Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2022-01-17 | 29 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Слайд №1(уч-ся записывают тему урока в тетрадях).
1. Учитель: Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, сначала направленных против революционной Франции, а затем - против наполеоновской Франции. Участвуя в двух войнах против Франции, Россия потерпела поражение, однако могущество России отнюдь не было подорвано. Российское дворянство очень негативно относилось к Тильзитскому договору и было воинственно настроено в отношении Наполеона и Франции. Наполеон не мог не понимать, что могущество России не сломлено, поэтому предстоит новый виток борьбы.
Слайд №2.
Накануне вторжения французская «Великая армия» значительно превосходила противостоящую ей российскую. Против 600 тыс. Наполеона русские могли выставить не более 220 тыс. человек. Следует иметь в виду, что в целом российская армия также насчитывала около 600 тыс. человек, часть которых следовало держать для прикрытия других направлений. В то же время, нужно иметь в виду, что только около половины войска наполеона составляли французы, остальные были солдатами армий покоренных и союзных с Францией государств.
Что вы знаете о принципах комплектования российской и наполеоновской армий? (Французская армия комплектовалась путем всеобщего воинского призыва, российская же армия состояла из набираемых на службу рекрутов, что не позволяло быстро мобилизовать большие силы.}
Слайд №3.
12(24) июня 1812 г. - армия Наполеона перешла Неман и вторглась на территорию России (уч-ся записывают в тетради).
Слайд №4.Планы и силы сторон.
Теперь посмотрим, как проходили военные действия (слайд №5) и в учебнике карта. Учитель показывает расположение русских армий и армии Наполеона.
|
Слайд №6.Запомните имена командующих русскими армиями.
2. Слайд №7-8. 22июля произошло соединение русских армий в Смоленске. Соединение русских армий означало срыв первоначального наступательного плана Наполеона, предполагавшего разбить русские армии поодиночке. Теперь русская армия могла позволить себе дать генеральное сражение.
Слайд №9. 4—5 августа - сражение под Смоленском (уч-ся делают записи в тетради).
В битве под Смоленском русские войска не позволили противнику немедленно овладеть городом. Однако Барклай де Толли, считая, что силы по-прежнему не равны, отдал приказ об отступлении. От Смоленска остались лишь обуглившиеся руины. Ни продовольствия, ни фуража французам не досталось. Отступление вызвало недовольство в армии. Главным виновником отступления и всех бед в русской армии объявили Барклая де Толли. Смоленск был «ключом» к Москве - сильной крепостью. С оставлением города у русской армии не осталось сильных укрепленных пунктов вплоть до Москвы.
Работа с картой: Определите путь отступления русской армии.
3. Слайд№10.
Назначение Кутузова главнокомандующим и его прибытии в армию
Читаем параграф 4 п.4.
Учитель дополняет: Вот как пишет современник-француз о назначении Кутузова главнокомандующим: «...В нем было что-то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себе спасенными».
4. Слайд №11. 26 августа 1812 г. - Бородинское сражение (запись в тетради учениками).
Учитель: после ожесточенных боёв и Наполеон, и Кутузов отдали приказ об отступлении (слайд №12-13).
КТО ЖЕ ПОБЕДИЛ? (слайд №14)«Французы показали себя способными победить, русские стяжали право быть непобедимыми…»Наполеон.
«Французская армия расшиблась о русскую…» А.П.Ермолов.
Учитель продолжает: после Бородинского сражения Наполеон продолжал удерживать инициативу в своих руках. Русская армия отступала к Москве. После Бородинского сражения до ухода французов из Москвы не состоялось ни одного масштабного сражения. Французы слишком растянули коммуникации и оказались отрезанными от баз снабжения.
|
5. Слайд №15. Запись в тетрадях: 2 сентября - совет в Филях.
Оставление Москвы
Плюсы Плюсы | Минусы |
1. Сохранение армии и возможности дальнейшего сопротивления; 2. Дальнейшее изматывание противника; 3. Возможность оторваться от противника и пополнить армию. | 1. Захват противником древней столицы, что могло оказать большое моральное воздействие на русских; 2. Разорение Москвы; 3. Захват крупного богатого города и крупного опорного центра |
Слайд №16.
Ученики находят на карте отступление русских из Москвы.
Учитель: вслед за армией стало покидать столицу и гражданское население. Город казался вымершим. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе. Отступая из Москвы, Кутузов с помощью обманного маневра смог на некоторое время оторваться от французского авангарда. Армия скрытно перешла с Рязанской дороги на Калужскую, пополнила в Калуге запасы продовольствия и расположилась лагерем на прочной позиции у Тарутина, в 80 километров от Москвы, прикрыв плодородные южные губернии и тульские оружейные заводы.(Слайд №17). Это был знаменитый Тарутинский маневр.
6. Наполеон вступил в почти полностью опустевшую Москву, в которой вскоре начался огромный пожар, уничтоживший 3/4 построек (слайд №18).
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
А.С.Пушкин.
Слайд №19. «Завоеватели, вошедшие в Москву 2 сентября, спустя пять недель уже не составляли более войска. Это была толпа мародёров, обречённых на поражение» - Л.Н.Толстой.
7. Слайд №20. Партизанское движение.
Дополнительно читаем п. 7.
Слайд №21. Сообщение учащегося о героях-партизанах.
Слайд №22.
8. Учитель:7 октября, 1812 года Наполеон вывел остатки своей голодной армии из Москвы, намереваясь отступать по не разорённой Калужской дороге. Давайте проследим по карте отступление армии Наполеона (слайд №23-24).
|
Учитель: французская армия проходила по уже полностью разорённым войной областям, где невозможно было найти ни фуража для лошадей, ни пищи для солдат(слайд №25). Приходилось бросать по дороге обозы с награбленным, пушки, раненых В армии начались голод и беспорядки. Французов по пятам преследовала русская армия, наносили ощутимые удары летучие партизанские отряды.
Слайд №26.
Учитель: 14 – 16 ноября 1812 года наполеоновская армия понесла огромные потери при переправе у реки Березины. Вскоре после этого Наполеон, бросив остатки армии, выехал в Париж. В середине декабря французы перешли обратно через Неман.
Слайд №28.
Учитель: 25 декабря Александр 1 издал манифест об окончании Отечественной войны (уч-ся записывают дату в тетради).
III. Закрепление.
Учитель: пожалуйста, подумайте и ответьте на вопросы: Почему война названа Отечественной? Назовите причины победы России в войне (слайд №29).
Вывод:
Итак, в начальный период войны инициатива принадлежала армии Наполеона. Бородинское сражение не выявило победителя, французы продолжали наступление на Москву. Но, захватив Москву, в которой пожары уничтожили провиантские склады, гибель армии около реки Березины (слайд №30).
«Великая армия» оказалась на грани голода и окончательная
Домашнее задание: Читаем параграф 4 Делаем конспект урока. Письменно предоставляют мне ответы до 17.11.2021:
1. Талащук А. – вопрос 1 стр.33 учебника История России часть 1
2. Исайков А. - документ на стр.34. ответить на вопрос под документом
3. Вердиев Э. – вопрос 3 стр. 33
4. Петрова А. – вопрос 6 стр.33
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!