Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-05-08 | 49 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Стена — композиционное поле — представляет особый интерес для дизайна как элемент разграничения пространства, как плоскость, членения которой опосредованно придают масштабность среде, в которой осуществляются дизайнерские эксперименты по колористике, демонстрации фактурности материалов, видеоинформатике, суперграфике и т.п.
Технология возведения грунтовой (каменной) стены в виде трапециевидного объема с укладкой
50
тяжелых элементов внизу, легких — наверху впе-ревязку и на связующем растворе (рис. II. 1.2) всегда давала прекрасный визуальный материал для осознания тектонической выразительности пилонов египетских храмов, крепостных укреплений, дворцовых фасадов. Сам материал и функция стены представляют источник для орнаментации и деталировки. Каждая форма агрегатирования материала кирпичной стены, бревенчатого сруба, фахверковой конструкции дает свои предпосылки решения художественного образа с перспективами его развития.
Плетеная орнаментация стен-циновок домов Двуречья переведена в сырцовую кладку архитектуры Ближнего Востока и Средней Азии (см. рис. 1.1.10 б) и далее — в геометрический орнамент поливной керамики куполов мечетей. При наличии проемов в стене их размеры, конфигурация и дизайн сообразуются с традиционными для технологии возведения образцами.
С точки зрения традиционных тектонических воззрений устройство в массивной каменной стене широких оконных проемов нелогично и противоестественно, как и округлых окон в бревенчатом доме. Это, впрочем, не означает запрета на возможность таких решений вообще.
Если стена в экстерьере моделируется, в основном, за счет демонстрации приемов водоотвода и характера строительного материала при сосредоточении художественных акцентов на проемах, в первую очередь на входном узле, то стена интерьера имеет в членениях иную, явно антропо-
|
метричную масштабную структуру, что с поразительной ясностью выступает при наблюдении разрушаемых домов.
Из функциональных мотивов членения стены в интерьере основные, пожалуй, это — соображения сохранности цокольной части от бытовых повреждений и конструктивное пересечение плоскости стены и потолка. Отбивка материальной или колерной полосой цокольной части выделяла чаще ремонтируемую или подкрашиваемую зону стены. Низкий горизонт цоколя зрительно давал впечатление уюта, высокий — официальности. Средняя часть стены находится в основном горизонте обзора и решается двояко: как нейтрально гладкая поверхность в качестве поля для последующего наложения декоративных элементов или как полностью «охваченная» дизайном поверхность с горизонтальными и вертикальными членениями, специфическим стеновым декором (рис. II. 1.3).
Практически все действия по дизайнерской работе со стеной, сознательно или подсознательно, покушаются на ее целостность как визуального препятствия. Окраска стены так или иначе связана с ее воображаемыми удалением или приближением. Любой орнамент, плоскостной или рельефный, визуально расщепляет ее плоскость. Наконец, желание «растворить» стену в пространстве реализуется в настенной пейзажной живописи в самом широком диапазоне — от символических абстракций до реалистичных картин (рис. II. 1.4). Частично эта задача решается и средствами станковой живописи, радикально — установкой сплошного зеркала, отражающего пейзаж за окнами противоположной стены.
Начиная от панорам, укрепляющих иллюзию глубины пространства умелым соединением реаль-
51
ных предметов переднего плана с их живописным продолжением, искусство визуального разрушения замкнутости «коробки» с ощущением выхода на природу достигло больших высот с использованием технических достижений: освещенности, лазерной техники, лайт - боксов, дополнительных эффектов (ветер, ароматы, звуки). Дизайнер должен овладеть всеми приемами этого искусства, сценографического по своей сути.
|
Верх стены, если конструкция перекрытия не выражена выступающими элементами — балками, подпружными арками с соответствующими раскреповками, — фиксируется разницей в цвете с потолком, профильными тягами, фризовым орнаментом.
«Чистое» пересечение плоскостей стены и потолка усиливает удручающее впечатление замкнутости пространства, поэтому так много внимания и уделяется художественному решению этой пограничной линии (в общем случае любое формальное изменение требует «знака препинания» — декоративного элемента, орнамента, раскреповки). К современным средствам дизайна здесь добавились приемы разрыва стыка плоскостей за счет устройства подвесного потока с подсветкой, натяжных и акустических потолков нового типа, которые вообще уже не рассматриваются как перекрытия в традиционном строительном понимании, зеркальных фризов и зеркальных вертикальных углов, дающих эффект разъятой конструкции.
Произошла заметная смена традиционного отношения к рельефу земли просто как к естественным складкам местности, которые часто представляют препятствия для осуществления мероприятий благоустройства. Работа по экологическому воспи-
танию населения проносит свои плоды, и рельеф благоустраиваемой территории усилиями ландшафтных дизайнеров становится художественным компонентом среды. Конечно, стена и насыпь (холм, грива, вал) родственны не более чем человек и обезьяна, но тектонические истоки у них одни и, вероятно, в их доисторических корнях следует искать приемы оформления рельефа в городе, в парке, сквере, детской площадке. Это могут быть геометрически четкие или свободного контура подпорные стенки, каменные облицовки, пандусы и лестницы, каменные композиции на всплесках рельефа (рис. II. 1.5).
Стоечно - балочная система
Рис. 11.1.6. Преобразование стеновой тектонической системы в стоечно-балочную |
Проделаем мысленно эксперимент: пластины двух параллельных стен, по верху которых уложены поперечные балки перекрытия, заменим крайними стойками, на них установим балки, заменяющие гребень стен, и вернем на место поперечные балки [ рис. 11.1.6). Получим каркас, обладающий, при равных пространственных параметрах и принципах передачи нагрузки со стеновой системой, следующими преимуществами: собственно опо-
|
52
ры занимают меньше места и не препятствуют перемещению между ними; конструкция имеет меньший вес; больше независимости в установке ограждения и проемов. Но появляются и недостатки: теряется устойчивость, обязанная массивности стен, усложняется агрегатирование конструкции, особенно в узлах соединения балок и опоры, требуется, хотя и эмпирическое на первых порах, установление соотношения сечения и количества опорных стоек, толщины и формы сечения основных балок. Устойчивость возвращается с установлением дополнительных связей; технический уровень сочленения конструкций неизбежно будет повышаться — это плата цивилизации за избавление от балластных элементов, а освоение принципов соразмерности приходит с опытом восстановления обрушившихся конструкций.
и и ii и и S3 |
Рис. 11.1.7. Трансформация конструкции балочного перекрытия в ферму |
Сложившаяся стоечно-балочная система как дополнительный способ организации пространства существовала и сосуществует со стеновой системой. Их размежевание помогло лучше осознать и развить полезные конструктивные качества, чтобы целесообразно соединять их в нужном соотношении. Так, устойчивость стены и маневренность каркаса стали основой надежных и удобных конструктивных систем т.н. неполного каркаса. Необходимость увеличения безопорного пролета перекрытия заставила внимательно изучить характер распределения усилий в горизонтальной балке. Оказалось, что в круглом бревне работает только центральная зона вертикальной пластины, верхняя часть сжата, нижняя растянута, боковой материал предохраняет центр от искривлений (рис. 11.1.7), поэтому для облегчения конструкции с сохранением ее прочности на прогиб и боковой изгиб достаточно иметь тавровый профиль. Опытным путем, подтвержденным расчетами, установили, что высота балки должна находиться в пределах 1/15—1/20 от ее длины.
|
При увеличении пролета сохранять цельной вертикальную диафрагму, которая становилась все шире, не имело смысла. Тогда части балки, работающие под нагрузкой, разделили на два пояса — верхний и нижний, — заменив соединительную диафрагму решеткой стоек и подкосов, в результате чего получилась ферма. Обратите внимание на разницу расстояний между элементами решетки в обоих поясах. Большая частота опорных узлов — в верхней части фермы, на них будут опираться плоские плиты перекрытия. Нормальные соотношения размеров плоской фермы Н = L/10. Такова динамика технического развития стоечно-балочной системы, которая привела к индустриальным решениям большепролетных перекрытий обитаемых пространств.
Заметный след в художественном воображении человека оставила обработка деталей агрегата деревянных каркасов, воплотившаяся в тектоническую логику ордерной системы. Ордером была конструктивно закреплена и художественно осмыслена система строительной организации среды в условиях гравитационного тяготения.
Исторически сложилось так, что социальный заказ на художественную интерпретацию деревянного ордера в вечном материале, доведение его до высот гармонизации частей и целого с учетом всех факторов визуального воздействия пришелся на долю древних греков.
Обаяние античного совершенства архитектурных достижений в силу их безупречной логики и эстетической завершенности в отражении полного спектра человеческих чувств и уровней выразительности надолго, если не навсегда, сделало ордер главным языком художественного общения поколений и инвариантом тектонического мышления архитекторов.
Композиционно-художественные, пропорциональные и декоративные эталоны греческих и греко-римских ордеров, а также допустимые пределы их формальных преобразований настолько жестко закреплены в мировой архитектурной практике, что отклонение от них воспринимается как нарушение табу.
Попытки ироничного отношения к ордерным закономерностям, допускавшиеся в архитектуре постмодернизма, сейчас расцениваются как проявление невежества. В любом случае дизайнеру, рискнувшему «поговорить» на ордерном языке, следует внимательно ознакомиться с формами избранного ордера по канонам Палладио или Вит-рувия — не вприглядку, а с карандашом в руке. Навык пригодится для отработки критериев выбора и воспитания вкуса, если доведется подбирать архитектурные формы в салонах садовой скульптуры (рис. 11.1.8) [153].
53
жущего вещества вулканический пепел — пуццо лана. Бетон оказался очень кстати там, где не было ни времени, ни квалифицированной рабочей силы для обтески клиновидных камней. Но арки, выполненные укладкой бетонной смеси в опалубки, работали так же, как и выложенные из подогнанных друг к другу камней.
Как показал выше силовой анализ распорной системы, суммарные усилия давления на арку распределены по ее обеим ветвям, причем наклонные векторы усилий имеют горизонтальные и вертикальные составляющие. Сложнее всего обеспечить противодействие горизонтальной составляющей, ибо эта сила стремится опрокинуть контрфорс, и он должен быть массивным и устойчивым. Долгой жизнью римские виадуки обязаны тому, что их строили в створе ущелий, на берегах горных рек, обеспечивающих надежное погашение распорных усилий (рис. II. 1.12). Арочные пролеты могли достигать размеров, недоступных при использовании деревянных конструкций, к тому же сгораемых. Геометрическая правильность является залогом прочности арки. В античности была освоена технология возведения полуциркульных арок. Пологая и стрельчатая арки оказывают, соответственно, большее и меньшее давление на контрфорсы, что существенно влияет на вид сооружения, где они применены (рис. II. 1.13) [11, 36]. Арка стала базовым элементом для формирования распорных конструкций центричного и линейного типа: купола и свода. Простейшим приемом возведения купола из штучного материала является воробовый. Он вы- |
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!