Хороводная игра-имитация «лён» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Хороводная игра-имитация «лён»

2022-01-17 39
Хороводная игра-имитация «лён» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЛАТОЧЕК

Перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Он получает платочек. Остальные ребята встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много народу, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.

В игре есть и свои маленькие хитрости. Например, водящему не стоит бежать сломя голову сразу после того, как он положил платочек на плечо – это привлечет к себе внимание. Ведь, игрок может «зазеваться» и даже не заметить, что ему, оказывается, давно нужно было бежать. А водящий, спокойно обойдя круг, попросит разиню освободить место. Чтобы игра не затягивалась. Можно ввести дополнительное правило – водящий не может делать более одного круга «вхолостую». Если он уже один раз полностью обошел «хоровод», то при повторном обходе обязан положить платочек кому-нибудь из игроков.

Если вы играете в старинную русскую народную игру «Платочек» на лесной полянке, на пляже или в помещении с ковровым покрытием, то игроки могут не стоять, а сидеть в кругу. Правда, это еще больше увеличивает шансы на победу в «беговой дуэли» для водящего. Зато водящий все время меняется и не успевает устать или заскучать.


 

В КОРОЛИ

Русская народная подвижная игра «В короли» включает в себя как бы две части. Первая – это имитация одним участником игры и угадывание другим каких-то трудовых навыков, профессий. С этой точки зрения эту игру можно назвать не только подвижной, но и развивающей. Особенно хорошо подойдет такое развлечение для младшего школьного возраста, детей 7-10 лет. Но и для старших дошкольников она вполне подойдет. Вторая же часть игры – это салки-догонялки.

Народную игру «В короли» можно проводить и с большой группой детей и с довольно маленькой. От 5 до 20-30 участников. Если игроков немного, можно устроить такое развлечение и в помещении, но проведение игры на улице все же предпочтительней. Русская народная игра «В короли» станет достойной частью программы любого фольклорного праздника. Особенно, если поставить условие, что нужно показывать трудовые операции и профессии не современные, а старинные: жнец, пахарь, кузнец, ткач, пряха и т.д. В этом случае, возраст детей, принимающих участие в этой забаве, можно увеличить.

Один из детей считалочкой или по желанию выбирается «Королем». Все остальные ребята – работники. «Король» отходит в сторону. Можно организовать ему какой-нибудь «трон» — лавочку или пенек. «Работники» совещаются и решают, какую профессию они будут предлагать «Королю», на какую работу будут наниматься. Между «королем» и «работниками происходит следующий диалог:

- Здравствуй, Король!
- Здравствуйте!
- Нужны ли тебе работники?
- Нужны. А что вы работаете?
- А вот что!

После этих слов все «работники» начинают показывать ту работу, о которой они сговорились, а «Король» пытается угадать. Если не угадывает, то ему говорят: «Нет, ваше величество!», и продолжают показ. Если ответ верный говорят: «Угадал, ваше величество!» После чего разбегаются в разные стороны, а «Король» старается кого-нибудь поймать. Тот, кого поймали становиться новым «Королем».

В правила можно внести изменения. Например, ограничить количество попыток угадать занятие двумя или тремя. После чего профессия перезагадывается. Если участников игры немного, то можно назначить каждому (или двум-трем) свою профессию. Тогда показывать можно разное, а «Король» будет угадывать то, что покажется ему наиболее простым.

«ГОРЕЛКИ»

Считалкой выбирают водящего-горелку. Остальные игроки делятся на пары. Традиционно, в каждой паре девушка и юноша или мальчик и девочка. Но играя сегодня с детьми этого правила можно и не придерживаться. Пары встают друг за другом, а перед ними, примерно за три-пять метров от первой пары встает «горельщик». Это расстояние обозначают чертой. Все дети хором произносят слова:

Гори-гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, направо-налево,
Птички летят, колокольчики звенят!
Гори, не воронь, беги как огонь!

Как только прозвучали слова «беги как огонь!», последняя пара должна рассоединить руки и бежать по разные стороны колонны. Их задача – опять взяться за руки. Но сделать они это могут, только после того, как пересекут черту, где стоит «горельщик». «Горельщик» старается не допустить этого и поймать кого-нибудь из пары. Если ему это удается, то он с пойманным игроком становится первой парой, а оставшийся в одиночестве игрок становится новым «горелкой». Если пара смогла соединиться, то она становятся первой в колонну, а «гореть» продолжает все тот же водящий. Если «горельщик» долго не может никого поймать, его поддразнивают:

Гори, не спи
Сгоришь, смотри!
В огне стоишь,
Совсем сгоришь!

Если в старинную русскую игру «Горелки» играют подростки 13-17 лет, то правила можно чуть-чуть изменить – чтобы было интереснее. Пары составляются обязательно смешанные девушка-юноша. Водящим-«горелкой» выбирают обязательно юношу. Водящий обязательно должен гнаться за юношей из убегающий пары. Если он его догнал – то встает в пару с девушкой. А пойманный будет водить. Линию, за которой может соединиться убегающая пара, относят подальше – метров на пятнадцать от колонны игроков.


 

«ДВОЙНЫЕ ГОРЕЛКИ»

Эту игру имеет смысл затевать, когда игроков очень много. Отличия от обычных горелок минимальные. Вместо одной колонны игроки выстраиваются в две, параллельно друг другу. Соответственно, и водящих-«горельщиков» двое. Когда игроки заканчивают говорить речевку «Гори-гори ясно..», то бегут сразу две пары. Соединиться пары должны обязательно друг с другом, а вот ловить «горельщики» могут любого из четверых.

«Горелки с номерами» подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Игроки встают в колонну, взявшись за руки. Перед началом игры водящий-«горельщик» проходит вдоль колонны и пересчитывает пары. Каждая пара должна запомнить свой номер. После этого, водящий встает впереди колонны и говорит:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Раз, два, три,
Пятая пара гори!

Водящий может назвать любой номер пары и бежать должна именно эта пара. В остальном играют так же, как и в обычные «Горелки».

«Заячьи горелки» подвижная игра – современный вариант русской народной игры

Отличаются от обычных «Горелок» игровой песенкой и «ролями». Роли более традиционные для салок. Водящий – волк, а остальные игроки зайцы. Игровая песенка взята из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Такой считалкой считаются белки и заяц, собираясь сыграть в «Горелки»:

Косой, косой,
Не ходи босой!
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут!
Не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!

Если игроков очень много, можно играть в «Двойные заячьи горелки», по тем же правилам, что и в «Двойные горелки».

ЖНЕЦЫ И ПАХАРИ

Для игры дети разбиваются на две равные команды. Одна команда «жнецов», другая «пахарей». Для того, чтобы разделиться на команды, можно воспользоваться народными считалками-жеребьевками. Так же для игры нужен ведущий. Он, практически, выполняет функции арбитра, поэтому на эту роль лучше всего подходит взрослый.

На площадке чертится линия, а на расстоянии около 2-3 метров от линии два больших круга – один из них «пашня», другой «нива». Команда «пахарей» встает на ту половину игрового поля, где «пашня». А команда «жнецов», соответственно, где «нива». Водящий стоит чуть в стороне. Команды вступают в «диалог», дразня друг друга:

Пахари:
А мы пашенку пахали, плугом борозды махали!
Борозды широкие, полосы глубокие!
А вы – жнецы худые, серпы у вас тупые!
Жнецы:
Мы жнецы младые, у нас серпы златые!
Мы жито жали, во снопы вязали,
На ток возили, цепом молотили,
Зерно выбивали, стали с пирогами!

После этих слов водящий подбрасывает брусок–жребий. С одной стороны такой брусок должен быть обструган, а с другой сохранять кору. Обструганная сторона – «нива», сторона с корой – «пашня». В качестве жребия может выступать любой предмет. Например, спичечный коробок, одна сторона которого заклеена желтой («нива»), а другая черной («пашня») бумагой.

Если жребий упадет стороной, обозначающей «ниву», то водящий кричит: «Раз-два-три! На ниву беги!». После чего, все «жнецы» стараются забежать на ниву. Игрок, оказавшейся внутри круга, находиться в безопасности – его нельзя ловить. «Пахари», перебегают на половину «жнецов» и стараются их поймать до того, как те успеют забежать на «ниву». Пойманные «жнецы» переходят в команду «пахарей». Все возвращаются на исходную позицию. Игру повторяют.

Если жребий упадет вверх стороной «пашня», то водящий говорит: «Раз-два-три! На пашню беги!». В этом случае убегают «пахари», а «жнецы» их ловят.Игра заканчивается, когда все игроки окажутся в одной команде.


 

ПРОСТОЙ ВАРИАНТ ИГРЫ «КОТЕЛ»

На земле или асфальте чертят концентрические круги. Большой круг – 4-5 метров, маленький – 03.-0.4 метра. Если вы играете на земле, то лучше вырыть маленькую ямку-«котел». Тогда мяч будет останавливаться в углублении и не возникнет вопросов – было ли попадание или нет. Выбранный считалкой водящий-«сторож» должен защищать малый круг – «котел». Он не имеет право выходить за пределы большого круга. Остальные игроки стоят с внешней стороны круга. Они тоже не имеют право заходить за черту. Если игрок заступает за черту, он выбывает из игры. Игроки перебрасывают друг другу ногами мяч, стараясь попасть в «котел». Водящий защищает «котел», отбивая мяч обратно игрокам. Тот, из игроков, которому удалось загнать мяч к «котел», становиться водящим.

В игру можно играть не ногами, а клюшками. Ведь традиционно такая игра велась загнутыми на конце палками. Зимой можно организовать народную подвижную игру «Зимний котел» на снегу или ледовой площадке.

Упрощенный вариант игры «Котел»

В земле роют неглубокую ямку диаметром 0.3-0.5 см. Вокруг нее на расстоянии метр-полтора маленькие ямки по количеству игроков (водящего не считают). Эти ямки совсем маленькие — буквально 10-15 см диаметром. У всех игроков в руках палки. Игроки встают каждый у своей ямки и ставит в нее палку. Все эти «ямки» можно не рыть, а нарисовать на земле или асфальте.
Водящий отходит от круга на два-три метра и пытается своей палкой закатить мяч в котел. Остальные игроки стараются ему помешать своими палками. При этом водящий может свободно двигаться, а игроки должны оставаться на своих местах. Как только мяч попал в «котел» (хотя бы прокатился по нему, если мы рисовали «ямки»), все игроки должны поменяться местами. В этой «гонки за места» принимает участие и водящий. Место считается занятым, если игрок встал возле своей маленькой ямки и поставил в нее палку. Одному лунки, естественно, не хватит и он становиться новым водящим. Игра повторяется сначала.


 

 

ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ ИГРЫ «КОТЕЛ»

Здесь играть можно только на земляной поверхности, ямки должны быть именно ямками.У каждого игрока, включая водящего, палка, загнутая на конце. Роют «котел» диаметром 30-50 см, вокруг него проводят окружность на расстоянии 1.5-2 метра. Расстояние зависит от роста игроков. Любой из них, стоя на окружности, должен дотягиваться своей палкой-клюшкой до «котла». Игроки распределяются по окружности и роют каждый свою ямку такого размера, чтобы в нее поместился мяч. После этого они ставят в ямку свою палку – «берегут лунку».
Водящий берет мяч, встает около «котла» и выбивает мяч в поле. Мяч обязательно должен выйти за линию большой окружности, иначе водящий бьет по мячу еще раз. После этого водящий идет к мячу и начинает гнать его палкой к «котлу». Остальные участники игры стараются помешать ему в этом и отбить мяч как можно дальше от «котла» в поле. Но это может быть опасно. Если игрок будет не очень проворен, то водящий закатит мяч в его лунку. Тогда водить придётся уже этому незадачливому игроку.
Как только мяч оказался в «котле», все участники игры меняются местами. Водящий так же стремится занять лунку. Оставшийся без лунки игрок водит следующий кон.


 

ГОРШКИ

Старинная русская народная игра «Горшки» подходит для детей от 5 лет. В традиционном варианте играют дети разных возрастов. Младших сажают в кружок и назначают «горшками». Старшие становятся «хозяевами» и встают каждый у своего «горшка», сзади. Если играют дети более-менее одного возраста, то «горшки» садятся на корточки.

Выбранный считалкой водящий-«покупатель» – ходит по кругу и, подходя по очереди к каждой паре, ведет с «хозяином» диалог. «Покупатель» спрашивает: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?». «Хозяин» может отказаться. В этом случае он говорит: «На продажу не держу!» Тогда водящий идет к следующей паре. Если хозяин готов «продать горшок», диалог получается другой.

«Покупатель»: «Кум, (кума), не продашь ли горшок?»
«Хозяин»: «Купи, что дашь?»
«Покупатель»: «Дам шильце, да мыльце, да золотое зеркальце!»
«Хозяин»: «По рукам!»

После этих слов, «хозяин» и «покупатель» ударяют по рукам и бегут в разные стороны по кругу. Задача каждого из них – поскорее занять свободное место около «горшка». Нужно добежать и положить руки на плечи «горшку». Тот, кто успел первым, становится «хозяином», а опоздавший – водящим.
Конечно, «горшкам» в такой игре отводиться очень пассивная роль. Поэтому, если играют дети одного возраста, можно изменить правила. Пусть проигравший состязание в беге становиться «горшком», бывший «горшок» – «хозяином», а победитель – водящим-«покупателем».
Можно «назначить» горшками и неодушевленные предметы: кегли, мячи, нарисованный на земле небольшой круг.


 

ВОЛК БЕЗ ЛОГОВА

Перед началом игры при помощи какой-нибудь детской считалки выбирают двух водящих. Один из них «волк» — он будет убегать. Другой «охотник» — он будет догонять «волка». Все остальные ребята разбиваются на пары и встают в произвольном порядке в помещении. Каждая пара стоит лицом друг к другу, подняв над головой сцепленные руки. Получается волчий «домик» или, по другому, «логово». Когда «волк» убегает от охотника, он может забежать в такое «логово» и составить пару с одним из детей. «Волк» встает между двумя играющими и тот к кому он оказался спиной становится «волком» вместо него. Тот «волк», который все-таки попался «охотнику» становится новым «охотником». А прежний «охотник» встает в любую пару. Один из игроков этой пары становиться новым волком.
Если «охотник» оказался неловким и все никак не может никого поймать, то остановите игру и замените уставшего охотника.


 

 

КУРИЛКА

Всем известен такой фразеологизм в русском языке – «Жив курилка!». Так говорят о людях или (реже) о каких-то явлениях, которые должны бы уже давно исчезнуть, но почему-то живы и здравствуют. А исток такой оборот речи берет в старинной русской народной игре «Курилка». К курению табака эта игра отношения не имела. Играли в нее с зажжённой лучиной, которая горела или тлела – «курилась» дымком. Вы тоже можете сыграть в эту старинную русскую игру. Подходит она для ребят постарше – лет с восьми. И проводить ее в современных условиях лучше не в помещении, а на свежем воздухе. Например, вечером у костра или на пикнике.
Оборудование для народной игры «Курилка» самое простое – лучинка, то есть палочка, щепочка, отколотая от полешка. Правила и того проще. Все игроки садятся в круг, лучинка передается по часовой стрелке. У кого в руках лучинка погаснет – тот проиграл и должен выполнить какое-нибудь задание. Штрафное задание можно придумать заранее, до начала игры.
Чтобы было веселее передавать лучинку, игру сопровождали стихотворением-приговором.
Приговорка к старинной русской народной игре «Курилка»:

Жив-жив Курилка,
Жив-жив душилка,
У Курилки,
У душилки,
Ножки тоненьки,
Душа коротенька.
Не умри Курилка,
Не умри душилка!
Жив-жив Курилка….


 

ДЕДУШКА-РОЖОК

Русская народная игра «Дедушка-рожок» — вариант подвижной игры «Салки». У нее относительно сложные правила, поэтому она подойдет для детей от 6 лет. Количество играющих может быть очень разное от 5-6 до 20-30 человек. Естественно, чем больше детей участвуют в игре, тем больше должна быть площадка, чтобы избежать травм и столкновений.

«Дедушка-рожок» — это очень активная игра и проводить ее лучше всего на улице. Оборудования почти никакого не надо. Только мел, чтобы разметить площадку. Но это в том случае, если покрытие асфальтовое. Если же вы играете на земле, то нарисовать «дома» можно любой палкой.

Итак, перед началом игры площадка размечается. С двух концов отмечаются «дома» игроков, а между ними «дом» Дедушки. Обратите внимание, что располагать дедушкин «дом следует не посередине площадки, а у одного из краев.

 

Схема разметки площадки для русской народной подвижной игры «дедушка-рожок»


ВЕРЕВОЧКА

Старинная русская народная игра «Веревочка» очень динамична, а правила ее просты. Играть в «Веревочку» можно на улице и в помещении, а количество участников может быть от 5 до 20-30 человек.

Для игры необходимо простейшее оборудование – веревочка, связанная в кольцо. Длина будет зависеть от количества игроков. Можно вместо веревочки взять гимнастический обруч большого диаметра. В эту старинную русскую народную игру могут играть детки от пяти лет и до подросткового возраста. И даже взрослые будут играть в нее с удовольствием, например, на масленицу, или на любом другом фольклорном празднике.

До начала игры выбирают считалкой водящего.

Игроки берутся за веревочку и растягивают ее так, чтобы получился круг. Водящий встает внутри круга. Его задача – осалить руку любого участника игры. Но сделать он это может, только пока ладонь касается веревочки. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Чтобы спастись от воды, игроки могут отдергивать руку, или передвигать ее по веревке. Тот, кого осалят, становится водящим.

Если эта старинная русская народная игра проводится с большой группой, то можно выбрать двух и даже трех водящих сразу. Но организатору игры, в этом случае, желательно находиться также внутри круга, следить за соблюдением правил, и направлять игру. Например, если не очень ловкий вода все никак не может осалить игроков, то помочь ему, или просто «судейским» решением выбрать другого водящего.


 

ПУЗЫРЬ

Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:

Надувайся, пузырь,

Надувайся велик!

Раздувайся, держись,

Да не рвись!

Варианты игры «Раздувайся, пузырь»

Игра начинается с того, что воспитатель предлагает всем детям сесть на стульчики, расположенные полукругом, и подходит к одному из них с вопросом: «Как тебя зовут? Скажи громко, чтобы все слышали!» Ребенок называет свое имя, а воспитатель громко и ласково повторяет его: «Машенька, пойдем играть», берет ребенка за руку и вместе с ним подходит к следующему, спрашивая его имя, затем предлагает и ему присоединиться к ним и подать руку Машеньке. Теперь они уже втроем идут приглашать следующего. Так по очереди приглашаются все дети. При этом лучше сначала подходить к тем, кто выражает желание скорее включиться в игру, а скованных, заторможенных детей приглашать последними – наблюдая, как охотно все соглашаются играть, они постепенно заражаются желанием включиться в игру. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит на этом настаивать.

После того как все дети приглашены, образуется длинная цепочка. Воспитатель даёт руку ребенку, стоящему последним, и замыкает круг. «Посмотрите, как нас много! Какой большой круг получился! Как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и «раздувают пузырь»: наклонив голову вниз, дети дуют в кулачки, поставленные один под другим, как в трубку. Они выпрямляются, набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят «ф-ф-ф-ф» (тренировка правильной артикуляции). Эти действия повторяются два-три раза. При каждом раздувании все делают шаг назад, будто пузырь немного раздулся. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь назад и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой...
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!

К концу текста образуется большой растянутый круг. Воспитатель входит в круг, дотрагивается до каждой пары соединенных рук, в каком-нибудь месте останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру), можно произносить: «Пшшш!». После этого можно начинать игру сначала, т.е. опять раздувать пузырь.

 

Вариант: после слов «Он летел, летел, летел, Да за веточку задел» дети опускают руки и присаживаются, произнося при этом «Лопнул пузырь» и звук ш-ш-ш.

 

Закончить игру можно и так. Когда пузырь лопнул, воспитатель говорит: «Полетели маленькие пузырьки, полетели, полетели, полетели...». Дети разбегаются в разные стороны.

КАРАВАЙ

 

Как на наши/Петины именины

Испекли мы каравай.
Дети стоят в кругу, один ребенок — в центре. Идут по кругу.

Вот такой вышины,
Останавливаются, поднимаются на носки, одновременно поднимая руки.

Вот такой низины,
Присаживаются на корточки.

Вот такой ужины.
Сходятся к центру круга.

Вот такой ширины,
Отходят назад.

Каравай, каравай,
Кого хочешь выбирай.
Хлопают в ладоши.

Ребенок, стоящий в середине круга, выбирает другого ведущего:

Я люблю, конечно, всех,
Но вот этот/эта (имя) лучше всех!

Игра повторяется.

ДУБОК

Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.

 

У нас рос дубок

Вот таков,

Вот таков!

(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)

 

Корень да его —

Вот так глубок,

Вот этак глубок!

(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)

 

Ветки да его —

Вот так высоки,

Вот этак высоки!

(руки поднимают вверх и покачивают ими)

 

Листья да его —

Вот так широки,

Вот этак широки!

(хоровод расходится, расширяется)

 

Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.

 

В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.


 

БЕРЕЗКА

Родина этого хоровода калужская область. Это довольно сложный хоровод. Он подойдет для детей не моложе 6-7 лет. И хоровод этот, скорее, девичий. Ведь березка – это символ девицы-красавицы. А водили девушки такие хороводы на Троицын день.

Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирается девочка-«березка». Она находится в центре хоровода. Если хоровод большой, то можно выбрать несколько «березок». У каждого участника хоровода в правой руке платок. Дети двигаются по кругу со словами:

Ты, березка, б е лена, б е лена,

А макушка зел е на, зел е на.

Летом-то мохнатенька,

Зимой сучковатенька.

Где ты стоишь, там и шумишь!

Пока звучит эта песенка, девочка «березка» собирает у всех детей платки. Хоровод продолжает движение, а «березка», подняв над головой платки раскачивается, машет платками, изображая движение ветвей и шум веток:

Березка зелененька,

По весне веселенька,

В чистом полюшке стоит

Да листочками шумит.

Ветки завивает,

С в е трами играет.

 

Затем девочка-«березка» обходит весь хоровод и каждому кладет на плечо платочек. Это делается под следующий приговор:

А осенью слякотной,

Осенью холодною,

Березка нарядная,

Краса ненаглядная,

Дождем умывается,

С красотой прощается.

Корни усыхают,

Листья опадают.

 

Один платочек «березка» оставляет себе. Тот, кому не хватило платочка, становится новой «березкой» и игра повторяется.

ГРУШКА

Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок - это будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку - вот, вот!

Пускай наша грушка растет, растет!

Вырастай ты, грушка, вот такой вышины;

Вырастай ты, грушка, вот такой ширины;

Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час!

Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас!

А мы эту грушку все щипать будем.

От нашей Марийки убегать будем!

 

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться).

На слова «Вот такой вышины» руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к груше, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а груша ловит детей.


 

КАПУСТКА

Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:

Вейся, вейся, капустка моя,

Вейся, вейся, белая.

Как мне, капустке, виться,

Как мне зимой не валиться!

Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.

После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Это получается очень весело. Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.


 

 

ЗАИНЬКА

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг,

Серенький, выйди в круг,

Скорей, скорей, выйди в кpyг,

Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, то в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

Заинька, умой ручки,

Серенький, умой ручки,

Леву, праву, умой ручки,

Леву, праву, умой ручки!

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:

Заинька, умой личко,

Серенький, умой личко.

Сверху донизу умой личко,

Сверху донизу умой личко!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку,

Серенький, пригладь шерстку.

Сзади, спереди пригладь шерстку,

Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

Заинька, причешись,

Серенький, причешись.

Да получше причешись,

Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

Заинька, под бочка,

Серенький, под бочка

Пляшет, пляшет казачка,

Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».


 

 

КОЛПАЧОК (паучок)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.


ВЬЮН

Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:

Со вьюном я хожу,

(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)

С золотым я хожу,

(хоровод расходится от центра, руки опускаются)

 

Я не знаю, куда вьюн положу,

Я не знаю куда вьюн положу.

(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)

 

Положу я вьюн, положу я вьюн

Положу я вьюн на правое плечо,

Положу я вьюн на правое плечо.

(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)

 

А со правого, а со правого,

А со правого налево положу,

А со правого налево положу.

(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа).


 

 

КОЛЕЧКО С ЛЕНТОЙ

Для игры необходимы колечко и длинная лента. На ленту (или шнур) надевают колечко. Концы сшивают или связывают достаточно аккуратно для того, чтобы колечко свободно проходило через узел. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят такие слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!

 

Пока звучит стишок, ребята быстро передвигают кольцо по шнуру. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот ребенок, чье имя назовет вода, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот, у кого нашли кольцо, будет водить следующий кон.

В эту русскую народную подвижную игру для детей можно играть, если наберется на менее пяти-шести человек, – иначе скучно. Если играющих очень много, то стоит надеть на ленту 2-3 кольца, можно выбрать и двух водящих. Игра очень нравится ребятам от 5 до 9 лет. Надо сказать, больше, чем классическая игра в колечко, или камешек.


 

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Русская народная подвижная игра для детей «Золотые Ворота» может стать хитом любого фольклорного праздника! Для игры нужно хотя бы 7-8 участников, но если народу больше, то играть веселее! Принять участие в этой забаве могут детки от пяти лет.

Правила игры очень просты. Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой. Остальные берутся за руки, хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

 

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.


 

 

ГУСИ-ГУСИ

Эта всем известная русская народная подвижная игра для детей вот уже который век остается хитом. Лучше всего играть на улице, но, если деток не очень много и площадь комнаты позволяет, то можно и дома. Возраст игроков в этой игре 4-9 лет. Перед игрой чертятся две линии на противоположных концах площадки. Это «домики» гусей. Здесь они в безопасности, волк не может их ловить. Если вы играете в помещении, то можно просто оговорить, где начинается «домик», или отметить его шнурами, лентами, гимнастическим обручем. Пространство между домиками «поле» или «лужок». Выбирается считалкой «волк» и «хозяин». «Хозяина» выбирать не обязательно – им может быть взрослый. Все «гуси» отправляются в один «домик», а «волк» остается караулить в поле.

«Хозяин» ведет с «гусями» диалог, хорошо известный всем взрослым, а дети его моментально разучивают:

«Хозяин»: Гуси, гуси!

«Гуси»: Га-га-га!

«Хозяин»: Есть хотите?

«Гуси»: Да-да-да!

«Хозяин»: Так летите! -

«Гуси»: Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!

 

Сразу после этих слов, «гуси» бегут через «лужок» и стараются укрыться от «волка» в «домике». Тот кого «волк» смог поймать, меняет его и сам становится «волком». Можно выбирать водящего каждый раз считалкой, если детки, стремясь превратиться в «волка», начнут играть не в догонялки, а в поддавки.


 

МАЛЕЧИНА-КАЛЕЧИНА

«Малечина-калечина» – игра старинная. Играли в нее во время посиделок, долгими зимними вечерами, чтобы время скоротать, свою удаль показать!

Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До летнего?

После этих слов нужно поставить на раскрытую ладонь или на кончик пальцев палочку (султанчик, обычный карандаш) и стараться удержать как можно дольше. Зажимать пальцами нельзя! Пальцами другой руки малечину-калечину поддерживать нельзя. Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Когда палка падает, ее надо подхватить второй рукой, не допуская окончательного падения на землю. Счет ведется только до подхвата второй рукой, а не до падения на землю. Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку.

Палку можно держать по-разному:

1. На тыльной стороне ладони, на локте, на плече, на голове, ноге, колене и <


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.284 с.