Пятидесятница - начало посланнического служения Церкви — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Пятидесятница - начало посланнического служения Церкви

2022-05-09 28
Пятидесятница - начало посланнического служения Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви Ad gentes указывает на тесную связь между событием Пятидесятницы и началом деятельности Церкви в мировой истории: «В день Пятидесятницы Святой Дух сошел на учеников (...) В день Пятидесятницы начались "апостольские деяния"» (МДЦ 4). Уже в момент своего рождения, в день Пятидесятницы, Церковь проявила свое «посланничество». Таким началом Церковь обязана Святому Духу, и такой она остается всегда: пребывает «in statu missionis» (в посланническом служении). «Посланническая миссия» является самой главной сутью, основополагающей особенностью Церкви Христовой, посланническое служение которой, благодаря Святому Духу, началось уже в момент ее зарождения.

2. Анализ текста из Деяний Апостолов, в котором описано событие Пятидесятницы (2, 1-13), подтверждает слова соборного Декрета, относящиеся к общему наследию Церкви.

Мы знаем, что когда апостолы и ученики, вместе с Марией, пребывали в Сионской Горнице, «сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра (...) и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили, по одному на каждом из них» (Деян 2, 2-3). Огонь в древнееврейской традиции был важным символом. В виде огня Бог являлся Своему народу: учил его, вел и спасал. В душе народа Израиля сохранялись живые воспоминания о чудесном событии на Синае, помогая ему понять символическое значение новых знамений, о чем свидетельствует также Иерусалимский Талмуд (ср.: Hag 2, 77b, 32; ср. также: Midrash Rabbah 5, 9 на тему Исх 4, 27). Знание древнееврейской традиции позволило апостолам понять, что «огненные языки» означают призыв Самого Христа к началу посланнического служения — благовествованию, свидетельствованию и пророчеству — и что «огонь» надо отнести не только к Закону Божию, подтвержденному и дополненному Иисусом Христом, но и к Нему Самому, к Его Личности и жизни, смерти и Воскресению из мертвых, ибо Он — это новая Тора миру. Благодаря Святому Духу «огненные языки» стали речью в устах апостолов: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян 2, 4).

3. Аналогичную ситуацию мы находим в ветхозаветной истории, там также пророчествам не раз предшествовало дарование Святого Духа (ср.: Мих 3, 8; Ис 61, 1; Зах 7, 12; Неем 9, 30). К Исайи «прилетел (...) один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника», этим углем он коснулся уст пророка, чтобы очистить его от всякого греха, прежде чем Господь поручит ему пророчествовать Своему народу (ср.: Ис 6, 6-9 и след.). Апостолы знали эту традиционную символику, и поэтому им легко было понять смысл пережитого ими в день Пятидесятницы. Об этом говорит св. апостол Петр в своей первой проповеди, связывая дар умения «говорить на иных языках» с пророчеством Иоиля об излиянии Духа Божия, Который должен был учеников сделать способными к пророчеству (ср.: Деян 2, 17 и след.; ср.: Иоил 3, 1-5).

4. В момент, когда сошли на них огненные языки (ср.: Деян 2, 3), каждый апостол получил многообразные дары Святого Духа, подобно людям из той евангельской притчи, в которой сказано, что каждый слуга получил для приумножения несколько талантов (ср.: Мф 25, 14 и след.). Эти «языки» были знамением полного осознания апостолами того, что они призваны и избраны к посланническому служению. И действительно, как только они «исполнились Духа Святаго (...) начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» (Деян 2, 4). Эту силу они получили от Святого Духа, что обязывало их действовать под влиянием внутреннего импульса, идущего от Бога.

5. Все это произошло в Сионской Горнице, но уже вскоре дар пророчества и глоссолалия, или дар языков, проявились и во внешнем мире. Произошли два необычных явления, о которых мы читаем в Деяниях Апостолов. Первое — явление глоссолалии, когда апостолы заговорили на различных языках, прославляя великие дела Божии (ср.: Деян 2, 11). Заинтересовавшись молвой о шуме, «набожные Иудеи» собрались толпой и были удивлены. Они пришли в Иерусалим на праздник, «от всякого народа под небесами» (Деян 2, 5). Они были по происхождению иудеями, но говорили на языках народов, с которыми объединились в одно целое в правовом и административном отношении. «Собрался народ и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием (...) Сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый свое собственное наречие?» (Деян 2, 6-8). Далее Лука как бы чертит карту средиземноморских стран, откуда прибыли «набожные Иудеи», словно желая противопоставить это сообщество обращенных в Христову веру людей многоязычной и разноплеменной Вавилонской башне из Книги Бытие (ср.: 11, 1-9). Он не забывает упомянуть и «пришедших из Рима». «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Ассии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, Критяне и Аравитяне» (Деян 2, 9-11). Лука, как бы заново переживая это иерусалимское событие, излагаемое в первом христианском предании, вкладывает в уста всех этих людей слова: «Слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян 2, 11).

6. Событие Пятидесятницы, безусловно, таинственно и знаменательно. В нем можно увидеть знамение вселенского характера христианства, знамение «посланнической миссии» Церкви. Автор описывает нам это событие, полностью сознавая, что это послание обращено к людям «от всякого народа» и что каждый с помощью Святого Духа может услышать его на своем языке: «мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» (Деян 2, 8). Сегодня мы назвали бы это обработкой сообщения в соответствии с требованиями языка и культуры каждого конкретного человека. Таким образом, можно сказать, что здесь мы имеем дело с первоначальной формой «окультуривания», которое совершается силой Святого Духа.

7. Необычайно и то мужество, с каким апостол Петр и остальные одиннадцать встали и обратились к собравшимся, чтобы разъяснить им мессианское и духовное значение всего того, что произошло на глазах изумленной толпы (ср.: Деян 2, 14). Но к этой теме мы вернемся в свое время. Здесь же возникает еще одна мысль — по принципу контраста — о том, что существует некоторая аналогия между событиями Пятидесятницы и тем, что в Книге Бытия повествуется о строительстве Вавилонской башни (ср.: Быт 11, 1-9). Там мы оказываемся свидетелями «смешения» языков, а в результате этого — и рассеяния самих людей, говорящих на разных языках, не понимающих друг друга. В день Пятидесятницы, благодаря действию Духа — Духа Истины (ср.: Ин 15, 26), множество языков уже не является препятствием Для возвещения имени Божия и прославления Его. Возникает единение людей независимо от языковых и культурных различий, и совершается это в мире с помощью Святого Духа.

8. Так исполняются слова, сказанные Христом апостолам, когда Он уходил к Отцу: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1, 8).

«Святой Дух, — сказано в упомянутом Декрете II Ватиканского Собора, — во все времена объединяет всю Церковь в общении и служении, наделяет многообразными иерархическими и харизматическими дарами, оживотворяя — как душа их — церковные учреждения и вселяя в сердца верующих миссионерский дух, которым Сам Христос был движим» (МДЦ 4; ср.: СН 4). Начиная с Христа, через апостолов и Церковь, процесс вселенского единения в истине и любви, с помощью Святого Духа, может и должен распространяться по всему миру.

(20. 09. 1989)


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.