И долго буду тем любезен я народу, — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

И долго буду тем любезен я народу,

2022-01-17 50
И долго буду тем любезен я народу, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Литература                                                                   6 класс

Урок № 11

Тема. А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Узник». Вольнолюбивые стремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения

Оформление в тетради:

Первое ноября

Классная работа

Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А. С. Пушкин

Слово учителя (читаем)

Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства. Сегодня познакомимся с лицейскими годами поэта.

Работа с учебником.

Прочитать стр.45-51.

Дополнение учителя.

Во-первых, уже в Лицее А. С. Пушкин понял, что поэзия – главное дело его жизни; во-вторых, необычайный дар молодого поэта признал сам корифей русской поэзии Г. Р. Державин. На публичном экзамене «Державин был в восхищении…».

Лицейские годы А. С. Пушкин считал самыми светлыми в своей жизни. Слава юного поэта быстро распространилась среди образованных слоев общества.

В Лицей специально для того, чтобы познакомиться с Пушкиным, приезжали лучшие поэты того времени – К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский.

Работа в тетради.

Записываем   опорные даты жизни поэта, с которыми связаны изучаемые стихотворения Пушкина.


19 октября 1811 года - 9 июня 1817 года - лицейские годы Пушкина.

Напишите, чего добивались профессора от воспитанников Лицея.

Найдите и запишите, куда был направлен А. С. Пушкин по окончании Лицея.

Вопросы, с. 51 (отвечать устно).

1817-1920 - жизнь поэта в Санкт-Петербурге.

1820-1824 - южная ссылка.

1824-1826 - ссылка в Михайловское.

С. 51 – 53, прочитать.

Слово учителя (читаем).

Вольнолюбие Пушкина было не по нраву русскому царю. Из Кишинева, где было тайное общество будущих декабристов, Пушкина перевели в Одессу, а в 1824 году сослали в его имение Михайловское в Псковской губернии. Рядом с ним не было ни друзей, ни товарищей. Навещать его было запрещено.

В это время в Петербурге готовилось восстание, в котором приняли участие многие бывшие лицеисты, в том числе Иван Пущин. Будущие декабристы хотели ограничить самодержавную власть царя конституцией и парламентом. Но А. С. Пушкин не знал о подготовке восстания.

Утром 11 января 1825 года И. И. Пущин приехал в Михайловское. Пушкин выбежал босиком на крыльцо. Друзья обнялись. На дворе был страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Почти сразу после отъезда И. И. Пущина поэт начал писать ему обещанное послание. Но оно не было закончено.

Запись в тетради:

14 декабря 1825 года - восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.

- Декабристов арестовали. И. И. Пущина, который участвовал в восстании, посадили в Шлиссельбургскую крепость. Через год после восстания А. С. Пушкин, зная об участи своего друга, закончил стихотворение «И. И. Пущину». Но передать его Пущину в тюрьму было невозможно.

Николай I жестоко расправился с восставшими, которые хотели ограничить его единоличную власть. Пятеро были казнены через повешение, остальных сослали в Сибирь на каторгу.

Друзья понимали значение поэтического гения А. С. Пушкина. На допросе И. И. Пущина спросили, не является ли он родственником Пушкина, на что Пущин сказал, что он «не родственник нашего великого национального поэта Пушкина».

Пока велось следствие Иван Пущин находился в Шлиссельбурге. Суд длился почти два года, после чего Пущина сослали в Читу.

Иван Пущин в «Записках о Пушкине» рассказывал: «Сцена переменилась. Я осужден. 1828 года, 5 января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: „Мой первый друг, мой друг бесценный...“»

Запись в тетради:

Стихотворение «И. И. Пущину», 1826 г.

Чтение стихотворения «И.И. Пущину», стр. 52.

Беседа (устно).

- Это произведение можно назвать стихотворным посланием. Попытаемся определить его художественные особенности.

Читаем первую строку:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

- Что хотел сказать автор в этой строке? (Пушкин обращается к своему другу от первого лица.)

- Какую картину вы представляете при чтении следующих строк?

...Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

- На сколько частей можно разделить стихотворение и каким образом?

- Как вы понимаете строку: «Молю святое провиденье...»?

(Провидéнье (Провидéние) - Бог, высшее существо, а также Его действия).

Прочитаем последние четыре строки стихотворения.

- Как вы понимаете слова утешенье, заточенье? О каком заточении говорит поэт?

- «...Пусть голос мой душе твоей...»: мог ли заключенный в Шлиссельбурге, а затем и сосланный Пущин услышать голос Пушкина? Как вы понимаете эту строку?

Слово учителя (читаем).

Иван Иванович Пущин был осужден на вечную каторгу. С 1826 года в течение одиннадцати лет он работал в Нерчинских рудниках, где под землей, в шахтах, бывшие дворяне-декабристы, лишенные всех своих прав, добывали золото. Когда царь заменил ему работу в шахте поселением в Сибири, А. С. Пушкин был уже смертельно ранен на дуэли.

С 1839 по 1856 год (пятнадцать лет!) провел И. И. Пущин на поселении в сибирских городах Туринске и Ялуторовске. Тогда, в Сибири, он и написал записки об

А. С. Пушкине. Новый царь - Александр II разрешил ссыльным декабристам вернуться на родину. Пущин прожил до 1859 года, пережив своего друга на 22 года.

Посмотрите видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=IXc7L80Xbyk

Выпишите понятие «Послание – это…»

Запишите недостающую информацию из видеоурока (!):

Анализ стихотворения

1. Размер: энергичный ямб.

2. Композиционно состоит из двух частей:

- приезд Пущина к поэту,

- близость Пушкина к сосланному на каторгу близкому другу.

3. Высокопарные слова: (2-3 примера записать).

4. Художественные средства:

- метафоры: (пример);

- эпитеты: (примеры);

- олицетворение: (пример).

5. Тема - ….

6. Идея (для чего написано стихотворение) - ….

Ниже пишем:

Стихотворение «Узник», 1822 г.

Итог урока.

Литература                                                                   6 класс

Урок № 11

Тема. А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Узник». Вольнолюбивые стремления поэта. Народнопоэтический колорит стихотворения

Оформление в тетради:

Первое ноября

Классная работа

Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал…

А. С. Пушкин

Слово учителя (читаем)

Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства. Сегодня познакомимся с лицейскими годами поэта.

Работа с учебником.

Прочитать стр.45-51.

Дополнение учителя.

Во-первых, уже в Лицее А. С. Пушкин понял, что поэзия – главное дело его жизни; во-вторых, необычайный дар молодого поэта признал сам корифей русской поэзии Г. Р. Державин. На публичном экзамене «Державин был в восхищении…».

Лицейские годы А. С. Пушкин считал самыми светлыми в своей жизни. Слава юного поэта быстро распространилась среди образованных слоев общества.

В Лицей специально для того, чтобы познакомиться с Пушкиным, приезжали лучшие поэты того времени – К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский.

Работа в тетради.

Записываем   опорные даты жизни поэта, с которыми связаны изучаемые стихотворения Пушкина.


19 октября 1811 года - 9 июня 1817 года - лицейские годы Пушкина.

Напишите, чего добивались профессора от воспитанников Лицея.

Найдите и запишите, куда был направлен А. С. Пушкин по окончании Лицея.

Вопросы, с. 51 (отвечать устно).

1817-1920 - жизнь поэта в Санкт-Петербурге.

1820-1824 - южная ссылка.

1824-1826 - ссылка в Михайловское.

С. 51 – 53, прочитать.

Слово учителя (читаем).

Вольнолюбие Пушкина было не по нраву русскому царю. Из Кишинева, где было тайное общество будущих декабристов, Пушкина перевели в Одессу, а в 1824 году сослали в его имение Михайловское в Псковской губернии. Рядом с ним не было ни друзей, ни товарищей. Навещать его было запрещено.

В это время в Петербурге готовилось восстание, в котором приняли участие многие бывшие лицеисты, в том числе Иван Пущин. Будущие декабристы хотели ограничить самодержавную власть царя конституцией и парламентом. Но А. С. Пушкин не знал о подготовке восстания.

Утром 11 января 1825 года И. И. Пущин приехал в Михайловское. Пушкин выбежал босиком на крыльцо. Друзья обнялись. На дворе был страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Почти сразу после отъезда И. И. Пущина поэт начал писать ему обещанное послание. Но оно не было закончено.

Запись в тетради:

14 декабря 1825 года - восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге.

- Декабристов арестовали. И. И. Пущина, который участвовал в восстании, посадили в Шлиссельбургскую крепость. Через год после восстания А. С. Пушкин, зная об участи своего друга, закончил стихотворение «И. И. Пущину». Но передать его Пущину в тюрьму было невозможно.

Николай I жестоко расправился с восставшими, которые хотели ограничить его единоличную власть. Пятеро были казнены через повешение, остальных сослали в Сибирь на каторгу.

Друзья понимали значение поэтического гения А. С. Пушкина. На допросе И. И. Пущина спросили, не является ли он родственником Пушкина, на что Пущин сказал, что он «не родственник нашего великого национального поэта Пушкина».

Пока велось следствие Иван Пущин находился в Шлиссельбурге. Суд длился почти два года, после чего Пущина сослали в Читу.

Иван Пущин в «Записках о Пушкине» рассказывал: «Сцена переменилась. Я осужден. 1828 года, 5 января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу Александрина Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: „Мой первый друг, мой друг бесценный...“»

Запись в тетради:

Стихотворение «И. И. Пущину», 1826 г.

Чтение стихотворения «И.И. Пущину», стр. 52.

Беседа (устно).

- Это произведение можно назвать стихотворным посланием. Попытаемся определить его художественные особенности.

Читаем первую строку:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

- Что хотел сказать автор в этой строке? (Пушкин обращается к своему другу от первого лица.)

- Какую картину вы представляете при чтении следующих строк?

...Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

- На сколько частей можно разделить стихотворение и каким образом?

- Как вы понимаете строку: «Молю святое провиденье...»?

(Провидéнье (Провидéние) - Бог, высшее существо, а также Его действия).

Прочитаем последние четыре строки стихотворения.

- Как вы понимаете слова утешенье, заточенье? О каком заточении говорит поэт?

- «...Пусть голос мой душе твоей...»: мог ли заключенный в Шлиссельбурге, а затем и сосланный Пущин услышать голос Пушкина? Как вы понимаете эту строку?

Слово учителя (читаем).

Иван Иванович Пущин был осужден на вечную каторгу. С 1826 года в течение одиннадцати лет он работал в Нерчинских рудниках, где под землей, в шахтах, бывшие дворяне-декабристы, лишенные всех своих прав, добывали золото. Когда царь заменил ему работу в шахте поселением в Сибири, А. С. Пушкин был уже смертельно ранен на дуэли.

С 1839 по 1856 год (пятнадцать лет!) провел И. И. Пущин на поселении в сибирских городах Туринске и Ялуторовске. Тогда, в Сибири, он и написал записки об

А. С. Пушкине. Новый царь - Александр II разрешил ссыльным декабристам вернуться на родину. Пущин прожил до 1859 года, пережив своего друга на 22 года.

Посмотрите видеоурок: https://www.youtube.com/watch?v=IXc7L80Xbyk

Выпишите понятие «Послание – это…»

Запишите недостающую информацию из видеоурока (!):

Анализ стихотворения

1. Размер: энергичный ямб.

2. Композиционно состоит из двух частей:

- приезд Пущина к поэту,

- близость Пушкина к сосланному на каторгу близкому другу.

3. Высокопарные слова: (2-3 примера записать).

4. Художественные средства:

- метафоры: (пример);

- эпитеты: (примеры);

- олицетворение: (пример).

5. Тема - ….

6. Идея (для чего написано стихотворение) - ….

Ниже пишем:

Стихотворение «Узник», 1822 г.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.