Реферат по истории древнего мира — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Реферат по истории древнего мира

2022-05-08 24
Реферат по истории древнего мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Реферат по истории древнего мира

Тема: «Империя Хань I в. до н.э. – II в. н.э. Восстание «желтых повязок»

Выполнила: студентка 1 курса

очного отделения 11 группы

Павлова Ольга

Научный Руководитель: доцент, к.и.н.

Курочкин М. В.

 

 

Самара, 2008 г.

Глава первая....................................................................................................................................... 3

Создание государства Хань и его идеологии................................................................................. 3

1.1. Происхождение династии Хань. Старшая династия Хань................................................. 3

1.2. Создание нового учения «школа служивых»...................................................................... 5

Вывод.............................................................................................................................................. 5

Глава вторая........................................................................................................................................ 6

Правление Ван Манна....................................................................................................................... 6

2.1. Социальный строй империи Хань при императоре Ван Мане 9-23г. н.э....................... 6

2.2. Реформы Ван Манна............................................................................................................... 8

Вывод.............................................................................................................................................. 9

Глава третья...................................................................................................................................... 11

Младшая империя Хань.................................................................................................................. 11

3.1. Причины экономического кризиса империи.................................................................... 11

3.2. Социальный и политический кризис империи................................................................ 15

Вывод............................................................................................................................................ 17

Глава четвертая................................................................................................................................ 18

Восстание «желтых повязок»......................................................................................................... 18

4.1. Начало крестьянского движения......................................................................................... 18


Глава первая.

Создание государства Хань и его идеологии.

Создание нового учения «школа служивых».

Господствующая в начале правления династии Хань доктрина об «управлении на основе недеяния» не отвечала сложившимся изменением экономическим и политическим условиям, обострением классовых противоречий и противоречий внутри страны и господствующего класса. В связи с этим перед династии Хань стал вопрос какую идиологию принять, которая надолго позволила бы укрепить правление династии Хань.[5]

Сравнение учений различных школ на историю позволило Дун Чжуншу сформировать «учение школы служивых».он обожетвлял Конфуция, придал его учениям теологический характер, включил в него положения отвечающие интересам феодальных правителей. В его учении во Вселенной все рассматривается как созданное верховным небом с определенной целью. Используя положение о «взаимном воздействии неба и человека» и мистифицированное учение о темном и светлом началах и пяти стихиях, это учение доказывает божественное происхождение правителя, утверждает необходимость существования трех основных принципов регулирующие отношения правителя и слуг и пяти нравственных качеств (человеколюбие, долга, соблюдение правил поведения, мудрости и доверия). Т. е. защищает феодальную иерархическую систему и ее моральные устои. Учение выступает за одновременное применение поощрений и наказаний, за перевоспитание на основе добродетели, что было чрезвычайно выгодно для самодержавного строя династии Хань. В связи с этим ханьский император У-ди принял предложение Дун Чжуншу об искорени всех остальных учений и уважении только к учению служивых.[6]

В конце Младшей Хань, когда начались сильные противоречия среди земледельцев. В целях защиты учения во время правления Чжан-ди (75-88) было написано сочинение «Байху тунъи», в котором в окончательном варианте были изложены основные положения учения «школы служивых».

Вывод. Вначале своего правления Ханьская империя расширила свои границы, укрепила международные связи и торговлю. Но длительные войны с соседями,  неурожайные годы ослабили экономику страны. Новое учение не смотря на реформирование перестает отвечать на внутренние противоречия внутри страны. Больше всего политикой государства не довольны земледельцы.

Ханьская империя в коце I  в. до н.э. была громадным государством, установившим международные связи. Внутренние положение страны оставалось сложным: усилилась дифферинициация в обществе; росли богатства крупных земледельцев и рабовладельцев; обострялись противоречия между служивыми чиновниками м торгово-ростовщическими кругами; усиливался тяжелый гнет и разорение общинников, происходило массовое порабощение свободных; усиливается пропаганда различных сект и школ. Такой империя вошла в первое тысячелетие н.э.  


Глава вторая.

Правление Ван Манна.

Реформы Ван Манна.

 

Обострение противоречий в обществе привело к классовой борьбе. Началось восстание рабов, н повторялись несколько раз в конце I века н. э. Рабов поддерживали общинники, что придавало восстанию значительный размах. Начались противоречия между земледельцами, богатыми купцами и ростовщиками, служивыми – образованными людьми. Эти противоречия отразились в правительственных мероприятиях по ограничению числа рабов и размеров земельных владений. Обстановка в стране начала накаляться. Группа сановников совершила дворцовый переворот и возвела на престол нового императора - Ван Манна. Он стремился приостановить быстрое развитие крупного частного землевладения и работорговли. В 9 году он издал указ о ликвидации частной земельной собственности. Согласно этому указу вся земля объявлялась собственностью правителя. Запрещалась купля-продажа земель и рабов, частные рабы были объявлены частнозависимыми. Ван Ман пытался восстановить старую систему общинного землепользования, при которой все имели равные наделы. Согласно этому, каждой семье давался надел, не превышавший 100 му[12]. В 10 году н. э. Ван Манн вновь ввел государственные монополии на соль, железо, горные промыслы и виноделие, создал управление кредитно-ростовщическими организациями. Реформы Ван Манна должна были сосредоточить в руках императора контроль над экономикой страны и способствовать разрешению экономического кризиса. Однако его преобразования, особенно аграрная реформа, встретили решительное сопротивление богатых землевладельцев и рабовладельцев, и в 12 году он вынужден был пойти им на уступки. Ван Манн разрешил куплю-продажу рабов[13].

Особенное недовольство вызвали денежные реформы Вам Манна. За своё 14-летнее правление он провёл 5 денежных реформ, в результате которых так и не удалост стабилизировать денежный рынок. По прежнему были сильны фальшивомонетчики. От постоянной смены денежных систем страдал прежде всего бедный народ.

В ходе осуществления денежных реформ выросли налоги, участились злоупотребление чиновников, выросло количество государственных рабов. Из-за этого в 5-18 годах в различных районах страны вспыхнули народные восстания. Они насчитывали десятки тысяч человек. В основном в них принимали участие бедные общинники, рабы и беглые воины. Так же и крупные частные земельные собственники[14].

Повстанческие отряда носили разные названия: «Красные брови», «Зеленый лес», «Медные кони». Наибольшего размаха восстание достигло в провинции Шаньдун. Восстание возглавил бедный земледелец Фань Чун. Его отряды состояли из бедных земледельцев, наемных работников и рабов. Они убивали правительственных чиновников, конфисковывали продовольствие и имущество у богатых земледельцев. В 21 году повстанцы Фань Чуна разгромили правительственные войска. Встревоженный Вань Ман снарядил отборную стотысячную армию с лучшими полководцами того времени – Ван Куаном и Лян Данием. Готовясь к решающей битве, мятежники окрасили брови в красный цвет, чтобы отличаться от воинов Вань Мана. С этого времени повстанцев Фань Чуна стали называть «краснобровые».

В 23 году один из отрядов Лю Сюаня овладел столицей империи – городом Чанъянь. Провозгласил себя новым императором под именем Гэнши. Ван Манн был обезглавлен. «Краснобровые» отказались признавать Гэнши новым императором и заняли в 25 году столицу. Повстанцы разрыли могилы семьи Ван Мана и сожгли гробы. Вспыхнули девять построенных им храмов, дворец, императорская школа; зарево освещало весь город. Повстанцы ворвались в город через северные ворота. Однако через год разразился голод и они были вынуждены отправиться к себе в Шандун. По пути они были рассеяны войсками Лю Сю. В общей сложности за время восстания «краснобровых» погибло 8\ 10 населения страны.[15]

Вывод. Все выше перечисленное произошло из-за не удавшихся реформ императора Ван Манна. Он был вполне традиционный конфуцианский правитель, один из первых китайских социальных реформаторов. Для него прежде всего существовал лишь Закон, свод строжайших конфуцианских норм, которым он следовал сам и того же требовал от других. Да, он был суров – порою суров до жестокости по отношению к тем, кто эти нормы нарушал. Именно поэтому он казнил трех своих сыновей, внука и племянника. И он поощрял торговлю, упорядочил налоги, развивал образование. Он был страшно религиозен – точнее мистифицирован, конфуцианская мораль сочеталась в нем с практикой различным магических искусств, которым он обучался у даосов, в том числе искусство продления жизни, заклинания духов и даже регулированию государственных дел через договоренности с высшими силами.

Реформы императора не получили одобрение не в одном социальном классе. В Китае уже итак был кризис: бюрократия чиновников, разлив Хуанхэ, высокие налоги, не популярные реформы. А правление Ван Манна еще больше усугубило положение. Все это приводит к народному восстанию, которое продолжалось около десяти лет и нанесло огромный ущерб рабовладельческому обществу. Была нарушена деспотическая система власти. Погибло огромное количество населения. Очевидна отрицательная оценка внутренней политики Ван Мана.


 

Глава третья.

Младшая империя Хань.

Глава четвертая.

Восстание «желтых повязок».

Подготовка и предпосылки крестьянского движения.

В 184 году в стране началось восстание жёлтых повязок. Сил для подавления восстания правительство не имело, поэтому созданием армий занялись наиболее могущественные аристократы. После подавления восстания реальная власть оказалась в руках командиров этих армий, между которыми развернулась борьба за престол. В 196 году полководец Цао Цао уговорил императора Сянь-ди перебраться из разрушенной столицы Лояна с свою столицу Сюй в Инчуани. После этого Цао Цао фактически стал правителем Китая, сохраняя видимость правления династии Хань. Однако после смерти Цао Цао в 220 году его сын Цао Пи приказал убить императора Сянь-ди. Казнив последнего ханьского императора, Цао Пи основал династию Вэй, с которой начался период Троецарствия в истории Китая.[26]

Из-за дезорганизации центрального аппарата прекращаются регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Хуанхэ, давно уже превратившаяся в надземную реку, выходит из берегов, ее разливы несут неисчислимые бедствия сотням тысяч семей. Бюрократический аппарат империи, разъедаемый коррупцией и выросший до колоссальных размеров, превратился в самодовлеющую силу, поглощающую основной прибавочный продукт. Малолетние императоры оказывались пешками в руках придворных группировок “евнухов” и “ученых”. “Ученые” с позиций так называемых чистых суждений разоблачали злоупотребления “грязных” стяжателей в центральной администрации.[27]

Политическая борьба между “евнухами”, связанными с “сильными домами”, и “учеными”, выражавшими интересы профессиональной бюрократии, выливалась в ожесточенные распри, доходившие до кровопролития. Попытки государственного переворота в 166 и 169 гг., имевшие целью смену и оздоровление управленческого аппарата, провалились. Расправа “евнухов” была беспощадной. “Ученых” казнили, пытали, ссылали, тысячу “чистых” бросили в тюрьму. Их книги публично сжигались на кострах. “Сильные дома” на местах контролировали каналы рекомендации чиновников, домогались в своих поместьях политической самостоятельности и формального признания личной зависимости земледельцев.

Усиление влияния в общественно-политической жизни “сильных домов” с середины II в. знаменовало собой дезинтеграцию имперской бюрократической системы и окончательный упадок императорской власти. В обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического кризиса в стране разразилось самое мощное в истории древнего Китая широкое общественное движение, известное под названием восстания “Желтых повязок”.[28]

Движение “Желтых повязок” подготавливалось планомерно в течение десяти лет религиозной сектой продаосского толка Тайпиндао (”Путь Великого благоденствия”). Вероучение под таким названием, имеющее сотериологическую направленность, было создано харизматическим главой этой секты и руководителем восстания, магом и врачевателем Чжан Цзюэ, назвавшим себя Учителем высшей добродетели. В своих проповедях Чжан Цзюэ точно называл день (он падал на 4 апреля 184 г.), когда на земле наступит эра Великого благоденствия. В этот день, как предрекал он, “Синее Небо (т. е. династия Хань) погибнет и воцарится Желтое Небо (т. е. царство справедливости)”. Желтым Небом Чжан Цзюэ именовал и самого себя, выступая в роли мессии — спасителя человечества от зла порочного мира Синего Неба. Желтые повязки носили на голове все адепты секты. Проповедники Чжан Цзюэ действовали по всей территории империи, призывая к всеобщему восстанию.[29] В восьми самых многонаселенных провинциях (где было сосредоточено 3/4 населения страны) руководителями секты было создано 36 религиозных центров. Чжан Цзюэ обещал своим адептам покровительство Желтого Неба, спасение и долголетие. Проповедь-воззвание Чжан Цзюэ, обращенная ко всем, без различия пола, возраста, звания и чина, и обещавшая людям избавление от страданий и счастье на земле в самом ближайшем будущем, привлекала к нему толпы угнетенного люда.[30]

Члены секты проходили под руководством проповедников Чжан Цзюэ военную подготовку, ее отряды насчитывали 360 000 бойцов. Движение приобрело массовый характер уже на этой стадии деятельности секты и потому не могло остаться тайным, а возможно, этого и не предусматривал ее устав.

Восстание «желтых повязок».

 

Задолго до начала вооруженного выступления отрядов Чжан Цзюэ императору докладывали о том, что “вся империя приняла веру Чжан Цзюэ”, однако власти боялись арестовать Чжан Цзюэ, хотя и знали о его деятельности, опасаясь, видимо, массовых выступлений. По некоторым данным, чуть ли не две трети населения оказалось под влиянием учения секты. Несомненны эсхатологические настроения сектантов, верящих в свое предназначение свыше вершить великую карательную миссию во имя Благого Дао (Шэньдао). Насколько это движение было подготовленным и
организованным, можно судить по тому, что Чжан Цзюэ удалось в поразительно короткий срок изменить день восстания, когда внезапно выяснилось, что предатель выдал властям план его действий. Через десять дней после приказа Чжан Цзюэ о немедленном выступлении пламя восстания “Желтых повязок” полыхало по всей стране. Повстанцы громили и сжигали правительственные учреждения, уничтожали представителей власти на местах как носителей вселенского зла.

Ранней весной 184-г. восстание вспыхнуло одновременно в разных частях империи. На подавление восстания была брошена сорокатысячная армия, но основную роль в разгроме повстанцев сыграли отряды крупных землевладельцев. В октябре 184 г. в Гуанцзуне (совр. провинция Хэбэй) восставшие потерпели поражение. В результате учиненной после этого расправы погибло не менее 80 тыс. человек.[31]

Несмотря на поражение основных сил повстанцев, в 185 г. восстание вспыхивает с новой силой. Армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ, в непосредственной близости от столицы. Однако несогласованность действий отдельных групп приводит к тому, что правительственным войскам удается разбить их по частям. В 188—207 гг. в стране не прекращались разрозненные выступления повстанцев, которые подавлялись с невероятной жестокостью

Восстание “Желтых повязок”, несомненно, носило характер широкого народного движения, в нем участвовали все слои эксплуатируемого населения.

.

Вывод: От нанесенного восстанием удара Ханьская империя так и не смогла оправиться. Подавление восстания Желтых повязок оказалось  для Хань смертельным: имперская администрация и двор вскоре после этого потеряли всякое влияние на ход событий, а главную роль в деле окончательного подавления рассеявшихся по стране мятежников и во всей последовавшей за этим политической борьбе стали играть удачливые военачальники, опиравшиеся на сильные дома. Можно считать, что с этого момента — с конца II в.— на передний план в жизни Китая на несколько веков вышли военные, а военная функция стала ведущей в политической жизни распавшейся на части бывшей империи.


[1] «Очерки истории Китая» М.,1969.

.

[2] Малявин В.В. «Гибель Древней империи». Москва,1983г

[3] Малявин. «гибель древней империи» Москва, 1983г. Стр..67.

[4].[4] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.42

[5] Рубин В.А. «идеология и культура Древнего Китая» М.,1970. стр..185-186.

[6] Малявин В.В. «Гибель империи». М., 1983. стр…70

[7] Ван Ман (99-23г. до н. э.). Китайский император, восстановивший древние титулы и должности. Объявил все земли собственностью правителя. Ввел монополии на важнейшие товары. Такая политика привела к восстанию «краснобровых».

[8] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.42.

[9] Великая китайская стена, строившаяся при империи Хань, постоянно нуждалась в реконструировании. Малявин В.В. «Китайская цивилизация».

[10] Л.И Симоновская, «История Китая с древнейших времен до наших дней». Стр. 49.

[11] Малявин В.В. «Гибель империи», стр.188

[12] 100 му = 6.67 га

[13] Л. М. Симановская «История Китая с древнейших времен до наших дней», стр.46

[14] «Очерки истории Китая» М.,1969.

[15] [15] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.39.

[16] Малявин В.В. «гибель древнее империи». М., 1983.

[17] «История востока» М.,1997.

[18] «Очерки истории Китая» М.,1969.

[19] «Вестник древний истории» 3 журнал.стр 21.

[20] [20] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.45.

[21] Малявин В.В. «Гибель Древней империи». Москва,1983г стр… 178.

[22] «Вестник древний истории» 3 журнал

[23] Малявин В.В «Гибель империи» стр…158.

[24] «История востока» стр…125.

[25] См. там же стр…159.

[26] «Большая советская энциклопедия» том 7. стр..159.

[27] «История востока» стр…130.

[28] Малявин В.В. «Гибель Древней империи». Москва,1983г. Стр..159.

[29] «Советская Энциклопедия» 7том стр..159

[30] [30] «История Китая с древнейших времен до наших дней», Л. И. Симоновская, стр.50.

[31] Малявин В.В. «Гибель Древней империи». Москва,1983г стр 161.

Реферат по истории древнего мира


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.