Упражнения на узнавание данного звука: — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Упражнения на узнавание данного звука:

2022-01-17 36
Упражнения на узнавание данного звука: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) определить наличие изучаемого гласного, например а, в ряду гласных звуков: ау, аи, ао, аоу, оуи, уоа, уаи;

2) определить наличие изучаемого гласного в словах, данных логопедом (гласный подбирается вначале в сильной позиции);

3) отобрать картинки, в названиях которых имеется изучаемый звук.

По мере изучения гласных звуков а, э, о следует развивать кинестетическое (артикуляционное) дифференцирование. Умение кинестетически различать положение губ формируется вначале на гласных а — о, так как положение губ при их произнесении различно.

Упражнения на артикуляционное дифференцирование:

1) определить звук а по беззвучной артикуляции логопеда. В каком положении находятся губы при произнесении данного звука?

2) определить звук о по беззвучной артикуляции логопеда. В каком положении находятся губы при произнесении данного звука?

3) по беззвучной артикуляции логопеда определить первый и второй звуки рядов ао, оа;

4) произнести звук а перед зеркалом, сравнить с образцом и определить, в каком положении находятся губы при его произнесении;

5) произнести звук о перед зеркалом, сравнить с образцом. В каком положении находятся губы при произнесении данного звука?

6) слитно произнести звуки ао перед зеркалом. Одинаково ли положение губ при их произнесении?

Аналогичным образом отрабатывается умение кинестетически различать положение губ при произнесении гласных а — э, а — у, а — и, и — у, и — о. Зрительную опору (зеркало) постепенно следует исключать. Так учащиеся последовательно подводятся к фонематическому анализу. Первоначально используются наиболее простые формы анализа: выделять звуки на материале ряда, состоящего из 2—3 гласных, определять количество и последовательность гласных в звуковых рядах; на материале слов выделять ударный гласный из начала слова. Зрительной опорой при этом служит четкая артикуляция перед зеркалом. В процессе освоения гласных следует обозначать их буквами, учить находить букву, соответствующую звуку, и, наоборот, выкладывать буквенные обозначения звуковых рядов. Рекомендуется широко использовать метод фишек.

В послеоперационный период логопед стремится довести приближенное произношение звука ребенком до нормы, изжить назальный тембр голоса, мешающий с достаточной четкостью различать звуки. Так как в послеоперационный период дети в большинстве случаев не умеют пользоваться вновь созданными анатомическими данными своего речевого аппарата, дифференцировать ротовой и носовой выдохи, поднимать нёбную занавеску при фонации звуков, то акцент работы падает:

а) на активизацию мышц мягкого нёба и нормализацию артикуляционной моторики, особенно кончика и корня языка;

б) на перевоспитание неправильно зафиксированного дыхательного навыка. Главной задачей при этом является получение сильного ротового выдоха и особенно выработка дифференцированного ротового и носового выдохов. Если на первоначальных этапах обучения, подготавливающих условия для упорядочения фонетической стороны речи, большое внимание уделялось артикуляционным и дыхательным упражнениям, проводимым вне работы над звуком, то на последующих этапах — непосредственно в процессе формирования звукопроизношения.

Одновременная отработка дыхания, голоса и артикуляции при коррекции гласных звуков реализуется следующим образом.

Алгоритм коррекции гласных звуков на примере звука  а

• Гласный звук а дается только на артикуляции: рот широко открыт, кончик языка фиксируется у нижних резцов (контроль— зеркало) (рис. 8а).

                 

Рис. 8. Одновременная отработка дыхания, голоса и артикуляции на примере звука а:

 а — артикуляция звука а;

б — с присоединением выдоха без фонации;

в — с присоединением выдоха и шепотной фонации на придыхании

 

• Дается артикуляция звука а с присоединением выдоха без фонации (рис. 8б) при условии, что:

1) упражнения проделываются вначале с закрытыми носовыми ходами, затем попеременно с закрытыми и открытыми и в заключение — с открытыми носовыми ходами;

2) тренируется толчкообразная и длительная выдыхаемая струя воздуха, направленная на определенный предмет так как работа над гласными звуками подготавливает к воспитанию согласных, разных по способу образования: щелевых смычных, смычно-проходных, аффрикат и т. д.;

3) большое значение придается восприятию потока воздуха через тактильное (дутье в ладоши) и оптическое (отклонение полоски бумаги, запотевание зеркала, никелированного шпателя) ощущения. Сопоставляя силу и длительность выдыхаемой струи воздуха, возникающей у логопеда и своей собственной, ребенок вырабатывает правильный выдох.

• Дается артикуляция звука а с присоединением выдоха и шепотной фонации на придыхании (рис. 8в).

• Дается артикуляция звука а с присоединением выдоха, шепотной а затем тихой фонации на придыхании. Такое целенаправленное замедление фазы выдоха подготавливает условия для снятия назальности.

• Для активизации мышц мягкого неба следует переходить на отработку гласных звуков на твердом голосоначале, с паузами между гласными.

 

Упражнения на произношение гласных звуков на твердой атаке:

1) каждый гласный звук произносится на твердой атаке:

                       

 

2) гласные звуки отрабатываются в различных сочетаниях на твердой атаке:

    

3) гласные звуки отрабатываются на твердом голосоначале с паузами между гласными в 1—3 с:

           

 

    

 

4) гласные звуки отрабатываются в различных сочетаниях на твердой атаке с паузами в 1 — 3 с:

Таким образом, отдельно следует упражнять мягкое и твердое голосовые начала.

• Для того чтобы научить ребенка управлять напряжением и расслаблением мышц артикуляционного аппарата, необходимо планировать упражнения, отрабатывающие звук на атаке с постепенным переходом на придыхание, и наоборот, придыхание с переходом на атаку:

• После того как будет развита подвижность мышц мягкого нёба, гласный звук а тренируется в основном на замедленной фазе выдоха (т. е. на придыхании) с обязательным контролем выдыхаемой струи воздуха.

• Гласный звук а произносится протяжно на мягком выдохе

в грудном регистре (а — а — а).

По мере овладения произнесением изолированных гласных в грудном регистре можно переходить к напевному, слитному произнесению сочетаний гласных вначале из двух, а затем из трех звуков:

Такого рода упражнения являются своеобразной гимнастикой для мышц мягкого нёба, способствуют их двигательной активности. Полезно также упражняться в сочетании гласных звуков с различным чередованием ударения, что способствует, развитию слухового внимания и памяти:

Таким образом, формирование гласных звуков у детей, имеющих врожденную расщелину губы и нёба, направлено на решение трех взаимосвязанных задач:

— нормализацию ротового выдоха, т. е. воспитание длительной ротовой струи при произнесении всех гласных звуков;

— овладение артикуляцией гласных звуков;

— развитие фонематического слуха и восприятия.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.