Адаптация дошкольников к обучению в школе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптация дошкольников к обучению в школе

2021-12-12 31
Адаптация дошкольников к обучению в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Процесс адаптации сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.

Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро и с удовольствием посещают занятия, выполняют задания, подчиняются школьным требованиям и т.д. У некоторых детей процесс адаптации сильно затягивается. Иногда на первом году обучения полноценной адаптации к школе так и не происходит, но это не всегда сопровождается явными затруднениями в освоении школьной программы, а может идти и на фоне хорошей успеваемости. Но тогда дезадаптация проявляется в нарушении поведения дома, либо в школе. Адаптация серьезный процесс, влияющий на дальнейшее здоровье ребенка, на его дальнейшее отношение к учебе. У всех она проходит по-разному.

Наиболее легкая форма проявления школьного неблагополучия – тревожность. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагога и сверстников. У ребенка возникает чувство неадекватности, неполноценности, неуверенности в правильности собственного поведения. В более тяжелых случаях возможно возникновение школьного невроза, психогенной школьной дезадаптации.

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высоком уровне интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Такие дети ведут себя в школе по - детски, учатся очень неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если его нет, и дети должны выполнять учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой первоклассник делает все небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

Детей нельзя заставлять насильно что-то делать. Они начинают сопротивляться и им опротивеет даже то, что нравилось вчера. Их необходимо соблазнять, провоцировать ситуацию, тогда даже чтение покажется им увлекательным делом. (Постоянно договариваться с ребенком, предоставлять ему выбор: ты поешь сейчас или когда сделаешь уроки? Ты уроки будешь делать сейчас или через час? Если тебе нужна моя помощь, то я смогу тебе помочь в определенное время (выбираете удобное время вместе с ребенком). Не сделал в это время – не помогайте, иначе не научится дисциплине. Не страшно, если 1,2 сходит с невыученными уроками. Все равно ему станет стыдно и потом организуется. В таких ситуациях, когда вы договаривались, надо быть настойчивым, ты сам выбрал это время.

Отношение взрослого к детям должно быть предельно доброжелательным; хорошо отмечать каждое, даже маленькое достижение ребенка.

Нужно разрешать ребенку играть.

Поддерживать в ребенке постоянный интерес к открытию нового, познанию – ему интересно будет учиться. На примере родителей ребенок должен усвоить, разглядеть, познать что-то новое. Больше задавать таких вопросов: «Что нового узнал?» «Что тебе понравилось?» «Чему научился?»

ü Быть открытым в своих чувствах.

ü Позволять ребенку выражать свои чувства.

ü Учить радоваться жизни.

ü Поддерживать во всем.

В заключение следует отметить, что в период вхождения ребенка в школьную жизнь педагогический процесс начальной школы нужно строить так, чтобы процесс адаптации к новым условиям прошел более благоприятно. При этом нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, как физического, так и психологического. Будьте гибкими в воспитании.

5.Педагогические диагностики по выявлению уровня подготовки детей к школе

Одним из многочисленных направлений деятельности практического психолога является отбор детей в школу, и в частности диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению.

Диагностика проводится с использованием набора, состоящего из четырех заданий: "Графические ряды", "Точки", "Рисунок дома-дерева-человека" и "Дорожка звуков". Данный набор позволяет педагогу получить достаточно полные представления о развитии у ребенка предпосылок к учебной деятельности, об уровне развития его интеллекта, о его обучаемости, визуальных представлениях об окружающем мире, о работоспособности, утомляемости и других психо­физиологических составляющих психической деятельности ребенка.

Полученные результаты достаточно наглядны, легко обсчитываются по 10-балльной системе, а главное, показывают педагогу необходимое направление коррекционно-развивающей работы с каждым конкрет­ным ребенком. Кроме того, результаты проведения подобного исследования в конце учебного года позволяют судить и об индивидуальной динамике развития ребенка, и об общегрупповых тенденциях, на­метившихся в результате проведенного обучения и/или коррекционно-развивающей работы.

Анализ детских работ позволяет выделить специфические особенности познавательной деятельности и личностного развития детей с разным уровнем психо-физиологической зрелости, отнесенным к четырем достаточно четко дифференцирующимся между собой группам. Полученные результаты по психолого-педагогическому прогностическому скринингу с высокой степенью достоверности коррелируют с тестами интеллекта.

Практические задания:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.