Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экс-пертизу ПООП — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экс-пертизу ПООП

2021-12-12 27
Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экс-пертизу ПООП 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Номер ПООП в реестре


4

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

 

Пояснительная записка

 

Предлагаемый вариант программы «Истоки», получившей широкое общественное признание1, позволил привести ее содержание в соответствие с Федеральным государствен-ным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), основной целью которого является формулирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей.

 

Назначение Программы — научно-методическая поддержка практиков в освоении со-держания ФГОС ДО и его грамотной реализации.

 

Цели и задачи реализации Программы: обеспечение полноценного,разносторонне-го развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсаль-ных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специ-фике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогаще-ние детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

 

Генеральной линией Федерального государственного образовательного стандарта до-школьного образования является развитие личности ребенка, которое происходит в процессе присвоения им общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, от-ношениях, общении. Все это делает содержание дошкольного образования базисным и мно-гоаспектным (а не предметным, как в школе). В такое содержание образования входят:

 

— информация из разных областей действительности, которое в результате активного присвоения ребенком становится знанием (знание — субъектно);

 

— способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой);

 

— способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях,

 

— набор определенных личностных качеств. К последним относятся: активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, то-лерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамот-но вести себя в природном окружении и т.п.

 

Программа строится на достижениях отечественной психологической и педагогиче-ской науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала ряд фундаментальных собственных теорий.

 

1. Деятельностный подход к развитию ребенка и организации образовательного про-цесса (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.), который с необходимостью предполагает, что деятельность всегда субъектна, поскольку ее строит сам ребенок: ставит задачу, ищет способы и средства достижения цели и т.п. В до-школьном возрасте реализация деятельностного подхода имеет свою специфику — ребенок развивается только в развивающейся деятельности, поэтому основное внимание педагога на-правляется не столько на достижение результата (красивый рисунок, аккуратная поделка и т.п.), сколько на организацию самого процесса деятельности, который для самого ребенка имеет самоценное значение, и характеризуется многократными пробующими действиями с

 

1 Авторский коллектив программы является лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования за научно-практическую разработку «Системы инновационного программно-методического обеспечения дошкольного уровня образования», стержнем которого является программа «Истоки».


5

 

целью нахождения решения, что приносит ему большое эмоциональное удовлетворение и формирует новые познавательные мотивы.

 

2. Теория А.В.Запорожца об амплификации (обогащении) развития ребенка в специ-фически детских видах деятельности в противовес акселерации, связанной с интенсификаци-ей обучения с целью подготовки детей к школе. А.В.Запорожец подчеркивал непреходящее значение дошкольного периода детства, в период которого закладываются такие ценнейшие человеческие качества, которые впоследствии войдут в «золотой фонд зрелой человеческой личности» (А.В.Запорожец). Особенное звучание сегодня имеют два положения этой теории.

 

А. О развитии и саморазвитии ребенка. Последнее связано с необходимостью созда-ния условий для волеизъявления каждого ребенка (выбор деятельности, темы, средств, спо-собов, партнеров и т.п.). Это позволяет развивать и поддерживать индивидуальность ребен-ка, его самодостаточность.

 

Б. О появлении «умных» эмоций, которые возникают в результате большого удовле-творения от преодоления самими детьми тех или иных трудностей, возникающих в процессе решения разного рода проблемных задач. А.В. Запорожец и Т.П. Хризман, изучая развитие эмоциональной сферы детей, показали, что эмоциональная составляющая процесса преодо-ления играет особую роль в познавательной активности ребенка.

 

3. Фундаментальное положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения в развитии, которое состоит в том, что ребенок-дошкольник способен учиться «по программе взрослого» лишь в той степени, насколько эта программа становится его собственной, что возможно че-рез создание «зоны ближайшего развития», опирающейся на потенциальные возможности ребенка, которые раскрываются и присваиваются в его совместной со взрослым деятельно-сти. Роль взрослого велика, но она меняется в зависимости от возраста детей и, конечно же, от предлагаемого детям содержания. По отношению к детям младшего дошкольного возрас-та влияние взрослого носит преимущественно непосредственный характер, а старшего — бо-лее опосредованный. Опосредованное влияние осуществляется двумя основными путями:

 

А. Через организацию обучающегося детского сообщества (В.В.Рубцов, А.Г.Ас-молов), которое позволяет каждому ребенку чувствовать себя умелым, знающим, способным за счет того, что он имеет постоянную возможность обратиться за необходимой помощью к другим детям или ко взрослому. Это снимает у детей излишнюю тревожность и формирует у ребенка чувство самодостаточности и определенной независимости, без чего невозможно говорить о полноценном личностном развитии ребенка.

 

Б. Через использование специально отобранных взрослым развивающих объектов для самостоятельной деятельности, обладающих свойством автодидактизма (М. Монтессори, А.П. Усова, Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова). Работы по изучению «ис-следовательского поведения» детей (А.Н. Поддьяков) показали, что действуя с объектами, выстроенными в определенной системе, дети сами способны выделять скрытые свойства объектов и устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости.

 

4. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина, на которую опирается ФГОС ДО, выде-ляя три основных возраста (младенческий, ранний, дошкольный) с их спецификой развития на каждом этапе, которая прежде всего определяется типом ведущей деятельности (общение, предметная деятельность, игра).

 

Разрабатывая программу, авторы опирались также на результаты работ М.И.Лисиной (проблемы общения), Н.М.Аксариной и Н.М.Щелованова (развитие детей раннего возраста), использовали данные своих многолетних исследований (Н.Н.Поддьяков, С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, К.В.Тарасова, Т.И.Осокина и др.). Коллектив авторов развивает идеи своих учителей — ученых, создавших фундамент современной системы отечественного дошколь-ного воспитания: А.В.Запорожца, А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Л.А.Венгера, Ф.А.Сохина, М.Ю.Кистяковской, Н.П.Сакулиной, А.М.Фонарева, Н.А.Ветлугиной, В.Г.Нечаевой и др.

 

Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели

 

и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагоги-ческих технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного опыта гуманистического отно-


6

 

шения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагоги-ческих задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход по-зволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.

 

В основу Программы положена концепция психологического возраста как этапа,

 

стадии детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый пси-хологический возраст включает в себя качественно особые, специфические отношения меж-ду ребенком и взрослым (социальная ситуация развития); определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип; основные психологические достижения ребенка, свидетель-ствующие о развитии его психики, сознания, личности. Психологический возраст может не совпадать с хронологическим и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому.

 

В связи с этим подходом в Программе выделены следующие психологические возрас-ты: раннее детство, состоящее из двух стадий — младенчество (от рождения до года) и ран-ний возраст (от одного года до трех лет); и дошкольное детство, состоящее из двух фаз — младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший дошкольный возраст (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация позволяет видеть индивидуальную перспективу развития каждого ребенка.

 

У каждого психологического возраста есть своя миссия, определяемая генетической задачей развития,которая появляется в результате противоречий,возникающих в системеотношений ребенок-взрослый. Ее решение жизненно важно для полноценного психического развития ребенка и успешного перехода на следующий возрастной этап.

 

Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В каждой образовательной области сформулированы общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам, и по сути дела задает конечную результативность (к 6—7 годам), а образовательные задачи и содержание образо-вательной работы по реализации этой общей направленности отнесены к календарным воз-растам детей. Целевая направленность соответствует характеристикам образовательных об-ластей, заданных ФГОС ДО (п. 2.6.)

 

Предлагаемое программное содержание включает в себя также формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания. Они отличаются многообразием: показ и объяснение, постановка задач проблемного характера, проведение экскурсий, бесед, организация детского экспериментирования как с предметными, с природ-ными объектами, так и с текстами, использование игровых приемов, мотивирующих дея-тельность детей и пр. Они отвечают как возрастным особенностям детей, так и специфике освоения самого содержания, благодаря чему создаются условия для успешной реализации поставленных образовательных задач.

 

В содержании образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в качестве основы выступает общение ребенка с взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающее на каждом возрастном этапе своеоб-разные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности в широком культур-ном контексте выступают как главное условие присвоения ребенком нравственных общече-ловеческих ценностей: уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых; национальных традиций, формирования начал гражданствен-ности, любви к своей семье и Родине, как основы формирования его самосознания. В резуль-тате у детей формируется готовность к совместной деятельности; происходит становление самостоятельности, произвольности, позитивных установок к различным видам труда и творчества; а также формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

В содержании образовательной области «Познавательно развитие» к главным зада-чам относятся: развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации детей; формирование средств и способов познавательных действий, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.; развитие воображения, образного мышления и творческой активности; формирование первичных


7

 

представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отноше-ниях; о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечест-венных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Особое внимание уделяется практической деятельности по познанию разных свойств объектов, и конструированию, в процессе которо-го у детей формируется универсальная умственная способность по построению разных цело-стностей (конструкций, текстов, сюжетов и пр.) Детское экспериментирование представлено практически во всех областях как одно из важнейших средств самостоятельного познания.

 

Содержание области «Речевое развитие» связано с владением речью как средством общения и овладения речевой культурной нормой через знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров и развитие речевого творчества. Оно имеет специфику, связанную с освоением языка, словаря, грамматического строя, произносительной стороны речи, форм диалога и монолога. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как уст-ной, так и предпосылок письменной речи и обучения грамоте.

 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на становление эстетического отношения к окружающему миру и создание условий для форми-рования предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искус-ства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; а также развития образ-ного мышления, творческого воображения и эмоциональной сферы детей. Особое внимание уделяется формированию элементарных представлений о видах искусства (фольклор, лите-ратура, музыка, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство) и реализации само-стоятельной творческой деятельности детей. Содержание этой области представлено в таких разделах как «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музы-ка», «Художественное конструирование».

 

Содержанием образовательной области «Физическое развитие» является: совершен-ствование функциональных возможностей детского организма; приобретение опыта в двига-тельной деятельности, способствующего правильному формированию опорно-двигательной системы организма — выполнение упражнений, направленных на развитие таких физиче-ских качеств, как координация и гибкость, развитие равновесия, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений; приобщение к некоторым доступным видам спорта; овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленно-сти и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, зака-ливании, при формировании полезных привычек и др.)

 

Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих принципах:

 

1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как прояв-ление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средст-вом познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая са-ма по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнози-ровать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает сис-темный подход к организации содержания.

 

2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, кото-рый, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой — существенно их взаимообогащает, спо-собствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений


8

 

как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

 

3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудно-сти, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходи-мостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая дея-тельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщают-ся и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

 

4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логиче-ского мышления.

 

5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемо-го условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креа-тивности.

 

6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выпол-нения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

 

7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие — на слуховое (аудиальное), а третьи

 

— на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через дви-жения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них ти-пы восприятия.

 

8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях со-держания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и са-моразвитию детей.

 

9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в ма-леньком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от маль-чиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики — на смысл; в движении девочки более вырази-тельны, а мальчики — более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настора-живает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям.

 

10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продук-тивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам ре-зультат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и про-

 

дуктивных действий.

 

Сформулированные свыше принципы безусловно носят здоровьесберегающий харак-тер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности.

 

Основным лейтмотивом Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с дру-гом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалоги культур и поколе-ний.


9

 

Все вышеизложенные положения составили основу данной переработанной в соответ-ствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образо-вания Примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки».

 

Результаты освоения основной образовательной

программы дошкольного образования

 

Согласно требованиям ФГОС ДО результаты освоения Программы сформулированы в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возрастной портрет ребенка на ко-нец раннего и конец дошкольного детства. Целевые ориентиры формируются как результат полноценно прожитого ребенком детства, как результат правильно организованных условий реализации Программы дошкольного образования в соответствии с требованиями Стандарта.

 

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), а освоение Программы не сопро-вождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

 

Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации. Педагог имеет пра-во проводить оценку особенностей развития детей и усвоения ими программы в рамках пе-дагогической диагностики. При этом важно,что проведение педагогической диагностики неможет быть вменено в обязанность педагогу, а материалы диагностики не подлежат проверке

 

в процессе контроля и надзора. Педагогическую диагностику воспитатель имеет право про-водить по собственному усмотрению со всеми детьми группы независимо от пожеланий ро-дителей. Ее результаты могут использоваться исключительно для решения следующих обра-зовательных задач:

 

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

 

2) оптимизации работы с группой детей.

 

При необходимости может быть проведена психологическая диагностика развитиядетей. Ее проводят квалифицированные специалисты(педагоги-психологи,психологи)итолько с согласия родителей (законных представителей). Результаты психологической диаг-ностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и прове-дения квалифицированной коррекции развития детей.

 

В целях оптимизации процедуры оценки успешности освоения программы и развития детей, Программа «Истоки» предлагает проведение трехуровневой оценки (мониторинга).

 

· Экспресс-оценка развития детей может проводиться без заполнения специаль-ных бланков и опирается на интегральные показатели развития ребенка, а также комплекс-ную характеристику личностного развития ребенка на конец каждого психологического воз-раста, и сопоставимы с целевыми ориентирами по своему содержанию. Соотнесение реаль-ных проявлений ребенка в его поведении и деятельности с этой «идеальной» картиной дает педагогу представление о том, насколько успешен ребенок в освоении программы.

 

Интегральные показатели развития представлены в Программе «Истоки» в конце ка-ждого психологического возраста (младенческого, раннего, младшего и старшего дошколь-ного возраста).

 

· Проведение педагогической диагностики (собственно мониторинга) рекомен-дуется в случаях, когда воспитатель отмечает несоответствие уровня развития ребенка опре-деленным интегральным показателям развития. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) ложатся в основу индивидуализации процесса образования, усиления педаго-гической работы в тех областях, результаты по которым не соответствует возрастным воз-можностям ребенка.

 

· Психологическая диагностика развития детей проводится в случаях,когда,не-смотря на педагогическую поддержку ребенка и выстраивание его образовательной траекто-рии, педагогу не удается достичь оптимальных результатов, либо когда у ребенка наблюда-ются определенные поведенческие отклонения, которые не удается скорректировать в ходе


10

 

повседневной педагогической работы с группой.

 

Психологическая диагностика проводится специалистом с использованием опре-деленной батареи методик, состав которой зависит от конкретных задач обследования.

 

При соблюдении требований к реализации основной образовательной Программы

 

и создании необходимой образовательной среды у ребенка формируются фундаментальные качества (личностного и общего психологического развития), создающие основу преемст-венности дошкольного и начального общего образования за счет того, что они способствуют развитию у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе за-вершения ими дошкольного образования.

 

 

Структура Программы. Программа состоит из двух частей и трех приложений.Пер-вая часть содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. В целевом разделе описываются цели и задачи Программы, принципы, на которых она строится и пла-нируемые результаты освоения Программы. В содержательном разделе Программы пред-ставлены образовательные задачи и содержание образовательной работы по пяти образова-тельным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также раскрываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

 

В организационном разделе Программы раскрываются особенности построения обра-зовательного процесса и реализации обязательной части Программы, описывается пример-ный режим дня для разных возрастных групп, даются рекомендации по разработке основной образовательной программы образовательной организации на основе примерной Программы.

 

Во второй части описываются необходимые условия реализации Программы: раскры-ваются психолого-педагогические условия, описывается развивающая предметно-пространственная среда, требования к педагогическим кадрам, методические материалы и пособия к Программе.

 

В приложениях представлены:

 

Приложение 1: Обучение второму языку дошкольников (для образовательных органи-заций, в которых существует необходимость проведения этой работы).

 

Приложение 2: Примерный репертуар музыкальных произведений для детей разного возраста.

 

Приложение 3: Рекомендуемый список произведений художественной литературы и фольклора для детей разного возраста.

 

Приложение 4. Примерный перечень произведений изобразительного искусства.

 

Название программы — «Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.

 

Изображенный символ — «источник»: ребенок и взрослый черпают из неиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая друг друга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии и саморазвитии ребенка.


11

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

 

РАННЕЕ ДЕТСТВО

 

Младенческий возраст

 

Характеристика возраста

 

Жизнь маленького ребенка полностью зависит от взрослого: только вместе с ним возможно само существование ребенка, его полноценное физическое и психическое развитие. При правильном уходе и воспитании ребенок развивается гармонично и полноценно.

 

Совершенствуется его нервная система, увеличиваются рост и масса тела, возрастают двигательная активность и сенсомоторная координация.

 

С первых месяцев жизни ребенок познает мир. Познание происходит в постоянном общении со взрослым. Дефицит общения, эмоциональных контактов с последним, изоляция ребенка могут привести к задержкам развития.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.