Теретико-правовые оспекты в облости охраны окружающей среды — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теретико-правовые оспекты в облости охраны окружающей среды

2022-05-08 31
Теретико-правовые оспекты в облости охраны окружающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Вопросы охраны окружающей среды во всем цивилизованном сообществе государств традиционно рассматриваются как необходимые очень важные. Хорошо известно и то, что социальные общности, социальные и политические институты традиционно стремятся обеспечивать свои интересы, в том числе в охране окружающей среды, с помощью права. В свою очередь, эффективность права зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимает уровень и развитость охраны окружающей среды.

Теоретическое решение проблемы охраны окружающей среды в юридическом аспекте предполагает выяснение научного юридического смысла важнейших понятий, отражающих данную проблему, изучение зарубежного и отечественного опыта правового решения этой проблемы, выяснения смысла и содержания современной юридической постановки темы.

Разумеется, постановка вопроса об охране окружающей среды не является новой в отечественной и зарубежной юридической литературе. Научная мысль практически постоянно ориентирована на поиск наиболее конструктивного и эффективного решения всякий раз по-новому заявляющей о себе проблеме. В отечественной юридической науке и практике этот вопрос до недавнего времени практически не развивался.

Обеспечение гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду играет немаловажное значение в обеспечении конституционного права.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Из выше перечисленных государственных органов наиболее важную и объёмную работу в области охраны окружающей среды осуществляет Правительстро Республики Беларусь и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Через постановления этих органов реализуются правовые предписания в области охраны окружающей среды.

Так, принятие ими в 1992 году Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" послужило началом формирования в республике самостоятельной отрасли законодательства - законодательства об охране окружающей среды. В 2002 году этот Закон был кардинально пересмотрен и изложен в новой редакции.

В настоящее время действуют более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Правовые предписания законодательных актов в сфере охраны окружающей среды реализуются через постановления Правительства и постановления республиканских органов государственного управления, прежде всего, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Целью данной работы является выявление, осмысление и анализ полномочий правительства Республики Беларусь в облости охраны окружающей среды. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

определить понятие и значение охраны окружающей среды

проанализировать полномочия Правительства Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды

проанализировать порядок взаимодействия правительства Республики Беларусь с другими органами по охране окружающей среды.


 

Теретико-правовые оспекты в облости охраны окружающей среды

 

Взаимодействие Правительства Республики Беларусь с органами охраны окружающей среды

Правительство Республики Беларусь и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды: основные направления деятельности

 

Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Беларусь является центральным органом исполнительной власти Республики Беларусь, участвует в проведении единой государственной политики в сфере охраны окружающей среды, лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий, гидрометеорологии, рационального использования природных ресурсов и осуществляет государственный контроль охраны окружающей среды и природопользования.

Комитет по охране окружающей среды при Правительстве Республики Беларусь в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, конституционными законами, законами, постановлениями правительстваРеспублики Беларусь, нормативно-правовыми актами Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, международными правовыми актами, признанными Республикой Беларусь и настоящим Положением.

Комитет осуществляет свою деятельность как непосредственно так и совместно со своими структурными подразделениями, также координирует свою деятельность с другими министерствами и ведомствами, местными исполнительными органами государственной власти, общественными и другими организациями.

Правительством Республики Беларусь и министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды проводится большая работа по реализации экологической политики. Особое внимание уделялось развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы, формированию основ эколого-экономической системы природопользования и экономического механизма природоохранной деятельности. Так же заключаются международные договоры о сотрудничестве в области охраны окружающей среды.

В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 503, можно выделить следующие, общие, направления деятельности Правительства Беспублики Беларусь:

проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, использования и охраны недр, а также гидрометеорологической деятельности в соответствии с законодательством;

осуществление государственного управления в области изучения, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, вод, животного и растительного мира, охраны окружающей среды, а также государственного регулирования в области гидрометеорологии, экологической сертификации и экологического аудита;

координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе недр, гидрометеорологической деятельности, регулирования воздействия на климат и озоновый слой;

осуществление государственного регулирования деятельности по геологическому изучению недр и гидрометеорологической деятельности, а также создание условий для развития организаций всех форм собственности, осуществляющих данные виды экономической деятельности;

взаимодействие в пределах своей компетенции с местными исполнительными и распорядительными органами при решении природоохранных вопросов;

контроль в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, а также за использованием и охраной недр;

обеспечение сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, участие в разработке и осуществлении мероприятий по воспроизводству объектов животного и растительного мира;

обеспечение республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической и гидрометеорологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды;

осуществление международного сотрудничества, изучение, обобщение и распространение международного опыта в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности, а также регулирования воздействия на климат, экологической сертификации и экологического аудита.

В соответствии с Законом РБ "Об охране окружающей среды" и постановлений Правительства Республики Беларусь в стране была образована Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), организация которой занимается Минприроды.

НСМОС включает в себя совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния окружающей среды и природных явлений, биологических отзывов на изменение окружающей среды под воздействием естественных и техногенных факторов. Под эгидой НСМОС проходит организация сбора, обработка и представление информации органам управления и хозяйствования для выполнения общегосударственных задач рационального природопользования.

НСМОС обеспечивает информацией хозяйственные субъектов и население страны о состоянии окружающей среды, городских и сельских территорий, выбросах и сбросах в окружающую среду, климатических и погодных изменениях.

В соответствии с постановлением Совета Министров РБ "О локальном мониторинге окружающей среды" в рамках НСМОС больше чем на 100 экологически опасных предприятиях РБ происходит ведение локального мониторинга. Он проверяет выполнение субъектами хозяйствования постоянных наблюдений за сбросами и выбросами, состоянием подземных вод.

Сейчас в системе Минприроды существует эффективная аналитическая служба, которая решает задачи в области экологического лабораторного контроля.

Переход биосферы в ноосферу предполагает управление развитием общества и биосферы, а это в последствии должно исключить всякие отрицательные последствия природопользования и исправить те, которые когда-либо были. В различных ситуациях возможны разные нарушения: от отказа систем очистки выбросов или оборотного водоснабжения до глобальных погодно-климатических возмущений.

Для того чтобы правильно управлять природопользованием и предотвращать нежелательные последствия в окружающей среде, то нужно с получением информации располагать сведеньями о той среде, которая будет оптимальной для благополучия общества. Должны быть установлены допустимые нагрузки на окружающую среду, превышение норм которых может привести к ухудшению состояния окружающей среды и к ущербу для самого человека.

Критериями качества (это совокупность параметров окружающей среды, которые полностью удовлетворяют экологическую нишу человека и научно-технический прогресс общества) среды могут выступать биологическая продуктивность, оптимальное отношение видов и биомассы популяций и др.

Качество среды выражают в баллах, которые характеризуют каждый критерий и параметр. Данные баллы характеризуют состояние среды в любом из районов. Балльная оценка помогает каждый год устанавливать, из-за какого фактора или из-за ухудшения состояния какого ресурса снижается индекс.

Для нормального функционирования и устойчивости экологических систем и биосферы не нужно превышать установленные нагрузки на них (предельно допустимая экологическая нагрузка (ПДЭН) или предельно допустимые концентрации чуждых этой системе веществ (ПДК - это норматив, т.е. количество вредного вещества в окружающей среде, отнесенное к массе или объему ее определенного компонента, которое при постоянном контакте или при воздействии в определенный период времени почти не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает отрицательных последствий в дальнейшем у его детей).

Правительством Республики Беларусь подписано соглашение с Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды от 5 июля 1994 года. Правительство Республики Беларусь и Правительство Российской Федерации выражая стремление развивать сотрудничество в области охраны окружающей природной среды, решении экологических проблем и рациональном использовании природных ресурсов в соответствии с принципом экологически обоснованного и устойчивого развития, осознавая ответственность за экологическую безопасность своих народов, будучи убежденными в том, что сотрудничество в области охраны окружающей природной среды взаимовыгодно и способствует дальнейшему развитию и укреплению дружественных отношений между народами обоих государств,

принимая во внимание опыт, накопленный в области международного природоохранного сотрудничества, руководствуясь внутренним законодательством своих государств и общепризнанными принципами и нормами международного права, учитывая, что решение вопросов минимизации и преодоления последствий чернобыльской катастрофы, а также информирование о стихийных бедствиях, промышленных авариях, других чрезвычайных ситуациях и условия предоставления помощи по их ликвидации регламентируются специальными соглашениями.

Правительство Республики Беларусь так же действуиет и международном саобществе по вопросам охраны окружающей среды. Современная система международного экологического сотрудничества объединяет следующие основные направления: парламентское сотрудничество, состоящее в координации законодательной деятельности и обеспечивающее решение межгосударственных экологических проблем путем разработки модельных (рекомендательных) законов в сфере экологии, взаимодействие исполнительных структур отдельных государств, ориентированное на координацию разработки и реализации экологических программ под эгидой ООН, конвенционное регулирование природоохранной деятельности путем заключения договоров и других видов международных соглашений, предполагающих единый подход разных стран к решению конкретных экологических проблем научно-техническое сотрудничество, направленное на обмен научно-технической информацией, совместную реализацию природоохранных проектов, комплексное использование научных разработок, совместное осуществление экспертиз и т.п.,кологическое сотрудничество общественных организаций, деловых кругов, проведение международных экологических форумов и т.д., аиболее распространенной и действенной формой сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды является заключение международных договоров и иных соглашений. Партнерами в таких соглашениях обычно выступают страны-соседи или государства, объединенные общностью интересов в сохранении природной среды региона или совместного использования некоторых ресурсов.


 

Заключение

Источники

 

)   Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб.1996 г. и 17 окт. 2004 г. ― 5-е изд., стер. ― Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2012.2. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг.

)   Об охране окружающей среды: Закон. Респ. Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XII

)   Об обращении с отходами: Закон Респ. Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.

)   О государственной экологической экспертизе: Закон Респ.Беларусь от 9.ноября 2009 г. N 54-З.

)   Соглашение Правительства Республики Беларусь от 5 июля 1994 г. "Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды"

)   Положение о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 503

)   Научно-практический комментарий к Закону Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года "Об охране окружающей среды"

)  . О Концепции государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 06.09.1995 № 3851-XII. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   О наделении должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению:Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.02.2007 № 17. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   Национальный доклад: Состояние окружающей среды Республики Беларусь. - Мн.: БелНИЦ "Экология" и др., 2001.

)   Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 годы. - Минскн., 2005

)   Шимова О.С. Экология и экономика природопользования: Часть 2. Курс лекций.2-e стер. изд. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005.

)   Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Аспект Пресс, 1998

)   Белова С.В.Безопасность жизнедеятельности/ Белова С.В.-Москва: Высшая школа, 2006

)   Состояние природной среды Беларуси. Экологический бюллетень 2007 / под общ. ред. В. Ф. Логитова. - Минск.: Минсктиппроект, 2008.

)   Маврищев, В. В. Основы общей экологии / В. В. Маврищев. - Минскн.: Выш. шк., 2003.

)   Национальная стратегия и план действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь / Ред. колл. Минприроды Республики Беларусь: И. В. Войтов, В. М. Подоляко, А. А. Матесович [и др.]. - Минск: Центр "Конкордия", 1997

)   О Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.07.2003 № 949. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   Об утверждении Положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга животного мира, радиационного мониторинга и использования данных этих мониторингов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.05.2004 № 576. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   Об утверждении Положений о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга растительного мира, геофизического мониторинга и использования их данных:Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2004 № 412. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 9 ноября 2009 года "О государственной экологической экспертизе"(вместе с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Положением о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду):Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.05.2010 № 755. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   О внесении изменений в постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 61 и от 20 декабря 2011 г. № 52:Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07.03.2013 № 11. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   Общая и прикладная экология / Е. В. Кашевской. - Минск: Дизайн ПРО, 2003. - 192 с

)   Степановских, А. С. Экология: учебник для вузов / А. С. Степановских. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 703 с.

)   Об утверждении Положений по вопросам выдачи разрешений на специальное водопользование и предоставления водных объектов в обособленное водопользование: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.05.1999 № 669. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   Кодекс Республики Беларусь о земле 23 июля 2008 г. № 425-З

)   Об особо охраняемых природных территориях: Закон Респ. Беларусь от 20 октября 1994 года. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

)   О внесении изменений в постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 61 и от 20 декабря 2011 г. № 52:Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 07.03.2013 № 11. // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь.

Введение

 

Вопросы охраны окружающей среды во всем цивилизованном сообществе государств традиционно рассматриваются как необходимые очень важные. Хорошо известно и то, что социальные общности, социальные и политические институты традиционно стремятся обеспечивать свои интересы, в том числе в охране окружающей среды, с помощью права. В свою очередь, эффективность права зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимает уровень и развитость охраны окружающей среды.

Теоретическое решение проблемы охраны окружающей среды в юридическом аспекте предполагает выяснение научного юридического смысла важнейших понятий, отражающих данную проблему, изучение зарубежного и отечественного опыта правового решения этой проблемы, выяснения смысла и содержания современной юридической постановки темы.

Разумеется, постановка вопроса об охране окружающей среды не является новой в отечественной и зарубежной юридической литературе. Научная мысль практически постоянно ориентирована на поиск наиболее конструктивного и эффективного решения всякий раз по-новому заявляющей о себе проблеме. В отечественной юридической науке и практике этот вопрос до недавнего времени практически не развивался.

Обеспечение гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду играет немаловажное значение в обеспечении конституционного права.

Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления и их территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

Из выше перечисленных государственных органов наиболее важную и объёмную работу в области охраны окружающей среды осуществляет Правительстро Республики Беларусь и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Через постановления этих органов реализуются правовые предписания в области охраны окружающей среды.

Так, принятие ими в 1992 году Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" послужило началом формирования в республике самостоятельной отрасли законодательства - законодательства об охране окружающей среды. В 2002 году этот Закон был кардинально пересмотрен и изложен в новой редакции.

В настоящее время действуют более 15 законодательных актов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды.

Правовые предписания законодательных актов в сфере охраны окружающей среды реализуются через постановления Правительства и постановления республиканских органов государственного управления, прежде всего, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Целью данной работы является выявление, осмысление и анализ полномочий правительства Республики Беларусь в облости охраны окружающей среды. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

определить понятие и значение охраны окружающей среды

проанализировать полномочия Правительства Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды

проанализировать порядок взаимодействия правительства Республики Беларусь с другими органами по охране окружающей среды.


 

Теретико-правовые оспекты в облости охраны окружающей среды

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.