Характеристика особенностей развития детей старшей группы — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Характеристика особенностей развития детей старшей группы

2022-01-17 29
Характеристика особенностей развития детей старшей группы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                   по дополнительному образованию

«ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»

 

 

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 5 1.3. Планируемый результат освоения программы 5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности образовательной деятельности 6 2.2. Тематический план 7 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ   3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 16 3.2.Режим работы 17 3.3. Особенности организации и проведение занятий 17  Приложение 18

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И. Г. Сухин.

 Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель:

Создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе развития дошкольников, через обучение в игры с шахматами.

Задачи:

Прививать интерес к игре.

- Продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы, знакомить с историей шахмат;

- Развивать у детей вариативное мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать логическое мышление и память;

- Развивать наблюдательность, внимание, умение ориентироваться на плоскости;

- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах;

      Содержание программы «Шахматная Азбука»

Программой предусматривается 39 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старшей группы.

Планирование результатов освоения программы

К концу курса дети должны знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

К концу курса дети должны уметь:

Ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Особенности образовательной деятельности

Объем программы: программа рассчитана на один год обучения для детей 5-6 лет.

Режим занятий: группа формируется из детей, посещающих старшую группу по желанию родителей. Организованная образовательная деятельность проводится 1 раза в неделю (4 раз в месяц). Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН: старшие группы – 25 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
      Структура занятия: включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
     Для закрепления знаний: используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

 

2.2 Тематический план для детей старшего дошкольного возраста

Месяц Неделя Тема Цель Кол-во занятий
Сентябрь 1-4 «Знакомство с шахматной доской» Создание условий для развития детей в процессе ознакомления с шахматной доской, как игровом поле для шахмат. 2
Октябрь 1-2 «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. 2
Октябрь 3-4 «Диагональ» Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. 2
Ноябрь 1-2 «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. 2
Ноябрь 3-4 «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. 2
Декабрь 1-2 «Могучая фигура ФЕРЗЬ» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Декабрь 3-4   «Прыг, скок и вбок» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Январь 3-4 «Король жаждет боя» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Февраль 1-2 «Ворота Каиссии» Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. 2
Февраль 3-4 «Шах – что это?» Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». 2
Март  1-2 «Шах – что это?» Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. 2
Март 3-4 «Мат и пат» Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. 2
Апрель 1-2 «Мат и пат» Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. 2
Апрель 3-4 «Шахматная страна» Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы. 2
Май 1-3 «Шахматный КВН» Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. 2

 

Примерное содержание

Сентябрь 1 неделя  Занятие 1. Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Игры: «Прогуляйся по улице» (в каких направления можно пойти). «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры).  «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток и т.д.
Сентябрь 2 неделя Занятие 2. Начальная позиция. Игры:  «Адреса» фигур, правила хода; пешка (без правила превращения и взятия на проходе), ладья, слон, ферзь, король.
Сентябрь 3 неделя Занятие 3. Шахматная нотация Игры: «Кто быстрее?» Воспитатель записывает на доске шахматные поля, дети находят их у себя в блокноте и обозначают буквой и цифрой (предварительно потренироваться дома печатать буквы). «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по доске, стараясь как можно скорее попасть на названное воспитателем шахматное поле: страну).
Сентябрь 4 неделя    Занятие 4. Ладья и слон. Ходы: взятие, сила. Линейные и двойные удары. Игры: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья и слон с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою.) «Соберем урожай» (расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей и слоном, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку. Можно провести на разных досках с элементом соревнования.)
Октябрь 1 неделя Занятие 5. Король и ферзь. Ходы, взятия, удары, сила, первое понятие «шах». Игры: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу). «Поставь шах королю» (посоревноваться, кто больше шахов поставит королю за один ход). «Гости» (белый и черный ферзь ходят в гости друг к другу). Варианты. Правило двух королей (нельзя подходить близко). Дома: потренироваться делать шах королю ферзем. Игра: «Собери урожай» с королем (съесть королем все пешки на доске, стараясь не попадать под шах).
Октябрь 2 неделя Занятие 6. Конь. Ходы, взятие, сила, удары. Нарисовать в блокноте букву «Г» в восьми положениях. Показать, как скачет конь по шахматной доске.  Игры: «Огонь» (выложить фишками все поля, которые обстреливает конь, определить силу, напомнив, что он еще может перепрыгивать через фигуры). «Гости» (путешествие конями из угла в угол - сосчитать углы). Можно с элементом соревнования на двух досках. «Гости» (путешествие конями с поля B1 на D8 и с A2 на П7). Дома: нарисовать букву Г в разных положениях. Определить силу коня в углу и с краю доски. Поиграть в «Гости».
Октябрь 3 неделя Занятие 7. Конь. Закрепление. Понятие «Вилка». Игры: «Соберем урожай» (съесть конем все пешки, можно с элементами соревнования). Нападение конем на две фигуры - вилка (варианты с шахом и без шаха) - показ. Затем дети придумывают вилки сами. «Кто быстрее» - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с ним поле. Дома: посоревнуйтесь с детьми в скачках конем. В блокноте начертите квадрат 5х5 и ходом коня обойдите как можно больше клеток, останавливаясь в каждой не более раза. Кто больше займет клеток, тот победит.
Октябрь 4 неделя Занятие 8. Пешка. Ходы, взятия, правило превращения, сила (без правила взятия на проходе). Игры: «Огонь» (определить, сколько полей обстреливает пешка). «Соберем урожай» (побить пешкой как можно больше фигур и провести на последнюю горизонталь) «Война пешею» (играют одни пешки, действуя по шахматным правилам, выигрывает тот, кто проведет больше пешек или съест больше пешек противника). Дома: игра «Соберем урожай» (разные варианты), "Война пешею”.
Ноябрь 2 неделя Занятие 9. Шах и мат. Примеры. Способы защиты от шаха. Игра: «Поставь защиту» - поупражнять детей в умении правильно защищать короля - закрыть со стороны нападения. Обратить внимание, что от коня защиты нет.
Ноябрь 3 неделя Занятие 10. Рокировка. Закрепление понятий «шах» и «мат». Игра: «Кто первый?» (из 2-3 предложенных позиций найти где мат). Дома: повторить, все случаи, когда нельзя делать рокировку.
Ноябрь 4 неделя Занятие 11. Относительная ценность фигур. Размен. Игра: «Кто внимательнее?»- Показать несколько «ловушек», в которые можно попасть, если соблазниться «приманкой» противника. Дома: сравнить силу 2 коней и 2 слонов в конце игры. Игра на «объедение».
Ноябрь 5 неделя Занятие 12. Мат и пат. Решение задач в один ход на мат и пат. Игры в парах. Эндшпиль (поставить мат за один - три хода). Дома: решение задач на пат и мат (отгадать, что королю: мат или пат), предложить детям придумать несколько вариантов, когда королю - пат; дать детям возможность поохотиться за вашим «голым» королем, ферзем и ладьями, стараясь поставить мат.
Декабрь 1 неделя Занятие 13. Мат двумя ладьями (линейный мат, варианты). Повторение шахматной нотации. Тренировка в парах (дети по очереди играют королем и ладьями, педагог наблюдает, как дети научились ставить линейный мат). Спросить какая фигура может заменить одну и ладей (ферзь). Записать в блокноте обозначения - символа для записи шахматной нотации. Дома: поупражняться в постановке линейного мата с записью в блокноте.
Декабрь 2 неделя Занятие 14. Мат ферзем. Повторение понятия «пат». Игра детей в парах на постановку мата ферзем (разные варианты). Педагог следит, как дети усвоили материал занятия, и помогает затрудняющимся детям. Дома: поупражняться в постановке мата ферзем с записью в блокноте. Повторить постановку линейного мата.
Декабрь 3 неделя Занятие 15. Мат ладьей. Понятие «оппозиция». Упражнение в парах в постановке мата ладьей и королем. Проверить усвоение материала. Дома: повторить понятие «оппозиция», поупражняться в постановке мата ладьей и королем.
Январь 1-2 неделя Занятие 16. Пат (постараться выяснить усвоение материала каждым ребенком). Совместное обсуждение четырех вариантов; линейный мат, мат ладьей, мат ферзем, пат. Решение задач в парах: дети придумывают задачи друг для друга, по усвоенному материалу. Дома: тренировка в придумывании и решении задач по теме. Записать варианты в блокнот.
Январь 3 неделя Занятие 17. Проверка домашнего задания по теме 16. Проигрывание лучших вариантов. Шахматные игры на объединение. Правило взятие на проходе. Совместное решение лучших вариантов придуманных дома задач. Перед началом соревнования познакомить с правилом взятия на проходе (показать несколько вариантов). Турнир на «объедение». Дома: повторить правило взятия на проходе, посоревноваться с родителями, знакомыми в игре на «объедение». Игра «гости» на закрепление хода коня (переправиться на заданное поле (в гости к другому коню)) самой короткой дорогой.
Февраль 1 неделя Занятие 18. Вилка и связка. Двойной шах. Игровые упражнения «Сделай вилку с двумя, тремя, четырьмя зубьями», «Свяжи фигуру», «Поставь двойной шах». Дома: закрепить понятие «вилка», «связка», «двойной шах», Записать варианты в шахматный блокнот.
Февраль 2 неделя Занятие 19. Защита от связки. Вскрытый шах, спертый мат. Игровые упражнения со всей подгруппой детей: «Придумай конечный вариант спертого мата», «Покажи варианты мата Легаля», «Расставь фигуры, предложенные педагогом, так, чтобы противнику не удалось сделать вилку», «Придумай позицию, из которой противник получит вскрытый шах», Дома: игры с родителями, знакомыми, используя знания, полученные на занятиях 20 и 21.
Февраль 3 неделя Занятие 20. Пешки против королей. Правило квадрата Расставить 2 позиции: король с пешкой против короля, где пешка побеждает. Упражнения на прохождения квадрата пешек (сторона квадрата - длина пути пешки до поля превращения) в игре. Показать 2 случая исключения из правила: пешка победит, даже если король находится в квадрате, если: 1. пешка стоит на начальной позиции (горизонталь 2 или 7), т.к. она может пойти сразу на 2 поля. 2. если король в погоне за пешкой натыкается на препятствие - свою пешку. Потребуется лишний ход, чтобы обойти препятствие или убрать его (сделать ход этой пешкой) соревнование на расчет вариантов в уме «кто быстрее всех считает». Дома: научить родителей находить квадрат пешки и пользоваться правилом квадрата. Потренироваться, кто быстрее считает варианты.
Февраль 4 неделя Занятие 21. Пешечные окончания. Расчет вариантов. Игровое упражнение: «Война пешею» - игра одними пешками с целью добраться до поля превращения. За каждую прошедшую пешку очко. Дома: игра в «Войну пешею» - закрепить умение рассчитывать варианты в уме. Повторение правила квадрата и правила взятия на проходе.
Март 1 неделя Занятие 22. Король с пешкой против короля. Правило «ключевых полей». Проиграть со всей подгруппой варианты прохода пешки, потренироваться, в расчете вариантов. Показать когда правило не действует (для пешек на крайних вертикалях, если чужой король стоит на той же вертикали, что и пешка). Тренировка в парах. 1. задание: определить БКП, ПШГ и РКП. 2. задание: провести пешки на поле превращения. 3. задание: король противника побеждает и делает ничью. Дома: отметить в блокноте «ключевые поля» для пешек 2Й, 3Й, 4Й горизонтали (7Й, 6Й 5Й - для черных). Потренироваться проводить пешку с помощью короля, а также наоборот - делать, ничью.
Март 2 неделя Занятие 23. Мат двумя слонами. Варианты пата. Тренировка в парах: поставить мат двумя слонами из разных напольных позиций (игры). За каждый мат - 1 очко, а пат - О, помощь преподавателя 1/2 очка. Дома: поупражняться в постановке мата двумя слонами. Поиграть в «войну» слонов против пешек (цель - уничтожить всех пешек противника).
Март 3 неделя Занятие 24. Шахматные игры. Предложить решить задачу на мат в 1 ход. Повторение всего, что делали до этого. Дети играют партию до постановки мата (если мат поставлен быстро, играют вторую партию, если мат не получается - преподаватель помогает). Обратить внимание, кто применяет в игре связки, вилки, как научились действовать пешками, как играют в эндшпиле. На следующем занятии повторить с детьми приемы, которые дети усвоили плохо. Дома: игра в шахматы до мата.
Апрель 1 неделя Занятие 25. Повторение приемов шахматной игры. Проигрывание плохо усвоенных детьми приемы шахматной игры. Не шахматная игра на шахматной доске: «овца и волки» (1 белая пешка - овца, 4 черные - волки, стоят на черных клетках как шашки и ходят наискосок на клетку. Волки не могут ходить назад. Цель волков поймать овечку. Цель овцы - пройти сквозь цепь волков до 8Й горизонтали). Дома: игра в шахматы до мата.
Апрель 2 неделя Занятие 26. Проигрывание учебных партий, (можно взять из «шахматный букварь раскраска» - А. Кентлера). Про играть несколько партий (варианты мата Легаля, защиту Филидора, ферзевый гамбит, партию с красивой жертвой). По ходу игры задавать детям вопросы: зачем был сделан ход? Как можно было исправить положение? Всегда ли хорошо польститься на жертву? Дома: проиграть несколько вариантов разыгрывания дебюта. Проиграть одну - две рабочие партии с разбором. Сыграть целую партию с записью ходов.
Апрель 3-4 неделя Занятие 27. Решение задач на мат в два хода. Разделить детей на две команды. Каждая команда решает одну и ту же задачу на своей доске. Кто решит первый - тот получает одно очко. Перед тем, как дети начнут решать задачу, спросить, как они думают, кто в данной позиции победит? Затем дети ставят мат в два хода.. Дома: придумывание задач на постановку мата в 1 - 2 хода. Повторение мата двумя слонами, ферзем, ладьёй.
Май 1 неделя Занятие 28. Мельница. Цугцванг. Во время шахматной партии, встречается комбинация под названием «мельница» (серия чередующихся шахов при которой можно съесть почти все неприятельские фигуры). Показать комбинацию мельница. Также показать  положение на доске, которое называется «цугцванг». Показать позицию, когда один из соперников находится в положении цугцванга. Повторить понятия «двойной удар», предложить расставить варианты позиций на доске. Дома: шахматные игры до постановки мата.
Май 2-3 неделя Занятие 29. Шахматная эстафета. Разделить детей на две команды, предложить решить занимательные задачки с шахматными фигурами на скорость. 1.Проходная решетка. 2. «Запри фигуры в ящик» (чтобы они могли сделать как можно меньше ходов). 3. «Расставь часовых» (расставить пять ферзей на доске, что бы они контролировали как можно больше полей). 4. «Поставь защиту». 5. «Самый быстрый джигит» (упражнения с конями) 6. «Расставь конечную позицию» (мат двумя слонами, линейный мат, мат ладьёй, мат ферзём, мат с помощью пешек). Эстафета может быть проведена совместно с родителями. Дома: подготовка к шахматному турниру: повторение правил разыгрывания дебюта, шахматных ловушек, правило квадрата и ключевых полей, постановку мата в эндшпиле.
Май 4 неделя Занятие 30. Шахматный турнир. Разбить всю группу на 2 подгруппы, приблизительно равные по силам. Затем выигравшие играют друг с другом, а проигравшие с проигравшими и т. д. за мат получают одно очко, ничью - 1/2 очка, поражение о. Результаты фиксируются в таблице. Затем определяются дети, занявшие 1 место, 2 м, 3 м. Победители награждаются грамотами и призами.    

 

Взаимодействие с семьей:

1. Консультация на тему: «Как шахматы развивают детей»

2. Домашнее задание в соответствии с примерным содержанием дополнительной   программы.

3. Приглашение родителей на открытые занятия.

 

Приложение

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                   по дополнительному образованию

«ШАХМАТНАЯ АЗБУКА»

 

 

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка 3 1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста 5 1.3. Планируемый результат освоения программы 5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Особенности образовательной деятельности 6 2.2. Тематический план 7 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ   3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания 16 3.2.Режим работы 17 3.3. Особенности организации и проведение занятий 17  Приложение 18

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И. Г. Сухин.

 Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цель:

Создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе развития дошкольников, через обучение в игры с шахматами.

Задачи:

Прививать интерес к игре.

- Продолжать знакомить детей с первоначальными навыками игры в шахматы, знакомить с историей шахмат;

- Развивать у детей вариативное мышление (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), фантазию, творческие способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- Активизировать мыслительную деятельность дошкольника, тренировать логическое мышление и память;

- Развивать наблюдательность, внимание, умение ориентироваться на плоскости;

- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах;

      Содержание программы «Шахматная Азбука»

Программой предусматривается 39 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старшей группы.

Характеристика особенностей развития детей старшей группы

(5-6лет).

В целом, детский коллектив дружный, эмоционально отзывчивый. Поведение дошкольников всё чаще выстраивается с учётом интересов и потребностей своих сверстников и наставников. Дети много общаются со взрослыми, которые для них являются авторитетом. Следует отметить, что некоторые дети, в силу особенностей своего характера (застенчивости, скромности) испытывают затруднения в общении.

Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты. Умеют выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. Проявляют умение слышать других и стремление быть понятым другими.

В процессе занятии дети познакомятся с разными терминами: шах, мат, пат и т.д., названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь и т.д.

 

 

Планирование результатов освоения программы

К концу курса дети должны знать:

Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.

К концу курса дети должны уметь:

Ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Особенности образовательной деятельности

Объем программы: программа рассчитана на один год обучения для детей 5-6 лет.

Режим занятий: группа формируется из детей, посещающих старшую группу по желанию родителей. Организованная образовательная деятельность проводится 1 раза в неделю (4 раз в месяц). Длительность непосредственной образовательной деятельности в соответствии с СанПиН: старшие группы – 25 минут.

Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
      Структура занятия: включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
     Для закрепления знаний: используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

 

2.2 Тематический план для детей старшего дошкольного возраста

Месяц Неделя Тема Цель Кол-во занятий
Сентябрь 1-4 «Знакомство с шахматной доской» Создание условий для развития детей в процессе ознакомления с шахматной доской, как игровом поле для шахмат. 2
Октябрь 1-2 «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. 2
Октябрь 3-4 «Диагональ» Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. 2
Ноябрь 1-2 «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» Познакомить детей с шахматными фигурами. Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. 2
Ноябрь 3-4 «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. 2
Декабрь 1-2 «Могучая фигура ФЕРЗЬ» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Декабрь 3-4   «Прыг, скок и вбок» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Январь 3-4 «Король жаждет боя» Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. 2
Февраль 1-2 «Ворота Каиссии» Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. 2
Февраль 3-4 «Шах – что это?» Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». 2
Март  1-2 «Шах – что это?» Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. 2
Март 3-4 «Мат и пат» Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. 2
Апрель 1-2 «Мат и пат» Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. 2
Апрель 3-4 «Шахматная страна» Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы. 2
Май 1-3 «Шахматный КВН» Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. 2

 

Примерное содержание

Сентябрь 1 неделя  Занятие 1. Краткая историческая справка о возникновении шахматной игры, шахматная доска, фигуры, горизонтали, вертикали, диагонали, центр, край, угол. Игры: «Прогуляйся по улице» (в каких направления можно пойти). «Поднимитесь на лифте» (до нужной цифры).  «Ракеты на старте» (пролететь по черным диагоналям, по белым, по самым длинным, по диагоналям из пяти белых клеток и т.д.
Сентябрь 2 неделя Занятие 2. Начальная позиция. Игры:  «Адреса» фигур, правила хода; пешка (без правила превращения и взятия на проходе), ладья, слон, ферзь, король.
Сентябрь 3 неделя Занятие 3. Шахматная нотация Игры: «Кто быстрее?» Воспитатель записывает на доске шахматные поля, дети находят их у себя в блокноте и обозначают буквой и цифрой (предварительно потренироваться дома печатать буквы). «Путешествие» (разные фигуры путешествуют по доске, стараясь как можно скорее попасть на названное воспитателем шахматное поле: страну).
Сентябрь 4 неделя    Занятие 4. Ладья и слон. Ходы: взятие, сила. Линейные и двойные удары. Игры: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей «обстреляет» ладья и слон с середины поля, с угла и края. Определить, кто сильнее в бою.) «Соберем урожай» (расставить на доске пешки-овощи и постараться счесть их «собрать» ладьей и слоном, стараясь затратить не более двух ходов на каждую пешку. Можно провести на разных досках с элементом соревнования.)
Октябрь 1 неделя Занятие 5. Король и ферзь. Ходы, взятия, удары, сила, первое понятие «шах». Игры: «Огонь» (отметить фишками, сколько полей обстреливает король и ферзь в центре, сбоку, в углу, определить силу). «Поставь шах королю» (посоревноваться, кто больше шахов поставит королю за один ход). «Гости» (белый и черный ферзь ходят в гости друг к другу). Варианты. Правило двух королей (нельзя подходить близко). Дома: потренироваться делать шах королю ферзем. Игра: «Собери урожай» с королем (съесть королем все пешки на доске, стараясь не попадать под шах).
Октябрь 2 неделя Занятие 6. Конь. Ходы, взятие, сила, удары. Нарисовать в блокноте букву «Г» в восьми положениях. Показать, как скачет конь по шахматной доске.  Игры: «Огонь» (выложить фишками все поля, которые обстреливает конь, определить силу, напомнив, что он еще может перепрыгивать через фигуры). «Гости» (путешествие конями из угла в угол - сосчитать углы). Можно с элементом соревнования на двух досках. «Гости» (путешествие конями с поля B1 на D8 и с A2 на П7). Дома: нарисовать букву Г в разных положениях. Определить силу коня в углу и с краю доски. Поиграть в «Гости».
Октябрь 3 неделя Занятие 7. Конь. Закрепление. Понятие «Вилка». Игры: «Соберем урожай» (съесть конем все пешки, можно с элементами соревнования). Нападение конем на две фигуры - вилка (варианты с шахом и без шаха) - показ. Затем дети придумывают вилки сами. «Кто быстрее» - передвижение коня из угла в угол; на соседнее с ним поле. Дома: посоревнуйтесь с детьми в скачках конем. В блокноте начертите квадрат 5х5 и ходом коня обойдите как можно больше клеток, останавливаясь в каждой не более раза. Кто больше займет клеток, тот победит.
Октябрь 4 неделя Занятие 8. Пешка. Ходы, взят

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.