Parakletos - Заступник и Защитник апостолов — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Parakletos - Заступник и Защитник апостолов

2022-05-09 19
Parakletos - Заступник и Защитник апостолов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В предыдущей катехизической беседе о Святом Духе мы вначале обратились к изложенной Иоанном Богословом прощальной проповеди Иисуса Христа — в какой-то мере главному библейскому источнику науки о Святом Духе (пневматологии). Христос дает обетование о пришествии Святого Духа — Духа Истины, Который «от Отца исходит» (Ин 15, 26) и Которого Отец «пошлет» апостолам и Церкви «во имя» Христа, то есть ради Искупления, осуществленного в Крестной Жертве согласно предвечному замыслу спасения. Силою этой жертвы Сын также «посылает» Духа, предвещая Его пришествие ценою собственного ухода (ср.: Ин 16, 7). Таким образом, существует связь, указанная Самим Христом, между Его смертью-воскресением-вознесением и сошествием Святого Духа, между Пасхой и Пятидесятницей. Более того, согласно Евангелию от св. Иоанна, дарование Святого Духа происходит уже в день Воскресения из мертвых, вечером (ср.: Ин 20, 22-23). Можно сказать, что рана в боку распятого Христа открывает путь Святому Духу, ставшему знамением и венцом прославления Христа через страдания и смерть.

Христос называет Святого Духа «Параклетом», как об этом свидетельствуют слова из прощальной проповеди во время Тайной Вечери: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14, 16); об этом же говорят и другие тексты: «Утешитель же, Дух Святый» (Ин 14, 26; ср.: 15, 26; 16, 7). Хотя в переводе говорится об «Утешителе», однако, чтобы установить полное значение всего того, что сказано Христом о Духе Святом, следует использовать греческое слово Parakletos.

2. Parakletos дословно означает: «тот, кого призываю» (parakalein — призывать на помощь), а следовательно — защитник, а также заступник и «посредник», исполняющий миссию заступничества (intercessor}. Нас прежде всего интересует значение «Заступник-Защитник», хотя мы помним, что некоторые Отцы Церкви переводили Parakletos как «Утешитель», что связано прежде всего с воздействием Духа Святого на Церковь. Пока рассмотрим значение: Святой Дух — Parakletos — Заступник-Защитник. В этом определении выражается также тесная взаимосвязь между деяниями Христа и Святого Духа, что следует из дальнейшего анализа текста св. апостола Иоанна.

3. Когда Христос во время Тайной Вечери, накануне Крестных Страданий, дает обетование о пришествии Святого Духа, Он говорит: Отец даст вам другого Параклета. Эти слова означают, что Христос Сам первый Параклет, и что деяния Святого Духа будут подобны деяниям Христа, что они будут их продолжением.

Итак, Христос был «защитником» и остается им. Об этом говорит св. апостол Иоанн в своем Первом Послании: «Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая [Parakletos] пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника» (1 Ин 2, 1).

Ходатай (защитник) — это тот, кто стоит на стороне виновных в совершении грехов, защищает их от заслуженной кары, оберегает от угрозы утратить жизнь и вечное спасение. Все эти действия совершил Христос. Святой Дух назван Parakletos в том значении, что Он продолжает Христово Искупление, освобождающее от греха и от вечной смерти.

4. Parakletos — это «другой Ходатай-Защитник», ибо оставаясь с учениками Христа, Он окружает их Своей всемогущей опекой. «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя [Параклета], да пребудет с вами вовек» (Ин 14, 16), «ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14, 17). Христос, уходя к Отцу, дал апостолам еще второе, связанное с первым, обетование: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28, 20). Христос — это Слово, ставшее плотью и обитавшее среди нас (ср.: Ин 1, 14). Если, уходя к Отцу, Христос говорит: «Я с вами... до скончания века» (Мф 28, 20), то присутствие Слова-Сына, которое во время Его земного посланнического служения было «физическим» и видимым в принятой Им человеческой природе, апостолы и Церковь должны постоянно ощущать благодаря Святому Духу. После вознесения Христа к Отцу это присутствие будет полностью окутано тайной. Святой Дух, Который, как сказал Иисус, пребывает внутри душ и в Церкви («Он с вами пребывает и в вас будет» — Ин 14, 17), будет постоянно являть невидимого Христа вплоть «до скончания века». Благодаря трансцендентальному единству Сына и Святого Духа человеческая природа Христа, принятая Словом, будет проявляться и действовать повсюду, где силою Отца осуществляется тринитарный замысел спасения.

5. Святой Дух — Parakletos будет Ходатаем-Защитником апостолов, а также всех, кто в течение многих веков унаследует от них в Церкви свидетельство и апостольство, особенно в трудные и ответственные моменты, подчас требующие героизма. Христос возвещал и предсказывал: «будут отдавать вас в судилища, (...) и поведут вас к правителям и царям за Меня (...) Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, (...) ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф 10, 17-20; ср. также у Мк 13, 11; у Лк 12, 12: «Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить»).

В этом очень конкретном значении Святой Дух — это Параклет-Заступник. Он вступается за апостолов, когда они должны исповедовать истину, обосновать эту истину и защитить ее. Тогда Он Сам становится Их вдохновителем: Сам говорит в их речах и вместе с ними и через них свидетельствует о Христе и Его Евангелии. Перед обвинителями Он становится как бы невидимым «адвокатом» обвиняемых, их ходатаем, защитником и утешителем.

6. Таким образом — особенно во времена преследований апостолов и первых христиан, а также во все века — будут сбываться слова, сказанные Христом на Тайной Вечере: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, (...) Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин 15, 26-27).

Деяния Святого Духа — это «свидетельствование». Они носят внутренний, имманентный характер: Дух действует в сердцах учеников, дающих внешнее свидетельство о Христе. Посредством этого имманентного присутствия и действия проявляется и распространяется в мире «трансцендентная» сила истины Христа, являющегося Словом-Истиной и Премудростью. От Него апостолы получают при посредничестве Духа обещанную силу свидетельствования: «дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» (Лк 21, 15). Особым образом это подтвердилось уже на первом мученике Стефане. Автор Деяний Апостолов пишет о нем, что он был исполнен Святого Духа (ср.: Деян 6, 5), а также, что они «не могли противостоять мудрости и Духу, Которым [вдохновленный] он говорил» (Деян 6, 10). Также и в последующие века враги христианской веры были не менее жестоки к проповедникам Евангелия, не останавливаясь перед кровопролитием в стремлении заставить их замолчать. Но они не сумели заглушить возглашаемую ими Истину, и она благодаря силе Святого Духа все дальше распространялась в мире.

7. Святой Дух — Дух Истины — Parakletos — это Тот, Кто, по словам Христа, «обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Ин 16, 8). Знаменательно, как сам Христос разъясняет эти слова — грех, правда и суд. Грех прежде всего означает неверие, с которым Христос столкнулся среди своих, среди своего народа, неверие вплоть до вынесения Ему приговора — смертной казни на кресте. Говоря о правде, Иисус, как нам кажется, имеет в виду ту последнюю правду, которую воздаст Ему Отец («иду к Отцу Моему» — Ин 16, 10) в воскресении из мертвых и вознесении на небо. В этом контексте «суд» означает, что Дух Истины признает виной «мира» отрицание Христа, а в более общем смысле — отречение от Бога. Но поскольку Христос пришел в мир не для того, чтобы судить и осуждать, но ради спасения мира, то и «обличение о грехе» со стороны Духа Истины своею целью имеет спасение мира, спасение людей.

Суд прежде всего относится к «князю мира сего», то есть к сатане, ибо он с самого начала использует творение против Завета и единения человека с Богом: против спасения. И он «уже осужден от начала», как мы читаем об этом в энциклике Dominutn et Vivificantem (п. 27).

8. Если Святой Дух — Parakletos именно об этом «суде» должен обличить мир, то только для того, чтобы продолжить в мире Христово дело всеобщего спасения (ср.: Domlnum et Vivificantem, 27).

В заключение можно сказать, что свидетельствуя о Христе, Parakletos — Дух Истины выступает неустанным (хотя и невидимым) ходатаем и защитником дела спасения, а также защитником всех участвующих в этом деле. В Нем же — залог окончательной победы над грехом, над миром, в котором господствует грех, залог освобождения этого мира из-под власти греха и наставления его на путь спасения.

(24. 05. 1989)

4.ПРИУГОТОВЛЕНИЕ К ПРИШЕСТВИЮ СВЯТОГО ДУХА
В СВЕТЕ ПРОРОЧЕСТВ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

1. «Я пошлю обетование Отца Моего на вас...» (Лк 24, 49). После обетовании, полученных апостолами накануне Крестных Страданий Христа, приближается время их исполнения. В предыдущих катехизических беседах мы опирались прежде всего на прощальную проповедь, записанную в Евангелии от св. Иоанна, анализируя то, что Христос сказал о Параклете, а также о Его пришествии. Это основополагающий текст, ибо в нем содержится предсказание и обетование, в котором Иисус, накануне смерти, связывает сошествие Святого Духа со Своим «уходом»; более того, Он подчеркивает, что ниспослание совершится «ценой» Его ухода. Поэтому Христос и говорил: «лучше для вас, чтобы Я пошел» (Ин 16, 7).

Окончание Евангелия от св. Луки также содержит важное утверждение Христа по этому вопросу, высказанное Им после Воскресения из мертвых: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк 24, 49). То же самое евангелист повторяет в самом начале Деяний Апостолов: «И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца» (Деян 1, 4).

2. Говоря «ждите обещанного от Отца», Христос указывает на пришествие Святого Духа, предсказанное уже в Ветхом Завете. Поскольку мы читаем у пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил 2, 28-29). Именно эти слова пророка Иоиля отзовутся в первой проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы, к чему мы еще вернемся позднее.

Говоря «ждите обещанного от Отца», Христос также ссылается на предсказания пророков, полные значения, несмотря на их общий характер. Собственные предсказания Христа были более конкретны и непосредственны. Если теперь, уже после Воскресения, Христос ссылается на Ветхий Завет, то тем самым Он подчеркивает непрерывность истины о Святом Духе во всем Откровении. Это означает, что Христос осуществляет обетования, данные Богом еще в Ветхом Завете.

3. Эти обетования особое выражение получили у Иезекииля (36, 22-28). Бог возвещает через пророка откровение о Своей святости, которая была осквернена грехами избранного народа, особенно идолопоклонством. Он возвещает также, что снова соберет Израиль, очищая его от всякой скверны. И затем Он говорит: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (...) и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез 36, 26-28).

Пророчество Иезекииля, в котором содержится обетование дара Духа, уточняет суть известного текста Иеремии, говорившего о Новом Союзе-Завете: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет (...) вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер 31, 31.33). Пророк подчеркивает, что этот «Новый Завет» будет отличаться от предыдущего, связанного с освобождением Израиля из египетского рабства.

4. Христос перед Своим уходом к Отцу ссылается на предсказания пророков. Его слова более близки к тому, что должно совершиться в день Пятидесятницы — «излию от Духа Моего». Но смысл высказываний Иезекииля а перед этим Иеремии, должен быть включен в общую канву ветхозаветных пророчеств, тем более, что слова эти говорят о «Новом Завете». «Дух новый», по словам пророков, направлен на «сердце», на внутреннюю духовную сущность человека. Цель устремлений этого духа — «вложить» Закон Божий внутрь человека («во внутренность их»), а следовательно, установить глубокую взаимосвязь духовной и нравственной природы человека. В этом будет заключаться суть Нового Закона, привитого к сердцам (indita) — как говорит св. Фома (ср.: Summa Theologiae, I-II, q. 106, a. 1), относя это к текстам пророка Иеремии и св. апостола Павла, вслед за св. Августином (ср.: De Spiritu et littera, cc. 17, 21, 24: PL 44, 218, 224, 225).

Согласно пророчеству Иезекииля, речь идет не только о Законе Божием внутри человеческой природы. Речь идет о даре Самого Духа Святого. Иисус возвещает скорое исполнение этого удивительного пророчества: Дух Святой — податель Нового Закона и Новый Закон, каковым Он Сам и выступает, — будет явлен и начнет действовать в сердцах: «вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14, 17). Ведь Христос уже в первый вечер после Воскресения из мертвых пришел к апостолам, собравшимся в горнице, и сказал им: «примите Духа Святого» (Ин 20, 22).

5. Таким образом, «излить Дух» Божий — означает не только «вложить», «записать» Закон Божий в глубины духовной сущности человека. «Излить Духа» силою искупительной Пасхи Христа означает дарование Божественного Лица: Святой Дух Сам «передается» апостолам (ср.: Ин 14, 16), чтобы в них «пребывать» (ср.: Ин 14, 17). Через это Дарование Бог явлен человеку в тайне Своей Божественности, дабы человек, будучи сопричастен Божественной сущности, жизни Пресвятой Троицы, приносил духовные плоды. Итак, это дарование, как разъясняет св. Фома, представляет собой основу всех надприродных дарований (ср.: Summa Theol., I, q. 38, a. 2). В нем источник освящающей благодати, то есть той, которая «освящает», даруя сопричастность «Божескому естеству» (ср.: 2 Петр 1, 4). Очевидно, что такое освящение влечет за собою нравственное обновление человеческого духа. Следовательно, то, что подчеркивали пророки — «вложить» Закон Божий в человеческое «сердце», подтверждено и заключено также в новом «излиянии Духа». В устах Иисуса и в текстах евангелистов «обетование» достигает всей полноты своего значения: Дарование Самого Лица Параклета.

6. «Излияние» Духа — дарование Святого Духа — направлено также на укрепление посланнического служения апостолов в зарождающейся Церкви, а затем и в дальнейшем исполнении ею апостольской миссии. При расставании с апостолами Христос говорит: «вы... облечетесь силою свыше» (Лк 24, 49). «Сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян 1, 8).

Будете свидетелями — эти слова апостолы услышали уже во время прощальной проповеди Христа (ср.: Ин 15, 27). «Это их человеческое, непосредственное, и «историческое» свидетельство о Христе соединяется со свидетельством Самого Святого Духа: «Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15, 26). В свидетельстве Духа Истины человеческое свидетельство апостолов обретает самую сильную поддержку. А затем в нем оно найдет внутреннее обоснование, дабы продолжать свидетельствование среди последующих поколений» (Dominum et Vivificantem, 5).

Беседуя с апостолами перед Своим Вознесением, Христос еще раз убеждает их, что речь здесь идет о дальнейшем созидании Царствия Божия (ср.: Деян 1, 3) в его всеобщем и эсхатологическом значении, а не о преходящем, всего лишь земном «царстве Израиля» (Деян 1, 6).

7. Христос повелевает апостолам остаться в Иерусалиме: именно там они «примут силу свыше». Там сойдет на них Дух Святой.

Таким образом еще раз подчеркивается связь и преемственность Ветхого и Нового Завета. Иерусалим как конечная цель Народа Божия в Ветхом Завете теперь должен стать отправным пунктом для народа Нового Завета — для Церкви.

Иерусалим был избран Самим Христом как место совершения Его искупительной миссии (ср.: Лк 9, 51): место смерти и воскресения Христа («разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» — Ин 2, 19), как место Искупления. Вместе с Иерусалимской Пасхой «время Христа» переходит во «время Церкви»: и решающий момент — день Пятидесятницы. «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк 24, 46-47). Это «начало» наступит под воздействием Духа Святого, Который в начальный период Церкви как Дух-Творец (Veni,CreatorSpiritus) продолжит тот акт творения, когда «Дух Божий носился над водою» (Быт 1, 2).

(31. 05. 1989)


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.