Объясните знаки препинания в сложносочинённых предложениях. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Объясните знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

2022-01-17 509
Объясните знаки препинания в сложносочинённых предложениях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Упражнение 1.

Объясните знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

 

1) Хорошо читается в эти годы и славное это время! (Пом.)

2) Как чуждо и глухо звучит по лесу мой выстрел и как по-чело­вечьему притихает лес! (С.-М.)

3) А Данко всё был впереди и серд­це его всё пылало, пылало! (М.Г.)

4) Говорить, аль нет? (А.Н.О.)

5) Почему наши англичане взяли этого немца, а не своего англича­нина и отчего они машины заказали в немецком Доберане? (Н.Л.)

6) Не послать ли за попом да не заставить ли его обвенчать племян­ницу? (П.)

7) Так куда же Лопухов девался и как фуражка его оказа­лась простреленною по околышу? (Чр.)

8) Как бы это собрать свои мысли и привести их в полную ясность? (Пст.)

9) И пусть у гро­бового входа младая будет жизнь играть и равнодушная природа красою вечною сиять! (П.)

10) Но и теперь я ничего вам не скажу, и о чём говорить? (Г.)

 

Упражнение 2

Расставьте недостающие знаки препинания. Объяс­ните пунктуацию в сложносочинённых предложениях.

 

1) Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою! (Пл.)

2) Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (Бун.)

3) Пусть луч­ше хоть глаза мои на всё это не глядят и уши мои не слы­шат (Н.Л.).

4) Подпустить врага и дать огонь по команде! (Фр.)

5) Зачем ты послан был и кто тебя послал? (П.)

6) Где ему смотреть на тебя и с какой стати ему смотреть на тебя? (Г.)

7) Занятна ли моя повесть и не напрасно ли я ваше внимание утруждаю? (Н.Л.)

8) Что же это происходит со мной и чем всё это кончится? (Бун.)

9) Мо­жешь шагу прибавить или силёнок нет? (Сим.)

 

Упражнение 3.

Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части предложений.


1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах.

2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями.

3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было.

4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал.

5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад.

6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.

 

Упражнение 4.

Напишите под диктовку. Объясните пунктуацию в сложносочинённых предложениях.

 

1) Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально и почему ж сторожу не завесть его? (Г.)

2) О чём же ду­мать и что делать? (Ч.)

3) Где ваши сестры и как они пожива­ют? (Ч.)

4) Ты устала, или тебя опять напугали эти старые разбой­ники-вороны? (М.Г.)

5) Как всё спокойно и как всё открыто! (Бун.)

6) Только имена меняются в этих молениях, и для каждого имени настаёт в некий срок свой черёд! (Бун.)

7) Отдай кольцо и ступай домой (П.).

8) Когда же спор будет равен и когда перевес будет на его стороне? (Гонч.) 9) Когда же это свершилось и что такое свер­шилось? (Л. Т.)

10) Ехали мы не торопясь, и зачем нам было торо­питься?

 

Упражнение 5.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы во всех предложениях, отметьте сочинительные союзы.

 

Увид..в в снегу куст с красными яг..дами олень (на)конец ост..новился и опустил Герду на землю и на глазах у него забл..стели крупные прозрачные слёзы. Прощание было (не)долгим но трог..тельным а потом он повернулся и стрелой пустился (на)зад. Бедная девочка (с)нов.. осталась одна и к (не)счастью она отлично осозн..вала это. Боясь оп..здать (не)успеть она отчая..о побежала (в)перёд а (на)встречу ей двинулись целые полчища снежных хлопьев. Это было очень странно потому(что) небо было совсем чистое и (не)было (н..)одного признака (н..)погоды. «(От)куда падает снег?» – спрашивала Герда у себя однако снег не падал а нёсся прямо по земле.
Конечно(же) это было войско Снежной королевы которая стр..милась помешать девочке (н..)дать ей (н..)малейшего шанса добрат..ся до царства да только не знала грозная королева (не)только о силе характера Герды но и о её любви к Каю. Снежинки были (не)похожи друг на друга одни походили на больших белых ежей другие напоминали медвежат а третьи были словно змеи с множеством голов и все они были живые и все сознательно пр..пятствовали девочке! Но Герда смело шла вперёд её (н..)страшили (н..)морозы (н..)снег (н..)гнев самой королевы.

(По Г.Х. Андерсену)

 

Упражнение 6.

Определите, наличие какого общего компонента не позволяет поставить запятую между частями сложносочинённого пред­ложения.

 

1) Было ветрено и свежо (Ч.).

2) В голове у Василия шумело и на сердце было тяжело (Сер.).

3) В непроглядную осень туманны огни и холодные брызги летят (Ан.).

4) Его здесь никто не любит и все боятся (Гонч.).

5) Чужды вам страсти и чужды страдания (Л.).

6) Изредка выстрел раздастся или ракета осветит местность (Сим.).

7) Пушку осмотреть да хорошенько вычистить (П.).

8) Стало быть, ей было известно её положение и она понимала его (Ч.).

9) Но толь­ко Бог весть отчего всем что-то в ту ночь не спалось и было как буд­то жутко и неспокойно (Н.Л.).

10) Между тем наступил вечер и в небо вышла полная, в соку и силе луна (Сол.).

11) Едешь и чувст­вуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздаётся неопределён­ный звук, похожий на чей-то голос... (Ч.)

12) Говорили: тот был хороший человек и другой казался хорош, но, однако, все проворо­вались (Н.Л.).

13) Когда Каштанка опомнилась, музыка уже не иг­рала и полка не было (Ч.). 14) Уже была ночь и только костры тускло освещали лагерь, когда я, окончив уборку, подошёл к своим солдатам (Л. Т.).

 

Упражнение 7.

Упражнение 8.

Упражнение 9.

Упражнение 10.

Упражнение 11.

Упражнение 12.

Упражнение 13.

Расставьте недостающие знаки препинания. Объяс­ните пунктуацию в сложных предложениях. Нарисуйте пунктуационные схемы сложных предложений.

 

1) Намело сугробы выше окон и даже через дорогу приходится иногда переходить на лыжах а снег всё идёт и идёт не переста­вая (Куп.).

2) Беспокойно ворочался в своей клетке попугай да доно­силось мерное постукивание стенных часов из Поликарповой ком­наты во всём же остальном царили мир и тишина (Ч.).

3) И глохнет свисток повторённый а издали вторит другой и поезд метёт по пер­ронам глухой многогорбой пургой (Паст.).

4) То полудня пламень синий то рассвета пламень алый я ль устал от чётких линий солнце ль самоё устало... (Ан.)

5) Она была достойна любви и он любил её но он был недостоин любви и она, не любила его (Куп.).

6) За рекой косили и оттуда тянуло запахом свежего жнивья а дальше как ко­рабли плыли комбайны и степные орлы кружились в знойном воз­духе (Перв.).

7) То краска выступала на лицо то в глазах светилась грусть а в то же время в крови жар и в голове туман... (Пом.)

 

Упражнение 1.

Объясните знаки препинания в сложносочинённых предложениях.

 

1) Хорошо читается в эти годы и славное это время! (Пом.)

2) Как чуждо и глухо звучит по лесу мой выстрел и как по-чело­вечьему притихает лес! (С.-М.)

3) А Данко всё был впереди и серд­це его всё пылало, пылало! (М.Г.)

4) Говорить, аль нет? (А.Н.О.)

5) Почему наши англичане взяли этого немца, а не своего англича­нина и отчего они машины заказали в немецком Доберане? (Н.Л.)

6) Не послать ли за попом да не заставить ли его обвенчать племян­ницу? (П.)

7) Так куда же Лопухов девался и как фуражка его оказа­лась простреленною по околышу? (Чр.)

8) Как бы это собрать свои мысли и привести их в полную ясность? (Пст.)

9) И пусть у гро­бового входа младая будет жизнь играть и равнодушная природа красою вечною сиять! (П.)

10) Но и теперь я ничего вам не скажу, и о чём говорить? (Г.)

 

Упражнение 2

Расставьте недостающие знаки препинания. Объяс­ните пунктуацию в сложносочинённых предложениях.

 

1) Засвищут скоро соловьи и лес оденется листвою! (Пл.)

2) Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (Бун.)

3) Пусть луч­ше хоть глаза мои на всё это не глядят и уши мои не слы­шат (Н.Л.).

4) Подпустить врага и дать огонь по команде! (Фр.)

5) Зачем ты послан был и кто тебя послал? (П.)

6) Где ему смотреть на тебя и с какой стати ему смотреть на тебя? (Г.)

7) Занятна ли моя повесть и не напрасно ли я ваше внимание утруждаю? (Н.Л.)

8) Что же это происходит со мной и чем всё это кончится? (Бун.)

9) Мо­жешь шагу прибавить или силёнок нет? (Сим.)

 

Упражнение 3.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.