Перечень куфров по ханбалитскому мазхабу. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Перечень куфров по ханбалитскому мазхабу.

2022-01-17 25
Перечень куфров по ханбалитскому мазхабу. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Перечень куфров по ханбалитскому мазхабу.

По каким признакам дается хукм мусульманина?

Нормы, касающиеся вероотступников

 

Глава о нормах, касающихся вероотступника

 

Из книги: Аль-Икъна - Исчерпывающее изложение фикха имама Ахмада ибн Ханбаля

 

Автор: аль-Хиджави, умер: 968 г.х.

Полное имя: Муса ибн Ахмад ибн Муса ибн Салим ибн Иса ибн Салим аль-Хиджави аль-Макъдиси, затем Ас-Салихи, Шарафуддин Абун-Наджа.

 

С комментариями: Аль-Бухути, Мар‘и аль-Кярми и Ар-Рухайбани

 

 

Перевод с арабского и примечания: Абу Хаммад Исмаиль Алькъасави.

 

 


Условные обозначения:

Ш.Б - Шарх Бухути.


Определение и условия вероотступничества

Вероотступник это тот, кто впадает в неверие после того, как принял Ислам. Вероотступничество ребенка-мумайиза[1] действительно. Условием действительности вероотступничества является, чтобы человек совершил деяние куфра по своей воле (без икраха). Человек становится вероотступником даже (если совершил поступок куфра) в шутку.

 

Перечень накъидов

Перечислим некоторые куфры, аннулирующие ислам:

 

1. Придавать Аллаху сообщника в чем-либо.

2. Не признавать Его господство (в какой-либо из сфер господства).

3. Не признавать Его единственность (в какой-либо из сфер божественности).

4. Не признавать какой-либо из Его атрибутов.

5. Придавать ему подругу или ребенка.

6. Претендовать на пророчество,

7. А также соглашаться с кем-либо другим, кто претендует на него.

8. Отрицать какого-либо пророка (в пророчестве, которого нет разногласий).

9. Отрицать какое-либо из Писаний Аллаха, или часть Писания.

10. Отрицать ангелов.

11. Отрицать воскресение (после смерти).

12. Злословить об Аллахе или Его посланнике.

13. Выражаться с насмешкой об Аллахе или Его Писаниях или Его посланниках.

Шейх (Ибн Таймия) сказал:

14. Питать неприязнь к посланнику Аллаха или к любой норме, которая без разногласий признана переданной посланником от Аллаха.

Также он сказал:

15. По иджме является неверием брать посредников между собой и Аллахом, уповая на них, взывая к ним мольбой и прося их. Конец цитаты шейха.

16. Делать саджду идолу, или солнцу или месяцу.

17. Говорить слова или совершать поступок, явно содержащий в себе насмешку над религией.

18. Совершать нечто унижающее Коран.

19. Искать противоречия в Коране или утверждать, что в нем есть несоответствия или вымысел.

20. Утверждать, что можно сочинить нечто подобное Корану.

21. Допускать кощунство и святотатство в отношении Корана.

22. Отвергать Ислам, два свидетельства, или одно из двух свидетельств.

Пересказ куфра

Не становится неверным тот, кто цитирует слова куфра, которые услышал, при этом не веря в них. А также тот, кто произнесет слова куфра, не зная их смысла. А также тот, кто произнес машинально и непроизвольно, не отдавая себе отчета из-за наплыва эмоций: радости, изумления и тому подобного. Как, например, тот, кто хотел сказать: «О Аллах, Ты - мой Господь, а я Твой раб», но оговорился, сказав: «Ты мой раб, а я Твой Господь».

Малый куфр

Кого представитель шариата (да благословит его Аллах и приветствует) причислил к куфру в его общем значении, то это куфр, который не выводит из ислама. Примеры малого куфра:

 

·   Причислять себя не к отцу.

·   Идти к гадателю и подтверждать то, что он говорит[2].

 

Это ужесточение (предостережение о том, что это ведет к куфру), но само действие из ислама не выводит. Но человек становится кяфиром, если употребит (в своей клятве) слова, выводящие из ислама.

 23. Например, если скажет, что он иудей, или христианин, или зороастриец.

24. Или скажет, что он непричастен к Исламу, или Корану, или пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

25. Или, что он поклоняется кресту и тому подобные фразы, которые люди употребляют в своих клятвах[3].

(Также к куфру относятся следующие поступки:)

26. Возводить клевету на пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или на его мать.

27. Верить в извечность (безначальность) вселенной.

28. Верить, что Творец (или какие-либо Его атрибуты) имеют начало (появились после того, как их не было).

29. Насмехаться над обещанием или угрозой Аллаха.

30. Не выносить такфир тем, кто исповедует иную религию, помимо ислама. Например христианам.

31. Сомневаться в куфре таких людей.

32. Считать верным их путь.

33. Говорить слова, которые ведут к тому, что вся умма заблудшая, или к такфиру сподвижников. Такой неверный.

Шейх (Ибн Таймия) сказал:

34. Является куфром: Верить, что церкви дома Аллаха, и что это места поклонения Ему.

35. Верить, что деяния иудеев и христиан является поклонением Аллаху, повиновением Ему и Его посланнику.

36. Верить, что Аллах любит и доволен этим (их деяниями), помогает им в открытии их церквей и исповедании их религии. Верить, что это приближение к Аллаху и повиновение Ему.

В другом месте он сказал:

37. Кто верит, что посещение зъиммиями их церквей приближение Аллаху, тот - вероотступник. Если же он не знает, что это запрещено (не знает кто они такие), то его обучают этому, и если он после этого продолжит упорствовать, становится вероотступником.

Также он сказал:

38. Слова «Нет там ничего, кроме Аллаха» являются куфром, если говорящий их подразумевает то же самое, что говорят пантеисты, а именно: «Все существующее там - Аллах». Пантеисты говорят, что бытие Творца есть бытие творений, что Творец есть творение, а творение есть Творец, что раб есть Господь, а Господь есть раб и тому подобное.

39. Аналогично и те, кто говорит: «Аллах Своей сущностью везде». Они тем самым описывают Его смешанным с творениями. Таких призывают к покаянию, и если они не каются, то казнят.

40. Куфром является допускать в своем убеждении какой-либо способ поклонения Аллаху, помимо следования Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.

41. Полагать, что придерживаться его пути необязательно для него; что у него или у кого-либо другого есть возможность уклониться от обязанности следовать ему и руководствоваться шариатом, с которым он пришел.

42. Говорить: «Нужда в Мухаммаде есть в знании внешних норм, формальных законов шариата, но не в познании тайных истин и сокрытых знаний»[4].

43. Говорить, что некоторым приближенным к Аллаху (уалиям) необязательно следовать пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и что они могут выйти за рамки его шариата, как это было дозволено Хидру, который мог выходить за рамки Шариата Мусы.

44. Говорить, что есть путь и руководство более совершенные чем путь и руководство пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Все говорящие такое являются кяфирами.

Также он сказал:

45. Кто подумает, что в аяте «И постановил Твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него» слово «постановил» (къадъа) означает «предопределил» (къаддара) тот неверный[5]. Ведь все, что Аллах предопределил не может не происходить. Этим они хотят доказать, что предмет поклонения идолопоклонников не что иное, как Аллах. Нет среди людей кяфиров более упорствующих всем Божьим Писаниям, чем они (пантеисты).

Также он сказал:

46. Кто посчитает дозволенным гашиш, тот впадает в неверие без разногласий.

Также он сказал:

47. Никому недозволенно проклинать Тору, и тот, кто без каких-либо оговорок проклянет Тору, - его призывают к покаянию, и если не покается, то казнят[6]. Если же он из тех, кто знает, что Тора - низведенное Аллахом писание, в которое вера обязательна, то по более верному мнению ученых его казнят, даже если он раскается, ибо получается, что он поругал божественное писание[7]. Проклинать религию иудеев, которой они придерживаются в настоящее время, нет проблем. Также нет проблем нелицеприятно выражаться о той торе, что у них сейчас на руках, в том плане, чтобы подчеркнуть, что она искажена. Например говорить: «Недопустимо руководствоваться этой искаженной торой, которая отменена. Кто на сегодняшний день будет руководствоваться в своих деяниях их искаженными и отмененными законами и нормами, тот кяфир». «Эта и ей подобные высказывания истина и к говорящему подобное претензий нет.

Раздел. Также он сказал:

48. «И кто скверно отзывается о сподвижниках или об одном их них, совмещая свое сквернословие с утверждением, что Али божество, или что он был пророком, а Джибриль якобы ошибся, то в куфре такого сомнений быть не может.

49. Более того, не может быть сомнений в куфре того, кто остановился в такфире такого.

50. Аналогично (в куфре) тот, кто утверждает, что в Коране произошла недостача или сокрытие (части Корана).

51. Или утверждает, что у Корана есть скрытые толкования аятов, которые отменяют обязательность шариатских деяний (вроде намаза, закята), и тому подобное. Так говорят секты Карамита и Батъиниты, также среди них есть и Танасухиты[8]. В куфре всех этих групп разногласий нет.

52. Тот, кто обвинит Аишу, да будет доволен ею Аллах, в том, в чем признал ее невиновной Аллах, стал неверным без каких-либо разногласий.

53. А тот, кто скверно отзовется о какой-либо другой из супруг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то о нем есть два мнения: По первому мнению, это равноценно тому, чтобы злословить о каком-либо другом (обычном) сподвижнике. По второму мнению, и верным является именно оно, это равнозначно возведению клеветы на Аишу, да будет доволен ею Аллах. Что касается тех, кто отзывается о сподвижниках плохо, не задевая их справедливость и религиозность, например описывает некоторых из них (не всех) скупостью, робостью, недостатком знания, недостаточным зухдом и тому подобными качествами, то он заслуживает воспитательного наказания и дисциплинарного взыскания. Но такфир только за это ему не выносится.

54. Те же, кто проклинают и оскорбляют в общем виде без конкретизации (так, что неясно, задевает ли он их религиозность и справедливость или нет), то это предмет для разногласий. То есть ученые разошлись становятся ли такие неверными, или только нечестивцами. Имам Ахмад остановился в их такфире и казни, сказав: Их подвергают наказанию, хлестают, дают пожизненное заключение, пока они не отказываются от этого. Это соответствует и известному мнению мазхаба Малика. Было сказано, что такие становятся неверными, если посчитают дозволенным (такое оскорбление). Но как и разъяснялось ранее в начале главы о воспитательных наказаниях, базовое мнение ханбалитского мазхаба это то, что они подвергаются воспитательному наказанию (но не казни). В «Аль-Фатава аль-Мисрийя» приводится: «Нет разногласий среди мусульман, что их следует публично подвергнуть назидательному наказанию, но есть разногласия предать ли их казни, или менее строгому наказанию».

Также он сказал:

55. А что касается тех, кто пошел дальше и утверждает, что они стали вероотступниками после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, за исключением одного десятка с лишним людей; или что они (основная их масса) стала грешниками, то также нет сомнения в куфре того, кто говорит такое.

56. Более того, кто сомневается в куфре таких, тот сам кяфир».

Взято из книги «Ас-Сарим аль-Маслюль» с сокращениями.

57. Становится неверным тот, кто отверг, что Абу Бакр был сподвижником (, сопутствующим) посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Поскольку тем самым опровергнет слова Всевышнего: «вот говорит он своему спутнику...» - (9/40).

58. Оспаривать обязательность пяти поклонений (из пяти столпов Ислама), или часть этого, например тахарат (ритуальное очищение).

59. Оспаривать дозволенность хлеба, мяса, воды.

60. Дозволять прелюбодеяние и тому подобное.

61. Дозволять оставление намаза.

62. Дозволять любую явно запрещенную вещь, в запретности которой есть иджма, такие как: свинина, алкоголь и тому подобное.

Покаяние зиндика

Покаяние зиндика не принимается в земных нормах, то есть во внешних нормах (со стороны людей). Зиндик - мунафик, а именно тот, кто выявляет ислам и скрывает куфр, а также к зиндикам относятся такие категории, как: Хулюлиты[12], Мубахиты[13], те, кто ставит своего авторитета, кому он следует, выше пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Верящие, что когда человек обрел сокровенные познания, и достиг истины (пантеизма), с него спадает ответственность соблюдать приказы и запреты. Или верит, что для того, кто обрел знание и достиг истины, допустимо исповедовать религию иудеев или христиан, и ему необязательно держаться Писания и Сунны, и тому подобные секты.

Также не принимается покаяние того, чье вероотступничество повторяется (три раза и более)[14]. А также не принимается от тех, кто явно злословит об Аллахе или Его посланнике, или приписывает недостаток. И не принимается от колдуна, чье колдовство доходит до степени куфра. Перечисленные категории в любом случае подлежат казни (поскольку мы не можем знать об искренности его покаяния). Но если он действительно был искренен в своем покаянии, то оно принимается Аллахом (но это между ним и Аллахом, мы же его казним в любом случае).

Тот, кто показывает себя хорошим, скрывая свой фиск (нечестие), тот подобен зиндику (не в куфре, но) в непринятии покаяния от него (за свое нечестие). Покаяние бидатщика, чей бидат дошел до степени куфра, принимается, даже если он был призывающим к своему бидату.

Покаяние убийцы принимается. Возникает вопрос: Если убийце был сделан къисас (убийство в отместку, причем убийца был доволен этим шариатским наказанием), или ему простили (родня убитого), то будет ли с него взыскано в Последней жизни? У этого вопроса есть два аспекта. Ибнуль-Къайим сказал: Детальный анализ показывает, что убийство связано с нарушением трех прав: Право Аллаха; Право убитого; Право родни убитого. Если убийца добровольно, по собственному желанию сдался родственникам убитого, сожалея о содеянном, страшась Аллаха, и искренне раскаиваясь пред Ним, то нарушение права Аллаха возмещается покаянием, нарушение права родни возмещается (по их выбору) полной расплатой (казнью убийцы), примирением (на условиях родни) или их прощением. Остается право убиенного, которое Аллах компенсирует тому в Судный День (в счет увеличения райских милостей), за раскаявшегося убийцу, и таким образом примиряет их между собой[15].

 Признаки ислама

Раздел: Обращение в ислам вероотступника, равно как и кяфира (куфр которых представляет собой отказ от произнесения двух свидетельств), будь он из признающих единственность Аллаха, вроде иудеев, или из отрицающих единобожие, вроде христиан, зороастрийцев и идолопоклонников, состоит из того, чтобы он засвидетельствовал, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад посланник Аллаха[16].

(Если засвидетельствуют, что он стал вероотступником, отказавшись от одного из двух свидетельств, то) не исследуют было вероотступничество или нет (поскольку, сейчас он произнося эти два свидетельства, так и так опровергает то, что ему вменяют и становится мусульманином, а значит и нет нужды исследовать то, что было до этого). И его не принуждают признать то, что ему приписывают. И не ставят условие, признать факт его отвергания (одного из свидетельств).

Если он сам признал факт вероотступничества, то достаточно его отрицания этого (и обновления ислама через произнесение двух свидетельств не требуется). Но если его вероотступничество установлено доводом (кроме признания, например свидетельскими показаниями), то его отрицания факта вероотступничества недостаточно, он должен обновить ислам (тем, что произнесет два свидетельства). Если он произнесет два свидетельства, так и не признавая факт вероотступничества, установленный доводом, то с него не взыскивают за то, что он не признал этот факт, и ограничиваются тем, что фактически он обновил ислам через произнесение двух свидетельств. Но если он не обновляет ислам двумя свидетельствами, то его отрицания факта вероотступничества недостаточно. В этом случае его призывают раскаяться (произнеся два свидетельства), в противном случае казнят.

Но если его вероотступничество (не просто из-за отказа от произнесения двух свидетельств, а например) из-за отрицания фарда, или дозволения запретного, или отвергания пророка, книги или ее части, или из-за перехода в религию, в которой верят в то, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был послан (не всему человечеству, а) только к арабам, то его ислам (посредством произнесения двух свидетельств) не будет действительным, пока он не признает то, что отвергает. (В частности в последнем случае) он должен засвидетельствовать, что Мухаммад послан всем людям, или сказать: «Я отрекаюсь от всех религий, противоречащих Исламу. Признавать все это он должен в дополнение к двум свидетельствам. Для действительности ислама недостаточно только фразы "Мухаммад посланник Аллаха", без слова единобожия не обойтись.

Если кяфир скажет: «Я свидетельствую, что пророк - посланник» хукм о его исламе не выносится, поскольку возможно, что он подразумевал иного пророка, а не нашего. Если исконный кяфир или вероотступник скажет одну из фраз: «я муслим», «я верующий», «я отрекаюсь от всех религий, несоответствующих Исламу», это считает раскаянием для него. Хоть он и не произнес двух свидетельств, понятно, что он имел ввиду. Абу Яьла младший сказал: «Нет разногласий в том, что если кяфир скажет: «Я муслим» и не произнесет двух свидетельств, то хукм о его исламе не выносится».

В книге «Аль-Интисар» приводится: "Свидетельство кяфира в письменном виде считается для него принятием ислама»[1].

Недействительно принятие ислама под принуждением, если принужденный находится в исламской стране на легальных основаниях, будь это собственный гражданин (зъиммий), или иностранный гражданин, которому дали разрешение на въезд. Это обусловлено тем, что у них есть право находиться в стране, не принимая ислам, и принуждение к исламу является нарушением их прав. Поэтому их ислам действителен только, если есть признаки указывающие на их добровольное принятие, например, если они продолжают исповедовать ислам, когда принуждения нет. Если он умрет прежде, чем будет установлено его согласие, то он в хукме неверных. И если он отойдет от ислама, то недозволенно ни казнить его, ни принуждать вернуться в ислам, в отличие от вероотступников и харбиев (тех, с кому не был заключен договор). Их принятие ислама под принуждением действительно по захиру. И если кто-то из них умрет, так и находясь под принуждением, то его хукм - хукм мусульман. Но если в сердце он не верует в Ислам, то он продолжает оставаться в куфре внутренне (не внешне), и нет у него доли в Исламе.

Если неверный засвидетельствует двумя свидетельствами, а затем скажет: «Я не подразумевал, что принимаю ислам», то становится вероотступником и его принуждают вернуться к исламу, на что есть прямое указание от Ахмада. Если неверный совершит намаз или прочитает азан, выносится суждение о его исламе, независимо от того, был ли он исконным кяфиром или вероотступником, совершил в одиночку или джамаатом, совершил его в даруль-исламе или даруль-харбе.

Его ислам не устанавливается на основании просто намаза, пока его намаз не будет отличаться от намаза неверных, например в таких элементах, как: направление на къиблу, руку‘, суджуд. Также ислам не устанавливается лишь на основании его стояния (къиям) в намазе. Потому, что кяфиры и так стоят в своих намазах (Ш.Б.). Если неверный держит пост, или выплатит закят, или совершит хадж, только на основании этого не выносится решение о его исламе.

Если вероотступник умрет, и его наследники предоставят довод на то, что он после вероотступничества совершил намаз, то выносится решение о его исламе, и его наследники из числа мусульман наследуют от него. Но если выяснится, что его вероотступничество было после намаза, то намаз никакого влияния не оказывает. Если вероотступничество было (не из категории отказа от ислама, а) из категории нововведений[17] (когда человек считает себя мусульманином при том, что) отвергает какой-нибудь фард, писание, пророка, ангела и тому подобное, то намаз не является основанием для принятия его мусульманином. Ведь он верит в обязательность намаза и совершает его, будучи кяфиром (Ш.Б.), (и намаз перестал быть для него отличительным признаком, отделяющим его от массы кяфиров).

Вероотступничество не аннулирует статус замужества женщины. Поэтому, если она вернется в ислам, и совершит прелюбодеяние, ее наказывают как замужнюю женщину. А если во время вероотступничества она была целомудренной девой, то вероотступничество не отменяет ее целомудрие, поэтому тот, кто обвинил ее в блуде после принятия ислама, подвергается наказанию, предусмотренному за оговор целомудренной девы. Наказание не отменяется за то, что она совершила во время вероотступничества, как и до него. Поэтому, если они совершили прелюбодеяние, то их закидывают камнями за прелюбодеяние (даже, если они вернулись в ислам).

Поклонения вероотступника, такие как намаз, хадж и другие, которые он совершал до вероотступничества, не аннулируются, если он вернется в ислам.

Икрах

Раздел: Кто был принужден икрахом к куфру - для него самым достойным будет (не поддаваться, а) терпеть даже если это приведет к потере жизни. Если же он не вытерпит и поддастся на икрах, то кяфиром не становится с условием, что сердце его будет непоколебимо в своей вере. Как только икрах уйдет, его обязывают выявить свой ислам. Если он не выявит его, то постановляют, что он кяфир с того момента, когда сказал куфр (еще в начале икраха). Если довод свидетельствует, что он говорил слова куфра, будучи в заключении или связанным у неверных в положении страха, то он не считается вероотступником. Если же довод свидетельствует о том, что во время произношения он был в безопасности, то он считается вероотступником.

Если (после установления факта вероотступничества) его наследники заявят о том, что он вернулся в ислам, то просто заявление без доказательства не принимается. - Потому, что в отсутствие доказательств в силе остается отсутствие его возврата. Если довод свидетельствует, что он ел свинину, то (лишь на основании этого) он не считается вероотступником. Если некоторые наследники заявят о том, что он ел свинину, дозволяя ее, или заявят о каком-либо другом его вероотступничестве, то (им) становится запретным его наследство. Если другие наследники заявляют об исламе того человека, то им вручаются их доли наследства, но не вручаются доли других наследников (которые признали того вероотступником), потому, что первые своим заявлением не претендуют на большее, чем свои доли. Невостребованное (вторыми) наследство переходит в казну. Но если среди наследников есть малолетний ребенок или одержимый, то ему переходит и его доля и доли тех, кто признал умершего вероотступником.

 Колдовство

Раздел: Запрещено заниматься колдовством, обучаться самому и обучать других. И оно представляет собой узелки, заговоры, произносимые или записываемые слова, или совершение чего-либо, что воздействует на тело околдовываемого человека, его сердце или разум без непосредственного контакта с ним. Колдовство (не иллюзия, и) имеет реальную силу. Есть различные виды колдовства. Некоторые виды убивают человека, другие заставляют заболеть. Есть также то, что мешает супругу совокупляться с женой, оно как бы связывает человека, и он не в состоянии совершить половой акт с женой. К колдовству относятся и действия подобные тому, что сделал Лябид ибнуль-А‘сам, когда околдовывал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, делая колдовство на гребень и волосы, упавшие с него, причем оно реально оказало на него воздействие настолько, что ему казалось, что он делает то чего он в действительности не делал, и ходил по пустынным местам[21]. Также к колдовству относится то, что разлучает супругов, вызывает неприязнь одного супруга к другому, или наоборот привораживает мужчину к женщине.

67.  Заниматься колдовством или обучаться ему является куфром вне зависимости от того, верит человек в запретность этого или нет.

68. Куфром является летать в воздухе на неживых предметах типа метлы и тому подобном,

69. или заявлять о том, что звезды общаются с ним.

Если колдовством занимается или верит в его дозволенность кто-то из мусульман, то его казнят (поскольку он становится из-за этого неверным). Колдун зиммий же не подлежит казни (поскольку колдовство не больше ширка, а за него зиммиев не убивают). Но если он убьет кого-нибудь своим колдовство при том, что оно его будет из разряда колдовства, которое обычно приводит к смерти, то его казнят по кысасу. Тот, кто варит колдовские зелья и снадобья, которые не причиняют вреда, окуривает (ладаном и тому подобным), не впадает в неверие и не подлежит казни, но получает суровое осуждение и бойкот в назидание другим[22]. Если же это приведет к смерти (при условии, что было использовано снадобье, которое обычно убивает), то казнят кысасом, а если (снадобье не из смертельных, но убило), то выкуп. Это мы уже приводили в разделе о преступлениях.

Тот, кто читает заклинания, утверждая, что вызывает этим джиннов, которые слушаются его, не впадает в неверие и не подлежит казни, но получает суровое осуждение и бойкот в назидание другим[23]. Аналогично, вещатель и прорицатель (не подлежат казни). Вещатель (кяхин) - тот, у кого есть свой джин-призрак, который приходит к нему с вестями. Прорицатель - тот, который гадает, делает прогнозы, как астролог.

70. Если кто из них (говорит, что может узнать своим способом сокрытое, то становится неверным. Если об этом не говорит, но) становится причиной того, что люди думают будто он может узнать своим способом сокровенное, то имам должен казнить его во избежание распространения смуты. Шейх (Ибн Таймия) сказал: Астрология - нечто, вроде занятия тех, кто по положениям небесных тел делает выводы о событиях на земле, и это один из видов колдовства, и является запретным единогласно.

71. Фокусник; делающий предположения по полету птиц; подбрасывающий камешки, ячменные зернышки, стрелы (для гадания); в книге «Ар-Ри‘айя» добавлено: смотрящий на лопатки, если верит в дозволенность этого или утверждает, что может узнать этим сокровенное, то становится неверным. Если же не утверждает это, то неверным не становится, но ему делают строгий выговор и запрещают этим заниматься.

Запрещено делать рукью, заговоры, использовать целебные записи и заклинания на неарабском языке, или с упоминанием имени звезд, или делать их в форме звезды и других формах. Нет проблем в том, чтобы снимать колдовство чем-то из Корана, поминанием Аллаха, клятвами, дозволенными словами. Если же для снятия порчи использовать нечто из колдовства, то Ахмад остановился в этом вопросе, но базовое мнение мазхаба дозволенность из соображений нужды[24].

В книге «‘Уюн аль-Маса’иль» сказано: К колдовству также относится распространение сплетен и порча отношений между людьми[25]. Это редкое словоупотребление.


[1] Мумайиз - ребенок, который уже различает между полезным и вредным, примерно 6-7 лет. По ханбалитскому мазхабу вероотступничество ребёнка, как и его ислам действительно, но наказанию в виде казни он не подлежит, пока не станет половозрелым, дееспособным.

[2] Если спрашивающий подтверждает претензию гадателя на знание сокровенного, то это большой куфр, выводящий из ислама. Если этого нет, то куфр малый. См. Аль-Гъунья, 24. Аль-Хаттаби. Миркатуль-Мафатих, 2/495.

[3] Имеются ввиду клятвы, в которых человек, например, желая уверить, что он чего-то не совершал, говорит: "Если я неправ, то я иудей", "Если я лгу, то я не имею отношения к исламу", и тому подобные клятвы.

[4] Отсыл к претензии крайних суфистов, пантеистов на некие тайные познания, тайные смыслы в Коране о пантеизме, слиянии с Аллахом, превосходстве их "уалиев" над пророками и так далее.

[5] Постановил, что означает повелел, вменил в обязанность. Все мушрики не выполнили это постановление. Пантеисты же считают, что не существует людей не выполняющих это постановление в силу того, что Аллах это предопределил. Отсюда следует, что все ложные божества то же самое, что и Аллах. Этим они доказывают свою концепцию пантеизма (единство бытия), что все существующее есть сам Аллах.

[6] Если человек сделает оговорку, что имеет ввиду измененную часть Торы, то это верно. Проклятие без оговорок затрагивает всю Тору, в том числе и неискаженное божественное писание, что есть куфр.

[7] То есть, если он не знал, что Тора низведена Аллахом, то его раскаяние принимается, а если не знал, то даже, если ракается, то его убивают так же, как убивают тех, кто оскорбил посланника.

[8] Ответвление исмаилитов из секты крайних шиитов. Названа по имени Хамдана ибн аль-Ашаса по прозвищу Кармат. Исповедовали учение об имамах, которые являются воплощением Бога, и в частности эзотерическое учение о скрытом имаме, который однажды явится как наследник Исмаила. Верили, что обряды и всякие внешние религиозные предписания излишни. Батъиниты же не отвергали Коран напрямую, но приходили к тем же выводам, объявляя, что в Коране есть некоторые сокрытие (батын) смыслы, которые могут знать их шейхи. Отсюда и их название. Танасухиты то есть реинкарнисты - верят в переселение душ после смерти в другие тела. Тем самым отвергают Судный день и воскресение душ. Награда и наказание по их убеждению происходит в новой жизни заселением души в лучшую оболочку или худшую соответственно, и так циклически без конца.

[9] Поскольку он оскорбил пророка, да благословит его и приветствует, то его покаяние не принимается. Это не означает, что его покаяние недействительно. Его покаяние не принимается в том смысле, что оно не становится преградой для казни. Его все равно убивают, но хоронят как муслима, и если он был искренен в покаянии, то верующий перед Аллахом.

[10] Компенсацию не выплачивает, хоть и поступил скверно, поскольку жизнь вероотступника все же не защищена.

[11] После этого руку‘ ему повелевают совершать и саджды и остальные элементы намаза.

[12] Утверждающие, что Аллах может входить в творения, например в тела, или в пространство.

[13] Те, кто признает никаких харамов и ограничений в принципе. Якобы Аллах создал все для наслаждения человека, и все сделал дозволенным.

[14] Цифра 3 взята из аята 4/137. См. Маталиб улин-Нуха, 6/292

[15] Сказал Абу Яьла: нам поведал Муджахид ибн Муса, а ему - Абдуллах ибн Бакр, а ему - ‘Аббад ибн Шейба Аль-Хабатъи со слов Са‘ид ибн Анас, что Анас сказал:

Как-то посланник Аллаха сидел, и вот мы увидели, как он рассмеялся так, что были видны его передние зубы. Умар спросил: «Что тебя рассмешило, о Посланник Аллаха, да будет выкупом за тебя мои отец и мать?». О он ответил: «Два представителя моей Уммы, которые преклонят свои колени пред Всевышним и Преблагодатным Господом величия, Аллахом, Могуч Он и Велик, и один из них скажет: «О Господи взыщи с моего брата за нарушение моего права!». Всевышний Аллах скажет: «Возмести своему брату его нарушенное тобой право!». Тот скажет: «О Господи! У меня вообще не осталось благодеяний!». Всевышний Аллах скажет требующему возмещения: «Как ты поступишь со своим братом? У него вообще не осталось благодеяний (для расчета)». Тот скажет: «О Господи, тогда пусть спишутся мои грехи (на размер компенсации).

Передатчик продолжил: Тут глаза посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заполнились слезами от плача. Затем он сказал: «Ведь это будет поистине ужасающий день, когда люди будут нуждаться в том, что с них снимались грехи.

Так вот Аллах скажет требующему: «Подними свой взор и взгляни на райские сады». Тот поднимает голову и говорит: «О Господи, я вижу города из серебра и дворцы из золота, увенчанные жемчугом. Какому пророку, или может праведнику, или может мученику это уготовано?». Аллах скажет: «Это для того, кто заплатил цену этого». Тот спросит: «О Господи, кто сможет это сделать (заплатить эту цену)?». Аллах скажет: «Ты можешь!». Тот спросит: «Каким образом, о Господи?». Аллах скажет: «Если простишь своего брата». Тот скажет: «О Господи, тогда я прощаю его». Всевышний Аллах скажет: «Возьми за руку своего брата и веди его в рай». Затем посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Таким образом Аллах примиряет верующих в Судный День».

 

[16] Имеется ввиду не любой вероотступник или кяфир, а только тот, чей куфр состоит в отказе произносить одно из этих свидетельств. Те кяфиры и вероотступники чей куфр связан с другим, не становятся муслимами, произнеся два свидетельства, но должны отречься от того, что вводило их в куфр. См. пояснения ниже, а также Кашшафуль-Къина‘, 14/258; Маталиб улин-Нуха, 6/298; Аль-Мугъни, 9/21

[17] Автор делит вероотступничество на два вида.Вероотступничество отказа от ислама, когда кяфир в общем отказывается от ислама, и вероотступничество нововведения, когда человек, хоть и впал в куфр, причисляет себя к исламу.

[18] Дети рожденные или зачатые во время их ислама, считаются мусульманами, после вероотступничества родителей их хукм не распространяется на детей, поскольку ислам детей зафиксирован, а вероотступничество нет.

[19] После того, как достигнут половозрелости и будут призваны к покаянию.

[20] Ибн Таймия сказал, что это ошибочно возводимое к имаму Ахмаду мнение. Верным же является, что Ахмад препоручал знание об этом Аллаху в соответтсвии с хадисом "Аллах лучше знает, что бы они делали". Автор книги "Маталиб улин-Нуха" передал это и согласился, см. стр 6/306.

[21] Воздействие колдовства не касалось таких аспектов жизни пророка, которые касались бы его миссии пророчества. Аллах уберег его от таких чужеродных воздействий, которые бросили бы тень на то, что связано с передачей шариата от Аллаха.

[22] Потому, что в описании, которое Аллах дал колдунам кяфирам, значится, что они разлучают мужа с женой. Поэтому куфром будет только такое колдовство которое сравнимо с этим по уровню. Колдовство более низкого уровня остается на своем изначальной основе, что их не убивают. См. Шарх Бухути, 14/275.

[23] Если человек верит во вездесущность джиннов, что они слышат его по любому, то становится неверным из-за придания им качеств господства. Если верит, что они делают ему все, что он захочет, или сообщают ему где находится украденная вещь и тому подобное, то становится неверным из-за того, что придал качества господа. Если же он говорит, что джинны делают для него некоторые посильные для них вещи, то это не куфр.

[24] Конечно же это без употребления слов и дел, содержащих ширк и куфр, но посредством неких действий, содержащих пользу. Такие не в хукме колдунов и не именуются так. См. Аль-Мугъни Ибн Къудамы, 9/32.

[25] Как и сказали некоторые саляфы: "Сплетник и клеветник за один час может наделать столько, что за год не наделает колдун". См. Миркатуль-Мафатих, 1/124. Сплетни названы колдовством из-за того, что цель сплетен и их плоды такие же, как и колдуна испортить отношения между людьми, причем эффект сплетни даже больше. см. Шарх Аль-Бухути, 6/188.

Проба

Перечень куфров по ханбалитскому мазхабу.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.