Тема урока « Формирование абсолютизма» — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема урока « Формирование абсолютизма»

2022-05-09 156
Тема урока « Формирование абсолютизма» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема урока «Формирование абсолютизма»

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове;
  • развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Новые термины и даты: Михаил Фёдорович Романов (1613–1645), Алексей Михайлович Романов (1645–1676), самодержавие.

Оборудование урока: учебник «И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. История России, XVI – конец XVII вв. М.: Дрофа, 2016»;раздаточный материал для учащихся.

План урока.

  1. Введение в тему, постановка целей урока.
  2. Изучение нового материала.
    • Земский собор.
    • Боярская дума.
    • Приказы.
    • Местное управление.
    • Законы. Соборное уложение 1649 года.
  3. Подведение итогов урока.
    • Закрепление материала, изученного на уроке.
    • Задание на дом.

I. Введение в тему, постановка целей урока.

Рассказ учителя.

Вопрос о времени возникновения самодержавия является спорным. Первым стал именовать себя самодержцем Великий князь Московский Иван III, но тогда под самодержцем понимался властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани.

Некоторые историки относят возникновение самодержавия в современном смысле к периоду правления Ивана IV Грозного, власть которого действительно не имела никаких ограничений, особенно в период опричнины и после нее. Однако после него имели место попытки юридически ограничить власть царя («крестоцеловальная запись» Василия Шуйского), при вступлении на престол Михаил Фёдорович Романов (1613–1645) обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Поэтому большинство историков считает временем возникновения самодержавия период правления царя Алексея Михайловича (1645–1676).

В ходе изучения нового 1) докажем, что становление самодержавия в России произошло при Алексее Михайловиче; сформулируем характерные явления данного процесса. Кроме этого проследим, 2) как изменилась система государственного управления с конца XVI века до Алексея Михайловича, выявим общее и различное.

Давайте вспомним, что представляла собой система управления Русским государством в конце XVI века (работа со схемой – определить, что обозначено цифрами на схеме). Слова для справок: царь; Боярская дума; Земский собор; приказы; воеводы; губные старосты и другие избираемые представители населения.

«Управления Русским государством в конце XVIвека» (Приложение 1)

 

 

В ходе заполнения схемы ведётся работа с основными понятиями:

Боярская дума – высший совещательный орган при царе.

Земский собор – орган власти при царе, состоявший из представителей различных слоёв населения, созывавшийся для разрешения наиболее важных государственных дел.

Приказы – органы центрального управления России в XVI – начале XVIII века.

Делается вывод: в конце XVI века была велика роль сословно-представительных органов власти.

II. Изучение нового материала.

Перед объяснением даётся общее задание: 1) по ходу изучения нового заполните пропуски в схеме «Управление Русским государством в конце XVII века»; 2) определите общие черты и различия в системе органов государственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича. (Приложение 2)

Приложение № 2

Определить о бщие черты и р азличия в системе органов государ­ственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича.

 

Общее

1) _________________ …

2) _________________ …

3) _________________ …

Различное

Михаил Фёдорович Алексей Михайлович 1) ________ … 1) ________ … 2) ________ … 2) ________ … 3) ________ … 3) ________ …

 

 

Земский собор.

Слово учителя: давайте вспомним, когда стали собираться Земские соборы, какую роль они играли в XVI веке. Сообщение учащегося: в 1549 году Иван IV повелел собрать в Москве представителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор — собрание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях. Впрочем, Иван IV от гневных упрёков перешёл к делу: призвав всех к совместной работе, объявил о необходимости и начале реформ в стране.

В последующие годы на Земские соборы приглашались представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государственных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

Работа учащихся с пунктом 1 пар. 20.

Задание: выяснить, какие изменения происходили в работе Земских соборов при Михаиле Романове; ответить  на вопросы: 1) для решения каких вопросов созывались Земские соборы; 2) каким был состав сословного представительства на соборах; 3) сформулируйте вывод.

Делается вывод учащимися, учитель дополняет: в начале XVII века в условиях социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти значение Земских соборов сильно возросло. В этих условиях центральная власть остро нуждалась в поддержке «всей земли», чтобы после страшного разорения побыстрее «землю устроить».

Земские соборы при Михаиле Фёдоровиче созывали часто, чуть ли не ежегодно. По мере укрепления царской власти они собирались всё реже, да и лишь для того, чтобы утвердить уже подготовленные царём проекты, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде.

Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сословий, а на бюрократию и армию.

Запись в тетрадь: прекращение созыва Земских соборов (последний полноценный собор 1653 года).

Боярская дума.

Работа учащихся с пунктом 2 пар. 18

Отвечают на вопросы:

 1) какие функции выполняли члены Боярской думы;

2) насколько велико было её влияние.

Делается вывод учащимися, учитель дополняет: Дума решала наиболее важные вопросы – войны и мира, утверждение законов, введение новых налогов. Руководил её работой сам царь, либо назначенный им боярин. В состав Думы входила не только родовая знать, но и представители незнатных родов.

Постепенно роль Боярской думы уменьшается. Наряду с ней существует при царе так называемая «ближняя» или «тайная дума». В неё царь включал не всех бояр, а лишь некоторых по своему личному усмотрению, иногда и не членов «большой» Думы.

Несмотря на уменьшение роли Думы во второй половине XVII века, она по-прежнему вместе с царём руководила страной. Окончательное её падение относится ко времени Петра I.

Приказы.

Работа учащихся с пунктом 3 пар. 18

 Отвечают на вопросы:

Зачем он был создан,

Местное управление.

Выводы.

1) В период правления Алексея Михайловича происходит становление самодержавия, которое выразилось в следующих характерных явлениях:

– прекращение созыва Земских соборов (последний собор 1653 года);

– уменьшение роли Боярской думы, усиление влияния «ближней», «тайной» думы;

– окончательное оформление сложного приказного аппарата, деятельность которого обеспечивалась многочисленным слоем профессиональных управленцев-бюрократов (дьяков, подьячих и пр.);

– создание Приказа тайных дел – личного приказа царя, учрежденного для надзора за боярами, дьяками, воеводами, послами и для следствия по важнейшим государственным делам;

– окончательный переход от выборного местного самоуправления к назначению царем на места воевод;

– возвеличивание царской власти в Соборном уложении 1649 г. и установление наказаний за преступления, наносящие ей оскорбление или ущерб.

2) Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя.

3) Вернёмся к схеме «Управление Русским государством в конце XVII века» (слайд 15)

 

Слова для справок: 1 – царь; 2 – Приказ тайных дел; 3 – Боярская дума; 4 – Земский собор; 5 – приказы; 6 – воеводы (командующие полками); 7 – воеводы (наместники).

Какие изменения произошли в системе управления Русским государством в сравнении с XVI веком (сравниваются две схемы).

4) Сравните систему органов государственного управления в России в начале правления Михаила Федоровича и в конце правления Алексея Михайловича. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех возможных различий). Таблицу записать в тетрадь.

 

Общие черты

1) царь во главе государства;

2) приказы;

3) Боярская дума.

Различия

В начале правления Михаила Фёдоровича В конце правления Алексея Михайловича 1) Большая роль Земских соборов в управлении 1) Земские соборы перестали собираться 2) власть царя, возможно, ограничена «записью», данной при вступлении на престол 2) Власть царя не имеет никаких ограничений 3) на местах – в основном выборные губные или земские старосты 3) на местах – в основном назначенные царём воеводы   4) возвеличивание царской власти в Соборном уложении, установление наказаний за ущерб ей   5) Приказ тайных дел

 

Д/з   Приложение

Изучить пар. 18; 20

2. Ответить письменно на вопросы в тетради:

- Чем абсолютная монархия отличается от сословно - представительной?

                 -  Выписать определение, дату, основные

                     положения Соборного уложения в тетрадь.

 

             3. Выполнить тест

Тема урока «Формирование абсолютизма»

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию того, что становление абсолютизма произошло при Алексее Михайловиче Романове;
  • развивать навыки работы с документами, их анализа, учить выделять главное, разрешать проблемы, определять и объяснять понятия, делать выводы.

Новые термины и даты: Михаил Фёдорович Романов (1613–1645), Алексей Михайлович Романов (1645–1676), самодержавие.

Оборудование урока: учебник «И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. История России, XVI – конец XVII вв. М.: Дрофа, 2016»;раздаточный материал для учащихся.

План урока.

  1. Введение в тему, постановка целей урока.
  2. Изучение нового материала.
    • Земский собор.
    • Боярская дума.
    • Приказы.
    • Местное управление.
    • Законы. Соборное уложение 1649 года.
  3. Подведение итогов урока.
    • Закрепление материала, изученного на уроке.
    • Задание на дом.

Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.