Универсальность и многообразие — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Универсальность и многообразие

2022-05-09 19
Универсальность и многообразие 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В Догматическом Постановлении II Ватиканского Собора Lumen gentium мы читаем: «По совершении дела, которое Отец дал Сыну сотворить на земле (ср.: Ин 17, 4), послан был Святой Дух в день Пятидесятницы, чтобы Он непрерывно освящал Церковь и чтобы таким образом верующие через Христа имели в одном Духе доступ к Отцу (ср.: Еф 2, 18). Он есть Дух Жизни или источник воды, текущей в жизнь вечную (ср.: Ин 4, 14; 7, 38-39), (...) Дух обитает в Церкви и в сердцах верующих, как в храме (ср.: 1 Кор 3, 16; 6, 19), и в них ходатайствует и свидетельствует об их усыновлении (ср.: Гал 4, 6; Рим 8, 15-16, 26)» (п. 4).

Зарождение Церкви в день Пятидесятницы сопровождается явлением Святого Духа. Поэтому и наши катехизические беседы о тайне Церкви в ее взаимосвязи со Святым Духом сосредоточены на событии Пятидесятницы.

2. Анализ этого события в предыдущей катехизической беседе стал основой для утверждения, что Церковь, благодаря Святому Духу, рождается как «посланническая». И с тех пор она сохраняет свою посланническую миссию во все времена и во всех уголках земли.

Посланническая миссия Церкви тесно связана с ее универсальностью, то есть с ее вселенским характером. Однако универсальное единство Церкви проявляется и выражается во множественности и многообразии, то есть в дифференцированности, не противоречащей единству, но придающей ему характер «общения» (лат. communio). В Постановлении Lumen gentium прямо говорится о единстве в Святом Духе, присущем Церкви со дня ее зарождения в Иерусалиме (ср.: п. 13).

3. Анализ текста из Деяний Апостолов, повествующего о дне Пятидесятницы, позволяет утверждать, что Церковь с самого начала возникла как вселенская, а не как локальная, иерусалимская, к которой затем присоединялись другие поместные Церкви, возникавшие где-то еще. Хотя Церковь и родилась в Иерусалиме как небольшое первичное сообщество апостолов и первых учеников, но обстоятельства ее возникновения сразу указывали на будущую универсальность. Одним из таких обстоятельств было то, что апостолы стали говорить на разных языках, как «Дух давал им провещавать» (ср.: Деян 2, 4), так что люди различных наречий слышали их «говорящих о великих делах Божиих» (ср.: Деян 2, 11) на понятных им наречиях, хотя говорившие были галилеянами (ср.: Деян 2, 7). На это мы уже обратили внимание в предыдущей беседе.

4. Галилейское происхождение апостолов в данном случае также имеет свое значение. Галилея была областью проживания различных народностей (ср.: 1 Макк 5, 14-23), иудеи там соприкасались с иноплеменниками. Более того, ее называли «Галилеей язычников» (ср.: Ис 9, 1; цит.: Мф 4, 15; 1 Макк 5, 15) и считали, что с религиозной точки зрения Галилея хуже Иудеи, населенной коренными евреями.

Следовательно, хотя Церковь родилась в Иерусалиме, но о Христовой вере благовествовали не его жители, а группа галилеян, и обращались они не только к жителям Иерусалима, но к иудеям и к прозелитам из всех народностей.

В результате свидетельствования апостолов вскоре после Пятидесятницы начнут возникать в разных местах общины (то есть поместные Церкви), разумеется, также и в Иерусалиме. Однако Церковь, начало которой было положено сошествием Святого Духа, была не только иерусалимской. Уже в момент своего зарождения, благодаря единству свидетельства локальных, поместных Церквей, она была вселенской, обращенной ко всему миру.

5. О вселенскости Церкви свидетельствует так называемый Иерусалимский Собор (ср.: Деян 15, 13-14), о котором мы читаем: «После же того, как они [то есть Павел и Варнава] умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое» (Деян 15, 13-14). Обратим внимание, что на этом Соборе Павел и Варнава выступают свидетелями распространения Евангелия среди язычников, а Иаков представляет иудео-христианскую позицию, типичную для Иерусалимской Церкви (ср.: Гал 2, 12), во главе которой он встанет после отъезда Петра (ср.: Деян 15, 13; 21, 18); Симон же, или Петр, выступает глашатаем универсальности Церкви, принимающей в свои члены как представителей избранного народа, так и язычников.

6. Святой Дух изначально хочет, чтобы Церковь носила универсальный, или вселенский, характер, чтобы ее составляли поместные, локальные общины (или Церкви). Подтверждение этому мы находим и в знаменательных словах Христа, сказанных Им в Сихеме во время беседы у колодца. Иисус говорит Самарянке: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей [Гаризим в Самарии], и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. (...) Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в Духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин 4, 21. 23).

Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы дает начало «поклонению Отцу в Духе и истине», которое Должно быть всеобщим, независимым от какого-то одного только места, поскольку призвание человека состоит в том, чтобы принять и почитать единого Бога, чистого Духа. Тем самым это поклонение принимает вселенский характер.

7. Таким образом, под влиянием Святого Духа рождается христианский универсализм, с самого начала предуказанный множественностью и разноликостью людей, участвовавших в событии Пятидесятницы, а также множественностью языков и культур, народов и народностей, которых представляли эти отдельные люди в Иерусалиме; наконец, совокупностью всех социальных групп и слоев общества, представители которых будут составлять в последующие столетия ряды исповедующих Христа. Ни для кого — ни в прошлом, ни в будущем — универсализм не означал и не будет означать униформизма. Принцип вселенского единства при многообразии выражается также в самом внутреннем единстве Церкви посредством множественности и многообразия «даров», или харизм, а также служений и деланий.

В день Пятидесятницы Мария — Мать Христа также получила дар и посланническое служение нового материнства по отношению не только к апостолу Иоанну, но и ко всем христианам (ср.: Redemptoris Mater, 20; СН 59). Все собравшиеся в этот день в Сионской Горнице, как мужчины, так и женщины, «исполнились Духа Святаго» (ср.: Деян 2, 4), и вслед за этим основным таинством последовали также различные дары, как об этом написано в Посланиях апостола Павла: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу» (1 Кор 12, 4-7). «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (1 Кор 12, 28). Таким образом, Святой Дух через множественность харизм и служений с самого начала объединял и одухотворял Церковь Иисуса Христа, управлял ею.

8. Св. апостол Павел утверждал, что в результате такого одаривания людей Святым Духом достигается многообразие харизм и служений ради единства всего Тела. В Послании к Ефесянам мы читаем: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (4, 11-13).

Ссылаясь на высказывания апостолов и на христианское Предание, Догматическое Постановление Lumen gentium следующим образом обобщает Откровение о воздействии Святого Духа на Церковь: Святой Дух, «вводящий Церковь во всю истину (ср.: Ин 16, 13) и объединяющий ее в общении (in communione) и служении, наделяет и направляет многообразными иерархическими и харизматическими дарами, и украшает ее Своими плодами (ср.: Еф 4, 11-12; 1 Кор 12, 4; Гал 5, 22). Силою Евангелия Он сообщает Церкви юность, непрестанно обновляет ее и ведет к совершенному сочетанию с ее Женихом. Ибо Дух и Невеста говорят Господу Иисусу: "Прииди!" (ср.: Откр 22, 17)» (СН 4).

(27. 09. 1989)

ЧАСТЬ III


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.