Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2021-12-12 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
по дисциплине «Информатика и программирование» для студентов
Специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»
Составитель: доцент, кандидат педагогических наук Марченко В.С.
Тольятти, 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................. 4
Лабораторная работа № 1.......................................................................... 5
Лабораторная работа № 2........................................................................ 10
Лабораторная работа № 3........................................................................ 13
Лабораторная работа № 4........................................................................ 17
Лабораторная работа № 5........................................................................ 19
Лабораторная работа № 6........................................................................ 21
Лабораторная работа № 7........................................................................ 23
Лабораторная работа № 8........................................................................ 26
Лабораторная работа № 9........................................................................ 29
Лабораторная работа № 10...................................................................... 31
Лабораторная работа № 11...................................................................... 34
Лабораторная работа № 12...................................................................... 36
Лабораторная работа № 13...................................................................... 40
Лабораторная работа № 14...................................................................... 42
Лабораторная работа № 15...................................................................... 48
Литература...................................................................................................... 56
Введение
В соответствии с тенденцией быстрого продвижения общества к всестороннему использованию достижений научно-технического прогресса в области компьютерной техники и бурно развивающихся процессов информатизации учебными планами всех высших учебных заведений России экономического профиля предусмотрено изучение дисциплины, формирующей базовые знания в области информатики «Информатики и программирования».
|
Экономисты-информатики – профессионалы новой формации должны хорошо владеть методами экономического анализа, быть способными оперативно, качественно и критически разбирать сложившиеся и прогнозируемые ситуации, вырабатывать собственные суждения и предлагать конкретные решения, направленные на повышение эффективности функционирования объекта. Чтобы достичь профессионализма, необходимо обладать теоретическими знаниями в области информатики, иметь практические навыки по использованию вычислительной техники, средств связи и телекоммуникационного оборудования, знать основы и перспективы информационных технологий и программирования, иметь представление о компьютерном моделировании экономических ситуаций и информационных ресурсах принятия оптимальных решений, понимать проблемы информационной безопасности. Соблюдение принципов постепенности и посильности и на всех этапах обучения является необходимым условием осмысленного усвоения материала.
Общая цель курса - изложение фундаментальных понятий об информации, методах ее получения, хранения, обработки, передачи и программировании, а также роли информационного ресурса и информационной культуры в информатизации общества.
Тематика лекций и лабораторных занятий соответствует требованиям ГОС и содержанию рабочей учебной программы дисциплины «Информатика и программирование». Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции и лабораторные занятия, курсовое проектирование, а так же самостоятельную работу.
Подготовка к лабораторным занятиям по дисциплине «Информатика и программирование» включает в себя самостоятельное изучение теоретического материала в соответствии с целями, задачами и ходом лабораторной работы, изучение программы и методики выполнения предстоящей работы по методическим указаниям. Лабораторные работы предназначены для практического усвоения материала и включают:
|
· освоение программного и аппаратного обеспечения;
· обсуждение значимых проблем, поиск связей с изученными ранее темами дисциплины «Информатика и программирование» и другими дисциплинами;
· подготовка отчета о проделанной работе и оформление бланка отчета;
· защиту отчета, включающий закрепление основных теоретических положений дисциплины.
Лабораторная работа № 1
Лабораторная работа № 2
Программирование алгоритмов условных (разветвляющихся) процессов в Turbo Pascal
Цель: Изучить возможности языка программирования Turbo Pascal для реализации вычислительного процесса условной (разветвляющейся) структуры.
Задачи:
1) Составить алгоритм и блок-схему по заданию.
2) Составить программу решения.
3) Подготовить тесты (число тестов равно числу ветвей вычислительного процесса) для проверки правильности функционирования программы.
Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, Оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.
Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.
Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:
IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2;.
где IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе; оператор1, 2 - любой оператор.
При выполнении условия работает оператор1 и управление передается далее. При невыполнении условия работает оператор2, после управление передается на следующий за IF оператор. В качестве оператора1, 2 может быть составной оператор. Перед ELSE точку с запятой ставить нельзя!
IF условие THEN оператор1;
2. Оператор безусловного перехода
Иногда использование условных операторов усложняет программу. Обычно это связывается с обработкой исключительных ситуаций. Для этого существует оператор безусловного перехода GOTO. С его помощью естественный порядок выполнения программы прерывается и указывается, что дальнейшее должен выполняться оператор, помеченный меткой. Метка до использования указывается в разделе описания меток LABEL. Метка – это целое, без знака число от 0 до 9999. При помощи метки нельзя войти во внутрь цикла, минуя его заголовок и передавать управление из одной ветви условного оператора в другую.
|
3. Оператор выбора.
При написание программы не рекомендуется использовать многократно вложенные друг в друга условные операторы (максимум два – три). Но если необходимо применить много условий используется оператор выбора CASE:
CASE индекс выбора OF
константа_выбора1: оператор1;
……………………………………………..;
константа_выбораN: операторN;
Оператор выбора состоит из выражения – индекса выбора и списка операторов, каждый из которого помечен константой выбора или несколькими. Все константы должны быть различными, их тип – идентичен типу выражения (индекса выбора) - простой тип за исключением REAL. В операторе выбора можно использовать диапазоны для констант выбора. При выполнении оператора сначала вычисляется значение индекса выбора, а затем выбирается для выполнения тот оператор из списка, который содержит данное значение константы выбора. Если подходящей константы выбора нет, то возникает ошибка и выполнение всей программы завершается. В каждом элементе выбора можно использовать только один оператор или использовать составной оператор. Все константы выбора внутри одного CASE обязательно должны быть различными. В различных операторах выбора разрешается использовать одинаковые константы выбора.
Самостоятельно изучить вопросы:
1. Использование оператора безусловного перехода.
2. Ограничения на использование оператора безусловного перехода.
3. Использование оператор выбора.
Контрольные вопросы:
1. Приведите реальные ситуации, решение которых можно реализовать при помощи алгоритмов разветвляющихся процессов.
2. Какие конструкции аналогичны проверке условия и осуществляют переход?
3. Опишите оператор условия и приведите примеры его использования.
4. Приведите примеры использования оператор выбора.
5. Приведите примеры использования оператора безусловного перехода.
6. Как группируются составные операторы?
|
Задания:
Вариант | Функция | Условия | Данные |
1. | x < 1,3 х = 1,3 x > 1,3 | a = 1,5 | |
2. | x < 1,2 x = 1,2 x > 1,2 | a = 2,8 b = -0,3 c = 4 | |
3. | x < 1,4 x = 1,4 x > 1,4 | a = 1,65 | |
4. | x < 0,5 x = 0,5 x > 0,5 | t = 2,2 | |
5. | t < 0,1 t = 0,1 t > 0,1 | a = 2,5 b = 0,4 | |
6. | x > 1,2 x = 1,2 x < 1,2 | z = 1,7 a = 4,3 | |
7. | z < 1,5 z = 1,5 z > 1,5 | x = p/3 | |
8. | b > 3,7 b = 3,7 b < 3,7 | x = 0,5 | |
9. | z > 1 z = 1 z < 1 | x = 0,1 | |
10. | x>p/7 x=p/7 x<p/7 | Z = p |
Порядок выполнения:
1) Открыть Turbo Pascal.
2) Составить алгоритм и блок-схему задания.
3) Набрать программу.
4) Составить числовую ось изменения аргумента и в соответствии с ней ввести данные и зафиксировать результат, т. е. протестировать программу.
5) Сделать вывод.
Лабораторная работа № 3
Программирование алгоритмов циклических процессов в Turbo Pascal
Цель: Изучить возможности языка программирования Turbo Pascal для реализации вычислительных процессов циклической структуры с известным и неизвестным количеством повторений.
Задачи:
1) Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием.
2) Составить блок-схему и программу решения.
3) Организовать вывод значений аргумента и функции в два столбца.
Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.
Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.
Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:
1. Операторы циклов.
Для всех операторов цикла характерно:
1) Повторяющиеся вычисления записываются один раз.
2) Вход в цикл возможен только через его начало.
3) Переменные цикла должны быть определены до входа в цикл.
4) Необходимо предусмотреть выход из цикла.
1.1. Оператор цикла со счетчиком служит для организации цикла с известным числом повторений и имеет вид:
FOR I: = N ТО К DO оператор;
где FOR - для, TO - до, DO – выполнить, I - параметр цикла, N – его начальное значение и К – конечное значение, оператор, выполняющийся в цикле.
Оператором цикла может быть составной оператор. После DO нельзя ставить точку с запятой, т. к. в цикле будет выполняться пустой оператор. I, N, К - целого типа. Начальным и конечным значением могут быть константы или выражения. N<К и шаг изменения параметра 1. Вычисляются выражения N и К или берутся введенные значения. Параметр цикла I принимает начальное значение N и сравнивается с конечным значением К. Если параметр цикла не превышает К, управление передается в тело цикла и выполняются операторы. Затем параметр цикла увеличивается на 1 и работа повторяется, выход из цикла происходит когда параметр цикла превысит К.
Если N>К, шаг изменения параметра равен -1, тогда оператор имеет вид:
FOR I: = N DOWNТО К DO оператор;
В цикле FOR …DOWNTO если параметр цикла не меньше К, управление передается в тело цикла и выполняются операторы. Затем параметр цикла уменьшается на 1 и работа повторяется, выход из цикла происходит когда параметр цикла станет меньше К. После завершения цикла значение параметра не определено.
|
Если в цикле FOR ТО начальное значение больше конечного, а в цикле FOR … DOWNTO - меньше, то цикл не выполняется ни разу.
1.2. Оператор цикла с предусловием используется, когда неизвестно количество повторений. Общий вид записи оператора цикла с предусловием:
где WHILE - пока, DO - выполнить, условие - условие работы цикла.
В качестве оператора может применяться составной оператор.
При выполнении условия управление переходит в тело цикла и работают операторы, после чего проверяется условие и все повторяется. Как только условие не выполняется, происходит выход из цикла. Оператор тела цикла может ни разу не обрабатываться, если условие сразу не выполнимо. Значение переменных в условии должны изменяться в теле цикла, иначе цикл будет бесконечным.
1.3. Оператор цикла с постусловием.
RЕРЕAТ оператор UNTIL условие;
где RЕРЕAТ - повторить, UNTIL - до тех пор, условие - условие прекращения работы цикла.
Сначала выполняются операторы цикла, затем проверяется условие выхода. Если оно не выполняется, то управление передается в цикл. Если условие истинно, происходит выход из цикла. Особенность цикла - операторы тела цикла выполняются хотя бы раз. Значения переменных, входящих в условие, должны изменяться внутри цикла, иначе цикл никогда не завершится. Если в цикле необходимо выполнить несколько операторов, то служебные слова цикла сами являются как бы операторными скобками и применение BEGIN и END не обязательно.
Одну и ту же задачу можно решить при помощи любого из циклов WHILE или REPEAT. При этом условия должны быть прямо противоположными.
Самостоятельно изучить вопросы:
1. Являются итерационные циклы и циклы с параметрами взаимозаменяемыми?
2. Рекурсивный алгоритм. Применение рекурсии.
3. Назовите три основных типа структур данных.
Контрольные вопросы:
1. Привести реальные ситуации, решение которых можно реализовать при помощи алгоритмов циклических процессов.
2. Какие существуют и для чего применяются операторы циклов?
3. Почему будет ошибкой ставить; в середине операторов?
4. Привести примеры задач или реальные ситуации, для которых можно использовать цикл со счетчиком, шаг изменения параметра которого равен -1.
5. Какой цикл может не обрабатываться ни разу, если условие сразу не выполнимо, а какой выполнится хотя бы один раз?
Задания:
Вариант | Функция | Условия | Данные | Изменения аргумента |
1. | x < 1,3 х = 1,3 x > 1,3 | a = 1,5 | xÎ[0,8;2] Dx=0,1 | |
2. | x < 1,2 x = 1,2 x > 1,2 | a = 2,8 b =-0,3 c = 4 | xÎ[1;2] Dx=0,1 | |
3. | x < 1,4 x = 1,4 x > 1,4 | a=1,65 | xÎ[0,7;2] Dx=0,1 | |
4. | x < 0,5 x = 0,5 x > 0,5 | t = 2,2 | xÎ[0,2;2] Dx=0,2 | |
5. | t < 0,1 t = 0,1 t > 0,1 | a = 2,5 b = 0,4 | tÎ[-5;5] ∆t=0,5 | |
6. | x > 1,2 x = 1,2 x < 1,2 | z = 1,7 a = 4,3 | xÎ[0;1.6] ∆x=0,3 | |
7. | z < 1,5 z = 1,5 z > 1,5 | x = p/3 | zÎ[1;10] ∆z=1 | |
8. | b > 3,7 b = 3,7 b < 3,7 | x = 0,5 | bÎ[1;5] ∆b=0,7 | |
9. | z > 1 z = 1 z < 1 | x = 0,1 | zÎ[1,7;3,1] ∆z=0,6 | |
10. | x>p/7 x=p/7 x<p/7 | Z = p | xÎ[4,5;5] ∆x=0,2 |
Порядок выполнения:
1) Открыть Turbo Pascal.
2) Составить алгоритм и блок-схему цикла со счетчиком, в котором запрос диапазона и шага изменения аргумента предусмотреть с клавиатуры.
3) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.
4) Составить алгоритм и блок-схему реализации цикла с предусловием.
5) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.
6) Составить алгоритм и блок-схему реализации цикла с постусловием.
7) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.
8) По полученным результатам работы трех программ сделать вывод.
Лабораторная работа № 4
Лабораторная работа № 5
Обработка массивов как фундаментальных структур данных в Turbo Pascal
Цель: Изучить способы описания и основные принципы обработки многомерных массивов на языке программирования Turbo Pascal.
Задачи:
1) Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием.
2) Составить блок-схему и программу решения.
3) Вывести на экран двухмерный массив в виде матрицы.
Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.
Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.
Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:
Массивы, положение элементов в которых описывается несколькими индексами, называется многомерными. Их описание задается следующим образом:
var Имя_массива: ARRAY [размерность1, …, размерностьn] OF тип_ элементов;
Доступ к каждому элементу массива осуществляется с помощью индекса, который не должен выходить за пределы, описанные типом-диапозоном. Turbo Pascal контролирует использование индексов на этапах компиляции и счета программы. Двумерный массив часто называется матрицей. Матрица представляет собой таблицу, состоящую из нескольких столбцов и строк. Над матрицами можно выполнять различные операции: сложение, умножение, вычитание, транспонирование и другие. Положение элемента в двумерном массиве описывается двумя индексами, например I–номер строки и J–номер столбца. Ввод, вывод и обработка многомерного массива осуществляется вложенными циклами.
Самостоятельно изучить вопросы:
1. Привести примеры двух и более мерных массивов в реальной жизни.
2. Рассмотреть особенности многомерных массивов во вложенных циклах.
Контрольные вопросы:
1. Как изменились алгоритмы обработки массивов для многомерных?
2. Можно ли строки и столбцы простой таблицы рассматривать как двумерный массив при составлении программы на языке программирования Turbo Pascal?
3. Что объединяет типы массив, множество, запись, файловый и объектный тип на языке программирования Turbo Pascal?
Задания:
Вариант | Действия | Условия |
1. | Вычислить сумму и количество положительных элементов каждого столбца двухмерного массива A. Результаты отпечатать в строку. | A(3,5). Aij > 0 |
2. | Вычислить сумму и количество отрицательных элементов каждой строки двухмерного массива B. Результаты отпечатать в столбец. | B(5,3) Bij < 0 |
3. | Вычислить сумму и количество элементов квадратной матрицы C, находящихся над главной диагональю, под и на ней. | C(3,3) I+J=CONST |
4. | Транспонировать квадратную матрицу D. Вывести на печать элементы главной диагонали матрицы D в строку. | D(3,3) I+J=CONST |
5. | Транспонировать квадратную матрицу E. Вывести на печать элементы побочной диагонали матрицы E в столбец. | E(3,3) I+J=CONST |
6. | Найти в каждой строке квадратной матрицы F наибольший элемент и поменять его местами с элементом главной диагонали. | F(3,3) Fij = MAX |
7. | Найти сумму элементов массива G, имеющих заданную разность индексов X (целое, модуль). | G (5,3) i - j = x |
8. | Подсчитать количество и сумму положительных и отрицательных элементов массива G. | G(5,3) Gij > 0, Gij < 0 |
9. | Найти в каждой строке массива V максимальный и минимальный элемент. Поместить их соответственно на место первого и последнего элемента этой строки массива. | V(2,6) Vij = MAX Vij = MIN |
10. | Просуммировать элементы массива K, сумма индексов которых равна заданной константе X. (целое). | K(3,5) i+j=x |
Порядок выполнения:
1) Открыть Turbo Pascal.
2) Составить алгоритм и, по нему, блок-схему.
3) Запрос размерности массива осуществлять с клавиатуры.
4) Заполнение массива производить так, чтобы можно было знать, какой элемент вводится.
5) Вывод массива производить в виде матрицы, т. е. по строкам и столбцам.
6) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.
7) Сделать выводы по полученным результатам работы.
Лабораторная работа № 6
Лабораторная работа № 7
Лабораторная работа № 8
Лабораторная работа № 9
Лабораторная работа № 10
Лабораторная работа № 11
Программирование ветвлений в Borland Delphi
Цель: применить поля редактирования и переключатели, кнопки для выполнения вычислений и выхода из программы и другие средства среды программирования Borland Delphi.
Задачи:
1) Создать форму по заданию и выполнить остальные действия.
2) Убедиться в работоспособности разработанной программы.
Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, операционная система Windows, среда программирования Borland Delphi.
Литература: 3, 7, 12, 13, 24, 27, 29, 30, 37, 39.
Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:
Поле редактирования (Edit) используют для ввода строки символов с клавиатуры. Для преобразования полученной строки (свойство Text) в число и наоборот применяют стандартные функции Val и Str, или функции среды StrToFloat и FloatToStr. Переключатель (RadioButton) используют для выбора действия среди нескольких альтернатив.
Для вставки в форму поля редактирования нужно щелкнуть на пиктограмме Edit на закладке Standard палитры компонентов, а потом - в нужном месте на форме. Чтобы вставить в форму переключатель нужно щелкнуть на пиктограмме RadioButton на закладке Standard палитры компонентов главного окна, а после - в точке вставки на форме. Для активности переключателя задается значение свойства Checked (контроль выбора) - True.
Запрограммировать радиокнопку можно так. Активизировать поле Edit и щелкнуть дважды на переключателе RadioButton. При этом получится заготовка процедуры, в ее теле опишите действия, которые должны быть выполнены в результате щелчка на переключателе RadioButton:
procedure TForm1.RadioButton1Click (Sender: Tobject);
begin
Label1.Caption:= '=>'; { Меняем символ }
Edit1.SetFocus {Активизируем поле Edit 1}
end;
Для программирования кнопки «Выход» удобно воспользоваться процедурой закрытия окна программы Close:
procedure TForm1.Button2Click (Sender: TObject);
begin
Close {Закрываем окно программы}
end;
Запрограммировать кнопку «Вычислить» можно так. Данное в поле редактирования - это значение свойства Text типа string. Для его преобразования в числовой действительный тип (real) воспользуйтесь процедурой Val, а наоборот - процедурой Str. Опишите соответствующие основные и дополнительные переменные в разделе var. Например, для вычисления валют:
procedure Tform1.Button1CHck(Sender: TObject);
var kurs1, kurs2, summa: real;
cod: integer; ed: string[9];
begin
Val (Edit1.Text, kursl, cod); { Значения курса покупки }
Val (Edit2.Text, kurs2, cod); { Значения курса продажи }
Val (Edit3.Text, summa, cod); {Числовое значение суммы в USD }
if RadioButton2.Checked = True
then summa:=summa * kurs2
else summa:= summa * kurs1;
Str(summa:9:2, ed);
Edit4.Text:= ed;
{Полученное число суммы в преобразуется в текстовый формат и результат присваиваем свойству Text поля вывода Edit 4}
end;
Самостоятельно изучить вопросы:
1. Чем отличаются понятия «язык», «среда» и «система программирования»?
2. Что обязательно включает в себя современный языка программирования?
3. Что входит в состав системы программирования?
Контрольные вопросы:
1. Какие из технологий программирования относятся к нисходящему, а какие к восходящему программированию?
2. Какие языки или среды программирования объединяют несколько идеологий программирования?
Задания: Создать форму с названием «Обмен валюты» для моделирования соответствующих операций обменного пункта.
Порядок выполнения:
1) Загрузить среду программирования Delphi.
2) Отказаться от возможности изменять размеры окна программы. Выполнить программу и убедится, что отсутствуют кнопки для минимизации, максимизации окна и системного меню. Завершить работу программы.
3) Вставить в форму два объекта типа RadioButton (переключатель). Задать начальное значение второго переключателя как активное.
4) Вставить в форму четыре поля редактирования Edit, четыре текстовых поля Label и две кнопки Button. Сохранить созданную форму в своей папке.
5) Поменять название формы с Form1 на Обмен валюты и изменить подписи на RadioButton, Label и Button, поочередно выбирая объекты и меняя значения свойства Caption. Задать одинаковые размеры для всех расположенных элементов и выровнять их на форме. Сохранить работу.
6) Задать значения курсов купли-продажи валюты, указать сколько валюты покупается или продается: значение свойства Text объекта Edit1 - 5.25, Edit2 - 5.45 и Edit3 - 20. Очистить Edit4 и заблокировать возможность ввода данных, поскольку в него будет выводиться результат. Выполнить программу и убедится, что нельзя ввести или редактировать данные в Edit4.
7) Запрограммировать RadioButton, чтобы направление стрелки указывало операцию: купля или продажа. Запустить программу и убедится, что переключатели выполняют свои функции. Запрограммировать кнопки «Выход» и «Вычислить». Сохранить работу, выполнить программу с разными денежными суммами и операциями. Закрыть окно программы «Обмен валюты».
8) Обеспечить появление подсказки «Введите сумму в долларах» после перемещении указателя мыши к Edit3. Поменять вид стрелки с => на ð,а <= на ï с помощью шрифта Wingdings. Сохранить работу, запустить программу и убедится, что подсказка появляется и стрелка меняется.
9) Создайть ехе-файл программы. Закрыть среду Delphi, запустить созданную программу и выполните вычисления для разных входных данных. Запустите ехе-файл с именем проекта из своей папки.
10) Вставить в созданную форму кнопку для очистки полей денежных сумм. Выполнить программу и убедится в правильности ее работы.
11) Обеспечить появление подсказок «Введите курс купли» и «Введите курс продажи» после перемещения указателя мыши к полям Edit1 и Edit2.
12) В процедуре для кнопки «Вычислить» предусмотреть 1% сбора в пенсионный фонд от операции продажи.
13) Модифицировать программу, введя дополнительную возможность: после щелчка мышью на стрелке изменить тип операции (купля, продажа).
14) Удалить лишние объекты из формы и изменить код кнопки «Вычислить», чтобы ее можно было переводить мили в километры и наоборот в зависимости от положения переключателя (1 миля = 1,609344 км). В форму вставить группу переключателей для выбора типа мили из двух возможных: морской или обычной (1 морская миля = 1,852 км).
15) Оформить отчет с программным кодом и формами с результатами работы.
16) Сделать вывод по полученным результатам работы.
Лабораторная работа № 12
Лабораторная работа № 13
Лабораторная работа № 14
Задания:
Часть1. Составить отчет о работе предприятия за три года по показателям: валовая выручка, налог на добавленную стоимость, выручка от реализации, затраты на производство продукции, в том числе: заработная плата, арендная плата, аренда оборудования, другие расходы, а так же валовая прибыль, облагаемый доход, налог на доход предприятия и чистый доход предприятия. Валовая выручка и другие расходы меняются ежемесячно в течении года. Заработная плата, арендная плата, аренда оборудования постоянны в течении года. Статьи:
· затраты на производство продукции = сумме всех затрат;
· налог на добавленную стоимость составляет 20% от валовой выручки;
· выручка от реализации = валовая выручка - налог на добавленную стоимость;
· валовая прибыль = выручка от реализации - затраты на производство;
· облагаемый доход = сумма валовой прибыли и заработной платы;
· налог на доход предприятия составляет 22% от облагаемого дохода;
· чистый доход предприятия = валовая прибыль - налог на доход предприятия;
Предприятие работает три года. Название листа соответствует году работы предприятия. По результатам работы построить консолидирующую таблицу на листе «Итог». По данным консолидации построить диаграмму по статьям: валовая выручка, валовая прибыль и чистый доход предприятия.
Часть 2. На первом листе рабочей книги табличного процессора Microsoft Excel составить список из 10 наименований, содержащий сведения о…
Вариант | Условие |
1. | …продукции I, II и III сорта, произведенную рабочими за три смены. Подсчитать общее количество изделий каждого наименования, выпущенное в течении смены и рабочего дня. |
2. | …деятельности косметолога за три месяца: с некоторыми клиентами она работает на дому или приезжает к ним, других принимает в косметическом кабинете. Подсчитать суммарный доход по каждому виду деятельности и за период. |
3. | …телефонных абонентах: ФИО абонента, год установки телефона, номер телефона, адрес абонента. Подсчитать сколько лет стоит телефон у абонента. Указать максимальную и минимальную величину. |
4. | …ассортименте игрушек в отделе: название игрушки, ее цена, количество, возрастные границы. Подсчитать какую сумму можно выручить за каждое наименование и общую сумму от продаж. |
5. | …продуктах питания на складе: название, код, цена, количество, дата поставки. Продукты одного наименования могут быть поставлены в разное время. Подсчитать на какую сумму продукты каждого наименования и общую сумму. |
6. | …доходах предприятий за три месяца по статьям прибыли: от реализации по основной деятельности, от деятельности фирменной торговли и от внереализационных операций. Расположить в алфавитном порядке. Подсчитать суммарный доход каждого предприятия. |
7. | …изделиях швейного ателье зимнего, демисезонного и летнего ассортимента и их стоимости. Подсчитать, на какую сумму произведено изделий в каждый сезон и всего. |
8. | …доходах за три месяца членов семьи: отца (55 лет), матери (53 года), дочери (28 лет) и сына (20 лет). Подсчитать доход каждого члена семьи и суммарный доход за каждый месяц и за год. |
9. | …деятельности художника за три месяца: картины на заказ, свободная продажа или сдача в галерею. Подсчитать суммарный доход по каждому виду деятельности за каждый месяц и за год. |
10. | …цветах, срезанных в оранжерее в течении дня - I, II и III сорта (по длины стеблей). Подсчитать общее количество цветов по названиям и сортам, срезанных в оранжерее в течении рабочего дня. |
На втором листе рабочей книги составить таблицу, содержащую данные о …
Вариант | Условие |
1. | …цене реализации 1 изделия (I сорт - 100% цены, II и III - уценка 10% и 15%). Подсчитать, на какую сумму выпущено продукции каждого наименования в смену и за рабочий день. По данным построить диаграмму. Указать минимальную и максимальную величину. |
2. | …расходах косметолога - каждый месяц покупка профессиональной косметики и материалов, реклама и аренду кабинета. Подсчитать суммарные расходы каждый месяц и в течении года. По этим данных подвести итоги работы и построить диаграмму. |
3. | …времени междугородних и международных переговоров. Подсчитать на какую сумму наговорил абонент по междугородним и международным линиям. По этим данным построить диаграмму. Вычислить, сколько должны заплатить абоненты. |
4. | …количестве проданных игрушек за три рабочих дня. Вычислить выручку за каждый день и всего. По этим данным построить диаграмму. Определить сколько осталось игрушек каждого наименования. |
5. | … отгрузке продуктов. Подсчитать, на какую сумму отгружено продуктов каждого наименования и суммарную выручку. По этим данным построить диаграмму. Определить остаток на складе по каждому наименованию. |
6. | …расходах предприятий по трем статьям. Подсчитать суммарные расходы каждого предприятия. С учетом этих данных подсчитать прибыли и убытки каждого предприятия. Построить диаграмму. |
7. | …цене их продажи. Указать, какое количество изделий реализовано, какая сумма выручена по каждому наименованию изделий и по итогам года. Подсчитать сколько изделий каждого наименования осталось. Построить диаграмму. |
8. | …расходах семьи. Подсчитать суммарные расходы. С учетом этих данных подвести итоги семейного бюджета. Построить диаграмму, отображающую эти результаты. |
9. | …расходах художника - покупка материалов: краски, холст, кисти, багет и т. п. Подсчитать суммарные расходы. С учетом этих данных подвести итоги бюджета и построить диаграмму. |
10. | … цене реализации цветов (I сорт - 100% цены, II и III - уценка на 20% и 40% соответственно). Подсчитать, на какую сумму реализовано цветов каждого названия. По этим данным построить диаграмму. Указать цветы, продажа которых составляет максимальную и минимальную величину. |
На третьем листе рабочей книги подсчитать среднее значение …
Вариант | Условие |
1. | …брака (II и III сорт) в течении рабочего дня. В отдельные таблицы собрать наименования продукции, брак по которым превышает среднее значение, равен ему и меньше среднего значения. |
2. | …доходов и расходов. Выбрать месяцы, когда доход или расход превышал среднее значение и сформировать отдельные таблицы. |
3. | …времени междугородних переговоров. В отдельные таблицы вынести ФИО абонентов, время переговоров которых превышает, равно среднему значению и менее среднего. |
4. | …количества покупаемых игрушек (за три дня). В отдельные таблицы собрать наименования игрушек, которых продано больше среднего значения, равно или меньше среднего. |
5. | …составить для оставшейся продукции таблицу, содержащую сведения о дате выработке и сроках годности продуктов. В о |
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!