Раздел 1. Противопожарная пропаганда и формирование культуры безопасности у детей и подростков. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Раздел 1. Противопожарная пропаганда и формирование культуры безопасности у детей и подростков.

2021-10-05 40
Раздел 1. Противопожарная пропаганда и формирование культуры безопасности у детей и подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………

2. Цель и задачи программы……………………………………………

3. Законодательные основы обеспечения безопасности…………….

4. Назначение Программы………………………………………………

Раздел 1. Противопожарная пропаганда и формирование культуры безопасности у детей и подростков.

Сбор дружины: «Готовность «1-БИС». Что такое ДЮП. Цели, задачи ДЮП. Выборы названия ДЮП, ДЮП-актива, девиза ………………………

Раздел 2. «От истоков до наших дней».

История пожарной охраны России. История создания ДЮП России.

Знакомство с книгой «Юные герои Башкортостана…………………..

Раздел 3.

«Безопасность – это важно.»

 Горение. Основные причины пожаров. Основные правила пожарной безопасности» …………………………………………………………………

Раздел 4.

Способы и средства предупреждения и тушения пожаров».

Изучение первичных средств пожаротушения. Виды огнетушителей. Практические занятия по их применению. Система пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения. Технические средства выявления и оповещения о пожаре (пожарные извещатели)…………………………..

Раздел 5.

«Оказание первой помощи пострадавшим на пожаре».

Последовательность действий при оказании первой помощи пострадавшему.

Первая помощь при ожогах. Комплекс реанимационных мероприятий.

Раздел 6. «Правила поведения при пожаре».

Правила поведения при пожаре (в школе, квартире/доме, общественных местах). Эвакуация из пожароопасной зоны. Знаки безопасности………

Раздел 7. «Дорогой бессмертия».

2 февраля - День разгрома фашистских войск в Сталинградской битве (78 лет). Пожарные в годы Великой Отечественной войны. Юные пожарные вместе со взрослыми приближали День Победы……………………………………….

13. Раздел 8. Практические занятия в СПЧ……………………………………………………………………………

14. Раздел 9. Практические занятия с ДЮП……………………………………………………………………………

15. Раздел 10. Итоговый сбор ДЮП……………………………………………

Пояснительная записка

Актуальность. Противопожарная пропаганда среди детей и подростков должна занимать одно из важных мест в воспитательном процессе. Статистика показывает, что часто виновниками пожара становятся дети. Большая часть пожаров происходит от небрежности в обращении с огнем. Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов, созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики. Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в электрические провода, спирали, в керамику газовых тарелок, в микроволновой печи и лазерные лучи.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности как в школе, так и в быту, так как приобретенные знания, умения и навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний является противопожарная агитационно-пропагандистская работа. А в пропаганде противопожарного поведения, обучении и закреплении элементарных знаний как вести себя при пожаре (если вдруг!...), что нужно делать, а чего – нельзя ни в коем случае и заключается суть всероссийского движения юных пожарных и ДЮП.

Пожары по причине детской шалости с огнём происходят в основном потому, что дети остаются без присмотра взрослых и совершенно не знают, к чему может привести их опасная игра с огнём. Если, ребята из Дружины юных пожарных и педагоги, не сумеют правильно организовать досуг детей, то энергия и любознательность ребят найдёт выход в запретных пожароопасных забавах.

   Для предупреждения этой негативной ситуации в МБОУ «СОШ №19» г. Салавата была разработана программа обучения учащихся правилам пожарной безопасности, физического развития подрастающего поколения, формирования навыков дисциплины, самоорганизации и самоконтроля, воспитания силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.

Настоящая программа рассчитана на подготовку членов дружин юных пожарных к проведению пожарно-профилактической и массово-разъяснительной работы среди населения, обучению их правилам пожарной безопасности и приемам самоспасения при пожаре.

2 ноября 2015г. вступил в силу приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2015 г. № 971 "Об утверждении Порядка создания и деятельности добровольных дружин юных пожарных". Ранее Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 535-ФЗ "О внесении изменения в статью 25 Федерального закона "О пожарной безопасности". Поправками добровольным дружинам юных пожарных придан официальный статус – он закреплен в ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", посвященной противопожарной пропаганде. Минобрнауки России по согласованию с МЧС России определило порядок создания таких дружин.

Дружина юных пожарных (ДЮП) - добровольное противопожарное формирование

детей и подростков, которое создаётся в целях воспитания у них профессиональных                                                                                                                                                                                                                                                                        пожарно-технических навыков, гражданского мужества, благородства, находчивости,

 коллективизма и творчества, а также физической закалки, что даёт возможность овладеть основами пожарного дела.

 

Цель программы — совершенствования системы обучения детей мерам пожарной безопасности, их профессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализации задач, направленных на предупреждение пожаров и умений действовать при пожаре.

Задачи:

· Повышение образовательного уровня учащихся и их участие в обеспечении пожарной безопасности.

· Ознакомление с пожарными автомобилями и пожарно-техническим вооружением, средствами сообщения о пожаре, системами обнаружения и тушения пожаров; приобретение навыков и умений работы с первичными средствами пожаротушения.

· Осуществление подготовки юных пожарных к действиям при возникновении пожара.

· Организация и участие в проведении смотров, конкурсов, олимпиад по пожарной безопасности, военно-спортивных играх и пожарно-прикладному спорту различного уровня.

· Участие в проведении пожарно-профилактических мероприятий в школе, городе и районе.

· Проведение противопожарной пропаганды.

· Участие в распространении агитационных тематических материалов.

· Проведение массово-разъяснительной работы среди учащихся, работников и сотрудников школы, родителей и жителей микрорайона.

· Профессиональная ориентация подростков.

· Патриотическое воспитание – один из важнейших принципов воспитательного процесса.

· Организация встреч с заслуженными работниками и ветеранами пожарной охраны и добровольных пожарных обществ, чемпионами и мастерами пожарно-прикладного спорта.

· Посещение выставок, музеев, памятных мест, рассказывающих о подвигах пожарных.

· Сбор материалов об истории и людях пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

 

Содержание курса.

Программа состоит из 9 разделов, разбитых на темы занятий. Руководителям ДЮП предоставляется возможность самостоятельно определять количество часов на ознакомление/изучение темы, в зависимости от возраста юных пожарных и уже имеющейся базы знаний в области пожарной безопасности. Данная программа представляет собой комплекс мероприятий, состоящий из обучающих тематических, практических занятий и спортивной подготовки. В помощь руководителям ДЮП БРО ВДПО собран информационный материал для занятий, подготовлены и разработаны презентации, видеоролики о пожарной безопасности, истории пожарной охраны России, истории создания и развития ДЮП и др.

 

Что такое ДЮП.

Цели, задачи ДЮП.

Организационный сбор, выборы названия ДЮП, ДЮП-актива, девиза, составление плана работы с учетом комплексного плана работы ДЮП на 2021/2022 учебный год. Рассказывая о дружинах юных пожарных следует сразу ориентировать учащихся на конкретный результат, на пользу, которую они смогут принести своей школе, дому, в котором живут, вступив в ДЮП. Необходимо познакомить со структурой и организацией работы дружины, проведением противопожарных рейдов, смотров-конкурсов, викторин, шефской работой в детских садах, участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту. Работа дружин юных пожарных проводится с целью активизации и усиления воспитательной работы среди учащихся.

 

Из истории пожарной охраны.

     Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую вглубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки. К 1382 году деревянная Москва горела и выгорала не один десяток раз. За всю историю 7 раз выгорала полностью.

    Пожары были и остаются тормозом экономического развития. В связи с этим центральные власти России были вынуждены принимать определенные меры защиты от них. Еще Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара Москвы в 1472 году и проявивший себя, несмотря на тяжелые ожоги, "зело хоробрым", немедленно издал указ о мерах пожарной безопасности в городе. Даже в сложное, обильное набегами захватчиков и внутренними распрями, смутное время на Руси не прекращалась борьба с пожарным бедствием.

    Наиболее важные преобразования в области борьбы с пожарами происходили в период царствования Алексея Михайловича Романова. В разработанном в 1649 году "Соборном уложении" восемь статей строго регламентировали соблюдение правил пожарной безопасности в городах и других селениях, а также в лесах.

    В апреле 1649 года выходит царский "Наказ о Градском благочинии", устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

    Историческая ценность Наказа заключается в том, что в нем были заложены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено права наказания жителей города за нарушения правил обращения с огнем. Служба Градского благочиния по борьбе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.

    Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожаров дал Петр I. Именно в его годы правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: "... и беречь от огня богатства государства Российского...".

    В период правления Александра I в 1803 году в Санкт-Петербурге была организована первая пожарная команда. Царским указом в 1804 году была создана штатная пожарная команда и в Москве.

    При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд.В течение 19-го века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль.

    Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после революции. Уже 17 апреля 1918 года (сейчас День пожарной охраны в России отмечается 30 апреля) российским правительством был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем".

              Складывалась единая система Государственного пожарного надзора, который вместе с профессиональными городскими и общественными пожарными частями, добровольными пожарными дружинами был призван осуществлять как предупредительные, так и оборонительные меры борьбы с огнем.

    В напряженные годы Великой Отечественной войны, пожарные тушили пожары от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и оборудование, одними из последних покидали оставляемые города. Более двух тысяч пожарных профессионалов и добровольцев отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнем прекрасный город на Неве – Ленинград.  7 ноября 1941 пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие - вернулись к тушению пожаров. Добровольными пожарными в годы Великой Отечественной войны были дети: наравне со взрослыми они дежурили на крышах городов, тушили зажигательные бомбы и другие возгорания.

    За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые ордена и медали.         

В послевоенные годы восстановились и приступили к производству пожарной техники заводы. Была открыта целая сеть пожарно-технических учебных заведений, в которых готовили пожарных специалистов средней квалификации. В стране была создана система пожарной безопасности, которая позволяла успешно бороться со всеми возможными видами пожаров.

В первой половине 80-х годов в составе пожарной охраны насчитывалось около 200 тысяч человек. На вооружении находилось около 30 тысяч единиц пожарной автомобильной техники различного назначения. 

  Пожарная охрана сейчас - это сложная система, включающая в себя службу тушения пожаров и профилактических аппаратов Государственного пожарного надзора, выполняющая задачу охраны от пожаров собственности и имущества граждан России.

Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силами дежурного караула - этого основного тактического подразделения в боевой работе пожарных. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сборы по тревоге всему личному составу караула отводится очень жесткое время - сорок - пятьдесят секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять свои места на машинах, получить от диспетчера адрес пожара, выехать к месту тушения.

    Десятки приборов, инструментов и различного рода приспособлений требуются пожарному для успешной борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой, и всегда он должен сохранять высокую работоспособность, быстроту, выдержку, хладнокровие.

    Спасение людей на пожаре, оказание им быстрой помощи, охрана материального достояния - священный долг каждого работника пожарной охраны.

       Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придётся столкнуться: войти в задымлённый подвал или подняться на горящий чердак, тушить объятое пламенем здание. Из всех профессий они выбрали единственную, и лишили навсегда себя права на страх: огненная стихия не всегда гарантирует им жизнь. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.

     Часто пожары возникают по вине школьников. Не задумываясь о последствиях, ребята зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками, поджигают тополиный пух. Эти игры представляют собой большую опасность.

                  

У стен деревянного города.

 

                             

Пожарный насос с кожаными рукавами и медными брандспойтами.                 

 

 

                            

                             

Рисунок 8. Эмблема МЧС России Белая Звезда Надежды.

Эта эмблема используется на нарукавных и нагрудных знаках, ведомственных наградах, для маркировки техники и имущества.

Средняя эмблема представляет собой изображение двуглавого орла золотистого цвета с опущенными крыльями, увенчанного короной, держащего в правой лапе скипетр, а в левой – державу, на груди которого расположена малая эмблема МЧС России (рис. 9).

 

Рисунок 9. Средняя эмблема МЧС России.

Она используется на знаменах, вымпелах, нарукавных знаках, ведомственных наградах, при оформлении территорий и помещений военных городков, а также на рекламной, сувенирной и печатной продукции.

Большая эмблема (рис. 10) представляет собой изображение двуглавого орла золотистого цвета с опущенными крыльями, увенчанного короной, держащего в правой лапе скипетр, а в левой – державу. На груди орла – фигурный щит с полем оранжевого цвета. В поле щита расположена малая эмблема МЧС России.

 

Рисунок 10. Эмблема МЧС России.

Эта эмблема используется на флаге, штандарте Министра, ведомственных наградах, переходящих вымпелах и нарукавном знаке Министра.

Знамя и флаги МЧС России

Знамя (рис. 11) и флаги МЧС России (рис. 12, 13) учреждены Указами Президента Российской Федерации.

  

Рисунок 11. Знамя МЧС России.

                  

Рисунок 12. Представительский флаг     Рисунок 13. Ведомственный флаг

МЧС России. МЧС России.

 

Основными задачами МЧС России являются:

выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах;

осуществление нормативного регулирования в   целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

Вопросы и задания:

1. Почему на Руси так часто происходили пожары?

2. Как развивалась пожарная охрана до XX века?

3. Какой вклад внесли пожарные в защиту городов в годы Великой Отечественной войны?

4. В каком году Государственная противопожарная служба стала частью МЧС России?

5.Какие функции осуществляет МЧС России?

6. Какие основные геральдические символы обозначают ведомственную принадлежность органов МЧС России?

Флаг ВДПО.

 

Эмблема и знак ВДПО

Эмблема Общества имеет форму вытянутого вверх овального венка. Левая ветвь венка из лавровых листьев, правая - из дубовых листьев. Верхняя часть ветвей не соприкасается. Левая и правая ветви трижды переплетены лентой Нижняя часть эмблемы переплетена лентой красного цвета с надписью «ВДПО» золотистого цвета. Средняя лента - синего цвета, а верхняя лента - белого цвета. Внутри венка изображение каски пожарного на фоне двух перекрещенных пожарных топоров. Сзади каски пожарного и пожарных топоров диаметрально снизу вверх расположен факел с огнем красного цвета. Ветви венка и рукоять факела золотистого цвета, каска пожарного, пожарные топоры золотистого или серебристого цвета. 

     

Рисунок 18. Эмблема ВДПО.

 

История создания ДЮП

Добровольное пожарное общество сыграло большую роль в организации дружин юных пожарных.

История создания ДЮП также уходит корнями в начало прошлого века. 

В июле 1910 года, на состоявшемся в городе Риге, V съезде членов Императорского Российского пожарного общества, на обсуждение выносилось положение об обучении детей пожарному делу и о создании детских пожарных «потешных отрядов», учреждаемых при добровольных пожарных обществах и дружинах. 

Инициатива по их созданию принадлежала лично Николаю II. 8 января 1908 года им было дано указание: «Завести в деревнях обучение детей в школах военному строю и гимнастике запасными унтер-офицерами за умеренную плату». «Потешными» этих детей назвали в память о «потешных полках» юного царя Петра, положивших начало Императорской гвардии. 

Первый «потешный отряд» был организован инспектором народных училищ Бахмутского уезда Екатеринославской губернии Луцкевичем. В мае 1910 года отряд был с успехом представлен на Высочайшем смотре (рис. 19), после чего подобные отряды стали появляться один за другим. И не только в деревнях, но и в городах. Уже через год в них насчитывалось более шести тысяч детей. Ребята в таких отрядах с согласия родителей обучались членами добровольных пожарных обществ приемам самоспасения, тушения огня, работы с лестницей и веревкой, установки пожарного рукава, а также правилам осторожного обращения с огнем и оказанию первой медицинской помощи. Требований к кандидатам на обучение не предъявлялось почти никаких, за исключением ограничений по здоровью. 

                       

Рисунок 19. К.К. Булла. Детский пожарный «потешный» отряд на Высочайшем смотре 1910 года.

Революционные события России 1917 года кардинально изменили положение детских дружин. Общество в 1919 году было ликвидировано, но структурные подразделения, добровольные пожарные формирования и команды сохранились практически во всех губерниях и волостях и существовали в период советской власти. У истоков организации государственного пожарного надзора молодой советской республики стоял бывший брандмейстер Александр Георгиевич Кривошеев (рис. 20), ставший заведующим Центральным пожарным отделом (ЦПО). 

                                

Рисунок 20. Александр Георгиевич Кривошеев.

На VI Международном конгрессе пожарных, проходившем в мае 1912 года в Санкт-Петербурге, А.Г.Кривошеев, отмечал: «Детские учебные пожарные отряды имеют прямой целью подготовить детей к добровольной общественной противопожарной деятельности. Практическое обучение детей пожарной работе должно им дать понятие о дисциплине, развивать в них ловкость и силу, сделать их находчивыми и смелыми в опасности». 

Тогда были приняты следующие решения: 

признать желательным обратить внимание школы на вопросы, близко соприкасающиеся с пожарным делом. 

признать желательным распространение среди молодого поколения противопожарных сведений при участии школы, так как учащиеся по окончании школы вносят соответствующие знания и навыки в жизнь. 

признать желательным организацию при школах ученических пожарных команд. 

В 1926 году Главное управление коммунального хозяйства Народного Комиссариата Внутренних Дел издало инструкцию о формировании при добровольных пожарных организациях «отрядов юных дружинников». Органам государственного пожарного надзора (ГПН) предписывалось обратить серьезное внимание на эту полезную игру детей в пожарных, прийти к ним на помощь, придав игре надлежащую серьезность и тем содействовать широкому развитию пожарного дела. Так отряды юных дружинников пришли на смену детским пожарным «потешным командам». 

В годы Великой Отечественной войны юные пожарные продолжали оказывать неоценимую помощь взрослым. Например, для обороны Москвы в июле 1941 года был сформирован комсомольско-молодежный полк, состоявший в основном из подростков от 14 до 18 лет, среди которых было много девушек. В задачи бойцов подразделения входило дежурство на чердаках и крышах во время бомбежек и тушение зажигательных бомб. На счету полка за первые месяцы войны было более 1000 потушенных пожаров.

Во многих городах страны, подвергшихся авианалетам, школьники создавали пожарные команды по тушению зажигательных бомб и ликвидации последствий бомбежек. Дети и подростки дежурили на крышах и чердаках домов. Они были должны подручными средствами сбрасывать зажигательные бомбы с крыш с целью предотвращения пожаров в городе

 

                                    

Эмблема ДЮП.

Флаг по форме напоминает флаг ВДПО Из верхнего правого угла к нижней линии флага идет синяя полоса с двумя белыми полосами по краям. Остальные части флага – красного цвета. В центре синей полосы находится изображение эмблемы ВДЮОД "Юный пожарный". Цвета

флага соответствуют цветам флагов России и ВДПО. 

                             

Рисунок 23. Флаг ДЮП.

 

Вопросы и задания:

1. Перечисли основные виды и задачи пожарной охраны.

2. Что такое добровольная пожарная охрана?

3. Назови задачи добровольной пожарной охраны.

4. Как назывались первые детские пожарные дружины?

5. Как помогали взрослым юные пожарные в годы войны?

6. Что входит в задачи ДЮП?

7. Опиши эмблему и флаг ДЮП.

 

Открытое пламя.

Температура

Большую опасность представляет тепловое излучение огня.

Вдыхание нагретого воздуха приводит к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти человека. При воздействии температуры свыше 100 °С человек теряет сознание и гибнет через несколько минут.

Ожоги кожи опасны для человека. При ожогах второй степени на 30 % поверхности тела, мало шансов выжить. Время же, за которое человек получает такие ожоги при температуре среды 71 °С – 26 секунд, при 100 °С – 15 секунд. Таким образом, высокая температура окружающей среды 60–70 °С опасна для жизни человека, причем не только в горящем, но и смежных с ним помещениях, в которые попали продукты горения и нагретый воздух.

 

Пониженная концентрация кислорода

Чаще всего люди при пожарах гибнут не от огня и высокой температуры, а из-за понижения концентрации кислорода в воздухе и отравления токсичными продуктами горения.

Первые симптомы кислородной недостаточности (увеличение объема дыхания, снижение внимания, нарушение мышечной координации) наблюдаются у людей при содержании кислорода во вдыхаемой смеси газов на уровне 16–17 %. Снижение концентрации О2 до 12–15 % вызывает одышку, учащение пульса, ухудшение умственной деятельности, головокружение, быструю утомляемость. В случаях, когда концентрация О2 уменьшается до 10–12 %, сознание сохраняется, но появляется тошнота, сильная усталость, дыхание становится прерывистым. При концентрации 8 % быстро наступает потеря сознания, а ниже 6 % – смерть в течение 6–8 мин.

 

 

Взрыв нефтехранилища.

 

Механизм прекращения горения

Механизм прекращения горения - система факторов, приводящих к окончанию процесса (реакции) горения.

Механизм прекращения горения может    быть естественно обусловленным,     когда     горение прекращается без участия человека (самоликвидация горения, например, в природе). 

Знание сути механизма прекращения горения поможет действовать как при ликвидации небольших очагов горения, так и при тушении пожаров.

Для прекращения горения необходимо выполнить хотя бы одно из условий:

прекратить поступление в зону горения новых порций паров горючего;

прекратить поступление окислителя (кислорода воздуха); 

уменьшить тепловой поток от факела пламени; 

уменьшить концентрацию активных частиц (радикалов) в зоне горения. 

На основании этого одним из возможных способов тушения огня может быть:

снижение температуры очага горения ниже температуры самовоспламенения или температуры вспышки горючего с помощью веществ, которые в результате испарения, сублимации или разложения забирают на себя некоторое количество теплоты (классическим веществом является вода);

уменьшение количества паров горючего, поступающего в зону горения, путем изоляции горючего вещества от воздействия пламени (например, при помощи плотного покрывала);

снижение концентрации кислорода в газовой среде путем разбавления среды негорючими добавками (например, азотом, углекислым газом);

снижение скорости химической реакции окисления за счет связывания активных радикалов и прерывания цепной реакции горения, протекающей в пламени, путем введения специальных химически активных веществ (ингибиторов);

создание условий гашения пламени при прохождении его через узкие каналы между частицами огнетушащего вещества (эффект

огнепреграждения);

срыв пламени в результате динамического воздействия струи огнетушащего вещества на зону горения.

Вопросы и задания:

Как добывали огонь до появления спички?

Что такое горение?

Что такое самовоспламенение?

Назови обязательные составляющие процесса горения.

Перечислите опасные факторы пожара.

Какую опасность представляет тепловое излучение?

Чем опасен дым при пожаре?

 

Причины пожаров и их последствия

Причина пожара — обстоятельство природного, техногенного и (или) социального характера, которое привело прямо или косвенно к возникновению пожара. Причины пожара устанавливаются в результате обязательной процедуры расследования пожара и фиксируются в карточке учета пожара – документе официального статистического учета пожаров. Официальному статистическому учету подлежат все пожары, для ликвидации которых привлекались подразделения пожарной охраны, а также пожары, в ликвидации которых подразделения пожарной охраны не участвовали, но информация о которых поступила от граждан и юридических лиц.

Официальный статистический учет пожаров и их последствий в Российской Федерации осуществляется федеральной противопожарной службой Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Причинами пожаров в быту, которые установлены в официальных документах статистического учета пожаров, являются:

Беспечное обращение с огнем. Непогашенные сигареты и спички, курение в постели, а так же небрежность хранения легковоспламеняющихся материалов – все это приводит к возгоранию.

Неаккуратное поведение на кухне. Разлитое масло, оставленные полотенца возле огня или неправильное пользование духовкой - все это приводит к плачевным результатам.

Небрежное отношение к вещам, невнимательность. Накрытие лампы газетой, сушка белья над плитой, размещение электроприборов вблизи штор или деревянных предметов, чистка одежды бензином или растворителем, применение открытого огня для освещения - все это может привести к пожару.

Печное отопление - главная причина возникновения пожаров в частных домах. Использование металлических печей, не отвечающих правилам пожарной безопасности, брошенные без присмотра печи, применение для их розжига легковоспламеняющихся жидкостей - недопустимые действия при эксплуатации печей.

Неисправность или неправильное использование электрооборудования. Как правило, большинство людей нарушают правила пользования электрическими приборами из-за чего и происходит возгорание. Так же причиной возникновения огня может служить неисправность этих приборов.

Часто причиной пожара может стать неисправность электропроводки. Это может быть как перегрузка сетей, вызванная подключением слишком большого количества бытовых приборов в одну розетку, так и элементарное короткое замыкание, возникшее при неверном соединении проводов или их окислении.

Неисправность бытовых газовых приборов. Их главная проблема - утечка газа, по причине нарушения целостности трубопроводов, газовой плиты или же соединительных узлов

Хоть и крайне редко, но бывает, что причиной пожара может стать деятельность частных структур, которые размещают свои взрывоопасные производства в жилых домах.

Часть пожаров возникает из-за умышленных действий для порчи чужого имущества - поджогов.

Детская шалость с огнем - одна из причин возникновения пожаров. 

Причины пожаров в офисах и на предприятиях

Несмотря на наличие на каждом предприятии ответственного за правила техники безопасности, все равно иногда происходят возгорания по ряду причин.

Нарушение правил противопожарной безопасности.

Проблемы с электрооборудованием: его неисправность или не правильная эксплуатация (например, электрического чайника, приборов обогрева и вентиляторов).

Нарушение правил технической эксплуатации электроустановок на заводах и фабриках.

Несвоевременный ремонт оборудования, введение на производство материалов не учитывая их пожароопасные свойства.

Такие технологические процессы как сварка, паяние или резка металла - наиболее пожароопасные на предприятии.

Не правильное    хранение запасов горючего,

легковоспламеняющегося, самовозгорающегося или взрывоопасного вещества.

Причины пожаров в лесу

Лесные пожары представляют собой опасность для лесных массивов, сельскохозяйственных угодий, степей, населенных пунктов. Они наносят экономический ущерб стране: нарушают водный режим рек, вызывают заболоченность местности, вынуждают переселяться человека и животных.

 

 

Пожар в лесу.

На распространение пожара влияют замусоренность леса порубочными остатками и валежником, а также рельеф местности. Выделяют следующие основные причины пожара леса:

Природные факторы. Например, попадание молнии во время грозы, самовозгорание торфа и растительности при длительной засухе.

Неосторожное обращение человека с огнем.

Нарушение основных мер безопасности в лесополосе при разведении костра.

Шалость детей со спичками в лесной полосе.

Попадание в ствол дерева разряда молнии.

Сжигание травы, мусора рядом с так называемым лесным массивом.

Попадание искр из так называемых выхлопных труб машины или мотоцикла на легко возгораемую растительность в лесополосе, например, на сухую траву или щепки.

<

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.213 с.