Дух Божий в книгах Ветхого Завета — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Дух Божий в книгах Ветхого Завета

2022-05-09 20
Дух Божий в книгах Ветхого Завета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

27. ИМЯ «ДУХ» В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

28. СОЗИДАЮЩАЯ СИЛА ДУХА БОЖИЯ

29. НАПРАВЛЯЮЩАЯ СИЛА ДУХА БОЖИЯ

30. ПРОРОЧЕСКАЯ СИЛА ДУХА БОЖИЯ

31. ОСВЯЩАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДУХА БОЖИЯ

32. ОБНОВЛЯЮЩЕЕ И ОЧИЩАЮЩЕЕ СЕРДЦЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ДУХА БОЖИЯ

33. ПРЕМУДРОСТЬ ДУХА БОЖИЯ

34. ДУХ БОЖИЙ И ОТРОК ГОСПОДЕНЬ

ИМЯ «ДУХ» В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

1. В предыдущих беседах о Духе Святом — о Его Личности и служении — мы пытались прежде всего глубже вникнуть в обетование Христово о пришествии Святого Духа, особенно в обетование, данное во время Тайной Вечери; а также еще раз вчитаться в те отрывки из Деяний Апостолов, в которых говорится о Его сошествии, и проанализировать тексты Нового Завета, свидетельствующие о том, что первоначальная Церковь проповедовала о Нем и верила в Него. Но в нашем анализе этих текстов мы неоднократно обращались и к Ветхому Завету. Сами апостолы уже в первых проповедях после Пятидесятницы говорят о пришествии Святого Духа как об исполнении давних обетовании и предсказаний, воспринимая Ветхий Завет и историю Израиля как время приуготовления к принятию всей полноты истины и благодати, которые принесет с Собою Мессия.

Очевидно, что сошествие Святого Духа было событием, обращенным к будущему, ибо с него начиналась эпоха Святого Духа, о Котором Иисус говорил как о Том, Кто вместе с Отцом и Сыном является Творцом дела спасения, начатого на Голгофе и призванного охватить весь мир. Тем не менее, если мы хотим более полно постичь откровение о Святом Духе, следует вернуться к прошлому, то есть к Ветхому Завету, дабы найти в нем следы длительного приуготовления к тайне Пасхи и Пятидесятницы.

2. Таким образом, мы должны вернуться к рассмотрению всего того, что говорится в Библии о Святом Духе, и проследить весь процесс откровения, начинающийся в сумеречном свете Ветхого Завета и постепенно переходящий к ясным формулировкам Нового, — процесс, который вначале отразился в сотворении, затем — в искуплении; сначала в истории и пророчествах Израиля, позднее — в жизни и посланническом служении Иисуса Христа от Воплощения и до Воскресения.

Среди этих данных особого внимания заслуживает имя, которым в Ветхом Завете называется Святой Дух, а также различные значения этого имени.

Мы знаем, что в иудейской культуре имя имело большое значение в определении того, кем является лицо, носящее данное имя. В связи с этим стоит напомнить, какое значение придается в Книге Исход и во всей традиции Израиля способу именования Бога. Моисей спросил Господа Бога о имени Его. Выявление имени считалось познанием самого лица. Святое имя устанавливало связь между народом и бытием трансцендентным и в то же время сущим, то есть Самим Богом (ср.: Исх 3, 13-14).

Имя, которым в Ветхом Завете назван Святой Дух, поможет нам понять Его признаки, даже если познание Его Божественной сущности, Лица, единосущного Отцу и Сыну, стало нам доступным только благодаря откровению Нового Завета. Вероятно, авторы священных книг старательно подбирали это имя; более того, Сам Святой Дух, вдохновивший их, с самого начала руководил литературным и понятийным процессом, что уже в Ветхом Завете привело к установлению надлежащего термина для определения этой Личности.

3. Ruah — древнееврейское слово, означающее в Библии Духа. Ruah, латинское spiritus, означает «дыхание». Дыхание — это наименее материальная реальность из доступных нашему восприятию. Оно невидимо и мимолетно. Оно недоступно осязанию. Как будто бы это — ничто, однако оно имеет жизненное значение: без дыхания нельзя жить. Дыхание отличает живого человека от мертвого. Жизнь исходит от Бога, а значит, и дыхание — от Бога, Который может его отобрать (ср.: Пс 104 [103], 29). Эти размышления о дыхании позволяют понять, что жизнь зависит от духовного начала, определяемого в древнееврейском языке тем же словом ruah. Дыхание человека ассоциируется со значительно более сильным внешним дыханием — с дуновением ветра.

Древнееврейское ruah, как и латинское spiritus, означает также и дуновение ветра. Никто не видит ветра, но его результаты вполне очевидны. Ветер перегоняет облака, колышет деревья. Когда ветер сильный, он вздымает волны и топит корабли (ср.: Пс 107 [106], 25-27). В древности люди считали ветер таинственной силой в руках Божиих (ср.: Пс 104 [103], 3-4). Они называли его «дуновением Божиим».

В Книге Исхода написано: «гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше» (Исх 14, 21-22). В следующей главе мы находим описание тех же самых событий в поэтической форме. Восточный ветер здесь назван «дуновением» Божиим. Поэт обращается к Богу со словами: «От дуновения Твоего расступились воды (...). Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море» (Исх 15, 8. 10). В этих впечатляющих словах выражена убежденность, что в данном случае ветер был орудием Бога.

Из наблюдения над невидимым и могущественным ветром родилось представление о «духе Божием». Тексты Ветхого Завета легко переходят от одного значения к другому, и оба значения представлены также в Новом Завете. Чтобы объяснить Никодиму способ действия Святого Духа, Иисус сравнивает Его с ветром: «Дух [ruah] дышит, где хочет (...) так бывает со всяким рожденным от Духа [ruah] » (Ин 3, 8).

4. Библейское имя Святого Духа выражает в основном не столько силу интеллекта, сколько динамичный импульс, сравнимый с дуновением ветра. В Библии первая функция Духа — это не помощь в постижении чего-то, но прежде всего толчок, придающий движение; не просвещение, но передача энергии.

Однако это не единственный аспект. Есть и другие, подготавливающие к будущему откровению. Прежде всего — аспект духовного, внутреннего мира. Дыхание проникает внутрь человека. На библейском языке об этом говорится так: Бог вдохнул в сердце (ср.: Иез 36, 26; Рим 5, 5). Прозрачный воздух проникает не только в наш организм, но заполняет собой все пространства и пустоты. И тогда нетрудно понять, что «Дух Господа наполняет вселенную» (Прем 1, 7) и прежде всего проникает все духи (ср.: Прем 7, 23), как говорит Книга Премудрости Соломона.

С аспектом внутреннего мира связан аспект познания. «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» — говорит св. апостол Павел (1 Кор 2, 11). Только наш дух знает наши внутренние проявления, а также мысли, прежде чем мы сумеем передать их другим. Аналогично, и в еще большей мере, Дух Господень, присутствующий во всех существах вселенной, знает все изнутри (ср.: Прем 1, 7). Более того, «Дух все проницает, и глубины Божий (...) и Божиего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор 2, 10-11).

5. В области познания и межличностного общения дыхание естественным образом связано со словом. Говоря, мы пользуемся нашим дыханием, которое, благодаря движению голосовых связок, становится носителем произносимых нами слов. Отталкиваясь от этого факта, библейские авторы часто пользуются сравнением «слово—дыхание» (ср. Ис 11, 4), или же «слово—дух». Благодаря дыханию слово получает звучание; дыхание придает слову силу и динамизм. Эта параллель используется в Псалме 33 [32] при описании акта творения: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их» (Пс 33 [32], 6).

Нетрудно заметить, что такого рода тексты как бы подготавливали к христианскому Откровению тайны Пресвятой Троицы: Бог-Отец, будучи основой творения, сотворил мир посредством Своего Слова-Сына и Своего Дыхания — Духа Святого.

6. Множественность значений еврейского слова ruah, использованного в Библии для определения Духа, создает определенные трудности. Действительно, в некоторых текстах нельзя точно установить, в каком значении оно было использовано: непонятно, идет ли речь о ветре, о дыхании, о дуновении или о духе, о сотворенном духе или о Духе Божием.

Между тем многозначность обогащает текст, поскольку создает сложную взаимозависимость между различными его элементами. Здесь следует отчасти отказаться от стремления к рационализму, для которого важна прежде всего однозначность, ради обретения более широкой перспективы. Ибо думая о Святом Духе, следует помнить, что Его библейское имя означает «дуновение» и связано как с могучим дуновением ветра, так и с внутренним дуновением нашего дыхания. Таким образом, вместо того чтобы придерживаться слишком точных и рациональных понятий, будем пользоваться богатством образов и фактов. Переводы, к сожалению, не в состоянии передать нам во всей полноте это богатство, поскольку переводчики часто вынуждены использовать другие определения. Греческая Септуагинта для передачи значения еврейского слова ruah использует 24 различных термина, что затрудняет установление всех смысловых связей, имеющихся в текстах Библии на древнееврейском языке.

7. В заключение проведенного анализа текстов Ветхого Завета, в аспекте термина ruah, можно сказать, что в них дуновение Бога характеризуется как сила, животворящая тварные существа. Как сокровенная реальность Бога, действующая внутри человека. Как проявление Божественного динамизма, передающегося тварным существам.

«Дуновение», или «Дух» Бога, хотя еще не воспринимается как отдельная ипостась неразделимого Божественного бытия, однако уже как бы обособляется от Самого Бога, посылающего Его действовать в тварном мире. Тем самым человеческий ум подготавливается также и в языковом плане к принятию откровения Личности Святого Духа, Который явит Себя как выражение сокровенной жизни Бога и Его всемогущества.

(3. 01. 1990)

СОЗИДАЮЩАЯ СИЛА ДУХА БОЖИЯ

1. В языке Библии слово ruah употребляется прежде всего в значении «дуновение Бога». Вероятно, аналогия между невидимым, духовным, всепроникающим и всесторонним действием Бога и ветром была глубоко укоренена в человеческой психике и в традиции. Она, с одной стороны, была для авторов священных текстов литературным источником; с другой стороны, сама обогащалась новыми элементами. Слово ruah как в этом значении, так и во всей гамме производных значений всегда использовалось для определения «животворящей силы», действующей извне или изнутри человека и мира. Даже когда оно не означало прямо Божественного Лица, все равно относилось к Богу как «дух Божий» (или же дуновение Божие) и тем самым внушало и укрепляло в душах израильтян идею духовного Бога, действующего в человеческой истории и в жизни людей и подготавливающего основу для будущего откровения Святого Духа.

Можно сказать, что уже в повествовании о творении мира в Книге Бытие присутствие «Духа [дуновения] Божия», носившегося над водою, когда земля была безвидна и пуста и тьма над бездною (ср.: Быт 1, 2), явно указывает на эту «животворящую силу». «Дуновение» или Дух Божий участвует в сотворении мира как некая животворящая сила вместе со Словом, дающим тварному миру существование и порядок.

2. Связь Духа Божия с водой, о чем говорится в начале повествования о творении мира, дает о себе знать в различных формах во многих местах Библии, и она становится еще более тесной там, где Сам Дух представлен как животворящая вода, как источник новой жизни. В «Книге утешения Израиля» — во второй части Книги Исайи (гл. 40-55) — излагается обетование Бога: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. И будут расти между травою, как ивы при потоках вод» (Ис 44, 3-4). Обещанная Богом вода — это Его Дух, Которого Он «изольет» на сыновей Своего народа. Пророк Иезекииль говорит, что Бог «изольет» Своего Духа на израильтян (ср.: Иез 39, 29), подобное сравнение повторяется у пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил 2, 28).

Символом воды, относящимся к Духу, пользуется и Новый Завет, обогащая его новыми оттенками. К этой теме мы еще вернемся в следующий раз.

3. Кроме начального упоминания о Духе, или же о дуновении Бога, Который «носился над водою» (Быт 1, 2), слово ruah, то есть имя духа на др. евр. языке, в дальнейшем повествовании о творении мира не появляется. Однако в повествовании о создании человека можно найти явную ссылку на Духа Божия или дуновение. Мы читаем в нем, что когда Господь Бог сотворил человека из праха земного, Он «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт 2, 7). Значение «дыхание» (дуновение) в данном фрагменте передается еврейским heshama — синонимом слова ruah («дыхание», «дух»), о чем свидетельствует параллельное употребление этих терминов в различных текстах: например там, где речь идет о «духе жизни» в Книге Бытие (ср.: 6, 17). В пророческом видении воскресения из мертвых мы встречаем призыв к Духу: «дохни на этих убитых, и они оживут» (Иез 37, 9).

Таким образом, Священное Писание дает нам понять, что Бог посредством Своего дыхания, или Духа, сделал человека живым существом. «Дух жизни» в человеке происходит от Самого Бога. Это дыхание, или дух, подобно дыханию или Духу Божию.

Во второй главе Книги Бытие, в описании сотворения животных (2, 19), о дуновении Бога уже не упоминается. Из предыдущей главы мы знаем, что человек был сотворен по образу и подобию Божию (ср.: 1, 26-27).

4. Однако в других текстах говорится, что животные также получили дыхание, или животворное дуновение, от Бога. Представляется, что в этом отношении человек, вышедший из рук Бога, находится в ситуации, общей для всех живых существ. В Псалме 104 (103), в обращении к Богу Творцу, имеются в виду и люди, и животные: «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время» (Пс 104 [103], 27). Затем псалмопевец добавляет: «отнимешь дух их — умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс 104 [103], 29-30). Жизнь творений зависит от дыхания-дуновения Бога, не только творящего, но сохраняющего и постоянно обновляющего облик земли.

5. Увы, первое творение погибло от греха. Но Бог не позволил ему исчезнуть, даровав спасение в лице «нового творения» (ср.: Ис 65, 17; Гал 6, 15; Откр 21, 5). Дело, которое должен был совершить Святой Дух в новом творении, отражено в известном пророчестве Иезекииля о воскресении из мертвых. Пророк обозревает широкое поле, «полное костей», и Бог дает ему повеление пророчествовать о них и сказать им: «кости сухие! слушайте слово Господне!" Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете». Пророк исполняет повеление Бога и видит: «произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею». Затем «жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху», и, наконец, по слову пророка, «вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои» (Иез 37, 4-5. 7-8. 10).

Вначале это видение рассматривалось как предсказание обновления народа Израиля после разгрома и пленения: «кости сии — весь дом Израилев» (37, 11) — говорит Господь. Израильтяне чувствуют себя потерянными, лишенными всякой надежды. Бог обещает им: «вложу в вас дух Мой, и оживете» (37, 14). Однако в свете пасхальной тайны Иисуса слова пророка приобретают новое значение, становясь предсказанием подлинного воскресения из мертвых силою Духа Божия.

Апостол Павел выражает эту веру следующими словами: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа [Иисуса] из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8, 11).

По существу, новое творение начинается силою Святого Духа в смерти и воскресении из мертвых Христа. Своими Крестными Страданиями Иисус во всей полноте принял то, что Дух Святой совершил в Его человеческой сущности (ср.: Евр 9, 14), когда провел Его через смерть к новой жизни (ср.: Рим 6, 10). Христос передает эту жизнь всем верующим, даруя им Святого Духа, вначале в таинстве крещения, а затем, во всей полноте, в момент окончательного воскресения из мертвых.

В пасхальный вечер воскресший Иисус является ученикам в Сионской Горнице и заново дарует им то, что Бог-Творец дал Адаму. Бог «вдунул (...) дыхание жизни» в человеческое тело. Иисус «дунул, и сказал им: "примите Духа Святаго!"» (ср.: Ин 20, 22).

Таким образом, человеческое дыхание Иисуса помогло воплотить дело Божие, превосходящее по своему значению дело творения. Ибо речь идет уже не только о том, чтобы создать живого человека, но о том, чтобы приобщить его к Божественной жизни.

6. На параллель и антитезу между Адамом и Христом, между первым и вторым творением вполне справедливо указал св. апостол Павел: «Есть тело душевное [по греч. psychikon от psyche, что означает «душа»], есть тело и духовное [греч. pneumatikon, то есть полностью пронизанное и преобразованное Духом Божиим]. Так и написано: "первый человек Адам стал душею живущею" (Быт 2, 7); а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор 15, 44-45). Воскресший из мертвых Христос, новый Адам, в Своей человеческой сущности настолько исполнен Святого Духа, что Сам может быть назван «Духом». Он не только Сам обладает полнотой Святого Духа, но и наделен способностью передать жизнь Духа всем людям. «Итак, кто во Христе, — говорит св. апостол Павел, — тот новая тварь» (2 Кор 5, 17).

Таким образом, в тайне Христа, умершего и воскресшего из мертвых, проявляется созидающая и обновляющая сила Духа Божия, Которого Церковь призывает словами: Veni, Creator Spiritus («Приди, о Дух Творец»).

(10. 01. 1990)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.