Проповедь св. Апостола Петра: начало обращений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проповедь св. Апостола Петра: начало обращений

2022-05-09 19
Проповедь св. Апостола Петра: начало обращений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. «Услышав это, они умилились сердцем» (Деян 2, 37). Так автор Деяний Апостолов повествует о действии Святого Духа в день Пятидесятницы в душах людей, воспринимавших слова Петра — первую апостольскую проповедь, свидетельствование о распятом и воскресшем Христе, объяснение необычайных событий этого дня. Впервые свидетельствуя перед народом о пасхальной тайне, апостол как бы отвечает самым сокровенным чаяниям людей Ветхого Завета, когда говорит: «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян 2, 36).

Сошествие Святого Духа приносит плоды: прежде Он воздействовал на апостолов, а теперь воздействует на слушателей апостольской проповеди. Слова Петра достигают сердец, пробуждают «осознание греховности» — побуждают к обращению.

2. «Что нам делать, мужи братия?» — сказали они Петру и прочим апостолам (ср.: Деян 2, 37), сокрушаясь сердцем. Вопрос «Что нам делать?» свидетельствует о внутренней готовности. С такой духовной настроенностью слушатели Петра, осознав необходимость решительно изменить образ жизни, обращаются к Петру и другим апостолам. Следовательно, слушатели осознают, что Петр говорит также и от имени других апостолов, что одновременно и «одиннадцать» (то есть все апостолы) являются свидетелями той же истины, того же самого служения. То, что их называют «братьями», — знаменательно; Петр также говорил в духе братства, называя всех в конце своей речи «братьями».

3. Ответ на вопрос собравшихся также дает Петр. Ответ этот очень прост и даже краток: «Покайтесь» (Деян 2, 38). С этого призыва начинал когда-то Иисус из Назарета Свое мессианское служение (ср.: Мк 1, 15). То же самое мы слышим в день Пятидесятницы из уст апостола, сказанное силою Духа Христова, сошедшего на Петра и на других апостолов.

Это решительный момент обращения под воздействием Святого Духа. Как сказано об этом в энциклике Dominum et Vtvificantem: «Становясь "светом совести", Святой Дух "пробуждает осознание греховности", то есть дает человеку возможность осознать его зло (зло, которое он причинил), и одновременно направляет его к добру (...). Следовательно, под влиянием Утешителя совершается это обращение человеческого сердца, являющееся необходимым условием прощения грехов» (п. 42).

4. «Покайтесь» в устах Петра означает: не отрекайтесь от Христа, а обратитесь к вере в Воскресшего из мертвых. Распятие означало отречение людей от Христа, приведшее к позорной смерти Спасителя на Голгофе. В этот момент апостол призывает распявших к вере в Воскресшего: «Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти» (Деян 2, 24). Пятидесятница — подтверждение Воскресения Христа.

Когда Петр призывает к покаянию, он в то же время призывает к вере в Христа-Искупителя. Воскресение — это откровение той Божественной силы, которая посредством распятия и смерти на кресте Христа совершила. искупление человека — освободила его от греха.

Если, по словам Петра, Святой Дух «пробуждает осознание греховности», то делает Он это «силою Искупления, совершенного кровью Сына Человеческого (...). В Послании к Евреям говорится, что "кровь Христа (...) очищает совесть" (ср.: 9, 14). Таким образом, она как бы открывает Духу Истины путь во внутренний мир человека, в святилище человеческой совести» (Dominum et Vtvificantem, 42).

До этих глубин человеческой души, до самой ее сердцевины простирается воздействие Святого Духа силою искупления Христова. Именно об этом говорит и об этом свидетельствует Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы.

5. Петр заканчивает свое слово призывом: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян 2, 38). Слова Петра — это эхо услышанного им и всеми апостолами от Христа в первый вечер после Воскресения. «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк 24, 45-47).

Петр верно следует установлениям Христа (ср.: Мк 16, 16; Мф 28, 19), настаивая не только на покаянии, но также и на крещении во имя Христа, «на отпущении грехов» (Деян 2, 38). В день Пятидесятницы апостолы были крещены Духом Святым (ср.: Деян 2, 4). Ныне, передавая веру в Христа-Искупителя, они призывают ко крещению — первому таинству этой веры. В этом таинстве отпускаются грехи. В крещении вера должна найти свое сакраментальное выражение. Тогда человек становится сопричастником дара Святого Духа.

Таков, можно сказать, обычный путь обращения и благодати. Кроме него есть и иные пути. «Дух дышит, где хочет» (Ин 3, 8), — следовательно, и без таинства Святой Дух может осуществлять спасительное воздействие, освящая и даруя благодать, если совершение таинства невозможно. В этом заключается тайна встречи благодати Божией с человеческой душой. Но к этой теме, если Бог даст, мы еще вернемся в катехизической беседе о святом крещении.

6. В энциклике Dominum et Vivificantem дан анализ победы Святого Духа над грехом, в свете совершенного Христом Искупителем. «Осознание людьми их греховности, подкрепленное апостольской проповедью родившейся Церкви, произошло под влиянием Духа Пятидесятницы, благодаря искупительной силе распятого и воскресшего Христа. Тем самым исполнились слова о Духе Святом, сказанные накануне Пасхи: "от Моего возьмет и возвестит вам". Таким образом, когда во время событий Пятидесятницы Петр говорит о грехе не веровавших в Иисуса из Назарета, отдавших Его на позорную смерть, то его слова одновременно являются и свидетельством победы над грехом. Эта победа была одержана в известной степени посредством именно греха — величайшего, какой может совершить человек: убийства Иисуса, Сына Божия, единосущного Отцу! Но подобно тому, как смерть Бога-Сына побеждает человеческую смерть: "Его mors tua, о mors" - "Смерть! где твое жало?" (Ос 13, 14 [Вульгата]; ср.: 1 Кор 15, 55), так и грех, заключающийся в распятии Бога-Сына, побеждает человеческий грех! Тот иерусалимский грех, совершенный в Страстную Пятницу, и вместе с тем — каждый человеческий грех. Ибо величайшему греху со стороны человека в сердце Искупителя противостоит жертва величайшей любви, превышающая зло всех человеческих грехов» (п. 31).

Итак, побеждает любовь!

7. Силою победоносной любви Христа под воздействием Святого Духа в момент таинства крещения рождается также Церковь, когда в день Пятидесятницы происходят первые обращения ко Христу.

Ибо написано: «охотно принявшие слово его [то есть истины, содержащиеся в словах Петра] крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян 2, 41). «Присоединились» к тем, которые уже ранее «были крещены Духом Святым», — к апостолам. Крещенные «водой и Духом Святым» становятся сообществом сынов Божиих (ср.: Рим 8, 15). «Усыновленные через Иисуса Христа» (ср.: Еф 1, 5), они соединяются узами нового братства. Под влиянием Святого Духа они становятся Церковью Христа.

8. Здесь следует вспомнить событие, связанное с Симоном Петром и происшедшее на Генисаретском озере. Как пишет евангелист Лука, Иисус «сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь, и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась (...) и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (...) И сказал Симону Иисус: не бойся, отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк 5, 4-8. 10-11).

В этом глубоко символическом событии предсказана будущая победа над грехом, которая будет одержана с помощью веры, покаяния и крещения, проповедуемых Петром во имя Христа. В день Пятидесятницы это предсказание благодаря Святому Духу стало действительностью. Рыбак Петр и его спутники с Генисаретского озера нашли в этой действительности пасхальное выражение силы Христа и в то же время выражение своего апостольского служения. Они постигли истинный смысл слов: «отныне будешь ловить человеков».                                                (15. 11. 1989)


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.