Ступа в Санчи. Резные каменные ворота. I в. до н. э. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Ступа в Санчи. Резные каменные ворота. I в. до н. э.

2022-01-17 39
Ступа в Санчи. Резные каменные ворота. I в. до н. э. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индия.

Рельефы ворот ступы в Санчи. Фрагменты.

I в. до н. э.

Индия.

593

ству животных. В представлении индийца, люди, животные, расте­ния и даже высшие божества всегда связаны между собой неразрывны­ми узами. В многофигурных сценах поражает ощущение всепроникаю­щей жизни, энергии, одушевляю­щей все формы. Любовь к природе, преклонение перед её мощью и изо­билием, жизнь, торжествующая во всех проявлениях, — вот основная тема индийского искусства, и в част­ности архитектурно-пластического ансамбля в Санчи.

В I—IV в. н. э. в художественной культуре Индии произошли значи­тельные перемены. В изобразитель­ном искусстве Будду стали представ­лять в облике человека, а не в виде символов — священного дерева Бо, Колеса Закона и т. д. В этот период среди прочих выделяются три ос­новные школы буддийской скульп­туры: Гандхара (северо-запад), Матхура (север) и Амаравати (юг).

Гандхара (ныне в Пакистане) — древняя историческая область в Се­веро-Западной Индии. Гандхарское искусство достигло расцвета на ру­беже I—II вв. Под влиянием культуры стран, расположенных западнее Индии, в Гандхаре образ Будды при­обрёл эллинистические черты. Ран­ним типом гандхарского Будды мо­жет считаться его изображение из Хоти-Мардана (II в.). Эта статуя сто­ящего Учителя отличается прекрас­ным исполнением. Многочислен­ные складки одежд окутывают всю фигуру Будды. Правильные пропор­ции гибкого стройного тела выдают греческую традицию в скульптуре. Однако в образе прослеживаются и индийские черты. Прежде всего в статуе подчёркнута внутренняя со­средоточенность, а не физическая красота.

На грани между индийской и эллинистической традициями со­здана статуя сидящего Будды из Тахт-и-Бахи (около 300 г.). Облик Учителя ясен, полон умиротворения и сосредоточенности, предельно спокоен. Поза Будды со скрещёнными и поджатыми ногами, с выверну­тыми кверху подошвами — поза «лотоса» — с того времени стала ка­нонической для всех школ буддий­ской скульптуры. Пальцы рук Учите­ля соприкасаются в положении

Статуя Будды из Хоти-Мардана. II в. Индия.

Рельефы ворот ступы в Санчи. Фрагменты. I в. до н. э.

Индия.

Статуя Будды ил Тахт-и-Бахи. Около 300 г. Государственные музеи, Берлин-Далем.

*Эллинистическое искусство (последняя четверть IV—I вв. до и. э.) было распространено на территориях, завоёванных Александром Македонским. В искусстве сочетались традиции греческой и местных культур.

594

«поучения». В индийской пластике начала формироваться система мудр, когда определённые этапы священного пути Будды выражали через специфическое положение рук, ладоней и пальцев. Накинутое на плечи Будды одеяние, собранное в складки, полностью закрывает те­ло Будды, не скрывая, впрочем, его крупных форм.

Другим центром развития скульп­туры была Ма'тхура. Здесь был со­здан образ Будды, получивший чис­то индийскую трактовку, а также образы других буддийских персона­жей. Будду в матхурской пластике часто сопровождают бодхисаттвы (помощники Учителя) или якши. Округлые лица изображений озаре­ны лёгкой улыбкой, а позы очень ди­намичны.

На стеле из Катры (начало II в.) предстаёт Будда, сидящий на тро­не, который поддерживают три льва. Его поза энергична, тело име­ет плавные, женственные очер­тания. Жест Будды — согнутая в локте и поднятая правая рука — оз­начает одобрение. Накинутый на левое плечо плащ не скрывает полуобнажённое тело и служит скорее украшением. Лицо Будды, круглое, с пухлыми губами, сложенными в лёгкую покровительственную улыб­ку, спокойно и бесстрастно. Он смотрит прямо перед собой, как это и предусматривает его жест одобре­ния. За головой божества находит­ся нимб, за спиной располагаются две мужские фигуры с опахалами. Возможно, это бодхисаттвы или якши.

В Амаравати образ Будды впер­вые появился в скульптурном рель­ефе на хорошо сохранившихся об­лицовочных плитах ступы (II в.). Будда из Амаравати предстаёт сидя­щим в позе «лотоса» на троне; нимб, как зонт, прикрывает его голову. Изображения Будды на этих релье­фах достаточно условны, в них нет такого количества деталей, как в скульптуре, принадлежащей другим школам.

Самобытное искусство различ­ных регионов Древней Индии, раз­виваясь, положило начало худо­жественным традициям следующего периода — искусства империи Гуптов (IV—VI вв.).

ИМПЕРИЯ ГУПТОВ

Долгое время Индия не страдала от иноземных вторжений. В правление Гуптов (320 г. — VI в.) переживали расцвет наука, философия, литера­тура. Были записаны древние устные трактаты по различным областям знания. Индия славилась буддий­скими университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте. Правители ди­настии Гуптов покровительствовали буддизму, но сами были привер­женцами индуизма: поклонялись Кришне, воительнице Дурге (супру­ге Шивы), самому Великому Шиве, Сурье — божеству солнца.

Литературные источники свиде­тельствуют о широком размахе строительства в тот период: возво­дились многочисленные буддий­ские и индуистские храмы, дворцы. Например, храм Дурги в Айхоле


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.