Глава 1. История происхождения числительных — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 1. История происхождения числительных

2021-10-05 1015
Глава 1. История происхождения числительных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Проблема: в современном мире в устной и письменной речи мы постоянно используем имена числительные. Очень часто люди нарушают нормы употребления этой части речи, допуская ошибки в склонении и произношении. Слова, которые обозначают количество или порядок при счёте, возникли достаточно давно. Может быть, история их происхождения и изменения поможет и нам разобраться в этом непростом вопросе правильного употребления?

Цель: познакомиться с историей происхождения имен числительных в русском языке.
Задачи:
- выяснить, как древние славяне вели счет;
- определить, что обозначали счетные слова;
- узнать, когда счетные слова оформились в самостоятельную часть речи - имя числительное.

- создать проектный продукт плакат, который показывает основные особенности употребления числительных в речи.

Гипотеза: знание истории происхождения имен числительных позволит современному человеку понять правила их употребления в речи.

Методы: поиск, анализ литературы по изучаемому вопросу; анализ Интернет-ресурсов; создание макета и реализация проектного продукта.

Актуальность: данная тема актуальна в наше время, т.к. данная часть речи используется каждым из нас практически ежедневно.

 

 


 

Глава 1. История происхождения числительных

В названии своего толкового словаря Владимир Иванович Даль применительно к нашему языку употребил слово «живой». В подзаголовке он приписал, что это следует понимать, как «направление исследования». Выражение достаточно туманное. Оно ничего не проясняет, однако приглашает задуматься. Параллель «живой – живущий» слишком очевидна. В современном мире существуют сотни, если не тысячи языков. В противовес умершим и вышедшим из употребления их можно называть живыми. Но не такой смысл писатель вкладывал в свою характеристику. Окунувшись в глубины великорусской языковой стихии, он ощутил её корневую связь с миром природы, её естественность. Слово «птица» неразрывно связано с глаголом «петь», речь в русском восприятии – та же река, только наполненная духом и смыслом. Великорусский язык живой потому, что его корни хранят память тысячелетий, первообразы человеческой речи, например: урожай – это то, что рожает мать – сыра земля; медведь ведает, где мёд; облако – белое око небосвода. Жизнью наполнен наш язык, её вечной юностью, таков смысл далевского определения. Но коли так, то, как говорится, сам бог велел поискать глубинные основания нашей речи. Начнем с числительных.

Даже первобытные люди нуждались в счёте.

Они изготавливали глиняные фигурки, с помощью которых земледельцы вели учёт собранного урожая, пастухи количества животных. Для счёта времени люди делали зарубки на стенах и палках.

Древний народ майя вместо цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев.

 

Что мы знаем о числительных?

Количество слов, которые мы называем числительными, в русском языке очень невелико – всего несколько десятков единиц. Существуют числительные:   количественные, обозначающие количество предметов ("два ученика", "три берёзы") или отвлечённое число ("три", "двадцать один"), порядковые, называющие порядковый номер предметов при их счёте ("первый том", "вторая страница"). Количественные числительные делятся на собирательные, обозначающие количество предметов как одно целое ("двое", "пятеро"); целые, обозначающие целое число («три», «две тысячи сто двадцать восемь»); дробные, обозначающие часть от числа или смешанное число («пять восьмых», «одна целая пять сотых»).

Если рассматривать структурную составляющую, то можно выделить следующие категории: простые (числительное пишется в одно слово, в нём один корень – «десять»), сложные (числительное пишется в одно слово, но в нем выделяется два корня – «восемь-десят»), составные (числительное пишется в два и более слова – «одна тысяча девятьсот пятьдесят восемь»).

Кириллическая нумерация

Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять…

Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно. В IX веке братья Кирилл и Мефодий создали кириллическую нумерацию, согласно которой славяне на письме передавали числа буквами.

Изначально числа: «одинъ», «дъва», «три», «четыре», были прилагательными и согласовывались в роде, числе, падеже с существительными, к которым они относились: дъва стола, дъвъ рыбъ, три рыбы. Остальные счётные слова по происхождению являются существительными (изменялись по родам, числам и падежам, могли иметь при себе определения).

1000

Слово "тысяча" находим ещё в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях, т.е. точно существовало в языке древнерусском в 14 веке. Известно про то, что долгое время для обозначения крупных чисел восточные славяне использовали такие слова как "тьма" (10000), "ворон" (100 миллионов), остальные же числительные считаются заимствованиями. Есть несколько версий происхождения слова "тысяча" в древнерусском языке.

1. Из общего индоевропейского языка пришел корень tus- (вспомним, по-английски thousand).

2. Есть предположение, что это от выражения "пухлая (большая) сотня" (в старославянском "расширяться, пухнуть"- "тыти". Сотню же, предположительно, книжники из латыни утащили - centum.

3. Ещё одна версия - из арабского языка. Торговлю с восточными странами вели активно, о чем свидетельствую клады серебряных монет из арабских стран веков 6-8. Слова "тысяча", "сто", "десять" и "девять" восходят к одному корню, если пропустить неудобные гортанные гласные - "ст" или "тс" (не забываем про нестандартное направление арабских слов). "Тисъат" - 9 в арабском. Откуда же взялось 10, 100 или 1000? Если вспомнить, что число месяцев беременности исчислялось по одному календарю (лунному) - в 10 месяцев, а по другому (солнечному) - в 9, то противоречия нет и путаница естественна для заимствования слова в то время.

Миллион

Слово «миллион» очень старое оно было придумано в XIII веке известным путешественником Марко Поло. Произошло это так. Марко однажды посетил Китай – великую державу и даже не смог найти в итальянском языке нужного определения и емкого слова, чтобы охарактеризовать все прелести этой великолепной страны, чтобы выразить восхищение его богатствами.

С итальянского «милли» - тысяча, а «оне» - это суффикс, который имеет увеличительное значение. Примерно, как русский суффикс «ищь» в словах «домище», «страшилище», «пожарище».

Сегодня мы широко употребляем числительное миллион, в основном, когда говорим о деньгах.

Немного истории. В конце XIII века купцы из Венеции Маффео Поло и Николо Поло приехали во владения монгольского хана Хубилая в Китай с ними был сын Николо Марко – будущий путешественник. Марко тогда было всего 17 лет. Юноша жил и служил во дворце хана, пока его отец и дядя занимались торговыми делами. Хубилай принял Марко, от сделал его перфектом, а это высочайшее звание для иностранца в те времена. Марко даже входил в тайный совет.

Прошло много времени после того, как Марко вернулся на родину. Он стал рассказывать итальянцам о диковинной стране – Китае, о великолепии царского дворца, о его несметных богатствах, о том, что в Китае в тот момент существовали бумажные деньги, на которые люди могли обменять дорогие продукты и драгоценности. Марко и придумал слово «миллион» - «тысяча тысяч богатств».

Миллиард

Слово «миллиард», имевшее вначале значение 1012, получило значение 109 (тысячи миллионов) в «Арифметике» Траншана (1558) и употреблялось во Франции в XIX веке наравне со словом «биллион». В Германии это слово вошло в употребление лишь после получения от Франции 5 миллиардов контрибуции после франко-прусской войны 1871 года.

Известная нам в настоящее время часть речи «числительное» в древнерусском языке отсутствовала.

Все счётные слова относились или к прилагательным, или к существительным и характеризовались морфологическими и синтаксическими признаками этих частей речи.

Заключение

В современном русском языке имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счёте. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? Числительные наиболее часто используются в текстах научного стиля (учебники, энциклопедии и т.д.); в текстах официально-делового стиля (деловые бумаги, документы и т.п.). В текстах художественного стиля числительные указывают на даты, возраст, служат одним из средств характеристики литературного героя, помогают писателям повествовать факты с документальной точностью, а читателю – поверить в достоверность описываемого. Употребление в речи числительных делает высказывание более убедительным, аргументированным. Числительные упорядочивают факты, мысли.

Проведенный диктант позволяет сделать вывод о недостаточности знаний школьников по данному вопросу, а значит частом появлении ошибок в употреблении слов. Данная работа является лишь начальным этапом в освоении темы, связанной с появлением и развитием этой части речи.

История появления имени числительного достаточно сложна и интересна, поэтому данная часть речи требует к себе внимательного отношения со стороны современного поколения. В наших силах следить за чистотой речи и родного языка.


Список литературы

1. Волина В.В. Русский язык: веселая грамматика: имя числительное / М.: Дрофа, 2001, с. 48
2.Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – 3-е перераб. – СПБ., «Авалон», «Азбука-классика», 2007, с.185-193
3.Маджидов С.Л. О сочетаниях числительных типа ДЕСЯТЬ-ПЯТНАДЦАТЬ в современном русском языке // Речевая деятельность. Текст. - Таганрог, 2002. - С. 135-139.
4. Супрун А.Е. О русских числительных / Фрунзе,2-е перераб.,2003, с. 172
5. http//www.gramma.ru

6. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – 3-е изд., перераб. – СПБ., «Авалон», «Азбука-классика», 2007, с.185-193

7. https://www.kakprosto.ru

8. https://ru.wikipedia.org

9. https://infourok.ru

 

 

Приложение

1. Словарный диктант для учащегося

Столетний дуб, шестьдесят километров, пятиэтажный дом, двенадцать минут, восемнадцатая квартира, до девяноста градусов, в полутора миллиметрах, двести шестьдесят восемь миллионов, семью девятыми объёма, полтораста коробок, к обеим сторонам, тридцать шесть шагов, миллиард человек, прибыть в одиннадцать часов, семнадцать тысяч четыреста экземпляров, с семерыми щенками, пятьюдесятью четырьмя годами, шестнадцати сантиметров, полутораста тоннами, к двумстам сорока шести прибавить восемьдесят, восемьюстами тринадцатью центнерами, десятеро школьников, в две тысячи девятом году.

 

2. Макет проектного продукта

 

 

 

Введение

Проблема: в современном мире в устной и письменной речи мы постоянно используем имена числительные. Очень часто люди нарушают нормы употребления этой части речи, допуская ошибки в склонении и произношении. Слова, которые обозначают количество или порядок при счёте, возникли достаточно давно. Может быть, история их происхождения и изменения поможет и нам разобраться в этом непростом вопросе правильного употребления?

Цель: познакомиться с историей происхождения имен числительных в русском языке.
Задачи:
- выяснить, как древние славяне вели счет;
- определить, что обозначали счетные слова;
- узнать, когда счетные слова оформились в самостоятельную часть речи - имя числительное.

- создать проектный продукт плакат, который показывает основные особенности употребления числительных в речи.

Гипотеза: знание истории происхождения имен числительных позволит современному человеку понять правила их употребления в речи.

Методы: поиск, анализ литературы по изучаемому вопросу; анализ Интернет-ресурсов; создание макета и реализация проектного продукта.

Актуальность: данная тема актуальна в наше время, т.к. данная часть речи используется каждым из нас практически ежедневно.

 

 


 

Глава 1. История происхождения числительных

В названии своего толкового словаря Владимир Иванович Даль применительно к нашему языку употребил слово «живой». В подзаголовке он приписал, что это следует понимать, как «направление исследования». Выражение достаточно туманное. Оно ничего не проясняет, однако приглашает задуматься. Параллель «живой – живущий» слишком очевидна. В современном мире существуют сотни, если не тысячи языков. В противовес умершим и вышедшим из употребления их можно называть живыми. Но не такой смысл писатель вкладывал в свою характеристику. Окунувшись в глубины великорусской языковой стихии, он ощутил её корневую связь с миром природы, её естественность. Слово «птица» неразрывно связано с глаголом «петь», речь в русском восприятии – та же река, только наполненная духом и смыслом. Великорусский язык живой потому, что его корни хранят память тысячелетий, первообразы человеческой речи, например: урожай – это то, что рожает мать – сыра земля; медведь ведает, где мёд; облако – белое око небосвода. Жизнью наполнен наш язык, её вечной юностью, таков смысл далевского определения. Но коли так, то, как говорится, сам бог велел поискать глубинные основания нашей речи. Начнем с числительных.

Даже первобытные люди нуждались в счёте.

Они изготавливали глиняные фигурки, с помощью которых земледельцы вели учёт собранного урожая, пастухи количества животных. Для счёта времени люди делали зарубки на стенах и палках.

Древний народ майя вместо цифр рисовал страшные головы, как у пришельцев.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.