Раздел 4. Модернизм конца XIX – начала ХХ века — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Раздел 4. Модернизм конца XIX – начала ХХ века

2021-10-05 66
Раздел 4. Модернизм конца XIX – начала ХХ века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема 4.1 Русская поэзия конца XIX – начала XX веков

Содержание учебного материала

2

1. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс» 1 2. Модернизм, модернистические течения: символизм акмеизм, футуризм, имажинизм 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Заполнение таблицы «Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм»

2

 

Тема 4.2 Символизм

Содержание учебного материала

2

1 Символизм, истоки русского символизма, его художественные особенности, связь символизма с романтизмом 1 2 Представители символизма 1

Тема 4.3

А.А. Блок

Содержание учебного материала

6

  1 Краткий очерк жизни и творчества А.А. Блока 1   Стихотворения: «В ресторане», «Вхожу я в темные храмы…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Когда Вы стоите на моем пути…», «На железной дороге», цикл «На поле Куликовом», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О, весна, без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Она пришла с мороза…»; «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Рожденные в года глухие…», «Россия», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…», «Пушкинскому Дому», «Скифы» 1 2 Романтический мир раннего Блока («Стихи о Прекрасной Даме») 1 3 Образ России в творчестве А. Блока, тревога за судьбу России 1 4 Идейно-художественное своеобразие поэмы А.А. Блока «Двенадцать»: сюжет поэмы и герои, композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы 1 5 Сложность восприятия Блоком социального характера революции: изображение «мирового пожара», неоднозначность финала поэмы, образ Христа в поэме 1 6 Символика в поэме А. Блока «Двенадцать» 1 7 Выразительное чтение и анализ стихотворений А.А. Блока 2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выразительное чтение стихотворений: «Ветер принес издалека…», «Встану я в утро туманное…», «Грешить бесстыдно, непробудно…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Пляски осенние, Осенняя воля, Поэты, «Петроградское небо мутилось дождем…», «Я – Гамлет. Холодеет кровь», «Я отрок, зажигаю свечи…», «Я пригвожден к трактирной стойке…»

2. Заполнение таблицы «Образ Родины в лирике А. Блока»

2  

Тема 4.4 Акмеизм

Содержание учебного материала

4

  1. Акмеизм, истоки акмеизма, художественные особенности  1 2. Н.С. Гумилёв как теоретик акмеизма; поэтическая программа акмеизма в статье Н.С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» 1 3. Стихотворения Н.С. Гумилёва: «Андрей Рублев», «Жираф», «Заблудившийся трамвай», «Из логова змиева», «Капитаны», «Мои читатели», «Носорог», «Пьяный дервиш», «Пятистопные ямбы», «Слово», «Слоненок», «У камина», «Шестое чувство», «Я и вы» 1

Тема 4.5

А.А. Ахматова

Содержание учебного материала

4

  1. Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой 1 2. Стихотворения А.А. Ахматовой: «Вечером», «Все расхищено, предано, продано…», «Когда в тоске самоубийства…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мужество», «Муза» («Когда я ночью жду ее прихода…»), «Не с теми я, кто бросил землю…», «Песня последней встречи», «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» 1 3. Основные мотивы лирики А.А. Ахматовой 1 4. Идейное и художественное своеобразие поэмы «Реквием» (исторический масштаб поэмы; трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы) 1 5. Тема памяти и гражданского мужества в поэме А.А. Ахматовой «Реквием» 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка сообщения «Тематика творчества Ахматовой» (тема любви; тема любви к Родине; тема гражданского мужества в лирике военных лет; судьба страны и народа в лирике поэта; тема поэтического мастерства)

2

 

Тема 4.6 Футуризм

Содержание учебного материала

4

1. Поэтика русского футуризма. Революция стиха (поэт как миссионер «нового искусства», абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, звуковые и графические эксперименты футуристов, эпатаж) 1 2. В. Хлебников как идеолог футуристов 1 3. Стихотворения В.В. Хлебников: «Бобэоби пелись губы…», «Заклятие смехом», «Когда умирают кони – дышат…», «Кузнечик», «Мне мало надо», «Мы желаем звездам тыкать…», «Сегодня снова я пойду…», «Там, где жили свиристели…», «Усадьба ночью, чингисхань…» 1 4. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика 1

Тема 4.7

В.В. Маяковский

Содержание учебного материала

6

  1. Краткий очерк жизни и творчества В.В. Маяковского 1 2. Стихотворения: Стихотворения: «А вы могли бы?», «Левый марш», «Нате!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Лиличка!», «Послушайте!», «Сергею Есенину», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Скрипка и немножко нервно», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Хорошее отношение к лошадям», «Адище города», «Вам!», «Домой!», «Ода революции», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Уже второй должно быть ты легла…», «Юбилейное» 1 3. Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия 1 4. Тематика произведений поэта (тема несоответствия мечты и действительности, тема несовершенства мира, проблемы духовной жизни, тема любви, тема поэта и поэзии) 1 5. Образ поэта-гражданина в стихах Маяковского 1 6. Характер и личность автора в стихах о любви 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка сообщения «Манифесты футуризма»

2. Подготовка мультимедийной презентации о творчестве В.В. Маяковского с использованием Интернет-ресурсов

2

 

Тема 4.8

 Б.Л. Пастернак

Содержание учебного материала

4

1. Очерк жизни и творчества Б.Л. Пастернака 1 2. Стихотворения: «Быть знаменитым некрасиво…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Марбург», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Август», «Давай ронять слова…», «Единственные дни», «Красавица моя, вся стать…», «Июль», «Любимая – жуть! Когда любит поэт…», «Любить иных – тяжелый крест…», «Никого не будет в доме…», «О, знал бы я, что так бывает…», «Определение поэзии», «Поэзия», «Про эти стихи», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…», «Снег идет», «Столетье с лишним – не вчера…» 1 3. Своеобразие поэзии и прозы писателя 1 4. Художественная неповторимость стихотворений поэта 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выразительное чтение и анализ стихотворений из романа «Доктор Живаго»

2

 

Тема 4.9 С.А. Есенин

Содержание учебного материала

4

1. Краткий очерк жизни и творчества С. Есенина 1 2. Стихотворения Есенина: «Гой ты, Русь моя родная…», «Да! Теперь решено. Без возврата…», «До свиданья, друг мой, до свиданья!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Песнь о собаке», «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Я последний поэт деревни…», «Клен ты мой опавший…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я обманывать себя не стану…» 1 3. Тема Родины в лирике Есенина (поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России) 1 4. Тема природы в творчестве С. Есенина 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Написание творческой работы «Тема Родины в стихотворениях А. Блока и С. Есенина»

2

 

Тема 4.10        М.И. Цветаева

Содержание учебного материала

4

1. Очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой 1 2. Стихотворения М.И. Цветаевой: «Генералам двенадцатого года», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Моим стихам, написанным так рано…», «О сколько их упало в эту бездну…», «О, слезы на глазах…». «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Тоска по родине! Давно…», «Все повторяю первый стих…», «Идешь, на меня похожий», «Кто создан из камня…», «Откуда такая нежность», «Попытка ревности», «Пригвождена к позорному столбу», «Расстояние: версты, мили…» 1 3. Особенности лирики поэтессы (духовная высота, предельность требований к жизни, острота антитезы; конфликт быта и бытия, времени и вечности; поэзия как напряженный монолог-исповедь; фольклорные и литературные образы и мотивы) 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка сообщения о пребывании М.И. Цветаевой в Башкирии (Белебеевский р-н Республики Башкортостан. Музей М. Цветаевой в деревне Усень-Ивановск)

4

 

Раздел 5. Литература советского времени

 

Тема 5.1

М.А. Булгаков

Содержание учебного материала

6

1 1 Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова 1 2 Роман «Мастер и Маргарита»: своеобразие жанра; многоплановость романа 1 3 Система образов романа. Воланд и его окружение 1 4 Ершалаимские главы; изображение Москвы 30-х годов XX века. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни 1 5 Судьба Мастера и Маргариты, трагизм любви героев романа 1 6 Фантастическое и реалистическое в романе 1 7 Сатира в романе Булгакова 1 8 Своеобразие писательской манеры 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Чтение повести «Собачье сердце», характеристика героев произведения

2. Анализ эпизода романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (по выбору)

4  

Тема 5.2

М.А. Шолохов

Содержание учебного материала

4

  1. Очерк жизни и творчества М.А. Шолохова 1 2. Мир и человек в рассказах М. Шолохова 1 3. Сборник «Донские рассказы»: художественное своеобразие, яркость, глубина и сила воздействия на читателя; трагический пафос «Донских рассказов» 1

Тема 5.3

М.М. Зощенко

Содержание учебного материала

2

  1. Краткий очерк жизни и творчества М.М. Зощенко 1 2. Литературные роды и жанры (рассказ, новелла) 1 3. Рассказы М.М. Зощенко: «Баня», «Жертва революции», «Нервные люди», «Качество продукции», «Аристократка», «Прелести культуры», «Тормоз Вестингауза», «Диктофон», «Обезьяний язык» 1 4. Своеобразие языка и стиля рассказов Зощенко 1

Тема 5.4

А.И. Солженицын

Содержание учебного материала

4

  1. Очерк жизни и творчества А.И. Солженицына 1 2. Проблема существования свободного человека в условиях абсолютной несвободы в творчестве писателя 1 3. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»: тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве 1 4. Мастерство А. Солженицына-психолога (глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя) 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовить сообщение «Лагерная проза. В. Шаламов. "Колымские рассказы"»

2. Чтение рассказов В. Шаламова: «На представку», «Серафим», «Красный крест», «Тифозный карантин», «Последний бой майора Пугачева», «Сгущенное молоко», «Татарский мулла и чистый воздух», «Васька Денисов, похититель свиней», «Выходной день» (по выбору студента)

3. Чтение фрагментов романа А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

4

 

Тема 5.5

В.М. Шукшин

Содержание учебного материала

4

1. Краткий очерк жизни и творчества В. Шукшина 1 2. Изображение жизни русской деревни, глубина и цельность духовного мира русского человека в рассказах писателя («Срезал», «Забуксовал», «Чудик», «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки») 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка мультимедийной презентации о жизни и творчестве В.М. Шукшина с использованием ресурсов Интернет

2  

Тема 5.6

Н.А. Заболоцкий

Содержание учебного материала

2

  1. Очерк жизни и творчества Н.А. Заболоцкого 1 2. Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы», «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…» 1 3. Утверждение непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта 1 4. Выразительное чтение и анализ стихотворения 2

Тема 5.7

Н.М. Рубцов

Содержание учебного материала

2

  1. Обзорное изучение жизни и творчества Н.М. Рубцова 1 2. Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи» 1 3. Тематика творчества Рубцова (тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в её неисчерпаемые духовные силы; гармония человека и природы) 1 4. Есенинские традиции в лирике Рубцова 1

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка мультимедийной презентации о жизни и творчестве Н.М. Рубцова с использованием ресурсов Интернет

2

 

Тема 5.8

И.А. Бродский

Содержание учебного материала

2

1. Очерк жизни и творчества И. Бродского 1 2. Развитие традиций русской классики в поэзии И. Бродского 1 3. Стихотворения: «Конец прекрасной эпохи», «На смерть Жукова», «На столетие Анны Ахматовой», «Ни страны, ни погоста…», «Рождественский романс», «Я входил вместо дикого зверя в клетку…», «1 января 1965 года», «В деревне Бог живет не по углам…», «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Осенний крик ястреба», «Рождественская звезда», «То не Муза воды набирает в рот…» «Я обнял эти плечи и взглянул…» 2

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.