Пятидесятница - дарование Божественного усыновления — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Пятидесятница - дарование Божественного усыновления

2022-05-09 20
Пятидесятница - дарование Божественного усыновления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Размышляя о теофании Иерусалимской Пятидесятницы, мы начинаем с анализа внешних ее элементов, отмеченных в тексте Деяний Апостолов: «несущийся сильный ветер»; «огненные языки» над собравшимися в Горнице; наконец, умение «говорить на иных языках», ставшее свойством психики и речи апостолов. На фоне всех этих внешних проявлений совершается самая существенная внутренняя перемена апостолов, о чем шла речь в предыдущей катехизической беседе. В этой перемене проявляется присутствие и воздействие Духа-Параклета, послать Которого Христос дал обетование, уходя к Отцу.

Пришествие Святого Духа тесно связано с пасхальной тайной, воплощение которой стало возможным благодаря искупительной крестной жертве, а затем Воскресению из мертвых Христа, давшего начало «новой жизни». В день Пятидесятницы апостолы, исполненные Святого Духа, становятся полноправными участниками этой новой жизни, и тем самым в них созревает сила, необходимая для свидетельствования о Воскресении Господа.

2. Таким образом, Святой Дух в день Пятидесятницы открывает Себя как Податель жизни; именно это мы исповедуем в Символе Веры, говоря: Credo (...) in Spiritum Dominion et Vivificantem («Верую (...) в Духа Господа Животворящего»). Так завершается домостроительство спасения, в котором Бог «дарует Себя» человеку, сотворенному по Его образу и подобию. Это спасительное Самодарование Бога, первоначально связанное с тайной сотворения человека и восхождения его к надприродному достоинству, после грехопадения продолжает оставаться в человеческой истории в силу спасительного обетования, которое осуществляется в тайне Искупления, совершенного Христом — Сыном Божиим ценою Его жертвы. Пятидесятница, основанная на Пасхальной тайне Христовой, — это как бы подтверждение Божественного «Самодарования». Иерусалимская теофания означает «новое начало» Самодарования Бога в Святом Духе. Апостолы и все присутствующие в Сионской Горнице вместе с Матерью Христа — Марией в день Пятидесятницы первыми познали это новое «излияние» жизни Божией, открывшейся в них и через них — то есть в Церкви и через Церковь — для каждого человека. Оно носит всеобщий характер, как и само Искупление.

3. Начало «новой жизни» связано с дарованием Божественного усыновления, которое Христос испросил для всех Своим Искуплением и которое благодаря Святому Духу даруется каждому человеку, ибо Святой Дух силою благодати обновляет человека, как бы «творит» его заново по образу и подобию Единородного Сына Отца. Таким образом, Воплощенное Слово обновляет и утверждает «Самодарование» Бога человеку, давая ему силой Своего спасительного деяния дар сопричастности, о котором говорится во Втором Послании апостола Петра (ср.: 1, 4). Св. апостол Павел в Послании к Римлянам также говорит об Иисусе Христе как о «Сыне, Который (...) открылся Сыном Божиим в силе, по духу святости, через воскресение из мертвых» (ср.: 1, 4).

Плоды Воскресения, в которых явлена вся полнота силы Христа, Сына Божия, доступны, таким образом, всем тем, кто откроет свою душу для благодатного воздействия Его Святого Духа, принимая новый дар Божественного усыновления. Ибо сказал св. апостол Иоанн в начале своего Евангелия о Слове, ставшем плотью: «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1, 12).

Оба апостола — Иоанн и Павел — говорят о Божественном усыновлении как о даровании человеку новой жизни, испрошенной Христом и полученной благодаря Святому Духу.

Это дарование исходит от Отца. Мы читаем в Первом Послании св. апостола Иоанна: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Ин 3, 1). В Послании св. апостола Павла к Римлянам говорится о той же истине в свете извечного замысла Божия: «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями» (Рим 8, 29). Это — Божественное усыновление, как свидетельствует апостол Павел в Послании к Ефесянам: Бог предопределил «усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф 1, 5).

4. Св. апостол Павел обращается к этой теме также в Послании к Галатам, говоря, что извечный Божий замысел, пребывающий в Божественной глубине Св. Троицы, «когда пришла полнота времени», осуществляется в момент пришествия Сына: в момент Воплощения, означающего Божественное усыновление всех людей: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены (...) дабы нам получить усыновление» (Гал 4, 4-5). Согласно апостолу, посланническое служение (missio) Сына соединяется в тринитарном домостроительстве спасения с ниспосланием Духа Святого: «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал 4, 6).

Здесь мы уже затрагиваем как бы «конец» тайны, выражением которого стала Пятидесятница: Святой Дух нисходит «в сердца» как Дух Сына. Именно потому, что Он есть Дух Сына, мы, люди, можем вместе с Христом взывать к Богу: «Авва, Отче!».

5. Этот призыв выражает не только то, что мы можем «называться» детьми Божиими, но и то, что нам дано право «быть детьми Божиими», как подчеркивает апостол Иоанн в своем Первом Послании (ср.: 1 Ин 3, 1). Мы действительно сопричастны — в силу дара — достоинству сыновства Сына Божия — Иисуса Христа. В этом надприродная суть нашего единения со Христом, которую может постичь только познавший Отца (ср.: 1 Ин 2, 14).

Такое познание возможно только силою Святого Духа, силою Его свидетельствования: это внутреннее свидетельствование, даруемое Святым Духом человеческому духу. В нем Святой Дух пребывает как начало истины и жизни. Мы читаем в Послании св. апостола Павла: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим 8, 16-17). «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!"» (Рим 8, 15).

6. Совершая это, Святой Дух «воссоздает» в человеке образ Сына, утверждая тем самым братские узы между Христом и нами, благодаря которым мы можем взывать вместе с Ним: «Авва, Отче!» Ибо, как пишет св. апостол Павел, «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим 8, 14). Святой Дух «вдыхает» в сердца верующих Духа Сына, совершая Божественное усыновление человека по образу и подобию Христа, в единении со Христом. Святой Дух формирует изнутри человеческий дух по Божественному примеру Христа: таким образом, благодаря Святому Духу, Христос, известный нам по Евангелию, становится «жизнью души», а сам человек — в своем мышлении, любви, в своих духовных ценностях, поступках, даже в своих ощущениях — уподобляется Христу.

7. Все это совершается в силу Святого Духа. Все это находит свое «новое начало» в Иерусалимской Пятидесятнице, в кульминационном моменте Пасхальной Тайны. С того времени Христос «с нами» и действует в нас через Святого Духа. В то же время в этом воздействии постоянно проявляется и воплощается извечный замысел Отца. Ибо Отец «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа» (ср.: Еф 1, 5). Так будем же неустанно повторять эту возвышенную истину нашей веры и размышлять над нею.

(26. 07. 1989)


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.