Возрастные особенности детей от 1 года до 2-х лет — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Возрастные особенности детей от 1 года до 2-х лет

2022-01-17 30
Возрастные особенности детей от 1 года до 2-х лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На втором году жизни развивается самостоятельность детей, формируется предметно-игровая деятельность, появляются элементы сюжетной игры.

Общение с взрослым носит ситуативно-деловой характер, затем характер делового сотрудничества. Совершенствуются восприятие, речь, наглядно-действенное мышление, чувственное познание действительности.

Продолжается совершенствование строения и функций внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных клеток

На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела: короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Малыш до полутора лет часто падает при ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка. Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность. Постепенно совершенствуется ходьба. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка. В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети выполняют боковые шаги, медленно кружатся на месте. В простых подвижных играх и плясках дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.

В разных видах деятельности обогащается сенсорный опыт. В процессе знакомства с предметами ребенок слышит названия форм (кубик, кирпичик, шарик, «крыша» призма), одновременно воспринимая их (гладит предмет, обводит пальцем по контуру, стучит, бросает и т. п.) и уточняя физические качества. При этом происходит и ознакомление с основными фигурами (квадрат, четырехугольник, круг, треугольник). С помощью взрослого ребенок упражняется в установлении сходства и различий между предметами, имеющими одинаковые названия (большой красный мяч маленький синий мяч, большой белый мишка маленький черный мишка и т. д.). При обучении и правильном подборе игрового материала дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды, матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к ним, мишки). Эти действия ребенок воспроизводит по подражанию после показа взрослого. Постепенно из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу, а затем по памяти забор, паровозик, башенку и другие несложные постройки.

Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).

Воспроизводя подряд 2- 3 действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года жизни в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать. Бытовые действия с сюжетными игрушками дети воспроизводят на протяжении всего периода дошкольного детства. На втором году жизни из отдельных действий складываются элементы деятельности, свойственной дошкольному детству: предметная с характерным для нее сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра. В предметной деятельности появляются соотносящие и орудийные действия. Успехи в развитии предметно-игровой деятельности сочетаются с ее неустойчивостью. Имея возможность приблизиться к любому предмету, попавшему в поле зрения, ребенок бросает то, что держит в руках, и устремляется к нему. Постепенно он с помощью взрослого учится доводить начатое до конца, добиваясь результата.

Второй год жизни период интенсивного формирования речи. Связи между предметом, действием и словами, их обозначающими, формируются в 6- 10 раз быстрее, чем в конце первого года жизни. Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. В процессе разнообразной деятельности с взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку» и т. д. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различия по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка).

Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Малыш постепенно овладевает умением самостоятельно есть любую пищу, умываться и мыть руки, приобретает навыки опрятности, аккуратности. Расширяется ориентировка в ближайшем окружении. Знание того, как называются части помещения группы (мебель, одежда, посуда), помогает ребенку выполнять несложные (состоящие из одного, а к концу года из 2- 3 действий) поручения взрослых.

Постепенно он привыкает соблюдать элементарные правила поведения, обозначаемые словами «можно», «нельзя», «нужно». Возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности. Общение с взрослым носит деловой, объектно-направленный характер.

На втором году закрепляется и углубляется деловое сотрудничество с взрослым, потребность общения с ним по самым разным поводам. При этом к двум годам дети постепенно переходят от языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения с взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми.

Планируемые результаты

 

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

 

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,

- стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.

- понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание), с интересом участвует в подвижных играх.

 

 


1.1.7 Вариативная часть, формируемая участниками непрерывного образовательного процесса.

Реализация образовательных областей осуществляется через следующее программно-методическое обеспечение:

¾ Смирнова Е. О. Программа воспитания и развития детей раннего возраста (1-3 года) «Первые шаги» / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова./ 2014 год.

¾ Григорьева Г. Г. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др./

¾ Закревская О.В. Развивайся, малыш!: Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

 

 

Содержательный раздел

2.1 Содержание непрерывных образовательных областей

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

В области социально-коммуникативного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для

- дальнейшего развития общения ребенка со взрослыми;

 - дальнейшего развития общения ребенка с другими детьми;

- дальнейшего развития игры

 - дальнейшего развития навыков самообслуживания

В области развития общения со взрослым:

 Взрослый удовлетворяет потребность ребенка в общении и социальном взаимодействии, поощряя ребенка к активной речи.

Взрослый не стремится искусственно ускорить процесс речевого развития. Он играет с ребенком, используя различные предметы, при этом активные действия ребенка и взрослого чередуются; показывает образцы действий с предметами; создает предметно-развивающую среду для самостоятельной игры-исследования; поддерживает инициативу малыша в общении и предметно-манипулятивной активности, поощряет его действия.    Способствует развитию у ребенка позитивного представления о себе и положительного самоощущения: подносит к зеркалу, обращая внимания малыша на детали его внешнего облика, одежды; учитывает возможности ребенка, обращает внимание на достижения ребенка, высказывая радость и поощряя их.

Взрослые способствуют развитию у ребенка интереса и доброжелательного отношения к другим детям: создает безопасное пространство для взаимодействия детей, насыщая его разнообразными предметами, наблюдает за активностью детей в этом пространстве, поощряет проявление интереса детей друг к другу и про-социальное поведение, называя детей по имени, комментируя (вербализируя) происходящее. Особое значение в этом возрасте приобретает вербализация различных чувств детей, возникающих в процесс взаимодействия: радость, злость, огорчение, боль и т.п., которые возникают в социальных ситуациях.

Взрослый продолжает поддерживать стремление ребенка к самостоятельности в различных повседневных ситуациях и при овладении навыками самообслуживания. Взрослые создают условия для развития у ребенка представления о себе, положительного отношения к себе: знакомят с названиями частей тела и лица, учат узнавать себя в зеркале, на фотографиях; хвалят, поддерживают инициативность и настойчивость малыша в разных видах деятельности.

В сфере развития социальных отношений и общения со сверстниками:

 Взрослый наблюдает за спонтанно возникающим взаимодействием детей между собой в различных игровых и/или повседневных ситуациях; в случае возникающих между детьми конфликтов не спешит вмешиваться; обращает внимание детей на чувства, которые возникают у них в процессе социального взаимодействия; утешает детей в случае обиды и комментирует, что определенные действия могут вызывать обиду.

В ситуациях, вызывающих позитивные чувства, взрослый комментирует их, обращая внимание детей на то, что определенные ситуации и действия вызывают положительные чувства удовольствия, радости, благодарности и т.п. Благодаря этому дети учатся понимать собственные действия и действия других людей в плане их воздействия на других, овладевая таким образом социальными компетентностями.

В сфере развития игры:

 Взрослый организует соответствующую игровую среду, в случае необходимости знакомит детей с различными игровыми сюжетами, помогает освоить простые игровые действия (покормить куклу, помешать в кастрюльке «еду»), использовать предметы- заместители, поддерживает попытки ребенка играть в роли (мамы, дочки, врача и др.), организуют несложные сюжетные игры с несколькими детьми. В сфере социального и эмоционального развития:

Взрослый грамотно проводит адаптацию ребенка к дошкольной организации, учитывая привязанность детей к близким, привлекает родителей или родных для участия и содействия в период адаптации.

Ребенок знакомится с другими детьми, взрослый же, при необходимости, оказывает ему в этом поддержку, представляя нового ребенка другим детям, называя ребенка по имени, усаживая его на первых порах рядом с собой. Также в случае необходимости взрослый помогает ребенку найти себе занятия, знакомя его с пространством Организации, имеющимися в нем предметами и материалами.

Взрослый поддерживает стремление детей к самостоятельности в самообслуживании (дают возможность самим одеваться, умываться и пр., помогают им), поощряет участие малышей в повседневных бытовых занятиях; приучает к опрятности, знакомит с правилами этикета.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

В сфере познавательного развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

 - ознакомления детей с явлениями и предметами окружающего мира, овладения предметными действиями;

- развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей.

В сфере ознакомления с окружающим миром:

 Взрослый знакомит детей с назначением и свойствами окружающих предметов и явлений в группе, на прогулке, в ходе игр и занятий; помогает освоить действия с игрушками-орудиями (совочком, лопаткой и пр.).

В сфере развития познавательно-исследовательской активности и познавательных способностей:

 Взрослый поощряет любознательность и исследовательскую деятельность детей, создавая для этого насыщенную предметно-развивающую среду, насыщая ее соответствующими предметами. Для этого можно использовать предметы быта – кастрюли, кружки, корзинки, пластмассовые банки, бутылки, грецкие орехи, каштаны, песок и воду.

 Взрослый с вниманием относится к проявлению интереса детей к окружающему природному миру, к детским вопросам, не спешит давать готовые ответы, разделяя удивление и детский интерес.

Образовательная область «Речевое развитие»

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

 - развития речи у детей в повседневной жизни;

- развития разных сторон речи в специально организованных играх и занятиях.

В сфере развития речи в повседневной жизни:

 Взрослые внимательно относятся к выражению детьми своих желаний, чувств, интересов, вопросов, терпеливо выслушивают детей, стремятся понять, что ребенок хочет сказать, поддерживая тем самым активную речь детей.

 Взрослый не указывает на речевые ошибки ребенка, но повторяет за ним слова правильно.

Взрослый использует различные ситуации для диалога с детьми, а также создает условия для развития общения детей между собой. Он задает открытые вопросы, побуждающие детей к активной речи; комментирует события и ситуации их повседневной жизни; говорит с ребенком о его опыте, событиях из жизни, его интересах; инициирует обмен мнениями и информацией между детьми.

 В сфере развития разных сторон речи:

Взрослые читают детям книги, вместе рассматривают картинки, объясняют, что на них изображено, поощряют разучивание стишков; организуют речевые игры, стимулируют словотворчество; проводят специальные игры и занятия, направленные на обогащение словарного запаса, развитие грамматического и интонационного строя речи, на развитие планирующей и регулирующей функций речи.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

 - развития у детей эстетического отношения к окружающему миру;

- приобщения к изобразительным видам деятельности;

-приобщение к музыкальной культуре;

- приобщения к театрализованной деятельности.

В сфере развития у детей эстетического отношения к окружающему миру: Взрослые привлекают внимание детей к красивым вещам, красоте природы, произведениям искусства, вовлекают их в процесс сопереживания по поводу воспринятого, поддерживают выражение эстетических переживаний ребенка.

В сфере приобщения к изобразительным видам деятельности:

Взрослые предоставляют детям широкие возможности для экспериментирования с материалами

 - красками, карандашами, мелками, пластилином, глиной, бумагой и др.;

- знакомят с разнообразными простыми приемами изобразительной деятельности;

 - поощряют воображение и творчество детей.

В сфере приобщения к музыкальной культуре:

Взрослые организуют в Организации и в групповых помещениях музыкальную среду, органично включая музыку в повседневную жизнь Организации.

Предоставляют детям возможность прослушивать фрагменты музыкальных произведений, звучание различных, в том числе, детских музыкальных инструментов, экспериментировать с инструментами и звучащими предметами. Поют вместе с детьми песенки, побуждает ритмично двигаться под музыку; поощряет проявления эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку.

В сфере приобщения детей к театрализованной деятельности:

Взрослые знакомят детей с театрализованными действиями в ходе разнообразных игр, инсценируют знакомые детям сказки, стишки, организуют просмотры театрализованных представлений, кукольного театра.

Побуждают детей принимать посильное участие в инсценировках, беседуют с ними по поводу увиденного.

Образовательная область «Физическое развитие»

В области физического развития основными задачами образовательной деятельности являются создание условий для:

 - укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни;

 - развития различных видов двигательной активности;

- формирования навыков безопасного поведения.

В сфере укрепления здоровья детей, становления ценностей здорового образа жизни:

 Взрослые организуют правильный режим дня, приучают детей к соблюдению правил личной гигиены, в доступной форме объясняют, что полезно и вредно для здоровья.

 В сфере развития различных видов двигательной активности:

Взрослые организую пространственную среду с соответствующим оборудованием – как внутри помещений Организации, так внешней ее территории (горки, качели и т.п.) для удовлетворения естественной потребности детей в движении, развития ловкости, силы, координации и т.п..

Проводят подвижные игры, способствуя радости детей от двигательной активности, развитию ловкости, координации движений, правильной осанки. Вовлекают детей в игры с предметами, стимулирующие развитие мелкой моторики.

 В сфере формирования навыков безопасного поведения:

Взрослые создают в Организации безопасную среду, а также разъясняют и предостерегают детей от поступков, угрожающих их жизни и здоровью. Требования безопасности не должны реализовываться за счет подавления детской активности и деятельного исследования мира.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.