На осенний семестр 2016-2016 учебного года — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

На осенний семестр 2016-2016 учебного года

2021-10-05 26
На осенний семестр 2016-2016 учебного года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На осенний семестр 2016-2016 учебного года

(по данным на 1 сентября)

 Семестр: с 1 сентября 2015г. по 11 января 2016г.

Экзаменационная сессия: с 12 января по29 января 2016г.

Занятия, выпадающие на праздничные дни, переносятся на субботы.

Экзамен: Психиатрия, мед. психология — 180 часов /5 зач. ед.

Каникулы: с 1 по 10 января 2016г.; с 31 января по 06 февраля 2016г.

Лекционные субботы

Дата 9.00-10.40 10.50-12.30 12.40-14.20 Ауд. 14.11   Психиатрия, мед. психол. Психиатрия, мед. психол 2507

ЛЕКЦИИ: 14.30-16.10 ауд. № 1417 (всего лекций – 26 час.)

 

ВТОРНИК ПСИХИАТРИЯ (с наркологией) 1,15,29 сентября; 6,27 октября; 3 ноября; 8,29 декабря Аудитория 2408 8 лекций
ПЯТНИЦА ПСИХИАТРИЯ (с наркологией 2,9 октября Аудитория 2408 2 лекции
ПЯТНИЦА МЕД. ПСИХОЛОГИЯ 4,18,25 сентября; Аудитория 2408 3 лекции

 

Практические занятия: 9.00-13.25 (5-часовые)

Первый и последний дни цикла всегда проводятся в Областном психоневрологическом диспансере - ПНД (Ломоносова 271). Последний день цикла — компьютерный тестовый контроль по всем разделам цикла.

Занятия в психиатрической больнице (пос. Талаги Приморского района, автобус №134 от Морского вокзала, узнать дни расписания в первый день занятий в ПНД или по телефону филиала кафедры 24-01-55, 24-18-79; телефон кафедры в главном корпусе СГМУ, 3 этаж старого корпуса – лаборантская 28-57-66; зав. кафедрой 20-92-84).

1 группа 2 группа 3 группа 4 группа 5 группа 6 группа 7 группа 8 группа
2-20/10 2-20/10 15/12-31/01 15/12-31/01 20/11-8/12 20/11-8/12 19/10-4/11 19/10-4/11
9 группа 10 группа 11 группа 12 группа 13 группа 14 группа 15 группа  
1-17/09 1-17/09 17/09-5/10 17/09-5/10 17/11-3/12 17/09-5/10 23/10-10/11  

т. уч. отдела 28-57-86

Тематический план практических занятий

Учебная дисциплина – Психиатрия, медицинская психология

По направлению подготовки 060101.65 «Лечебное дело» Семестр – 7 Курс – 4

№ темы (занятия) Тема занятия часов
№1 Входной тестовый контроль: «Психология психических процессов и личности». Модуль 1. Медицинская психология. Введение в медицинскую психологию и психиатрию. Методы исследования познавательных процессов, эмоций и поведения в соматической и психиатрической клинике. Основные обобщенные типы нарушения психических процессов: астенический, органический и эндогенно-шизофренический. 5
№2 Модуль 1. Медицинская психология. Личность в медицинской психологии. Методы исследования личности и ее структур в соматической и психиатрической клинике (интервью, опросники, проективные тесты). Развитие личности и интеллекта. Методы исследования интеллекта в клинике (тест Векслера ). Умственная отсталость, деменция. 5
№ 3 Модуль 1. Медицинская психология. Личностно-характерологические акцентуации и личностные расстройства (психопатии). Их значение в общемедицинской и психиатрической практике. 5
№ 4 Модуль 1. Медицинская психология. Личность и болезнь. Внутренняя картина болезни. Реабилитационный личностный потенциал. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Нарушения физиологических функций и соматические расстройства как проявление психической патологии. 5
№ 5 Модуль 1. Медицинская психология. Психология лечебного процесса: формы взаимодействия врача и пациента, коммуникативная компетентность врача, методики установления психологического контакта, профессиональная адаптация врача. Особенности сотрудничества врача с больным в различных клиниках. Рубежный тестовый контроль: модуль Медицинская психология (проводится в последний день цикла в ПНД). 5
№ 6 (1) Модуль 2. Психиатрия. Организация психиатрической помощи. Основные положения Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Понятие нормы и патологии в психиатрии. Классификация психических расстройств. Патология чувственного познания. 5
№ 7 (2) Модуль 2. Психиатрия. Патология мышления и речи. Расстройства памяти, внимания и интеллекта. Патология эмоционально-волевых процессов и влечений. 5
№ 8 (3) Модуль 2. Психиатрия. Расстройства сознания и пароксизмальные явления. Психопатологические синдромы. Методы терапии психических расстройств. Профилактика и реабилитация. 5
№ 9 (4) Модуль 2. Психиатрия. Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Психические расстройства при эпилепсии. 5
№ 10 (5) Модуль 2. Психиатрия. Психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ. 5
№ 11 (6) Модуль 2. Психиатрия. Расстройства настроения (аффективные расстройства). 5
№ 12 (7) Модуль 2. Психиатрия. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Рубежный письменный контроль: отчет о микрокурации – описание психического статуса больного (оценка преподавателем: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично) 5
№ 13 (8) Модуль 2. Психиатрия. Ургентные состояния в психиатрии. Рубежный тестовый контроль: модуль Психиатрия (проводится в последний день цикла в ПНД) 5

ИТОГО

65

ПРИМЕЧАНИЕ: Приведен расчет при 5 дневной рабочей неделе — цикл 13 дней (5 дней – медицинская психология, 8 дней – психиатрия).

 

 

Тематический план лекций

Учебная дисциплина – Психиатрия, медицинская психология. По направлению подготовки 060101.65 «Лечебное дело».  Семестр – 7 Курс – 4 (15 лекций)

 

Тема лекции Лектор
1 Медицинская психология. Взаимосвязь медицинской психологии и психиатрии. Анализ и оценка состояния психических процессов в общемедицинской практике и в психиатрии. Анализ и клинико-психологическая оценка личности в общемедицинской практике и в психиатрии. Доцент Парняков А.В.
2 Медицинская психология. Теории личности в клинической (медицинской) психологии: психодинамическое, поведенческое и гуманистическое направления. Вопросы психотерапии. Доцент Парняков А.В.
3 Медицинская психология Личность и болезнь: психогенные, психосоматические и соматические заболевания. (F 40,42,44,45): Невротические и соматоформные расстройства. Доцент Парняков А.В.
4 Психиатрия. Предмет и задачи психиатрии. Понятие болезни (процесса), патологического развития и дефекта. Нозологический и синдромальный принцип в классификации. Исторически сложившиеся принципы классификации психических заболеваний в России и МКБ-10. Профессор Соловьев А.Г
5 (F0) – Психические расстройства позднего возраста. Современные подходы к уходу, социальной адаптации и реабилитации. Профессор Соловьев А.Г
6 (F1) Психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением психоактивных вещест­ва. Наркомании и токсикомании. Алкогольная зависимость. Методы терапии, реабилитации и профилактики. Профессор Соловьев А.Г
7 (F1) Острая алкогольная интоксикация. Профессор Соловьев А.Г
8 Алкогольные психозы. Алкогольная эмбриопатия. Профессор Соловьев А.Г
9  (F2) Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Диагностические критерии по МКБ – 10. Основные клинические формы и типы течения шизофрении. Современные методы лечения шизофрении. Доцент         Шелыгин К.В.
10  (F3) Аффективные психические расстройства. Эпидемиология. Клиника. Диагностика. Соматические маски депрессии. (F43): Реакции на тяжелый стресс и нарушения адаптации. Доцент         Шелыгин К.В.
11 (F5) Расстройства приема пищи, сна, сексуальные расстройства. (F6): Расстройства половой идентификации, сексуального предпочтения. Доцент         Шелыгин К.В.
12  (F6) Специфические расстройства личности. Расстройства привычек и влечений. (F0): Психические расстройства при эпилепсии Доцент         Шелыгин К.В.
13 (F7) Умственная отсталость. Распространенность. Систематика: по этиологическому принципу, по степени выраженности. Трудовая, военная и судебная экспертиза. Взаимодействие врачей-интернистов с психиатрической службой. Доцент         Шелыгин К.В.  
14 (F8) Расстройства психологического (психического) развития. (F9) Эмоциональные и поведенческие расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте. Доцент              Бочарова Е.А.
15 Ургентные состояния в психиатрии. Психомоторное возбуждение. Агрессивность, склонность к насилию. Стремление к суициду. Тяжело протекающий делирий. Эпилептический статус. Отравление психотропными веществами. Доцент    Шелыгин К.В.           

 

СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА

Цель и задачи освоения дисциплины

В основе тесной связи между психиатрией и медицинской психологией лежат общность объекта исследования, общее понимание психических заболеваний, проявляющихся расстройствами в отражении реального мира и как следствие дезорганизацией поведения или его изменениями.

Целью изучения психиатрии и медицинской психологии в медицинском вузе на лечебном факультете является ознакомление студентов с современными представлениями о роли психологических факторов в этиологии, патогенезе и терапии различных заболеваний человека, способами их использования в своей повседневной практической деятельности, а также освоение навыков первичной диагностики собственно психических и поведенческих расстройств для их своевременного обнаружения и направления больного к специалисту, освоения навыков оказания неотложной психиатрической помощи, фармакологической и психолого-психотерапевтической коррекции мягких психических нарушений в условиях общей медицинской практики.

В процессе преподавания решаются несколько основных задач:

ü формирование основных умений у студентов различать психологическую норму и патологию, устанавливать профессионально грамотные психологические взаимоотношения с клиентами (пациентами), в том числе имеющими различные виды психической патологии, а также умения определять необходимые и возможные формы коррекции данной патологии;

ü ознакомить студентов с основами профессиональной деятельности врача-психиатра: диагностикой, фармакотерапией, психотерапией, личностной коррекцией и реабилитацией пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения;

ü познакомить обучающихся с современными возможностями лечения и коррекции психических расстройств и расстройств поведения;

ü привить обучающимся навыки деонтологии, морально-этической и правовой культуры, необходимые для обслуживания пациентов с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

По завершении обучения студент обязан знать:

ü принципы построения международной и отечественной классификации психических и поведенческих расстройств;

ü  юридический порядок психиатрического освидетельствования и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар;

ü  принципы организации психиатрической службы в Российской Федерации;

ü  основные лекарственные средства, используемые в психиатрии, принципы их подбора, противопоказания к их назначению, возможные побочные эффекты;

ü  методы исследования, применяемые в медицинской (клинической) психологии и психиатрии, их диагностические возможности, показания к проведению;

ü роль психологических и личностных факторов в этиопатогенезе, течении и терапии заболеваний человека (проблема психосоматических и соматопсихических соотношений);

ü основные типы личностно-характерологической патологии и то влияние, которое они могут оказывать на течение психических и соматических заболеваний, на выбор методов психотерапии;

ü  основные симптомы и синдромы психических расстройств, их диагностическое значение и их роль в выработке врачебной тактики;

ü  данные о распространенности, проявлениях, течении, терапии, прогнозе наиболее распространенных психических заболеваний, об их влиянии на адаптацию пациентов и возможности трудовой и социальной реабилитации;

ü лекарственные средства, медицинские манипуляции, экологические и социальные факторы, повышающие риск возникновения психических расстройств, принципы профилактики психических заболеваний.

По завершении курса обучения студент обязан уметь:

ü своевременно выявлять наиболее острые психические расстройства, которые могут представлять непосредственную опасность для жизни и здоровья больного и лиц его окружающих;

ü  сформулировать предварительное заключение о психическом состоянии больного и грамотно составить направление в психиатрическое или наркологическое учреждение;

ü распознавать психические расстройства, проявляющиеся соматическими симптомами для своевременного направления пациента к врачу-психиатру;

ü использовать стандартизированные алгоритмы, основные психодиагностические шкалы и элементы психотерапии в комплексной диагностике и терапии самых различных заболеваний человека, включая психогенные, психосоматические и соматические болезни.

По завершении курса обучения студент обязан владеть:

ü навыками психологически грамотно, психотерапевтично (с учетом их личностных особенностей, осведомленности и ведущих мотивов) проводить беседу с больными различного профиля и их родственниками;

ü навыками установления продуктивного контакта с больными, страдающими психическими нарушениями и расстройствами поведения;

ü  навыками выявления нарушений основных психических функций, сбора субъективного и объективного анамнеза;

ü навыками оказания экстренной психиатрической помощи в ургентной ситуации — купирование наиболее опасных психических расстройств (психомоторное возбуждение, агрессивное и суицидальное поведение, отказ от еды, эпилептической статус, тяжело протекающий делирий, отравление психоактивными веществами);

ü способностью организовать надзор, удержание и транспортировку в психиатрическую больницу возбужденного и социально опасного больного;

 Объем дисциплины:

Наименование модулей дисциплины Всего часов Семестр
1. Медицинская психология 72 7
2. Психиатрия 108 7
Общая трудоемкость (час.) 180  

 

Содержание разделов модуля: Медицинская психология

1. Предмет и задачи медицинской психологии. Основные направления в психологии. Роль психологических знаний в практической работе врача.

Тема 1.1. Цели, задачи и структура медицинской (клинической) психологии, ее отношение к общей психологии и психиатрии. Исторические аспекты развития медицинской психологии за рубежом и в России.

Тема 1.2. Использование психологических знаний в медицине. Понятие здоровья как единства соматического, психологического и социального комфорта. Диагностические и терапевтические методы, используемые в психологии. Роль психологических знаний в практической работе врача общей практики и психиатра.

Тема 1.3. Основные направления в современной психологии: психодинамическое, бихевиоральное (поведенческое), когнитивное, гуманистическое. Наиболее значимые представители ведущих психологических школ: З.Фрейд, К.Г.Юнг, А.Адлер, И.П.Павлов, К.Лоренц, Э.Фромм, Г.Ю.Айзенк, К.Роджерс, В.Н.Мясищев, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, и др. — их вклад в развитие психологии. Противоречия в существующих подходах к решению основных вопросов психологии.

2. Анализ и клинико-психологическая оценка состояния психических процессов в общемедицинской практике и в психиатрии.

Тема 2.1. Цели анализа и психологической оценки психических процессов: гностических (ощущение, восприятие, воображение и мышление), мнестических (запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание информации) и регуляторных (внимание, эмоции, воля).

Особенности трансформации фактов изменения или снижения психических процессов в патопсихологический синдром, который далее может быть введен в клинико-функциональный диагноз.

Значение оценки состояния психических процессов для формирования суждения об индивидуальном реабилитационном потенциале личности, при составлении индивидуальной программы реабилитации, а также коррекции внутренней картины болезни.

Тема 2.2. Основные причины нарушений психических процессов: соматическая патология (болезни ЦНС, хронические заболевания внутренних органов с интоксикацией организма, инфекции и т.п.) и психические расстройства (шизофрения, эпилепсия и др.). Основные обобщенные типы изменения психических процессов - астенический, органический и эндогенный (шизофренический).

Тема 2.3. Методики для экспериментально-психологического исследования психических процессов в клинической практике.

3. Анализ и клинико-психологическая оценка личности в общемедицинской практике и в психиатрии. Реабилитационный потенциал личности.

Тема 3.1. Особенности определения личности в клинической психологии. Выделение основных личностных структур, традиционных для отечественной медицинской психологии: темперамента, характера, интеллекта и мотивационной сферы личности.

Тема 3.2. Цели анализа личности в медицинской психологии: уровни реагирования на заболевание (психологическое, патопсихологическое и психопатологическое), наличие установочного поведения, оценка реабилитационного личностного потенциала, психологические причины ограничения жизнедеятельности и анализ внутренней картины болезни для разработки психокоррекционных мероприятий.

Тема 3.3. Пограничные состояния между здоровьем и психической патологией - личностные расстройства (психопатии) и личностные (характерологические) акцентуации. Их значение в общемедицинской и психиатрической практике.

3.4. Методы исследования личности: клинико-психологическое и психобиографическое исследование личности (психологический анализ анамнеза). Экспериментально-психологическое исследование личности и личностных структур - тесты интеллекта (тест Векслера), тесты личности (ММPI, проективные методы) и др.

4. Личность и болезнь: психогенные, психосоматические и соматические заболевания.

Тема 4.1. Роль личности и психической травматизации в заболеваниях человека: психогенные заболевания (неврозы и реактивные психозы); психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и ряд других заболеваний); личностная реакция на соматические заболевания (травмы, инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ и другие.

Тема 4.2. Медико-психологический анализ внутренней картины болезни: тип реакции, отношение к болезни и переживание болезни во времени, амбивалентность переживания болезни, патопсихологический и психопатологический уровень реагирования и др.

Тема 4.3. Проблема психогенных и психосоматических расстройств в современных классификациях заболеваний (невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства; поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами).

5. Социально-психологические аспекты клинической (медицинской) психологии. Основы отношений и коммуникации в клинике. Психология лечебного процесса в общемедицинской практике и психиатрии.

Тема 5.1. Психология общения медицинского работника и больного. Виды общения врач-пациент. Критерии оценки эффективности лечебно-диагностического процесса. Психологические явления, сопровождающие процесс лечения любого заболевания. Коммуникативная компетентность. Аффилиация. Эмпатия. Эмоциональная стабильность. Сенситивность к отвержению. Психологические качества, снижающие коммуникативную компетентность врача. Тревожность врача. Депрессивность врача. Интровертированность врача. Понятие профессиональной адаптации врача. Понятие синдрома «эмоционального выгорания», «профессиональной деформации». Понятие этики и деонтологии. Виды этических моделей: Гиппократ, Парацельс, деонтологическая модель, биоэтика. Современные модели биоэтики.

Тема 5.2. Факторы, влияющие на процесс взаимоотношения врача и пациента. Образ идеального врача. Методики установления психологического контакта. Построение модели первой встречи врача и пациента. Техники активного слушания. Поза врача. Первая фаза общения врача и пациента – контактная фаза. Невербальное поведение врача на этапе установления психологического контакта. Фаза ориентации. Межличностная дистанция. Взаимное расположение собеседников. Психологическое клише. Метод выбора. Метод сократовского диалога. Метод авторитета. Метод вызова. Метод дефицита. Метод проекции ожидания. Две основные формы взаимодействия врача и пациента. Сотрудничество. Руководство. Конвенциональное сотрудничество.

 Тема 5.3. Особенности сотрудничества врача с больным в различных клиниках (терапевтической, хирургической, психиатрической и т.д.).

Содержание разделов модуля: Психиатрия

1. Теоретические и организационные вопросы психиатрии. Общие вопросы диагностики и лечения психических расстройств.

Тема 1.1. Предмет и задачи психиатрии, ее отношение к другим разделам медицины и психологии. Основные этапы развития и ведущие направления в психиатрии. Отношение к психически больным в различные исторические эпохи. Основные достижения наук (нейрофизиологии, нейрохимии, фармакологии, патоморфологии, генетики, эндокринологии, методов прижизненной морфологической диагностики) и их значение для психиатрии.

Тема 1.2. Организация психиатрической помощи в России. Основные положения Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (введен в действие 01.01.93). Деонтология в психиатрии. Партнерские взаимоотношения врача и больного, отношение к врачебной тайне и проблема стигматизации. Показания к госпитализации психически больных. Условия и порядок добровольной и недобровольной госпитализации. Обеспечение гуманного отношения к больным, в том числе в условиях недобровольной госпитализации. Диспансерное наблюдение при различных психических заболеваниях, порядок его установления и прекращения. Консультативное амбулаторное наблюдение.

Тема 1.2. Понятие здоровья и нормы в психиатрии. Этиология психических заболеваний, понятие причины и провоцирующего (триггерного) фактора, дизонтогенез и преморбидные особенности личности. Факторы риска возникновения психических заболеваний. Критические возрастные периоды (в том числе климакс).

Тема 1.3. Общая психопатология. Понятие симптома и синдрома в психиатрии, нозологическая специфичность симптомов и синдромов. Уровни (ранги) психических расстройств (невротический, психотический). Понятие продуктивной и негативной (дефицитарной) симптоматики. Органические и функциональные психические расстройства. Роль синдрома в планировании лечебных мероприятий и установлении прогноза. Методы исследования, применяемые в психиатрии.

Тема 1.4. Расстройства ощущений и восприятия.

Ощущения и их расстройства: гиперестезия, гипостезия, анестезия, парестезия. Сенестопатии и их связь с ипохондрическими идеями. Нарушения восприятия: агнозия, иллюзии, галлюцинации, расстройства сенсорного синтеза (психосенсорные расстройства). Иллюзии и их психопатологическое значение, условия возникновения у здоровых людей и при психических заболеваниях. Парэйдолические иллюзии. Варианты вербальных галлюцинаций (комментирующие, императивные). Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации (В.Х.Кандинский). Социально-опасное поведение при расстройствах восприятия.

Тема 1.5. Мышление и его расстройства. Расстройства ассоциативного процесса: ускорение и замедление мышления, патологическая обстоятельность (вязкость), олигофазия, речевые стереотипии (персеверации и вербигерации), резонерство и метафизическая (философическая) интоксикация, разорванность и бессвязность (инкогеррентность). Аутистическое, символическое и паралогическое мышление, феномен соскальзывания, неологизмы. Расстройства суждений и умозаключений: бред, навязчивости, сверхценные идеи, бредоподобные фантазии, примитивные суждения. Бредовые синдромы: паранойяльный, параноидный, парафренный. Синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо. Ипохондрический синдром. Синдром дисморфомании (диморфофобии). Диагностическое значение патологии мышления. Социально-опасное поведение лиц с нарушениями мышления.

Тема 1.6. Расстройства внимания, памяти и интеллекта. Нарушения запоминания и воспроизведения: гипермнезия, гипомнезия, амнезия (антероградная, ретроградная, фиксационная, прогрессирующая), парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии). Корсаковский синдром. Понятие интеллекта, его основные компоненты (предпосылки интеллекта, багаж знаний, собственно интеллект). Интеллектуальный индекс (IQ), методики его определения. Олигофрения как недоразвитие интеллекта. Степени олигофрении (идиотия, имбецильность, дебильность). Динамика олигофрений. Слабоумие (деменция) как обратное развитие (снижение) интеллекта. Клинические варианты деменции: органическая (тотальная и лакунарная), эпилептическая (концентрическая). Понятие "шизофренического слабоумия" его отличие от деменции при органических заболеваниях.

Тема 1.7. Аффективные и волевые расстройства. Гипертимия, эйфория, гипотимия, дисфория (эксплозивность), страх, тревога и растерянность, аффект недоумения, эмоциональная лабильность и эмоциональная ригидность, слабодушие, апатия, эмоциональная неадекватность, амбивалентность и амбитендентность. Физиологический и патологический аффекты. Расторможенность влечений, снижение и извращение влечений. Расстройства воли (гипербулия, гипобулия, абулия, парабулии). Депрессивный синдром. Понятие витальной (предсердечной) тоски. Расстройства мышления, воли, влечений, движений и сна при депрессии. Соматические (вегетативные) нарушения при депрессии, понятие маскированной (ларвированной, соматизированной) депрессии. Маниакальный синдром. Апатико-абулический синдром. Социально-опасное поведение при нарушениях аффективно-волевой сферы. Суицидальные тенденции, правила ухода и надзора.

Тема 1.8. Двигательные расстройства. Кататонический синдром. Отличие кататонического ступора от депрессивного и психогенного. Психомоторное возбуждение (маниакальное, гебефреническое, галлюцинаторно-бредовое, эпилептиформное, истерическое, ажитированная депрессия) его отличие от кататонического. Связь психомоторного возбуждения с синдромами расстроенного сознания. Социально-опасное поведение при двигательных расстройствах. Купирование психомоторного возбуждения, допустимые меры стеснения

Тема 1.9. Синдромы расстроенного сознания и пароксизмальные явления. Критерии К.Ясперса для определения расстроенного сознания: отрешенность, дезориентировка, расстройства мышления, амнезия. Синдромы выключения (снижения уровня сознания): обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома. Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, аменция, сумеречное помрачение сознания (психотическое, амбулаторные автоматизмы, трансы и фуги). Пароксизмальные явления. Основные типы эпилептических припадков. Социально-опасное поведение у лиц с пароксизмами или расстройствами сознания. Понятие эпилептического статуса. Истерические припадки, их отличия от эпилептических пароксизмов.

Тема 1.10. Нарушения физиологических функций и соматические расстройства как проявление психической патологии. Основные синдромы, сопровождающиеся соматическими расстройствами: маскированная депрессия, истерическая конверсия (боли, анестезия, парезы и параличи, афония астазия-абазия, нарушения глотания, одышка, рвота и др.), ипохондрия (навязчивая, сверхценная и бредовая), дисморфомания (навязчивая, сверхценная и бредовая), астенический синдром. Их отличия от соматических заболеваний и симуляции. Влияние психического состояния на течение соматических заболеваний. Понятие психосоматических расстройств. Расстройства, отнесенные в МКБ-10 к разделам F45 (соматоформные и соматизированные расстройства) и F5 (нервная анорексия, булимия, расстройства сна и сексуальные дисфункции).

Тема 1.11. Методы терапии психических расстройств. Купирующая, поддерживающая и коррегирующая терапия. Психофармакотерапия: нейролептики, антидепрессанты, транкливизаторы, психостимуляторы, ноотропы, нормотимики, противосудорожные средства. Осложнения психофармакотерапии. Проблема терапевтической резистентности: шоковые методы (инсулинокоматозная и электросудорожная терапия). Пиротерапия, депривация сна, физиотерапевтические методы, рефлексотерапия и другие биологические методы лечения психических расстройств. Психотерапия: сущность и правила проведения основных вариантов психотерапии (рациональной, суггестивной, условно-рефлекторной, бихевиоральной, психоанализа и др.). Принципы выбора методики, связь метода психотерапии с личностными особенностями пациента.

Тема 1.12. Профилактика и реабилитация. Методы первичной профилактики: генетическое консультирование, санитарное просвещение, гигиеническое воспитание, улучшение экологической обстановки и психологического климата в коллективе. Методы вторичной профилактики: своевременное начало и рациональная организация лечения больного, поддерживающая терапия, проблема “вращающихся дверей”, экономическая эффективность психофармакотерапии, возможности повышения качества жизни психически больных. Методы третичной профилактики (реабилитации): трудотерапия и система “открытых дверей”, преодоление социальной стигматизации, роль семьи в поддержании здоровья больного. Значение эпидемиологических показателей (заболеваемости, болезненности, инвалидности) для оценки эффективности профилактических мероприятий.

Частная психиатрия.

Тема 2.1. Классификация психических расстройств. Понятие эндогенных, экзогенных (в том числе соматогенных) и психогенных психических расстройств. Понятие болезни (процесса), патологического развития и конечного состояния (дефекта). Нозологический и синдромальный принцип в проведении классификации. Основные варианты течения психических заболеваний (непрерывное, прогредиентное, регредиентное, рекуррентное, фазовое, приступообразное, волнообразное).

Исторически сложившиеся принципы классификации психических заболеваний в России и Международная классификация болезней (МКБ-10).

Тема 2.2. Органические (включая симптоматические) психические расстройства. Общие проявления заболеваний данной группы, понятие психоорганического синдрома, его основные варианты. Значение методов специального обследования для установления диагноза. Экзогенные, экзогенно-органические и соматогенные заболевания. Понятие "экзогенного типа реакций" (К.Бонгеффер). Органический делирий.

Дегенеративные эндогенные заболевания мозга: болезни Альцгеймера, Пика, Паркинсона, хорея Гентингтона и др.

Психические расстройства сосудистого генеза (атеросклероз, гипертоническая болезнь и др.): неврозоподобные и психопатоподобные расстройства, варианты деменции.

Психические расстройства при наиболее распространенных соматических заболеваниях (хронические заболевания легких, почек, аутоиммуные заболевания). Психические расстройства при эндокринных заболеваниях. Предменструальный и климактерический синдромы.

Психические нарушения при черепно-мозговых травмах: общие закономерности течения. Клинические проявления в различные периоды: начальный (потеря сознания), острый (транзиторные психозы с эпилептиформным возбуждением, делирий, острый галлюциноз), период реконвалесценции (астения, вегетативные и вестибулярные расстройства), период отдаленных последствий (церебрастения, энцефалопатия с изменениями личности, корсаковским синдромом, локальной неврологической симптоматикой, хроническим галлюцинозом, судорожным синдромом или слабоумием). Лечение, реабилитация, экспертиза.

Психические нарушения инфекционного генеза. Сифилис мозга и прогрессивный паралич. Психические нарушения при СПИДе. Прионные заболевания (болезнь Крейтцфельда-Якоба и др.).

Психические расстройства при интоксикациях, общие проявления. Медицинские препараты, вызывающие психические расстройства: М-холинолитики, стероидные гормоны, противотуберкулезные препараты, гипотензивные средства и др.

Психические нарушения при поражении ионизирующими излучениями.

Психические нарушения при внутричерепных опухолях. Общемозговые и локальные (очаговые) симптомы при опухолях головного мозга. Эпилептиформный синдром и признаки внутричерепной гипертензии как частые инициальные проявления опухолей.

Тема 2.3. Эпилепсия. Определение. Распространенность. Этиология и патогенез, предрасполагающие факторы. Клинические проявления: пароксизмы (припадки, расстройства сознания, расстройства настроения, психосенсорные расстройства), острые и хронические эпилептические психозы, изменения личности (торпидность, взрывчатость, педантизм, эгоцентризм, вязкость мышления, эмоциональная ригидность). Принципы и методы лечения: длительность, непрерывность, индивидуальность. Основные группы противосудорожных средств, препараты универсального (карбамазепин, вальпроаты и др.) и избирательного действия (барбитураты, фенитоин, бензодиазепины, сукцинимиды). Условия назначения и отмены, цели, осложнения противосудорожной терапии.

Тема 2.4. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства. Определение шизофрении. Продуктивные и негативные симптомы шизофрении. Понятия схизиса (шизиса), аутизма, прогредиентности. Понятие шизофренического дефекта. Основные клинические формы шизофрении: параноидная, простая, кататоническая, гебефреническая. Течение шизофрении: начало заболевания (острое, подострое, постепенное), типы течения (непрерывный, приступообразно-прогредиентный — шубообразный, рекуррентный — периодический), признаки благоприятного и неблагоприятного прогноза при шизофрении. Современные достижения в лечении шизофрении, основные методы и правила их выбора. Ближайшие и отдаленные последствия терапии, качество ремиссий при различных вариантах течения заболевания. Социально-опасное поведение больных.

Тема 2.5. Расстройства настроения (аффективные расстройства). Определение маниакально-депрессивного психоза. Клинические проявления депрессивного и маниакального приступа. Соматические расстройства и маскированная депрессия. Течение маниакально-депрессивного психоза (спонтанное возникновение, сезонность, суточная динамика, продолжительность фаз). Фаза интермиссии. Прогноз. Лечение аффективных психозов и профилактика обострений в период ин


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.