Освящающее воздействие Духа Божия — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Освящающее воздействие Духа Божия

2022-05-09 26
Освящающее воздействие Духа Божия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Дух Божий, как мы узнаём из Библии, — это не только свет, дающий познание и вдохновляющий на пророчества, но также и освящающая сила. Дух Божий наделяет святостью, ибо Сам есть Дух святости, «Святой Дух». Этим именем Он назван в 63-й главе Книги пророка Исайи, в пространной поэме, или псалме, прославляющем благодеяния Ягве и выражающем скорбь, вызванную неверностью народа на протяжении истории Израиля. Вдохновенный автор говорит: «они возмутились, и огорчили Святаго Духа Его» (Ис 63, 10). Но сразу же добавляет, что, когда Бог покарал их, они «вспомнили древние дни Моисеевы» и спросили: «где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего?» (Ис 63, 11).

Это же определение повторяется в стихах Псалма 51 (50). Прося Бога о прощении и милосердии (Miserere mei, Deus, secundum misericordiam Tuam), псалмопевец взывает: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня» (51 [50], 13). Здесь речь идет о том добром начале, которое действует внутри души и ведет ее к святости (то есть о Духе святости).

2. В Книге Премудрости Соломона показана несовместимость Святого Духа с недостаточной искренностью или ущербной праведностью: «Святый Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды» (Прем 1, 5). В свою очередь, в Книге показана тесная зависимость между Духом и премудростью. Премудрость, утверждает богодухновенный автор, есть Дух «разумный, святый», а значит, Дух «чистый, ясный (...), благолюбивый» (Прем 7, 22). Это Дух «всевидящий и проникающий все (...) духи» (ср.: Прем 7, 23) и, значит, Дух Самого Бога. Без святого Духа Божия, Которого Бог «ниспослал свыше» (Прем 9, 17), человек не в состоянии понять святой воли Божией (ср.: Прем 9, 13-17), а тем более — и это очевидно — верно ее исполнять.

3. В Ветхом Завете требование святости тесно связано с культовым и священническим аспектом жизни Израиля. Культ должен совершаться в «святом» месте, в Храме Бога, Который трижды свят (ср.: Ис 6, 1-4). Знамением Его присутствия является облако (ср.: Исх 40, 34-35; 3 Цар 8, 10-11). Все, что касается Скинии, Храма, алтаря, священников, начиная с первого из посвященных — Аарона (ср.: Исх 29, 1 и след.), должно соответствовать требованиям «святости», которая как бы ореолом поклонения и почитания окружает обряды и места, удостоенные особой близости к Богу.

Целый ряд библейских текстов свидетельствует о том, что Бог присутствовал в Скинии, когда она находилась в пустыне, и в Иерусалимском Храме (ср.: Исх 25, 8; 40. 34-35; 3 Цар 8, 10-13; Иез 43, 4-5). Однако в описании освящения Храма Соломона мы читаем, что сам царь в своей молитве выражает сомнение в присутствии Бога в Храме: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей Храм, который я построил» (3 Цар 8, 27). В Деяниях Апостолов св. Стефан высказывает относительно Храма то же самое убеждение: «Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян 7, 48). Сам Иисус обосновывает это в беседе с самарянкой: «Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4, 24). Дом в значении материального строения не может во всей полноте подлежать освящающему воздействию Святого Духа, а потому не может быть истинным «жилищем Бога». Истинным же домом Бога должен быть духовный дом, как пишет св. апостол Петр, — дом, построенный из «живых камней», то есть из мужчин и женщин, внутренне освященных Духом Божиим (ср.: 1 Петр 2, 4-10; Еф 2, 21-22).

4. Именно поэтому в известном пророчестве Иезекииля Бог обещал пролить в сердца дар Духа: «освящу великое имя Мое, бесславимое у народов (...) и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (...) Вложу внутрь вас дух Мой» (Иез 36, 23.25-27). Плодами этого прекрасного дара являются подлинная святость и искренняя преданность святой воле Бога. Благодаря присутствию Святого Духа внутри человека его сердце учится смирению перед лицом Бога, а его жизнь согласуется с Законом Божиим.

Бог говорит: «Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез 36, 27). Таким образом Дух освящает все человеческое существование.

5. Духу Божию противится дух лживый (ср.: 3 Цар 22, 21-23), дух нечистый, покоряющий людей и народы, склоняющий их к идолопоклонству. В Книге пророка Захарии, в пророчестве об освобождении Иерусалима в мессианские времена, Господь обещает, что Сам обратит народ и изгонит нечистого духа: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты (...) в тот день (...) Я истреблю имена идолов с этой земли (...) равно как лжепророков и нечистого духа удалю с земли» (Зах 13, 1-2; ср.: Иер 23, 9 и след.; Иез 13, 2 и след.).

Борьбу с «нечистым духом» будет вести также Иисус (ср.: Лк 9, 42; 11, 24), Который следующим образом пояснит вмешательство Духа Божия: «Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царство Божие» (Мф 12, 28). Своим ученикам Он обещает помощь «Утешителя», Который «обличит мир (...) о суде», ибо «князь мира сего осужден» (Ин 16, 8. 11).

В свою очередь св. апостол Павел будет говорить о Духе, дарующем праведность от веры и любви (ср.: Гал 5, 5-6); Павел делам плоти противопоставляет плоды Духа (ср.: Гал 5, 19 и след.), уча новой жизни по Духу, о Котором говорили пророки.

6. Если люди и народы почитают духа, противящегося Богу, то они «огорчают» Духа Божия. Это выражение, взятое у Исайи, мы уже цитировали. Его стоит напомнить еще раз в полном контексте, представляющем собой фрагмент размышлений из третьей, заключительной части Книги пророка Исайи (так наз. Тритоисаии) об истории Израиля: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние. Но они возмутились, и огорчили Святаго Духа Его» (Ис 63, 9-10). Пророк подчеркивает контраст между милосердием спасительной любви Божией и неблагодарностью народа. Используя антропоморфическую образность, он приписывает Духу Божию человеческое чувство печали, вызванное тем, что народ отверг Бога. Но в понимании пророка грехи народа огорчают Духа Божия прежде всего потому, что Дух этот свят: грех оскорбляет Его Божественную святость. Оскорбление велико, ибо Бог дал Святого Духа не только Своему слуге Моисею (ср.: Ис 63, 11), Он дал Его всему народу как проводника во времена исхода из Египта (ср.: Ис 63, 14), а также как знамение и поручительство будущего спасения: «но они возмутились» (Ис 63, 10).

Св. апостол Павел, перенявший эту мысль и этот язык, напоминает эфесским христианам: «не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Еф 4, 30; ср.: 1, 13-14).

7. Выражение «оскорблять Святого Духа» показывает нам, что народ Ветхого Завета постепенно отказался от идеи обрядовой святости — в известной степени внешней, и пожелал внутренней святости, рождающейся под влиянием Духа Божия.

Признаком такой перемены является все более частое призывание имени Святого Духа. Отсутствующее в самых ранних книгах Библии, это имя постепенно вошло в употребление именно потому, что в нем выражалось освящающее воздействие Духа на верующих. В Кумранских гимнах многократно звучат благодарения, приносимые Богу за внутреннее очищение, совершаемое Им силою Своего Святого Духа (например: Гимны из первой пещеры в Кумране 16, 12; 17, 26).

Горячее желание верующих — не только освободиться от угнетателей, как это было во времена Судей, но прежде всего служить Господу: «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» (Лк 1, 75). Именно для этого и необходимо было освящающее воздействие Святого Духа.

Исполнение этих ожиданий приходит вместе с евангельской проповедью. Знаменательно, что во всех четырех Евангелиях, когда слово «святой» появляется первый раз, оно относится к Духу — как при рождении Иоанна Крестителя и Иисуса (ср.: Мф 1, 8-20; Лк 1, 15. 35), так и при обетовании о крещении Святым Духом (ср.: Мк 1, 8; Ин 1, 33). В повествовании о Благовещении архангел Гавриил говорит Пресвятой Деве: «Дух Святый найдет на тебя (...) посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1, 35). Так начинается решающий момент освящающего воздействия Духа Божия, которое охватит всех людей.

(21. 02. 1990)

32. ОБНОВЛЯЮЩЕЕ И ОЧИЩАЮЩЕЕ СЕРДЦЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ ДУХА БОЖИЯ

1. В предыдущей катехизической беседе мы процитировали стих из Псалма 51 (50), в котором псалмопевец, скорбя о тяжком грехе, взывает к милосердию Божиему и просит Господа: «Духа Твоего Святаго не отними от меня» (51 [50], 13). Этот широко известный псалом «Помилуй меня, Боже» (Miserere) часто произносится не только в чине литургии, но и в индивидуальной покаянной молитве христианина, ибо в нем очень выразительно переданы чувства скорби, смирения и упования на Бога, пробуждающиеся после грехопадения в «сокрушенном и смиренном сердце» (Пс 51 [50], 19). Необходимо глубже постичь этот текст и поразмышлять над ним, следуя примеру Отцов Церкви и христианских писателей-богословов, ибо в этом псалме раскрываются новые аспекты ветхозаветной идеи «Духа Божия», что позволяет переложить доктринальное учение на язык духовной и аскетической практики.

2. Кто помнит тексты пророков, на которые мы ссылались в предыдущей беседе, легко заметит их близкое родство с псалмом Miserere — особенно это касается текстов Исайи и Иезекииля. Как осознание своей греховности перед Богом, о которой говорится во фрагменте из Книги Исайи, посвященном покаянию (Ис 59, 12; ср.: Иез 6, 9), так и чувство личной ответственности, внушаемое народу Израиля Иезекиилем (Иез 18, 1-32), — все это уже присутствует и в указанном псалме. Переживание греха и глубоко прочувствованная потребность покаяния соединяются здесь с просьбой к Богу об очищении сердца и обретении нового Духа. Таким образом, действие Духа Божия принимает конкретные формы, оно обращено на определенные стороны личностного бытия.

3. «Помилуй меня, Боже». Псалмопевец просит Бога, чтобы Он по милосердию Своему даровал ему очищение от грехов: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха очисти меня» (Пс 51 [50], 9). Но псалмопевец знает, что прощение Божие заключается не только во внешнем очищении от вины, что оно не может состояться без внутреннего обновления, которое человек совершить своими силами неспособен. Поэтому он просит: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня» (там же, 12-14).

4. Псалмопевец пользуется необычайно выразительным языком: он просит Бога «сотворить» в нем чистое сердце, то есть чтобы Бог применил Свое Божественное всемогущество и положил начало новому существованию. Только Бог может сотворить (bara) или призвать к существованию что-либо совершенно новое (ср.: Быт 1, 1; Исх 34, 10; Ис 48, 7; 65, 17; Иер 31, 21-22). Только Бог может дать чистое сердце, то есть ничем не запятнанную волю, готовую полностью подчиниться воле Божией. Только Бог может обновить внутреннюю суть человека, изменить его изнутри, придав сознанию человека, его религиозной и нравственной жизни истинное направление. Только Бог может оправдать грешника, если воспользоваться языком богословия и догматики (ср.: DS 1521-1522; 1560), на котором именно так объясняются слова пророка — дать новое сердце (ср.: Иез 36, 26) — и слова псалмопевца — сотворить чистое сердце (ср.: Пс 51 [50], 12).

5. Псалмопевец затем просит «духа правого» (там же), то есть чтобы человеческий дух наполнился Божией силой и освободился от нравственной неустойчивости, которую он изведал и которая стала причиной совершения греха. Единственный источник этой силы, этой непобедимости — действенное присутствие Духа Божия. Вот почему псалмопевец просит: «Духа Твоего Святаго не отними у меня» (Пс 51 [50], 13). Это единственное место во всей Псалтири, в котором появляется определение «Святой Дух Божий». В древнееврейской Библии оно встречается еще только в тексте Исайи, оплакивающего в своих размышлениях над историей израильтян их бунт против Бога, которым они «огорчили Святаго Духа Его» (Ис 63, 10). Пророк вспоминает Моисея, говоря, что Бог «вложил в сердце его Святаго Духа Своего» (Ис 63, 11). Псалмопевец уже осознает, что присутствие Духа Божия внутри человека является постоянным источником святости. Он просит: «Духа (...) не отними от меня!» Присоединяя эту просьбу к другой — «не отвергни меня от лица Твоего», — псалмопевец выражает мысль о том, что обладание Святым Духом Божиим связано с присутствием Бога внутри человека. Утрата этого присутствия стала бы подлинным несчастьем. Человек, пока в нем пребывает Святой Дух, не только стоит «лицом к лицу» перед Богом, как бы созерцая Его Лик, но имеет в себе Божественную силу, руководящую его поведением.

6. Испросив у Бога, чтобы Он не отнимал у него Святого Духа, псалмопевец затем просит о возвращении ему радости. Он молился об этом еще раньше, прося у Бога очищения, с надеждой, что он станет «белее снега»: «дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные» (Пс 51 [50], 10). Но по мере того психологического и мыслительного процесса, из которого рождается молитва, псалмопевец осознает, что очищения от всех грехов недостаточно для возвращения этой радости во всей полноте. Вначале должно быть создано новое сердце, а в нем — правый дух, что связано с присутствием Святого Духа Божия. Только тогда псалмопевец может просить: «Возврати мне радость спасения Твоего» (там же, 14).

Чувство радости — это следствие того обновления, которое совершается в человеке в момент «сотворения чистого сердца». Рождается новая жизнь, как разъясняет Сам Иисус в притче о блудном сыне: прощающий отец первым обрадовался и пожелал со всеми поделиться радостью своего сердца (ср.: Лк 15, 20-32).

7. Псалмопевец хочет, чтобы вместе с радостью его наполнил «Дух владычественный», то есть дух мужества и действия. Он просит об этом даре Бога, обещавшего, согласно Книге Исайи, спасение слабым: «Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенным и смиренным духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис 57, 15).

Заметим, что после высказывания этой просьбы псалмопевец заявляет о своей готовности помогать Богу в обращении грешников: «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс 51 [50], 15). В этом проявляется еще одна характерная особенность внутреннего процесса, происходящего в сердце человека, которому прощены грехи. Человек искренне хочет, чтобы этот дар получили и другие, и обещает содействовать их обращению. Этот «дух действия» пробуждается в человеке благодаря присутствию в нем «Святого Духа» Божия и является знамением Его присутствия. Обрадованный своим обращением и исполненный энергии, псалмопевец говорит Богу о своей уверенности в том, что его действия будут успешными: «и нечестивые к Тебе обратятся». Но эта уверенность основана и на убежденности в действенном присутствии внутренней силы — Святого Духа.

Следующая мысль, высказанная псалмопевцем, имеет универсальный характер: «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс 51 [50], 19). Эта мысль приводит к пророческому выводу, что придет день, когда в восстановленном Иерусалиме жертвы, приносимые на алтаре в соответствии с Законом, будут угодны Богу (ср.: Пс 51 [50], 20-21).

Восстановление стен Иерусалима станет знаком прощения Божия, что подтверждается также пророками: Исайей (60, 1 и след.; 62, 1 и след.), Иеремией (30, 15-18) и Иезекиилем (36, 33). Но самая главная жертва — это всегда «жертва духа», приносимая человеком вместе со смиренной просьбой о прощении под влиянием Духа Божия, Который — благодаря сокрушению и молитве — не отнят у него (ср.: 51 [50] 13).

8. Псалом «Помилуй меня, Боже» (Miserere), как показало краткое рассмотрение главных моментов его содержания, — это не только прекрасная молитва и образец покаяния, но и свидетельство той степени развитости, какую в Ветхом Завете получила мысль о Духе Божием, постепенно подготавливающая к откровению Святого Духа в Новом Завете.

Тем самым этот псалом представляет собой важную страницу в истории развития идеи Духа в Ветхом Завете, устремленной — несмотря на многое неведомое — к новому Иерусалиму, к будущей столице Святого Духа.

(28. 02. 1990)

ПРЕМУДРОСТЬ ДУХА БОЖИЯ

1. В духовном опыте пророков Ветхого Завета с особой выразительностью проявляется связь между словом и духом. Пророк говорит от имени Бога и силою Духа. Само Священное Писание — это слово, исходящее от Духа, его непреходящая запись. Оно священно, так как происходит от Духа, Который через слово устное и письменное являет Свою силу.

Иногда действие Духа пробуждает дар слова и у людей, не являющихся пророками. В Первой Книге Паралипоменон написано, что когда тридцать «сильных» присоединились к Давиду, признав его царем, «объял дух Амасая, главу тридцати», и сказал он Давиду: «мир тебе, и мир помощникам твоим; ибо помогает тебе Бог твой. Тогда принял их Давид и поставил их во главе войска» (1 Пар 12, 18). Во Второй Книге Паралипоменон приводится более драматический эпизод, к которому позднее обратится Сам Иисус (ср.: Мф 23, 35; Лк 11, 51). События происходят во времена упадка храмового культа, когда народ поддался искушению идолопоклонства. Бог посылал к израильтянам пророков, призывая их вернуться к Нему, «но те не слушали». Тогда «Дух Божий облек Захарию, сына Иодая, священника, и он стал на возвышении пред народом, и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя (Иоаса), на дворе дома Господня» (2 Пар 24, 19-21).

Оба эпизода со всей очевидностью свидетельствуют о том, что Дух и слово в сознании и языке израильтян тесно связаны между собою.

2. Аналогичная связь существует между Духом и премудростью. О ней говорится в Книге пророка Даниила устами Навуходоносора, который, рассказывая о том, как Даниил истолковал его сон, признает, что в этом пророке живет «дух Святаго Бога» (Дан 4, 5; ср.: 4, 6. 15; 5, 11. 14), а следовательно, то же Божие вдохновение, которое некогда распознал фараон в мудрых советах Иосифа (ср.: Быт 41, 38-39). Используя языческие понятия, вавилонский царь несколько раз употребляет выражение «дух святых богов», а в конце своего рассказа говорит о «Царе Небесном» (ср.: Дан 4, 34). Во всяком случае он признает, что в Данииле проявляется Дух Божий. О присутствии Духа Божия в Данииле говорит и царь Валтасар: «Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе, и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе» (Дан 5, 14). Затем автор подчеркивает, что «Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух; и царь помышлял уже поставить его над всем царством» (Дан 6, 3).

Таким образом, справедливое признание за Даниилом «высокой мудрости» и «высокого духа» свидетельствует о том, что связь между этими качествами была замечена иудаизмом за два века до Христа, то есть в период написания этой книги, призванной укрепить веру и надежду иудеев, преследуемых Антиохом IV Епифаном.

3. В Книге Премудрости Соломона, созданной, по мнению некоторых современных ученых, в эллинистической среде во второй половине I века до Рождества Христова, а следовательно, незадолго до появления Нового Завета, премудрость и дух столь тесно связаны между собой, что почти тождественны. Уже в начале книги написано, что «человеколюбивый дух — премудрость» (Прем 1, 6). Этот дух проявляется и даруется из любви к людям. Но этот любящий дух не слепой, он нетерпим к человеческому злу, даже скрытому. «В лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, порабощенном греху. Ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства, и уклонится от неразумных умствований (...) не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его, и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его» (Прем 1, 4-6).

А значит, Дух Господень — это Святой Дух, желающий передать Свою святость, оказывающий воспитательное воздействие: «святый Дух премудрости» (Прем 1, 5). Он противится неправедности, но это противление не ограничивает любовь, а является выражением ее требований. Борясь со злом, Дух подавляет любое беззаконие, и никакая ложь, никакое «тайное слово» (Прем 1, 11) не в состоянии ввести Его в заблуждение. Ибо «Дух Господа наполняет вселенную и, как все объемлющий, знает всякое слово» (Прем 1, 7). Будучи вездесущим, Он знает все, даже тайное.

Как «человеколюбивый Дух» Он хочет не только охранять людей, но и наполнять их Своей жизнью и святостью. Ибо «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих; ибо Он создал все для бытия» (Прем 1, 13-14). Это утверждение реальности тварного мира, в которой отражается библейское понимание Бога: Тот, «Который Сущий» (ср.: Исх 3, 14), Творец вселенной (ср.: Быт 1, 1 и след.), составляет религиозную основу философских и этических размышлений об отношении человека к миру вещей, и прежде всего — это введение в проблематику конечного предназначения человека, разрешить которую не сможет никакая философия, не обращаясь к Божественному Откровению. Св. апостол Павел позднее скажет, что если смерть вошла в мир посредством греха одного человека, то Христос, будучи новым Адамом, пришел для искупления человека от греха и освобождения его от смерти (ср.: Рим 5, 12-21). Апостол скажет также, что Христос принес новую жизнь в Святом Духе (ср.: Рим 8, 1 и след.) и, следовательно, открыл имя, более того — смысл посланнического служения таинственной Божественной Личности, о Которой говорится на страницах Книги Премудрости Соломона.

4. Царь Соломон, представленный в Книге, в соответствии с принятой литературной традицией, в качестве ее автора, в определенный момент обращается к другим властителям: «Итак слушайте, цари» (Прем 6, 1), дабы привлечь их к принятию премудрости как тайны и правила царствования и объяснить им, «что же есть премудрость» (Прем 6, 22). Соломон прославляет премудрость и наделяет ее целым рядом признаков Духа Божия, придав ей личностный характер: «Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный...» (Прем 7, 22). При этом он использует двадцать одно определение, взятые частично из греческой философии, частично из Библии. Приведем некоторые из наиболее известных.

Говорится, что Дух «разумный», и следовательно, Он действует не слепо, но целеустремленно направлен на познание истины. Он «святый», ибо хочет не только просвещать людей, но и освящать их. Он «единородный и многочастный», а значит, вездесущий. Он «тонкий» и проникающий все духи: следовательно, Его действие проявляется главным образом внутри, как и Его присутствие. Он «твердый и всеведущий», но не деспотичный и жестокий, ибо Он одновременно «благодетельный и человеколюбивый»; хочет людям добра и стремится «приготовлять друзей Божиих». Любовь — это основа и путеводная нить всех проявлений Его силы.

Таким образом, Премудрость обладает теми особенностями и исполняет те функции, которые обычно приписываются Духу Божию, «Духу премудрости и разума» и т.п. (ср.: Ис 11, 2 и след.), так как отождествляется с Ним в таинстве Божественного бытия.

5. Одна из функций, исполняемых Духом-Премудростью, — это помощь в познании воли Божией: «Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал премудрости и не ниспослал свыше святаго Твоего Духа?» (Прем 9, 17). Сам человек не в силах познать волю Божию: «какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу?» (Прем 9, 13). Благодаря посредничеству Святого Духа Божия люди познают волю Бога и Его замысел о предназначении человеческой жизни значительно глубже и вернее, чем исходя из норм закона, сформулированных человеческим языком. Бог действует изнутри посредством дара Святого Духа. Благодаря такому действию «исправились пути живущих на земле, и люди научились тому, что угодно Тебе, и спаслись премудростью» (Прем 9, 18). В последующих десяти главах Книги автор описывает деяния Духа-Премудрости в человеческой истории — от Адама до Моисея посредством заключения завета с Израилем, освобождения и постоянной опеки над Народом Божиим. И завершает Книгу следующими словами: «Так, Господи, Ты во всем возвеличил и прославил народ Твой, и не оставлял его, но во всякое время и на всяком месте пребывал с ним» (Прем 19, 21).

6. В этом историко-философском тексте привлекает внимание фрагмент, в котором автор, обращаясь к Господу, вспоминает о Его вездесущем Духе, любящем человека и охраняющем человеческую жизнь. Это относится также и к врагам Народа Божия и вообще к безбожникам и грешникам. В них также пребывает Дух Божий — дух любви и жизни: «Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи. Нетленный Твой Дух пребывает во всем» (Прем 11, 27-12, 1).

«Ты все щадишь...» Кара, настигающая врагов Израиля, могла быть более суровой. «Они могли погибнуть от одного дуновения (...) но Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем 11, 21). Книга Премудрости Соломона прославляет «умеренность» Бога и объясняет ее причины: ибо Дух Божий действует не только как могучее дуновение, способное уничтожить виновных, но как дух премудрости, жаждущий жизни и тем самым проявляющий Свою Любовь. «Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния. Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил; ибо не создал бы, если бы что ненавидел. И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел?» (Прем 11, 24-26).

7. Эти строки — высшая точка развития религиозной философии Израиля, а также всех других древних народов. Библейская традиция присутствует уже в Книге Бытие. В ней мы находим ответы на важнейшие вопросы, которые не смогла решить даже греческая культура. Истина о милосердии Божием сплавлена здесь с истиной о сотворении Им всего сущего: всеобщность сотворения влечет за собой всеобщность милосердия. И все это происходит в силу извечной любви, которою Бог наделяет все сотворенное Им, и олицетворением этой любви становится для нас Святой Дух.

Книга Премудрости Соломона возвещает этот Дух-Любовь, Который, как и Премудрость, обретает личностные черты. Это Дух, знающий все и открывающий людям Божий замыслы; Дух, не терпящий зла; Дух, Который с помощью премудрости хочет всех привести к спасению; это Дух любви, жаждущий жизни; Дух, спасительное присутствие Которого наполняет весь мир.                                                 

(14. 03. 1990)

ДУХ БОЖИЙ И ОТРОК ГОСПОДЕНЬ

1. Анализируя тексты книг Ветхого Завета, говорящие о Святом Духе (хотя природа Его Божественной Личности в них не раскрывается), мы не можем пройти мимо второй части Книги пророка Исайи (так наз. Девтероисаии), в которой утверждается существование связи между Духом Божиим и «Отроком Господним» («Рабом Ягве»). В лице Отрока осуществлен синтез различных функций — пророческой, мессианской и освящающей, о которых мы говорили в предыдущих катехизических беседах.

Об этой связи говорит стих, с которого начинается первая из четырех так называемых «песней Отрока Господня», изобилующих лирическими и пророческими элементами. Итак, читаем: «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу Дух Мой на Него» (Ис 42, 1). Таким образом, уже в самом начале сказано, что миссия Отрока — это дело Духа Божия, почившего на Нем. Так же как в случае с Судьями — харизматическими предводителями народа в древние времена (ср.: Суд 3, 10), с первыми царями — Саулом и Давидом (ср.: 1 Цар 9, 17; 10, 9-10; 16, 12-13; Исх 11, 1-2), так и в случае с выбором Отрока связано излияние Духа. Это позволяет усмотреть связь между текстом песни об Отроке Господнем и более ранним предсказанием Исайи об «отрасли», которая вырастет «от корня Иессеева», то есть из колена Давидова: «И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия и страхом Господним исполнится» (Ис 11,2).

Процитированная песнь привносит новый элемент, а именно: лицу, о котором говорится в предсказании, приписывается статус Отрока. При этом не отрицается царское достоинство, по традиции присущее Мессии, но подчеркивается то новое содержание, которым под влиянием Духа наполняется мессианское ожидание.

2. Сразу же после слов «Положу дух Мой на Него» Бог возвещает: Он «возвестит народам суд» (Ис 42, 1). Это очень важные слова. Отрок предстает здесь как пророк, Самим Богом избранный и предназначенный для этой миссии (ср.: Ис 42, 5; Иер 1, 5), воодушевляемый Духом Божиим и исполняющий порученную Ему миссию — «будет производить суд по истине» (Ис 42, 3), — не ослабевая в трудностях (ср.: 42, 4).

Отрок-Пророк — непоколебим, но Он не будет беспощадным. Напротив, направляемый Духом и под Его влиянием, Он проявит кротость: «не возопиет и не возвысит голоса» (42, 2); Он снисходителен и милосерден: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (42, 3). Пророку Иеремии Господь дал власть, «чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать» (Иер 1, 10). Но ни одна из подобных черт не свойственна Отроку Господнему, кроткому и смиренному сердцем.

Эта кротость сочетается в Нем с открытостью всему миру. Отрок Господень возвестит о Законе всем народам и будет проповедовать Свое учение по всей земле, вплоть до «островов», то есть до самых отдаленных стран (ср.: Ис 42, 1. 4). Действительно, во второй песни Отрок обращается ко всем народам: «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние» (Ис 49, 1); в свою очередь, Сам Бог подтверждает вселенский характер миссии Отрока: «мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ис 49, 6). Вселенской направленностью Своего служения Отрок Господень значительно превышает других пророков.

Тем более, что в Его облике есть нечто трансцендентное, и это позволяет отождествить Отрока с Его посланническим служением. Он Сам назван «заветом для народа» и «светом для язычников». Бог обращается к Нему: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставляю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (42, 6). Ни один из обычных пророков не мог бы приписать себе такого достоинства.

3. Отрок из песни Исайи — это не просто пророческая фигура, но и мессианская. Поскольку, исполняя свою миссию, Отрок Господень «утвердит суд» (Ис 42, 4), Он тем самым примет на Себя обязанности царя. Пророк проповедует праведность, царь же ее укрепляет. Согласно тексту Псалма 72 (71), в котором иудаистская и христианская традиции усматривают прообраз предсказанного пророками Царя-Мессии (ср.: Ис 9, 5; 11, 1-5; Зах 9, 9 и след.), в этом и заключается главным образом предназначение царя. Псалмопевец выражает это в просьбе: «Боже! даруй царю Твой суд и Твою правду, да судит праведно людей Твоих и нищих Твоих на суде» (Пс 72 [71], 1-2). В свою очередь сам Исайя в пророчестве о царе из рода Давидова, на котором «почиет Дух Господень», говорит: «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (Пс 11, 4).

Как следует из песни, Отрок, на Котором «почиет Дух Господень», должен исполнить служение Царя-Мессии: освободить народ. Утвержденный «заветом для народа и светом для язычников», Он должен открыть глаза слепым, выпустить узников из заключения, освободить живущих во тьме (ср.: Ис 42, 6-7; 49, 8-9; Лк 1, 79). В царском служении Мессию поддерживает сила Божия, как говорит об этом Отрок во второй Своей песни: «Бог Мой — сила Моя» (Ис 49, 5), а также в третьей: «Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь» (Ис 50, 7). Сила, дающая Отроку возможность исполнять царское служение, — это Дух Божий, в пророчестве Исайи тесно связанный с «правдою», которая должна быть воздана бедным и смиренным: «И почиет на Нем Дух Господень (...) Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (Ис 11, 2. 4).

4. В первой и второй песни Отрока Бог говорит о «спасении» и «правде». В третьей и четвертой — понятие «спасение» обогащается новыми элементами, особенно знаменательными в свете будущих страданий Христа (ср.: Ис 50, 4-11; 52, 13; 53, 12). Мы видим прежде всего, что та кротость, с какою Отрок исполняет Свое служение, проявляется в Его покорности воле Божией и в терпеливом отношении к преследованиям: «Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим» (Ис 50, 5-6). «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих, как овца веден был Он на заклание» (Ис 53, 7). Эти два текста достаточно убедительны для того, чтобы мы уверились в полной готовности Отрока-Мессии принести Себя в жертву, к которой Дух Божий должен привести Его путем смирения (ср.: Ис 42, 2). Возможно, в словах Иоанна Крестителя, которые он произнес перед толпой народа, указывая на Христа: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1, 29), слышен отзвук этих слов из четвертой песни Отрока Господня.

5. Но эта песнь говорит нам гораздо больше. В ней миссия Отрока показана в новом свете: «Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис 53, 12). Более раннее видение Исайи — «Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине» (Ис 11, 4) — сменяются видением оправдания или увенчания путем жертвы: «Праведник, Раб Мой, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет» (Ис 53, 11). К такому пределу страданий приведет Отрока Дух, пребывающий в Нем, Который, как мы уже говорили о Нем, является Духом святости.

Окончательное торжество Отрока возвещается в начале четвертой песни: «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» (Ис 52, 13), и в довершение всего: «Я дам Ему часть между великими» (Ис 53, 12). Но тот способ, каким осуществится это торжество, которым как в пророчествах, так и в истории человечества обусловлено свершение мессианской надежды, станет полной неожиданностью для тех, кто мечтал о триумфальном пришествии Царя-Мессии. Это пришествие осуществится, как мы знаем, через страдания и смерть на кресте.

6. По существу, на протяжении всей четвертой песни Отрок представлен как «Муж скорбей» (Ис 53, 3), испытывающий безмерные физические и нравственные страдания в согласии с тайным замыслом Бога, стремящегося возвысить Отрока (ср.: 52, 13). Отрок Господень «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (53, 5). Такой путь должен был пройти избранник, на котором «почил Дух Господень» (ср.: 42, 1).

Мы подходим к парадоксальности Креста, столь резко контрастирующего и с ожиданиями тех, кто воспринимает мессианство как триумф, и с претензиями разума, жаждущего рациональных объяснений. Св. апостол Павел не поколебался сказать, что Крест — «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор 1, 23). Однако Крест — дело Божие, и только с помощью Духа Божия можно понять его значение. Поэтому апостол говорит: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога (1 Кор 2, 11-12).

(21. 03. 1990)

 

 

Иоанн Павел II

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.