Пятидесятница: осуществление Царства Христова в истории человечества — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Пятидесятница: осуществление Царства Христова в истории человечества

2022-05-09 27
Пятидесятница: осуществление Царства Христова в истории человечества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В этом цикле катехизических бесед мы открываем для себя, как в день Пятидесятницы во всей спасительной силе является человечеству Святой Дух. Он являет Себя как «другой Утешитель» (ср.: Ин 14, 16), «Который от Отца исходит» (Ин 15, 16), посылаемый Отцом во имя Сына (ср.: Ин 14, 26). Он является как «Некто», отличный от Отца и Сына и в то же время единосущный Им. Он приходит благодаря Сыну, хотя и остается невидимым. Он являет Себя благодаря Собственной силе и Собственным действиям, отличным от Сына и одновременно глубоко с Ним слитым. Таков Святой Дух в согласии с обетованием Христа, данным накануне Крестных Страданий: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 14), «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин 16, 13). Parakletos Утешитель — не заменяет Христа, Он приходит после Него, благодаря Его искупительной жертве. Он приходит для того, чтобы Христос мог оставаться в Церкви и действовать в ней как Искупитель и Господь.

2. В энциклике Dominum et Vivificantem мы читаем: «Между Духом Святым и Христом в домостроительстве спасения образуется самая тесная связь, поскольку Он — Дух Истины — действует в человеческой истории как "другой Утешитель", осуществляя постоянную передачу и распространение Благой Вести, возвещенной Иисусом из Назарета. Благодаря этому в Святом Духе — Параклете, — Который в таинствах и деяниях Церкви постоянно продолжает историческое присутствие Искупителя на земле и Его спасительное дело, все ярче сияет слава Христа, как об этом свидетельствует написанное Иоанном: "Он [то есть Святой Дух] прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин 16, 14)» (п. 7).

3. В свете событий Пятидесятницы полностью раскрывается истинный смысл обетования Иисуса: Святой Дух со всею полнотой «открывает» тайну Христа, Его мессианское и искупительное служение. Осознание этого факта живо в первоначальной Церкви, что следует из первой керигмы Петра и из множества позднейших событий, описанных в Деяниях Апостолов.

Если обратиться к самому первому событию Пятидесятницы, то знаменательно, что Петр, отвечая на вопрос слушателей «Что нам делать?», говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян 2, 38). Известно, что Христос, посылая апостолов проповедовать по всему миру, повелел им крестить народы «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28, 19). Петр верно излагает слова Учителя, и в результате «около трех тысяч душ» (Деян 2, 41) крестится «во имя Иисуса Христа» (Деян 2, 38). Слова «во имя Иисуса Христа» — это ключ к тому, чтобы приобщиться с верой к тайне Пресвятой Троицы, чтобы стать собственностью Христа, чтобы отдаться Ему полностью. Вот почему в Деяниях Апостолов говорится о необходимости призывать имя Иисуса, чтобы обрести спасение (ср.: 2, 21; 3, 16; 4, 10-12; 8, 16; 10, 48; 19, 5; 22, 16), а св. апостол Павел в своих Посланиях также подчеркивает значение этого требования, обязательного для спасения (ср.: Рим 6, 3; 1 Кор 6, 11; Гал 3, 27; ср. также: Иак 2, 7). Крещение «в Духе Святом», совершаемое «во имя Христа», претворяет в реальность дар Пресвятой Троицы, обещанный апостолам Самим Христом во время Тайной Вечери: «Дух истины (...) прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 13-15).

4. Вся деятельность апостолов, направляемая Святым Духом со дня Пятидесятницы, имеет явно христоцентрический характер: здесь Христос является причиной, законом и силой. Так, исцеляя хромого, встреченного «при дверях Храма, называемых Красными» (Деян 3, 2), Петр говорит: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян 3, 6). И когда это чудо привело в притвор храма множество людей, то Петр обратился к собравшимся, как и в день Пятидесятницы. Он говорил о распятом Христе, Которого «Бог воскресил (...) из мертвых, чему мы свидетели» (Деян 3, 15). Вера в Христа помогла восстановить здоровье хромого: «и ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами» (Деян 3, 16).

5. Когда же апостолы впервые были вызваны в синедрион, то «Петр, исполнившись Духа Святаго», свидетельствовал перед старейшинами и начальниками (ср.: Деян 4, 8) о Христе, распятом и воскресшем из мертвых, закончив следующими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4, 12).

Далее автор Деяний Апостолов пишет, что, будучи отпущены, они пришли к своим и вместе прославили Господа (ср.: Деян 4, 23-30). Затем повторилось, хотя и в меньшей степени, сошествие Святого Духа: «по молитве их поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением» (Деян 4, 31). Позднее, в первой христианской общине и перед народом, «Апостолы (...) с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их» (Деян 4, 33).

Особенно мужественно свидетельствовал о Христе диакон Стефан. О его мученической смерти написано: «Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него» (Деян 7, 55-57).

6. Приведенные здесь отрывки из Деяний Апостолов свидетельствуют о том, что апостольское учение под влиянием Святого Духа имеет ярко выраженный христоцентрический характер. Святой Дух помогает апостолам и их ученикам вникать в Евангельскую истину, проповеданную Христом, и особенно — в Его пасхальную тайну. Он воспламеняет в них любовь ко Христу вплоть до жертвенной смерти за Него. Святой Дух способствует Церкви в деле созидания Царства, основанного Христом. Благодаря Святому Духу и действующим вместе с Ним апостолам, их преемникам и всей Церкви это Царство будет возрастать на протяжении всей истории, вплоть «до скончания века». В Евангелиях, Деяниях Апостолов и в их Посланиях мы не находим никаких следов тех пневматологических взглядов, носящих утопический характер, согласно которым после царства Отца (Ветхий Завет) и Христа (Новый Завет) якобы должно наступить царство Святого Духа, представленное некими «спиритуалами», не подчиняющимися никакому закону, даже евангельскому, проповеданному Иисусом Христом. Как пишет св. Фома Аквинский, «ветхий закон был законом не только Отца, но и Сына, ибо Христос в ветхом законе присутствовал в прообразах. Также и новый закон — это закон не только Христа, но и Святого Духа, что видно из Послания к Римлянам: "закон духа жизни во Христе Иисусе" (Рим 8, 2). Следовательно, не следует ожидать другого закона, как бы особого закона Святого Духа» (Summa Theol., I-II, 106, а. 4, ad 3).

В Средние века апокалиптические размышления калабрийского мистика монаха Иоахима Флорского (ум. 1202) вдохновили мечтателей, проповедовавших о пришествии «третьего царства», в котором все обновится и которое будет предшествовать концу мира, возвещенному Христом (ср.: Мф 24, 14). Но св. Фома замечает, что «Христос в самом начале благовествования сказал: "приблизилось Царство Небесное" (Мф 4, 17), и потому неблагоразумно говорить, что Евангелие Христа — это не Евангелие Царства» (Summa Theol. I-II, q. 106, a. 4, ad 4). Это тот редкий случай, когда св. Учитель Церкви столь резко критикует ошибочную теорию, что вызвано двумя причинами. Во-первых, тем, что в XIII в. шла оживленная полемика вокруг выводов «спиритуалов», злоупотреблявших учением Иоахима Флорского. Во-вторых, св. Фома понимал, как опасны и вредны для проповеди Евангелия и для благовествования Царствия Божия претензии на право быть независимыми и вносить изменения, основанные на мнимых «харизмах». Поэтому он подчеркивал необходимость действенной «проповеди Евангелия по всему миру, так чтобы в каждом народе была основана Церковь. В этом смысле (...) Евангелие еще не проповедано по всему миру. Но когда это произойдет, то настанет конец мира» (там же).

Такой образ мыслей, принятый в Церкви изначально, проистекает из керигмы Петра, а также учения других апостолов, в котором нет даже малейших следов дихотомии между Христом и Духом Святым, а напротив — подтверждаются слова Христа о Параклете, сказанные во время Тайной Вечери: «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин 16, 13-14).

7. Хотелось бы в этом месте выразить свое глубокое удовлетворение тем, что в богословии наших восточных братьев так много места уделено взаимосвязи между Христом и Духом Святым, глубочайшее выражение которой — Христос-Пневма, явившийся после воскресения из мертвых и Пятидесятницы, согласно словам св. апостола Павла: «последний Адам есть дух животворящий» (ср.: 1 Кор 15, 45). Эта тема — широкое поле для исследований и размышлений над христологической и одновременно тринитарной тайной. В энциклике Dominum et Vivificantem сказано: «Наивысшее и наиболее полное Самооткровение Бога, свершившееся в Христе и проповеданное апостолами, будет и далее совершаться посредством осуществления посланнической миссии невидимого Утешителя — Духа Истины. И о том, насколько тесно эта посланническая миссия будет связана с миссией Христа, насколько полно она будет черпать из этого искупительного служения, утверждая и развивая на протяжении истории ее спасительные плоды, говорит слово "возьмет": "от Моего возьмет и возвестит вам". Но чтобы до конца выявить Божественное и тринитарное единство источника, в связи с этим словом "возьмет", Христос добавляет: "Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам" (Ин 16, 15). Беря из "Моего", тем самым будет черпать из "Отцовского"» (п. 7).

Скажем откровенно: воплощение в человеческом мире тринитарной тайны через царство Христа и Святого Духа — это самая прекрасная и самая радостная истина из тех, какие Церковь открывает миру.

(22. 11. 1989)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.