Святой Дух в жизни первоначальной Церкви — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Святой Дух в жизни первоначальной Церкви

2022-05-09 21
Святой Дух в жизни первоначальной Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы — это не просто событие, случившееся однажды. Это начало длящегося процесса. Первые этапы этого процесса подробно описаны в Деяниях Апостолов. Они в первую очередь связаны с жизнью Церкви в Иерусалиме, где апостолы, свидетельствовавшие о Христе и о Святом Духе и добившиеся первых обращений, должны были отстаивать перед синедрионом право на существование первой общины учеников и последователей Христа. И как в день Пятидесятницы, силою Святого Духа, они свидетельствовали перед слушателями из разных стран и народностей, так и в свидетельствовании перед старейшинами синедриона их поддерживала та же сила: они были «исполнены Духа Святаго» (ср., например: Деян 4, 31).

Эта сила Святого Духа проявляется и действует в некоторые моменты и периоды жизни иерусалимской общины, о чем подробным образом говорится в Деяниях Апостолов.

2. Расскажем об этом вкратце, начиная с единодушной молитвы, вознесенной общиной по возвращении апостолов со слушания их дела в синедрионе. Когда апостолы «пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины», все «единодушно возвысили голос к Богу» (Деян 4, 23-24). Согласно Луке, молящиеся признают, что преследования — это воля Божия, вспоминая, как Бог говорил «Духом Святым» (Деян 4, 25), и относя слова Псалма 2 (1-2), говорящие о восстании царей и народов земли «против Господа и против Помазанника Его», к смерти Иисуса: «ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой. И ныне, Господи, воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян 4, 27-29).

После этой молитвы, исполненной веры и упования на Бога, происходит новое откровение Святого Духа, как бы повторяется событие Пятидесятницы.

3. «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны» (Деян 4, 31). Итак, мы имеем дело с новым впечатляющим откровением силы Святого Духа, как это было в день «первой» Пятидесятницы. Упоминание о месте, в котором собралась община, подтверждает аналогию с происшедшим в Сионской Горнице и означает, что Святой Дух охватывает Своим обновляющим воздействием всю общину. «И исполнились все Духа Святаго»: не только апостолы, предстоявшие перед синедрионом, но и все «свои» (ср.: Деян 4, 31.23), образующие вокруг них центральную, наиболее представительную группу членов первоначальной общины. Будучи вновь «исполнены» Святого Духа, с новым энтузиазмом, «они (...) говорили слово Божие с дерзновением», как написано в Деяниях (4, 31). Таким образом исполнилась их молитва: «дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое» (Деян 4, 29).

Следовательно, «малая» Пятидесятница означает новый, после осуждения апостолов синедрионом и заключения их в темницу, этап евангельского служения. Сила Святого Духа проявляется прежде всего в смелости, на которую обратили внимание члены синедриона: «Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись; между тем узнавали, что они были с Иисусом» (Деян 4, 13). В этом месте в Деяниях Апостолов еще раз подчеркивается, что «исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением».

4. Вся жизнь первой иерусалимской общины носит на себе знамение воздействия Святого Духа, ставшего ее невидимым путеводителем и животворящей силой. Ее образ — каким его представил в общих чертах св. Лука — может считаться прототипом всех христианских общин, возникавших в течение столетий, начиная с приходских общин и кончая монашескими братствами, в которых плоды, проистекающие от «полноты Духа Святаго», проявились в виде основных организационных принципов, частично входящих в нормы церковного права.

Это прежде всего принцип «общения» (греч. koinonia, лат. communio) в братстве и любви (ср.: Деян 2, 42). О тех христианах можно было сказать: «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4, 32). Дух общности выражался также в передаче собственного имущества апостолам, чтобы оно распределялось каждому по потребности (ср.: Деян 4, 34-37), или в управлении им таким образом, чтобы «никто ничего из имения своего не называл своим» (Деян 4, 32; ср.: 2, 44-45; 4, 34-37). Они постоянно пребывали в учении апостолов (ср.: Деян 2, 42) и «свидетельствовали о Воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян 4, 33). Общение заключалось также в «преломлении хлеба» (Деян 2, 42), или, в соответствии с еврейским обычаем, в совместной трапезе, которая, однако, у христиан дополнялась таинством Евхаристии (ср.: 1 Кор 10, 16; 11, 24; Лк 22, 19; 24, 35) и общей молитвой (ср.: Деян 2, 42. 46-47). Слово Божие, Евхаристия, молитва и братская любовь образуют как бы четырехугольник, в пределах которого жила, возрастала и укреплялась община.

5. Апостолы, со своей стороны, «с великою силою свидетельствовали о Воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян 4, 33) и совершали «многие знамения и чудеса» (Деян 5, 12). Об этом они просили, собравшись в Сионской Горнице: простри, Господи, руку Твою «на исцеление и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса» (ср.: Деян 4, 30). Это были знамения присутствия и действия Святого Духа, являвшегося ориентиром для всей жизни общины. Даже проступок Анании и Сапфиры, продавших имение и отдавших апостолам и общине только часть из полученной суммы, а остальное утаивших для себя, был квалифицирован Петром как попытка обмануть Святого Духа: «Анания! для чего ты допустил (...) в сердце твое мысль солгать Духу Святому?» (Деян 5, 3); «Что это согласились вы искусить Духа Господня?» (Деян 5, 9). Речь здесь идет не о «грехе против Духа Святого» в том смысле, о котором говорит Евангелие (ср.: Лк 12, 10) и который подразумевался затем в катехизических и нравоучительных текстах Церкви. Имелось в виду скорее неисполнение обязанности соблюдать «единство Духа в союзе мира», говоря словами апостола Павла (ср.: Еф 4, 3), или лицемерие при исповедании христианского единения в любви, душой которого является Святой Дух!

6. Осознание присутствия и действия Святого Духа проявилось в избрании семи диаконов, «исполненных Святаго Духа и мудрости» (Деян 6, 3), в особенности Стефана — «мужа, исполненного веры и Духа Святаго» (Деян 6, 5), начавшего проповедовать Иисуса Христа со страстью, энтузиазмом и отвагой, совершая «великие чудеса и знамения в народе» (Деян 6, 8). Возбудив гнев и зависть иудеев, обратившихся против него, Стефан не прекратил проповеди и не побоялся обвинить своих противников в том, что они, как их отцы, противятся Святому Духу (ср.: Деян 7, 51). Он спокойно встретил мученическую смерть, как написано о нем в Деяниях Апостолов: «будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян 7, 55). И в этом состоянии восхищенности он был побит камнями.

Таким образом, в первоначальной Церкви под воздействием Святого Духа религиозный опыт общины был обогащен уроками мученичества.

7. К иерусалимской общине принадлежали мужчины и женщины, которые подобно апостолам и Марии вышли из иудаизма. Мы не должны об этом забывать, как и о том, что позднее эти иудео-христиане, после отбытия Петра в Рим сплотившиеся вокруг Иакова, рассеялись и некоторые из них погибли. Но то, что мы знаем о них из Деяний Апостолов, должно вызывать у нас уважение к ним, а также благодарность к этим далеким «старшим братьям», ибо они принадлежали к тому иерусалимскому народу, который «с любовью» относился к апостолам (ср.: Деян 2, 47), свидетельствовавшим «о Воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян 4, 33). Мы не должны также забывать, что после мученичества Стефана и обращения Павла Церкви, выросшие из этой первой общины, «по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались» (Деян 9, 31).

Таким образом, в первых главах Деяний Апостолов мы видим, как исполнялось обетование, данное апостолам Христом во время Тайной Вечери: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа Истины» (Ин 14, 16-17). В предыдущих катехизических беседах было сказано, что «Утешитель» — по-гречески Parakletos — означает также «Ходатай». И как «Ходатай» (Защитник), и как «Утешитель» Святой Дух присутствует в Церкви и действует в ней, начиная с первых ее дней, в центре иудаизма. Мы увидим, что очень скоро Святой Дух поведет за Собой апостолов и их последователей, чтобы нести дар Пятидесятницы всем народам.

(29. 11. 1989)

ПЯТИДЕСЯТНИЦА ЯЗЫЧНИКОВ

1. Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы, Его явление после «ухода» Христа к Отцу, через жертву на кресте, образуют всю полноту Самооткровения Бога во Христе.

«Также до конца воплотилось служение Мессии, то есть Того, Кто получил полноту Святого Духа ради избранного народа и всего человечества. "Мессия" означает "Христос", или "Помазанник", а в истории Спасения означает "помазанный Святым Духом". Такой смысл в это слово вкладывала традиция пророков Ветхого Завета. Следуя за ней, Симон Петр скажет в доме Корнилия: "Вы знаете происходившее по всей Иудее (...) после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета" (Деян 10, 37 и след.)» (Dominum et Vtvificantem, 15). Затем Петр передает краткое содержание евангельских событий, что станет как бы зародышем Символа веры, свидетельствуя о распятом и воскресшем Христе, ставшем Искупителем и Спасителем людей, как предвещали это «все пророки» (Деян 10, 43).

2. Петр сопоставляет сошествие Святого Духа с традицией Ветхого Завета, но в то же время он знает и проповедует, что случившееся в день Пятидесятницы — это начало нового процесса, который будет длиться века, дабы осуществилась история Спасения. Среди разных моментов этого процесса, описываемого в Деяниях Апостолов, особо значимым событием, в котором главную роль играет именно Петр, становится вступление в общину первоначальной Церкви первого язычника, в чем явно сказалось воздействие Святого Духа. Речь идет о римском сотнике Корнилии из Кесарии, Петр, который ввел его в общину крещенных, понимал, что этот поступок безусловно противоречил принципам Ветхого Завета, но одновременно он был уверен, что Бог хочет этого. Итак, войдя в дом сотника, он «нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян 10, 28).

Это был важный момент в истории Спасения. Своим решением Петр выводил первоначальную Церковь за пределы религиозно-этнических границ Иерусалима и иудаизма и, действуя силой Святого Духа, направлял ее, в согласии с волей Христа, ко всем народам (ср.: Мф 28, 19). Таким образом претворилась в действительность, как бы неосознанно для сынов Израиля, привыкших к Ветхому Закону, пророческая традиция, говорившая о всеобщности Царства Божия на земле. Петр открыл путь для Нового Закона — для Евангелия Спасения, предназначенного для всех людей, независимо от этнической принадлежности, культуры или религии, дабы плодами Искупления могли пользоваться все.

3. В Деяниях Апостолов подробно описывается это событие. В первой части говорится о внутреннем процессе, происходящем в сознании самого апостола перед принятием окончательного решения. В Деяниях написано, что пребывая в Иоппии «у некоего Симона кожевника (...) Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.

И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян 10, 6, 9-16).

В этом видении Петра как бы в полный голос за звучали те вопросы и сомнения, которые нарастали в его душе под воздействием Святого Духа, перед первым опытом проповедничества и распространения учения Христа и Его наказов, касающихся вселенской евангелизации. Там, в Иоппии, на берегу Средиземного моря, Петр готовился к решительному шагу.

4. «Петр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел» (Деян 10, 17). «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их» (Деян 10, 19-20). Святой Дух готовит Петра к новому заданию. Он воздействует вначале посредством видения, побуждающего апостола к размышлениям и подготовляющего его к встрече с двумя слугами и благочестивым воином (ср.: Деян 10, 7), которые должны были разыскать его и пригласить. А когда этот внутренний процесс был завершен, Дух дает Петру конкретное повеление. Следуя ему, апостол отправляется в дом Корнилия из Кесарии. Принятый сотником и его слугами с почетом, подобающим посланнику Божию, Петр ссылается на свое видение, а затем спрашивает: «для какого дела вы призвали меня?» (Деян 10, 29).

Корнилии, «муж добродетельный и боящийся Бога» (Деян 10, 22), рассказал апостолу, каким образом он пришел к мысли пригласить его — тоже по вдохновению Божию. Он закончил свою речь словами: «Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога» (Деян 10, 33).

5. Ответ Петра, зафиксированный в Деяниях, наполнен богословским и посланническим содержанием. «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен; но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир через Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом; потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян 10, 34-43).

6. Стоило привести этот текст полностью, ибо в нем мы находим синтез апостольской керигмы и первые начатки катехизического учения, впоследствии запечатленные в Символе веры. Эта иерусалимская керигма и катехизическое наставление в день Пятидесятницы возобновились в Кесарии, в доме язычника Корнилия, где повторилось событие, случившееся в Сионской Горнице: это была «Пятидесятница язычников», подобная, по свидетельству самого Петра, Пятидесятнице Иерусалимской (ср.: Деян 10, 47; 11, 15; 15, 8). В Деяниях Апостолов мы читаем: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников» (Деян 10, 44-45).

7. «Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?» (Деян 10, 47).

Он говорил это верующим иудейского происхождения, удивившимся, что слуги Корнилия «говорят языками и величают Бога» (Деян 10, 46), как это было в Иерусалиме, в день Пятидесятницы. Действительно, схожесть событий удивительная: это как бы то же самое событие, но в других, совершенно иных обстоятельствах.

Кончается все так же, как в день Пятидесятницы. Петр «велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян 10, 48). И тогда они становятся первыми язычниками, принимающими крещение. Таким образом, силою своей апостольской власти, направляемый Святым Духом, Петр дает начало распространению Евангелия и Церкви за пределами Израиля.

8. Святой Дух, сошедший на апостолов, «призванный» силою искупительной Жертвы Христа, подтверждает, что жертва эта охватывает всех людей. В своем видении Петр услышал слова: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян 10, 15). Он знал, что это очищение совершилось Кровью Христа, Сына Божия, Который, как написано в Послании к Евреям, «Духом Святым принес Себя непорочного Богу» (Евр 9, 14). Эта Кровь «очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» (Евр 9, 14), Петр понял, что наступили новые времена, когда в соответствии с предсказаниями пророков и жертвы язычников также будут угодны Богу Ягве (ср.: Ис 56, 7; Мал 1, 11; а также: Рим 15, 16; Флп 4, 18; Петр 2, 5). Поэтому он решительно говорит сотнику Корнилию: «Истинно познаю, что Бог нелицеприятен» (Деян 10, 34). Израильский народ уже знал об этом из Книги Второзаконие, отзвуки которой слышны в словах апостола: «Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица» (Втор 10, 17). Текст из Деяний Апостолов свидетельствует о том, что Петр первым осознал новый смысл этой старой идеи, вошедшей в учение апостолов (ср.: Петр 1, 17; Гал 2, 6; Рим 2, 11).

Таковы духовные истоки слов, использованных Петром для описания Корнилию взаимосвязи между Богом и человеком: «во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10, 35).      (6. 12. 1989)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.