1. Заполнение таблицы «Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм»
2
Тема 4.2 Символизм
Содержание учебного материала
2
1
Символизм, истоки русского символизма, его художественные особенности, связь символизма с романтизмом
1
2
Представители символизма
1
Тема 4.3
А.А. Блок
Содержание учебного материала
6
1
Краткий очерк жизни и творчества А.А. Блока
1
Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Рожденные в года глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому Дому», «Скифы»
1
2
Романтический мир раннего Блока («Стихи о Прекрасной Даме»)
1
3
Образ России в творчестве А. Блока, тревога за судьбу России
1
4
Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока «Двенадцать»: сюжет поэмы и герои, композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы
1
5
Сложность восприятия Блоком социального характера революции: изображение «мирового пожара», неоднозначность финала поэмы, образ Христа в поэме
1
6
Символика в поэме А. Блока «Двенадцать»
1
7
Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Блока
2
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выразительное чтение стихотворений: «Ветер принес издалека…», «Встану я в утро туманное…», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Пляски осенние, Осенняя воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет кровь», «Я отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к трактирной стойке…»
2. Заполнение таблицы «Образ Родины в лирике А. Блока»
2
Тема 4.4 Акмеизм
Содержание учебного материала
4
1.
Акмеизм, истоки акмеизма, художественные особенности
1
2.
Н.С. Гумилёв как теоретик акмеизма; поэтическая программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм»
1
3.
Стихотворения Н.С. Гумилёва: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы»
1
Тема 4.5
А.А. Ахматова
Содержание учебного материала
4
1.
Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой
1
2.
Стихотворения А.А. Ахматовой: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…»), «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…»
1
3.
Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой
1
4.
Идейное и художественное своеобразие поэмы «Реквием» (исторический масштаб поэмы; трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы)
1
5.
Тема памяти и гражданского мужества в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка сообщения «Тематика творчества Ахматовой» (тема любви; тема любви к Родине; тема гражданского мужества в лирике военных лет; судьба страны и народа в лирике поэта; тема поэтического мастерства)
2
Тема 4.6 Футуризм
Содержание учебного материала
4
1.
Поэтика русского футуризма. Революция стиха (поэт как миссионер «нового искусства», абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, звуковые и графические эксперименты футуристов, эпатаж)
1
2.
В. Хлебников как идеолог футуристов
1
3.
Стихотворения В.В. Хлебников: «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звездам тыкать…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…»
1
4.
Манифесты футуризма, их пафос и проблематика
1
Тема 4.7
В.В. Маяковский
Содержание учебного материала
6
1.
Краткий очерк жизни и творчества В.В. Маяковского
1
2.
Стихотворения: Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям», «Адище города», «Вам!», «Домой!», «Ода революции», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Уже второй должно быть ты легла…», «Юбилейное»
1
3.
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия
1
4.
Тематика произведений поэта (тема несоответствия мечты и действительности, тема несовершенства мира, проблемы духовной жизни, тема любви, тема поэта и поэзии)
1
5.
Образ поэта-гражданина в стихах Маяковского
1
6.
Характер и личность автора в стихах о любви
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка сообщения «Манифесты футуризма»
2. Подготовка мультимедийной презентации о творчестве В.В. Маяковского с использованием Интернет-ресурсов
2
Тема 4.8
Б.Л. Пастернак
Содержание учебного материала
4
1.
Очерк жизни и творчества Б.Л. Пастернака
1
2.
Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Август», «Давай ронять слова…», «Единственные дни», «Красавица моя, вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть! Когда любит поэт…», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет», «Столетье с лишним – не вчера…»
1
3.
Своеобразие поэзии и прозы писателя
1
4.
Художественная неповторимость стихотворений поэта
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Выразительное чтение и анализ стихотворений из романа «Доктор Живаго»
2
Тема 4.9 С.А. Есенин
Содержание учебного материала
4
1.
Краткий очерк жизни и творчества С. Есенина
1
2.
Стихотворения Есенина: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…», «Клен ты мой опавший…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я обманывать себя не стану…»
1
3.
Тема Родины в лирике Есенина (поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России)
1
4.
Тема природы в творчестве С. Есенина
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Написание творческой работы «Тема Родины в стихотворениях А. Блока и С. Есенина»
2
Тема 4.10 М.И. Цветаева
Содержание учебного материала
4
1.
Очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой
1
2.
Стихотворения М.И. Цветаевой: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…», «Все повторяю первый стих…», «Идешь, на меня похожий», «Кто создан из камня…», «Откуда такая нежность», «Попытка ревности», «Пригвождена к позорному столбу», «Расстояние: версты, мили…»
1
3.
Особенности лирики поэтессы (духовная высота, предельность требований к жизни, острота антитезы; конфликт быта и бытия, времени и вечности; поэзия как напряженный монолог-исповедь; фольклорные и литературные образы и мотивы)
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка сообщения о пребывании М.И. Цветаевой в Башкирии (Белебеевский р-н Республики Башкортостан. Музей М. Цветаевой в деревне Усень-Ивановск)
4
Раздел 5. Литература советского времени
Тема 5.1
М.А. Булгаков
Содержание учебного материала
6
1
1
Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова
1
2
Роман «Мастер и Маргарита»: своеобразие жанра; многоплановость романа
1
3
Система образов романа. Воланд и его окружение
1
4
Ершалаимские главы; изображение Москвы 30-х годов XX века. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни
1
5
Судьба Мастера и Маргариты, трагизм любви героев романа
1
6
Фантастическое и реалистическое в романе
1
7
Сатира в романе Булгакова
1
8
Своеобразие писательской манеры
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Чтение повести «Собачье сердце», характеристика героев произведения
2. Анализ эпизода романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (по выбору)
4
Тема 5.2
М.А. Шолохов
Содержание учебного материала
4
1.
Очерк жизни и творчества М.А. Шолохова
1
2.
Мир и человек в рассказах М. Шолохова
1
3.
Сборник «Донские рассказы»: художественное своеобразие, яркость, глубина и сила воздействия на читателя; трагический пафос «Донских рассказов»
Проблема существования свободного человека в условиях абсолютной несвободы в творчестве писателя
1
3.
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»: тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве
1
4.
Мастерство А. Солженицына-психолога (глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя)
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение «Лагерная проза. В. Шаламов. "Колымские рассказы"»
2. Чтение рассказов В. Шаламова: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева», «Сгущенное молоко», «Татарский мулла и чистый воздух», «Васька Денисов, похититель свиней», «Выходной день» (по выбору студента)
3. Чтение фрагментов романа А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»
4
Тема 5.5
В.М. Шукшин
Содержание учебного материала
4
1.
Краткий очерк жизни и творчества В. Шукшина
1
2.
Изображение жизни русской деревни, глубина и цельность духовного мира русского человека в рассказах писателя («Срезал», «Забуксовал», «Чудик», «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки»)
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка мультимедийной презентации о жизни и творчестве В.М. Шукшина с использованием ресурсов Интернет
2
Тема 5.6
Н.А. Заболоцкий
Содержание учебного материала
2
1.
Очерк жизни и творчества Н.А. Заболоцкого
1
2.
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы», «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
1
3.
Утверждение непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта
1
4.
Выразительное чтение и анализ стихотворения
2
Тема 5.7
Н.М. Рубцов
Содержание учебного материала
2
1.
Обзорное изучение жизни и творчества Н.М. Рубцова
1
2.
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
1
3.
Тематика творчества Рубцова (тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в её неисчерпаемые духовные силы; гармония человека и природы)
1
4.
Есенинские традиции в лирике Рубцова
1
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовка мультимедийной презентации о жизни и творчестве Н.М. Рубцова с использованием ресурсов Интернет
2
Тема 5.8
И.А. Бродский
Содержание учебного материала
2
1.
Очерк жизни и творчества И. Бродского
1
2.
Развитие традиций русской классики в поэзии И. Бродского
1
3.
Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «1 января 1965 года», «В деревне Бог живет не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождественская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…»
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...