Эрос (сила любви) Уран (небо) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эрос (сила любви) Уран (небо)

2022-05-08 31
Эрос (сила любви) Уран (небо) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эреб (мрак) Никта (ночь)

6 титанов и 6 титанид

Эмер (день) и Эфир (свет) Океан Тефида

Крон (Хронос) Рея

Кой Феба

Крий Мнемосина

Гипперион Тейя

Иопед Фемида

Гея и Уран породили циклопов (одноглазые великаны - кузнецы) и гекатонхейров (сторукие пятидесятиголовые).

Крон, младший из титанов, оскопил Урана и сверг. Хронос получил предсказание, что его ждёт тоже самое. Поэтому Хронос поедает своих детей: Аид (подземное царство), Посейдон (морская стихия), Деметра (плодородие), Гестия (богиня домашнего очага), Гера (брак). Но жена Крона, Рея, спасла младшего - Зевса, дав Крону камень в пелёнках.

Зевс вырастает. С помощью рвоточных зелий освобождает своих братьев и сестер и свергает своего отца т приходит к власти.

 

ВТОРОЙ ПЕРИОД: ОЛИМПИЙСКИЙ (классический)

Матриахальную мифологию сменяет патриархальная.

В классическом периоде два этапа:

1. ранняя классика

2. поздний героизм

 

1. Ранняя классика

Мифы посвящены богам, которых классифицировали на несколько групп.

1)Старшее поколение богов: дети Хроноса и Реи.

2)Младшее поколение богов.

- Афина (разум и справедливая война, покровительница ремёсел). Родилась из головы Зевса, любимая его дочь.

- Аполлон (покровитель искусств). Убил пифийского дракона, основал своё святилище.

- Афродита (богиня любви и красоты)

- Гефест (кузнечное ремесло). Некрасив. Хром - его сбросила с Олимпа Гера, обманутая супруга Зевса. Гефест отомстил ей - сделал трон, с которого она не могла встать.

- Дионис (виноделие, бог крестьян). Противопоставлен Аполлону - богу родовой аристократии.

- Геба (богиня юности)

- Гермес (покровитель воров и путников, торговли. Вестник богов)

- Арес (бог войны)

 3)Божества меньшего ранга:

- Ирина, богиня радуги, вестница Геры

Музы:

- Каллиопа (эпическая поэзия)

- Клио (история)

- Мельпомена (трагедия)

- Эвтерпа (лирическая поэзия)

- Эрато (любовная лирика)

- Терпсихора (муза танца)

- Талия (муза комедии)

- Полигимния (муза торжественных гимнов)

- Урания (муза астрономии)

Три Мойры (божества судьбы):

- старшая Клото (прядёт нить жизни)

- средняя Лахесис (вынимает жребий)

- младшая Атропос (записывает жребий в книгу жизни)

 

«Герой» в древнегреческой мифологии – сын или потомок божества и смертного человека. История героизма, как известно, относится к классическому, или олимпийскому, периоду древнегреческой мифологии (II тыс. до н. э., расцвет - середина II тыс.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги, ниспровергшие титанов в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-Земли, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных людей.

 

К этому периоду относятся сюжеты о подвигах героев, которые сражались с чудовищами:

- Беллерофонт (победил Химеру с помощью Пегаса. Загордился и решил на Пегасе добраться до Олимпа, но боги его низвергли.

- Ясон (добывал золотое руно)

- Тесей (убил Минотавра)

- Персей (убил Медузу Горгону)

- Геракл (12 подвигов: Удушение Немейского льва, Убийство Лернейской гидры, Истребление Стимфалийских птиц, Поимка Керинейской лани, Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами, Очистка Авгиевых конюшен, Укрощение критского быка, Похищение коней Диомеда (победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)), Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок, Похищение коров трёхголового великана Гериона, Похищение золотых яблок из сада Гесперид, Укрощение стража Аида — пса Цербера).

 

3. Сюжеты, образы и циклы олимпийской мифологии.

У всех свой язык и своя мифология, значит, мифология связана со словом. Мифологию нельзя придумать специально - ее создает народ на определенной стадии своего развития. Поэтому мифологические сюжеты и похожи, ведь они связаны с определенными этапами мировоззрения. Мифологию нельзя отменить декретом. В родовом обществе мифология является универсальной, единой и единственной нерасчлененной формой общественного сознания, которая отражает действительность чувственно-конкретных и персонифицированных образов.

Образы: Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра - земледелия, Афина - честной, открытой войны (в отличие от Ареса), Афродита - богиня любви и красоты, Гестия - домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного существа стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю. Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию. Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой; он умеет более спокойно в ней ориентироваться, находить в ней красоту, использовать для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и мирному, мудрому Нерею. Нимфы получили красивый, поэтический вид, ими стали любоваться, воспевать.

Циклы: предыдущий билет (периодизация).

 

 

4. Специфика мифологии позднего героизма.

На этапе позднего героизма появляется новый тип героя – герой-интеллектуал:

  1.       
  2. Одиссей
  3.       
  4. Эдип (загадка Сфинкса о человеке)

Герои выступают против воли богов, даже состязаются с ними. Боги представляются не теми, кем были раньше. Появляются родовые проклятья.

В Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней. У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление.

Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов – амврозию и нектар – и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

– Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

– Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного.

На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где, же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

– Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

– Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой.

 

 

Проклятие Танталидов.

Сын Тантала Пелопс обманул возницу Миртила, которому он пообещал полцарства за помощь в победе над царем Эномаем, и попал под проклятье Миртила, в результате чего сыновья Пелопса Атрей и Фиест находятся всю жизнь во взаимной вражде. Атрей по недоразумению убивает своего собственного сына, подосланного Фиестом; в ответ на это он угощает Фиеста зажаренным мясом его, Фиеста, детей. Свою жену Аеропу, способствовавшую козням Фиеста, он тоже бросает в море и подсылает сына Фиеста к самому Фиесту, чтобы его убить, но сын, понявший козни Атрея, убивает Атрея. Оставшиеся в живых два сына Атрея ведут жесточайшую Троянскую войну, по окончании которой Клитемнестра из-за ревности и мести убивает собственного мужа Агамемнона. Клитемнестру и ее любовника Эгисфа, который был сыном все того же Фиеста, убивает сын Агамемнона и Клитемнестры Орест, за что его преследуют подземные мстительницы Эринии – богини родового мщения. На суде богов его оправдывают.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД: ПОСЛЕКЛАССИЧЕСКИЙ.

Период отрицания (самоотрицания) порядка богов.

Развитие мифов о превращениях (бо Апполоне и Дафне, об Арахне). Мифы о Прометее и Дионисе.

 

5. Послеклассический период мифологии. Мифы о Прометее и мифология Диониса.

В послеклассический период мифология начинает изживать себя. Боги близки к преступникам. Прометей становится заступником за род людской. После потопа дает огонь из гефестовской кузницы, т.е. он оказывается более гуманным, чем Зевс. Появляется новый культ – культ Диониса. Культ Диониса появляется поздно. Виноград стал возделываться в 8-7 веке до нашей эры. В гомеровских преданиях нет Диониса. Д. не только бог винограда и виноделия, у греков он имеет много значений. Греки стараются поместить его на Олимп. Он становится богом, который вмещает в себя трагедию человеческой жизни. Судьба Диониса созвучна судьбе эллинов. Трагедия как жанр появл. как разыгрывание мифов о Дионисе. Дионис – покровитель театра и трагедии. Культ его достаточно кровавый. Он бог крестьянства, начинает теснить Аполлона, бога интеллигенции.

Дионис становится вегетативным, у него есть зооморфные черты. Его спутники – козлоногие сатиры. Поклонники этого бога устраивали ночные жертвоприношения. Женщины – линяды, вакханки – разрывали козлёнка и ели его сырым. Апполон – бог установл. правил, а Дионис – бог среднего класса.

Миф о рождении Диониса. Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и Семелы. Семела — богиня, побуждающая участников вакханалии к неистовству. Дочь Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами Стикса, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнём и умерла от страха. Зевс успел вырвать у неё из чрева недоношенный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. А когда пришло время, родился Дионис, веселый бог виноградной лозы и плодородия. Диониса воспитывала Ино (нимфа), первая назвавшая Диониса божеством.

В принципе Дионис не бог, а герой. Родился в Фивах, сын Семелы, т.е. на нем родовое проклятие Кадма.

Кадм — легендарный основатель Фив, После похищения Европы Зевсом, Кадм и его братья были посланы отцом на поиски сестры. Дельфийский оракул приказал Кадму прекратить поиски, последовать за коровой, которую он встретит, и выстроить город там, где она остановится. Выполняя это приказание Кадм, следуя за коровой, пришел в Беотию, где основал Кадмею, крепость, вокруг которой впоследствии выросли Фивы. Здесь же ему пришлось вступить в борьбу с владыкой этих мест, гигантским змеем, сыном Ареса. Кадм победил чудовище, вырвал у него зубы и засеял ими землю. Из этих зубов выросли воины — спарты (посеянные). Они начали сражаться друг с другом, и все, кроме пятерых, погибли. Эти пятеро воинов стали родоначальниками знатнейших фиванских родов. Восемь лет должен был Кадм служить Аресу за то, что убил змея (его сына). Только после этого Кадм стал полноправным властелином Кадмеи, и Зевс отдал ему в жены дочь Ареса и Афродиты, Гармонию. На свадьбе присутствовали все боги. Они подарили Гармонии покрывало и ожерелье, ставшее впоследствии источником бед для всех, кто им владел.

Брак Диониса с Ариадной. Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити которой афинский герой Тесей смог выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по пути в Афины, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну, Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

 

Прометей - титан, сын Урана и Геи, брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Отец Девкалиона, который вместе со своей женой Пиррой единственные из людей спаслись после потопа, посланного Зевсом. Обладал даром предвидения. Превосходил умом остальных титанов и даже Зевса. После победы богов над титанами Прометей стал на сторону людей, когда они захотели уменьшить жертвы богам. Чтобы обмануть Зевса, Прометей предложил ему самому выбрать, какую часть убитого животного люди должны отдавать богам, а какую оставлять себе. Разрубив тушу быка на куски, Прометей сложил из них две кучи: в одну пошло все съедобное мясо, прикрытое сверху шкурой и желудком животного, в другую - кости, скрытые кусками жира. Зевс, польстившись на жир, выбрал последнюю. Миф наивно пытался объяснить, почему в жертву богам сжигают на алтарях кости, т.е. худшую часть убитого животного. Разгневанный Зевс отнял у людей огонь, однако Прометей похитил огонь с Олимпа, принес его людям в тростнике и научил людей пользоваться огнем. Люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это по приказу Зевса Прометею копьем пробили грудь, и он был прикован к скале на отрогах Кавказского хребта и обречен на постоянные муки: прилетавший каждый день орел расклевывал его печень, отраставшую снова за ночь. Так длилось много веков. Но Зевс, желая узнать своё будущее, всё же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея. В Афинах Прометей почитался наравне с Афиной и Гефестом.

 

 

6. Мифы троянского цикла. Сюжет и композиция гомеровских поэм.

Сюжеты знаменитых поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», полностью сохранившихся до нашего времени, как и ряда других поэм, не сохранившихся, взяты из обширного цикла сказаний о Троянской войне. На основе некоторых действительных событий сложились и развились эти сказания, включившие в себя много различных воспоминаний и мифологических образов, которые связаны в основном с южной Фессалией и северным Пелопоннесом.

Каждая из двух поэм берет лишь небольшие эпизоды из большого цикла. В «Илиаде» рассказывается о событиях десятого года Троянской войны, причем изложение не охватывает последних событий войны и оканчивается смертью и погребением главного троянского воителя Гектора. На все предшествующие и последующие события даются только беглые намеки, свидетельствующие о том, что общее содержание всего цикла было хорошо известно слушателям. То же самое можно сказать и об «Одиссее», где рассказывается о последних днях странствий героя на обратном пути из-под Трои, о прибытии на остров Итаку и о событиях на Итаке, мимоходом затрагиваются другие события, как, например, приключения Одиссея во время десятилетних странствий (I X — X I I), разрушение Трои, возвращение других героев — Нестора, Менелая, Агамемнона (I I I — I V) и т. д.

Мы знаем, однако, что и другие части троянского цикла получили литературную обработку   в V I I I — V I вв. до н. э. Эти поэмы были известны под названием «киклических». До нас дошли лишь небольшие отрывки, а содержание их известно главным образом по прозаическому изложению первых веков н. э. Чтобы представить себе связь между всеми упоминаемыми в поэмах событиями, необходимо исходить из начального факта, послужившего причиной войны, — мотива, который часто встречается в сказках.

Сын троянского царя Приама Парис-Александр похитил прекрасную Елену, супругу спартанского царя Менелая. Оскорбленный Менелай призвал на помощь многих царей и воителей — Диомеда, двух Аяксов, мудрого старца Нестора, хитроумного Одиссея и других. Среди всех выделялся силой и доблестью юный сын Пелея и богини Фетиды Ахилл (Ахиллес), вождь племени мирмидонян в южной Фессалии. Во главе похода стал старший брат Менелая Агамемнон, царь Микен и Аргоса. После продолжительных сборов, сопровождавшихся еще различными событиями, в том числе жертвоприношением дочери Агамемнона Ифигении, началась прославленная в сказаниях Троянская война.

Фабулой гомеровских поэм (фабула – естественная, прямая временная связь событий, сюжет допускает перестановки и сдвиги) является Троянский цикл мифов. Г. не использует все мифы Тр. цикла. Ни в О, ни в И. не излагается предыстория событий.. О причинах троянской войны написана поэма «Киприи».

 «Илиада» охватывает в качестве событий незначительный период времени. Всего 50 дней последнего года войны. Это гнев Ахилла и его последствия. Так поэма и начинается. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Главное – гнев Ахилла. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Поэтому Ахилла надо изъять.

 В Илиаде 2 сюжетно-композиционных плана: земной инебесный. В земном все события определяются гневом Ахилла, все события – последствия гнева его. В небесном плане все определяется волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы – доли ахейцев и троянцев.

Композиция: 24 песни, чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в третьем веке до нашей эры – для удобства. Каждую главу назвали по букве греческого алфавита.

В чем причина гнева Ахилла? За 10 лет они разорили много окрестных полисов. В одном городе они захватили двух пленниц – Хрисеиду (досталась Агамемнону) и Брисеиду (досталась Ахиллу). Хрис пожаловался Аполлону. Тот начал пускать свои стрелы и настал мор. Пришлось вернуть Хрисеиду, но Агам. Забирает все награды себе за ее возвращение. Ахилл упрекнул его в корыстолюбии. Аг. Погрозился забрать вдобавок еще из того, что в награду досталось Ахиллу. Аг. все-таки забирает Брисеиду. Ахилл оскорблен. Впоследствии несколько раз к нему послыают послов. В битву вместо А.выходит Патрокл. Гектор убивает его и забирает доспехи. После этого Ахилл вступит в битву, но не сразу. Поэма заканчивается похоронами Гектора, хотя по сути судьба Трои уже решена. У греков начинает формироваться сознание ценности своей личности. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.

 В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях человека. Ученый называют ее: «эпическая поэма странствий». В ней повествование о человеке вытесняет рассказ о событиях. О.намного сложнее И. На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним сорока дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало. О.удивительно самостоятельный герой. Он отказывается от бессмертия, стремится на Итаку к жене и сыну. Человек осознает свое собственное величие.

Композиция: сложнее «Илиады». События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. В «Одиссее» три сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у Одиссея есть цель и никто не может ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия это поздняя вставка.

В основном все же это описание странствий Одиссея, причем в ретроспективном плане. События определяются ретроспекцией: влияние событий давнего прошлого. Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая – достойная супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров. К ней сватается 199 женихов, тк царем можно стать, женившись на царице. Каждый из претендентов происходит из известного рода, но П.хранит верность О.

Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков.

 

7. Гомеровский вопрос. Генрих Шлиман и Троя.

Автором двух эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» традиционно считается Гомер.

Авторство Гомера не доказано, как не доказано и его существование.

Имя Гомера уже в античном мире превратилось в легенду. Он был аэдом, т.е. носителем устного народного творчества. Существовали предания о слепоте Гомера. Говорили, что он сын Бога и лично был знаком с героями своих произведений. Жизнь Гомера не имеет точных дат (от 12 в. до н.э. – до 7 в. до н.э.).

Считается, что в 6 в. до н.э. тексты были письменно зафиксированы. Александрийские ученые разбили текст на песни. Они отметили спорные моменты.

В 17 в. было высказано мнение, что Гомер никогда не существовал, а его поэмы – это механическое собрание самостоятельных песен. С этого момента стали важными 2 проблемы:

●            

● Реальность Гомера как автора

●            

● Вопрос       о происхождении поэм

Это и есть гомеровский вопрос.

Сложились 2 противоположные концепции:

●            

● Аналитики

●            

● Унитарии

Аналитики считали Илиаду и Одиссею компиляцией, т.е. соединением даже не согласованных между собой отдельных песен.

Унитарии считают, что у них есть автор, поэмы обладают композицией.

В настоящий момент наиболее актуальна теория расширения. Существует пра Илиада и пра Одиссея, они были расширены путем введения новых эпизодов.

Произведения Гомера отражают Крито-Микенскую культуру (период). Воспоминания об этом периоде к 19 веку были забыты.

Вот три аргумента против традиционного представления о единстве гомеровских поэм:

1) сравнительно позднее развитие письменности у греков, которое он относит к VII — VI вв. до н. э.;

2) античные сообщения о первой записи поэм при Писистрате;

3) отдельные вставки и противоречия в поэмах. Невозможность создания больших поэм в бесписьменное время и ненужность их в эпоху, когда требовались лишь краткие застольные песни в честь богов и героев, приводят к убеждению, что «Илиада» и «Одиссея» не что иное, как собрание отдельных песен.

Другими словами: гомеровский эпос является результатом коллективного творчества народных поэтов.

Исследуя язык гомеровских поэм, ученые пришли к выводу, что Гомер являлся выходцем из ионийской аристократической семьи. Язык «Илиады» и «Одиссеи»» - искусственный поддиалект, на котором в жизни никогда не говорили. До 19 века господствовала точка зрения, что содержание обеих поэм – это поэтический вымысел.

В 19 веке заговорили о реальности событий, после того как дилетантом Генрихом Шлиманом была открыта Троя (в последней четверти 19 века).

Генрих Шлиман родился в 1821 году в Германии в семье бедного пастора. На свое семилетие он получил красочную энциклопедию мифов и после этого заявил, что найдет Трою. Он не получает образования. Он самостоятельно изучил 12 языков. В 1864 году он закрывает свое дело, а все деньги использует на открытие Трои. Он едет в те места, где она могла бы быть. Весь ученый мир производил раскопки в Турции. Но Шлиман ориентировался на Гомеровские тексты, где было сказано, что троянцы несколько раз в день могли ходить на море. Шлиман нашел мыс Гиссарлык (самое узкое место Дарданнельского пролива) и выяснил, что реальной причиной троянской войны была экономика – троянцы взимали слишком большую плату за проход через пролив. Шлиман вел раскопки по-своему – не раскапывал слой за слоем, а раскопал сразу насквозь холм (1871) и смотрел, какие слои имеются. В самом низу он нашел золото. Больше всего Шлиман хотел вернуть Греции былое величие, соответственно и это золото, которое он считал кладом царя Приама. Но по законам клад принадлежал Турции. Поэтому его жена – гречанка София – спрятала золото в капусту и перевезла через границу.

Доказав всему миру, что Троя реально существовала, Шлиман на самом деле ее уничтожил. Позднее ученые доказали, что нужный временной слой был шестым от низа. Этот слой Шлиман разрушил, доставая золото. Потом он вёл раскопки в Микенах (1876), где он нашел золотые ворота, три гробницы, которые он посчитал захоронениями Агамемнона (золотая маска Агамемнона), Кассандры и Клитемнестры. Он опять ошибся – эти захоронения относились к более раннему времени.

 

8. Понятие об эпическом герое в поэмах Гомера.

В центре древнего эпоса – герой, кот. Носит название – эпический. В нем нашёл отражение основной эпический признак – общее выше индивидуального. Эпос создавался в эпоху поздней родовой общины, человек ещё не выделял себя из родового племени. Не было понятия личности. Эпический герой выражает черты коллективного идеала..Э. г. – это всегда лучший человек рода. Герой всегда силен силой своего народа. Вождь олицетворяет собой всё племя, его общие (лучшие черты). Главная черта эпического героя – доблесть. Эпич. герою присуще чувство собственного достоинства, Герой гомеровских поэм живет в особом мире, где понятия «все» и «каждый» - синонимы.

Образы героев у Гомера статичны, они не развиваются. В героях можно увидеть зарождение индивидуальности.

Набор качеств у каждого воина одинаков, но образы уникальны. Каждое из действующих лиц выражает какую-нибудь одну сторону национального греческого духа. Центральное место занимает образ Ахилла. Он велик, но смертен.

Ахилл – очень молод, его образ полон скорби, его ждёт смерть и он не страшится смерти (сознательный выбор). Он бескомпромиссный герой, вспыльчивый, прямодушный. В гневе он беспощаден, страшен. Характеристика Гомера: он умеет слагать песни и поет их. С Патроклом взаимозаменяют друг друга.

Агамемнон – верховный вождь. Он храбр, знатен, но он деспотичен, высокомерен, не справедлив.

Менелай – брат Агамемнона – храбр, доблестен, малоинициативен.

Парис (Александр) – образ прекрасного, но изнеженного мужчины.

Гектор – самый безупречный герой. Идеальный вождь, отец, сын. Самый миролюбивый герой.

Аякс Телемонит (Большой). Аякс неповоротлив, медлителен. Его черты - огромный рост, упрямство, простодушие. Не красноречив. Для воина убить барана – считается постыдным, поэтому он заканчивает жизнь самоубийством.

Диомед – воитель, проявлял доблесть всегда, заменил Ахилла, боец с богами. Главное – полное бескорыстие, поэтому Диомеду даруется победа над богами.

Интересны образы старцев.

Нестор – он пережил 3 поколения героев, принял участие в Троянском походе, помогает ахейцам советами. Он живет с семьей.

Одиссей – ему покровительствует Афина (хитроумный Одиссей, многострадальный Одиссей). Он предан Родине. Отказывается от бессмертия. Он изображен как воин и как мудрый советчик. Тип интеллектуального героя. Он находчивый. Может быть жесток (сцена избиения женихов).

У Гомера присутствует эпическое двойничество (Менелай – Партокл…)

Герои Гомера обладают набором качеств эпического героя, получают задаток индивидуальности.

 

9. Нравственная основа и цельность образов гомеровских поэм.

 Значение гомеровских поэм заложено в нравственных ценностях, они их нам представляют. В это время как раз формировались представления о нравственности. Героизм и патриотизм – не главные ценности, которые интересуют Гомера. Главное – проблема смысла человеческой жизни, проблема ценностей человеческой жизни. Тема человеческого долга: перед родиной, перед племенем, перед предками, перед умершими. Жизнь во вселенском масштабе представлена как вечнозеленая роща. Но смерть не повод для горя – ее нельзя избежать, но надо достойно встретить. Формируются представления о человеческой дружбе. Одиссей и Диомед, Ахилл и Патрокл. Все они уравновешены. Проблемы – что есть трусость? Храбрость? Верность дому, народу, супругу? Верные жены: Пенелопа, Андромаха.

В гомеровских героях собирались обобщенные черты всего народа, который они представляли. Образы воинов отличались многообразием. У Гомера еще не было представления о характере, но, тем не менее, у него нет двух одинаковых воинов. Считалось, что человек уже рождается с определенными качествами, и в течение жизни ничего измениться не может. Этот взгляд претерпевает изменение только в трудах Теофраста – ученика Аристотеля. Удивительная нравственная цельность гомеровского человека. У них нет рефлексии или раздвоенности – это в духе гомеровского времени. Судьба – это доля. Поэтому обреченности нет. Поступки героев не связаны с божественным влиянием. Но существует закон двойной мотивации событий. Как рождаются чувства? Легче всего объяснить это божественным вмешательством Талант Гомера: сцена с Ахиллом и Приамом. Набор качеств у каждого воина одинаков, но образы уникальны. Каждое из действующих лиц выражает какую-нибудь одну сторону национального греческого духа. В поэме есть типы: старцы, жены и т.д. Центральное место занимает образ Ахилла. Он велик, но смертен. Гомер хотел изобразить поэтический апофеоз героической Греции. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег. Чтобы герои были разные, количество различных качеств разное – индивидуальная характеристика. Ахилл обладает импульсивностью и безмерностью. Характеристика Гомера: он умеет слагать песни и поет их. Второй по силе воин – Аякс Большой. У него чрезмерно много честолюбия. Ахилл быстроног, Аякс неповоротлив, медлителен. Третий – Диомед. Главное – полное бескорыстие, поэтому Диомеду даруется победа над богами. Эпитеты: у Ахилла и Одиссея более 40. В битве Диомед не забывает о хозяйстве. Предводители похода изображены в противоречии с эпическими законами. Авторы эпоса пишут объективно. Но у Гомера много эпитетов у любимых героев. У Атридов эпитетов мало. Диомед упрекает Агамемнона «Доблести ж не дал тебе (Зевс)». Другое отношение к Нестору, Гектору и Одиссею. Гектор – один из любимых героев Гомера, он разумен и миролюбив. Гектор и Одиссей не надеются на богов, поэтому Гектору присущ страх, но этот страх не влияет на его поступки, так как Гектор обладает эпической доблестью, включающей в себя эпический стыд. Он чувствует ответственность перед защищаемым народом. Прославление мудрости. Старцы: Приам и Нестор. Нестор пережил три поколения людей по тридцать лет. Новая мудрость: интеллект Одиссея. Это не опыт, а гибкость ума. Еще Одиссея отличает: все герои стремятся к бессмертию – ему оно дважды предлагается, но он меняет его на родину.

Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. 3 песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. Сравниваются Менелай и Одиссей. Образ Елены в «Илиаде» - демонический. В «Одиссее» же она домохозяйка. Описывается не ее внешность. А реакция старцев на нее. О ее чувствах мы знаем очень мало. В «Одиссее» она другая – ничего таинственного нет.

 

 

10. Особенности эпического мировоззрения и стиля / на примере гомеровских поэм/.

Первое – объем эпических поэм всегда значителен. Объем зависит не от желания автора, а от поставленных автором задач, которые в данном случае требуют большого объема. Вторая особенность – многофункциональность. Эпос в древнем обществе выполнял много функций. Развлекательная – в последнюю очередь. Эпос – хранилище мудрости, воспитательная функция, примеры как себя нужно вести. Эпос – хранилище сведений по истории, сохраняет представление народа об истории. Научные функции, так как именно в эпических поэмах передавались научные сведения: астрон


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.