и совершенный (более того — исключительный) характер носит присутствие Бога в человеческой природе Христа — Он соединен с Ним как предвечное Слово, как Сын (ср.: там же, 1, q. 8, а. 3 ad 4; III, q. 2, а. 2). Можно сказать, что в Марии Бог воплотил Свое присутствие особым и неповторимым образом: в Воплощении Слова, — в зачатии и рождении Иисуса Христа, Отцом Которого является Он Сам. Эту тайну мы сможем постичь только тогда, когда поймем смысл таинства Воплощения во всей его полноте.

3. Вернемся к рассмотрению текста св. Луки. Это рассказ и свидетельство об особой взаимосвязи между Богом и Пресвятой Девой, Которой посланник Божий благовествует о Ее призвании: по благодати Святого Духа Она станет Матерью Мессии, Сына Божия. Бог открывается Марии в Тройственности Лиц. Истину о единстве Лиц и Их неслиянности Иисус явит позднее. Архангел Гавриил возвещает Марии, что по воле и по благодати Бога Она зачнет и родит миру Того, Кто будет признан Сыном Божиим; и это произойдет силою Святого Духа, Который сойдет на Марию, и Она станет человеческой Матерью Сына Божия. Слова «Святой Дух» звучат в душе Марии как собственное имя Лица, что было внове по отношению к религиозным традициям Израиля и текстам Ветхого Завета и в то же время явилось как бы зачатком Откровения, еще только приоткрывающим Ей тайну Пресвятой Троицы.

4. Именно Святой Дух — как можно понять из текста св. Луки, в котором отображено то, что открылось Марии, — выступает в роли Того, Кто как бы «сокращает расстояние» между Богом и человеком. Это Лицо, в Котором Бог приближается к человеку в его человеческой природе, с тем чтобы «дать Себя» человеку в Своей Божественности и воплотить в человеке — в каждом человеке — новый способ единения и присутствия (ср.: св. Фома, Summa Theol., I, q. 43, а. 3). С этой точки зрения Мария, благодаря присутствию Бога и соединению с Ним в материнстве, удостоена особой привилегии. Имея в виду это высшее Ее призвание, Бог одаряет Марию особой благодатью, о которой говорит ангел в своем приветствии (ср.: Лк 1, 28). Все это — деяния Святого Духа, источника благодати для каждого человека.

Святой Дух нисходит на Марию и действует в Ней — если следовать хронологии — еще перед Воплощением, то есть в момент Ее непорочного зачатия. Это происходит во имя Христа, Ее Сына, во вневременном контексте тайны Воплощения. Непорочное зачатие — это предвосхищаемое участие Марии в благодеяниях Воплощения и Искупления, в которых Божественное «дарование Себя» человеку достигает своей кульминации и полноты. Это деяния Святого Духа. Ангел говорит Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 35).

5. В тексте Луки, помимо других истин, содержится и истина о том, что Бог ожидает от Девы из Назарета Ее согласия на благовестие. В книгах Ветхого Завета, там где рассказывается о необычных обстоятельствах рождения младенцев, речь идет о родителях, которые из-за преклонного возраста уже не могли иметь потомства. Так было, начиная от Исаака, родившегося от престарелых уже Авраама и Сарры, вплоть до рождения Иоанна Крестителя накануне Нового Завета от Захарии и Елизаветы, также находящихся уже в преклонном возрасте.

Во время Благовещения происходит нечто совсем другое. Мария, оставаясь девственницей, полностью отдает Себя Богу. Дабы стать Матерью Сына Божия, Она должна выполнить единственное, что от Нее ожидалось: дать Свое согласие на то, чтобы Святой Дух свершил задуманное свыше силою Божией.

Вот почему Воплощение, будучи делом Святого Духа, представляет собой акт свободной воли Марии — человеческого существа. Человеческое существо (Мария) сознательно и свободно отвечает на деяния Бога: подчиняется силе Святого Духа.

6. Ожидая от Марии свободного и осознанного ответа, Бог уважает в Ней «достоинство причинности», поднимая на небывалую высоту это достоинство быть причиной собственных действий, которым Он Сам наделяет каждое тварное существо, и прежде всего — человека. С другой стороны, прекрасен ответ Марии: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк 1, 38). Ответ этот — уже результат благодатного воздействия Святого Духа на Ее личность: на Ее волю, на Ее сердце. Этот ответ дан через благодать и в силу благодати, Святого Духа, что не умаляет его значения как подлинного проявления свободы человеческого существа, осознанного акта его свободной воли. Внутреннее воздействие Святого Духа направлено на то, чтобы ответ Марии — как и ответ любого человека, призванного Богом, — был подобающим ответом и наиболее полно выражал зрелость просвещенной и богобоязненной личности, готовой безоговорочно отдать себя Богу. В этом заключается зрелость любви. Святой Дух, вверяясь человеческой воле, как Любовь (несотворенная) способствует зарождению и развитию в том человеке, которому Он вверился, любви сотворенной, являющейся выражением, с одной стороны, человеческой воли, а с другой — духовной полноты личности. Мария отвечает совершенной любовью и поэтому становится возвышенным примером сокровенного единения Бога с каждым человеком.

7. Событие, случившееся в Назарете и описанное Лукой в евангельском тексте о Благовещении, является совершенным образцом, можно сказать, моделью соединения Бога с человеком. Бог хочет, чтобы такая взаимосвязь возникала из дара Святого Духа в каждом человеке и основывалась на духовной зрелости личности. На пороге Нового Завета Святой Дух наделяет Марию даром необычайных духовных ценностей, получая от Нее согласие и послушание в духе любви, что является примером для всех призванных к вере и к подражанию Христу, когда «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин 1, 14). После завершения земной миссии Иисуса и Сошествия Святого Духа в последующей истории Церкви будут повторяться, как бы продолжаясь, события, случившиеся в Назарете, тайна Воплощения: призыв, обращенный к каждому человеку; «дарование Себя» со стороны Бога; деяния Святого Духа. И необходимо, чтобы ответ человека на этот призыв и дар Бога всегда был выражением той духовной зрелости личности, о которой свидетельствуют слова Девы из Назарета, произнесенные Ею в момент Благовещения: fiat.

(18. 04. 1990)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.