I . Изучение нового материала (презентация). — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

I . Изучение нового материала (презентация).

2022-01-17 29
I . Изучение нового материала (презентация). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слайд №1(уч-ся записывают тему урока в тетрадях).

1. Учитель: Россия неоднократно участвовала в европейских коали­циях, сначала направленных против революционной Франции, а затем - против на­полеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России отнюдь не было подорвано. Российское дво­рянство очень негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.

Слайд №2.


Накануне вторжения французская «Великая армия» значи­тельно превосходила противостоящую ей российскую. Против 600 тыс. Наполеона русские могли выставить не более 220 тыс. человек. Следует иметь в виду, что в целом российская армия также насчитывала около 600 тыс. человек, часть которых следовало держать для прикрытия других направлений. В то же время, нужно иметь в виду, что только около половины войска наполеона составляли французы, осталь­ные были солдатами армий покоренных и союзных с Францией государств.

Что вы знаете о принципах комплектования российской и наполеоновской армий? (Французская армия комплектовалась путем всеобщего воинского призыва, российская же армия состояла из набираемых на службу рекрутов, что не позволяло быстро мобилизовать большие силы.}

Слайд №3.

12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России (уч-ся записывают в тетради).

Слайд №4.Планы и силы сторон.

Теперь посмотрим, как проходили военные действия (слайд №5) и в учебнике карта. Учи­тель показывает расположение русских армий и армии Наполеона.

Слайд №6.Запомните имена командующих русскими армиями.

2. Слайд №7-8. 22июля произошло соединение русских армий в Смоленске. Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии пооди­ночке. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.

Слайд №9. 4—5 августа - сражение под Смоленском (уч-ся делают записи в тетради).

В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не рав­ны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руи­ны. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской ар­мии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной кре­постью. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.

Работа с картой: Определите путь отступления русской армии.

3. Слайд№10.

Назначение Кутузова главнокомандующим и его прибытии в армию

                  Читаем параграф 4 п.4.

Учитель дополняет: Вот как пишет современник-француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опья­нения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».

4. Слайд №11. 26 августа 1812 г. - Бородинское сражение (запись в тетради учениками).

Учитель: после ожесточенных боёв и Наполеон, и Кутузов отдали приказ об отступлении (слайд №12-13).

КТО ЖЕ ПОБЕДИЛ? (слайд №14)«Французы показали себя способными победить, русские стяжали право быть непобедимыми…»Наполеон.

«Французская армия расшиблась о русскую…» А.П.Ермолов.

Учитель продолжает: после Бородинского сражения Наполеон продолжал удер­живать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Боро­динского сражения до ухода французов из Москвы не состоялось ни одного мас­штабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отре­занными от баз снабжения.

5. Слайд №15. Запись в тетрадях: 2 сентября - совет в Филях.

Оставление Москвы

Плюсы   Плюсы   Минусы  
1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления; 2. Дальнейшее изматывание противника; 3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию.   1. Захват противником древней столи­цы, что могло оказать большое мо­ральное воздействие на русских; 2. Разорение Москвы; 3. Захват крупного богатого города и крупного опорного центра

Слайд №16.

Ученики находят на карте отступление русских из Москвы.

Учитель: вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. Отступая из Москвы, Кутузов с по­мощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского  авангарда. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Ка­лужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы.(Слайд №17). Это был знаменитый Тарутинский маневр.

6. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вско­ре начался огромный пожар, уничтоживший 3/4 построек (слайд №18).

    Напрасно ждал Наполеон,

   Последним счастьем упоённый,

    Москвы коленопреклонённой

   С ключами старого Кремля:

   Нет, не пошла Москва моя

   К нему с повинной головою.

   Не праздник, не приемный дар,

   Она готовила пожар

   Нетерпеливому герою.

                           А.С.Пушкин.

Слайд №19. «Завоеватели, вошедшие в Москву 2 сентября, спустя пять недель уже не составляли более войска. Это была толпа мародёров, обречённых на поражение» - Л.Н.Толстой.

 

7. Слайд №20. Партизанское движение.

 Дополнительно читаем п. 7.

Слайд №21. Сообщение учащегося о героях-партизанах.

Слайд №22.

8. Учитель:7 октября, 1812 года Наполеон вывел остатки своей голодной армии из Москвы, намереваясь отступать по не разорённой Калужской дороге. Давайте проследим по карте отступление армии Наполеона (слайд №23-24).

Учитель: французская армия проходила по уже полностью разорённым войной областям, где невозможно было найти ни фуража для лошадей, ни пищи для солдат(слайд №25). Приходилось бросать по дороге обозы с награбленным, пушки, раненых В армии начались голод и беспорядки. Французов по пятам преследовала русская армия, наносили ощутимые удары летучие партизанские отряды.

Слайд №26.

Учитель: 14 – 16 ноября 1812 года наполеоновская армия понесла огромные потери при переправе у реки Березины. Вскоре после этого Наполеон, бросив остатки армии, выехал в Париж. В середине декабря французы перешли обратно через Неман.

Слайд №28.

Учитель: 25 декабря Александр 1 издал манифест об окончании Отечественной войны (уч-ся записывают дату в тетради).

III. Закрепление.

Учитель: пожалуйста, подумайте и ответьте на вопросы: Почему война названа Отечественной? Назовите причины победы России в войне (слайд №29).

Вывод:

Итак, в начальный период войны инициатива принадлежала армии Наполеона. Бородинское сражение не выявило победителя, французы продолжали наступление на Москву. Но, захватив Москву, в которой пожары уничтожили провиантские скла­ды, гибель армии около реки Березины (слайд №30).

«Великая армия» оказалась на грани голода и окончательная

 

Домашнее задание: Читаем параграф 4 Делаем конспект урока. Письменно предоставляют мне ответы до 17.11.2021:

1. Талащук А. – вопрос 1 стр.33 учебника История России часть 1

2. Исайков А. - документ на стр.34. ответить на вопрос под документом

3.  Вердиев Э. – вопрос 3 стр. 33

4. Петрова А. – вопрос 6 стр.33


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.