Универсальные характеристики детского творчества. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Универсальные характеристики детского творчества.

2021-12-12 30
Универсальные характеристики детского творчества. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В дошкольном образовании выделяют универсальные характеристики детского творчества как: реализм воображения и умение видеть целое раньше частей, надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, детское экспериментирование.

Под реализмом воображения и умения видеть целое раньше частей подразумевается, что реализм воображения и умение видеть связаны друг с другом и рассматривают в едином ключе. Распространён взгляд на воображение как на выдумывание того, чего в действительности не бывает, как на пренебрежение реальностью, отлёт от неё. И чем дальше этот «отлёт», тем более творческими по своей оригинальности считаются образы воображения.

Творчество в дошкольном образовании понимается как выбор альтернатив в ложных и неопределённых условиях. Само наличие ситуации выбора считается ключевой предпосылкой свободы творчества, воли, совести. Но, достаточная информационная база для принятия решения не гарантирует адекватности выбора. Необходимо активное участие «выбирающего» в становлении альтернатив в их «судьбе». Человек, развитый в творческом и нравственном отношении, решал значимую для себя проблему, никогда не станет выбирать из совокупности готовых, извне навязанных альтернатив, сложившихся независимо от него. Но выбирая, он либо отдаёт предпочтение какой-либо из тех альтернатив, в формировании которых сам принимал участие, либо добавляет к ним новое. Проведённый эксперимент с историей про гномиков показал, что дети не всегда используют дарованную им взрослыми «свободу выбора» из готовых альтернатив. Нередко идут по пути сопротивления, раздвигая начальные рамки тех задач, которые ставит перед нами, мир взрослых. Показатель творческого развития человека не умение осуществлять выбор, а продление диктата выбора, создание конструктивной альтернативы самому выбору.

Выделяют ещё одну универсальную характеристику творчества - детское экспериментирование. Экспериментирование - как особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность. Экспериментирование представляет собой ведущий функциональный механизм творчества ребёнка. Обычно различают реальный и мысленный эксперимент. У дошкольников обе эти формы экспериментирования слиты друг с другом. Только где-то к концу дошкольного детства происходит относительное выделение мысленного эксперимента в самостоятельный вид деятельности. Путём экспериментирования ребёнок производит перенос и включение свойств знакомых предметов в контекст новых ситуаций, а также раскрывает возможные трансформации данных свойств в этом контексте.

     Специфика детского творчества состоит, чтобы создать объективно новое ребёнок по целому ряду причин (отсутствие определённого опыта, ограниченность необходимых знаний и умений) не может. И, тем не менее, детское художественное творчество имеет объективное и субъективное значение в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно в процессе овладения деятельностью реализуются субъективные отношения. Это происходит с развитием её мотивов, особенно социальных, общественно направленных с обогащением тем и замыслов, социальных по содержанию, общественной оценкой и общественным использованием конечного результата. Таким образом, ребёнок как субъект деятельности включён в систему общественных отношений через содержание деятельности. Кроме того, возникают субъективные отношения ребёнка и взрослых, детей между собой по поводу деятельности (при выполнении коллективных работ; во время участия всех детей в их анализе и оценке и т.п.). Другими словами, процесс освоения деятельности ребёнком есть процесс развития ребёнка как субъекта деятельности в системе общественных отношений. При этом идет развитие всех сфер личности ребёнка.

Виды детского творчества.

Dыделяют следующие виды ДТ: художественное (изобразительное и литературное творчество), техническое и музыкальное.

1. Художественное творчество. Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное ДТ отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.

- Изобразительное детское творчество. Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

- Литературное детское творчество. Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

2. Техническое детское творчество. Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).

Процесс технического ДТ условно делят на 4 этапа: 1) постановка задачи 2) сбор и изучение информации 3) поиск решения задачи 4) реализация решения

3. Музыкальное детское творчество. Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Музыкальное ДТ — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.

     4.Условия, необходимые для развития личности ребенка и реализации его творческого "я".

Основную роль в развитии творческих способностей детей играет, несомненно, взрослый, который знает возрастные особенности детей, их возможности. Так же на развитие творческих способностей детей большую роль играет окружающая среда и применяемые методы, приёмы, стимулирующие развитие воображения, одного из важных критериев творчества. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше, он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей - это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от нас воспитателей особого внимания. Все мы знаем, что при выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, а некоторым детям моей группы, нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах. Развитие творчества - это целостный процесс, который должен реализовываться во всех сферах детской деятельности. Ребёнку всегда необходимо предоставлять ситуацию выбора и возможность творчески использовать весь предоставляемый материал.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами;

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше.

4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности деятельности, в выборе способов.Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

5. Вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольника:

а) кружки;

б) художественно-изобразительная деятельность;

в) художественные студии;

г)  эстетические центры.

Вариативные формы дошкольного образования — это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования

(от 2 месяцев до 7 лет).

а) Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

 

Кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки (секции, студии)как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

 

б) Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

 

В процессе занятий изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Дети учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать товарищей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от ребятишек активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.

 

в) Художественная студия - это комплексные занятия, включающие в себя рисунок, живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство.

Это отличная база для корректирующей работы, так как творчество развивает в ребенке не только пространственное мышление и фантазию, но и несет в себе много положительных эмоций, помогает видеть прекрасное в обыденном, помогает самовыражению, познанию мира и формированию собственного взгляда на вещи.

 

г) Эстетические центры способствуют формированию творческой личности, развитию самостоятельности и самодеятельности ребёнка. Основная цель создания центров заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников (изобразительной, творческой, речевой, игровой, музыкальной).

 

Практические задания:


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.