Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства.

2021-04-18 97
Идеи совершенны, а их материальное воплощение лишено совершенства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материальные предметы постоянно изменяются; вечно, неизменно существуют лишь идеи вещей.

Познавать мир идей возможно, но не через ощущения, которые не дают достоверного знания, а через понятия, точнее систему понятий, которые проверяются логикой. Умопостигаемый "мир идей", по Платону, определяет наш изменчивый и относительный "мир становления". В мире идей существует "красота сама по себе", "доброта сама по себе", а в мире бывания они воплощаются в "красивую женщину", "доброго человека". Вот это: "красоту саму по себе", "справедливость саму по себе" - мы познаем умом при помощи диалектики, т. е. индуктивно-дедуктивным путем построения системы понятий (по законам логики). Значит, можно обосновать суть бытия, правила морали, государственного устройства не через интуицию, а посредством ума. Философ должен более всего, даже более своей жизни, любить ис­тину и бескорыстно стремиться к знаниям — познанию идей.

В рамках своей идеалистической теории Платон разработал учение о добродетели, а также создал теорию идеального государства. Платон является основателем объективного идеализма.

Главные идеи Платона.

Предназначение философа и философии

Государство станет справедливым, только если им будут править философы или правители станут философами.

Философ должен стремиться познать не одну какую-либо сторону бытия, а бытие как сущность, образ и идеал — как идею.

Идеи и вещи противоположны:

Идеи — оригиналы вещей, вещи — копии идей.
Идеи идеальны, вещи материальны.

Идеи вечны, неизменны, неделимы, никогда не рождаются и не
умирают; вещи временны, изменчивы и делимы на части; каждая
вещь имеет свой срок рождения и смерти.

Идеи существуют вне времени и пространства, вещи — в простран­стве и времени.

Идею можно «увидеть» только разумом, вещь — чувствами.

Все идеи систематизированы и подчиняются высшей идееидее Блага, которая:

 - божественна, предельна и недостижима, подчиняет все остальные идеи;

 - является источником жизни, красоты, истины и соразмерности;

 - служит целью и законом бытия всей природы.

Учение о душе и познании

Душа человека однородна с божественной мировой душой Космо­са, из которой происходит и в которую после попадания в тело челове­ка или другое земное тело более всего желает вернуться.

Число индивидуальных душ точно соответствует числу звезд — мест своего начального пребывания.

Душа человека состоит из трех частей:

 - разума (высшая часть, находится в голове);

 - воли (средняя часть, располагается в груди);

  - телесных влечений (низшая часть, размещается в нижней части живота).

Душа человека — идея жизни, создана для разумного управления его волей и телом (телесными влечениями). Конечная цель деятельности души — освободиться от власти тела, доказать свое божественное проис­хождение. Только добродетельная жизнь, подчинение тела требованиям разумной части души гарантирует ей возвращение на свою звезду.

Душа человека в отличие от его тела бессмертна. Причины бессмертия ду ши:

- жизнь и смерть в равной мере порождают друг друга (жизнь — об­ретение душой земной плоти; смерть — освобождение души от земного­ тела, переход в духовную, бесплотную жизнь);

 - знание есть припоминание душой тех истин, которые она узнала еще до внедрения в тело человека;

 - впротивоположность сложному, изменяющемуся телу душа про­ста, неделима и всегда тождественна себе;

 - душа — причина жизни и как таковая несовместима со смертью.

Знание не есть ощущение, мнение или даже правильное мнение о ве­щах, а есть знание идей вещей. Но идеи нельзя приобрести в опыте.

Познание — припоминание душой идей, которые она постигла во время небесной жизни, до попадания в земное тело.

Учение о государстве

Государство — «совместное поселение», которое возникает там, где люди для своего выживания нуждаются в кооперации.

При совместной жизни справедливость — главная (но не единст­венная) идея (добродетель) идеального государства.

Согласно идее справедливости, каждой части души должно соот­ветствовать определенное сословие идеального государства: разуму — правители, воле — стражи, телесным влечениям — ремесленники, зем­ледельцы и торговцы.

В идеальном государстве каждое сословие должно вознаграждать­ся пропорционально своим способностям, но при этом в нем не долж­но быть ни богатых, ни бедных.

Справедливости подчиняются три остальные добродетели идеаль­ного государства — мудрость, мужество и рассудительность. Правители идеального государства руководствуются мудростью, мужеством и рассудительностью, стражи — мужеством и рассудитель­ностью, все остальные — только рассудительностью.

Справедливые виды государства — монархия (один правитель) и аристократия (несколько правителей). Они руководствуются че­тырьмя указанными добродетелями, устанавливают общий уклад жиз­ни, не допускают появления богатых и бедных.

Несправедливых видов государств (форм правления) — четыре:

- тимократия (власть честолюбцев; главное благо — слава, почести);

- олигархия (власть немногих богачей; главное благо — богатство);

- демократия (власть большинства; главное благо — неограниченная свобода);

- тирания (власть одного над всеми; благо — личная неограниченная власть).

 Несправедливые государства основаны на корыстных интересах, разделении граждан на богатых и бедных.

 

 Философская система Аристотеля.

Наивысшего расцвета античная философия достигла в творчестве Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Философ родился во фракийском городе Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Аристотель с семнадцати до тридцати семи лет учился в Академии Платона. Пос­ле смерти своего учителя Аристотель жил в Македонии в качестве вос­питателя будущего царя Александра Македонского, затем возвратился в Афины, где основал свою школу — Ликей (Лицей). Школу и мето­дику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. peripatetikos — прохаживаюсь), так как обучение часто проходило во время прогулок. За год до смерти Аристотель вынужден был покинуть Афины, где сразу после смерти Александра Великого произошло ан­тимакедонское восстание. Умер Аристотель на острове Эвбея в Халкиде.

До нас дошли многие из сочинений Аристотеля. Крупнейшими на них являются «Органон», «Метафизика», «Физика», «О небе», «По­литика», «О поэтике». «Никомахова этика» и др.

Аристотель продолжил философскую традицию афинской школы. Он не только развил основные положения теории Платона, но и под­верг критике многие из сторон его учения. «Платон мне друг, но исти­на дороже» — гласит приписываемое Аристотелю изречение. Разрыв между миром и его сущностью в философии Платона стал главным предметом критики для Аристотеля. Он считал, что идеи, конечно, являются причиной вещей, но вместе с тем идеи должны быть в самих вещах, а не в другом «мире идей». Следуя Платону, мы как бы умно­жаем сущность предметов. Например, есть живой реальный человек — Сократ. Ему в мире идей соответствует «идея Сократа», но еще «идея человека», еще — «идея грека». Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, поскольку логически противоречиво.

Теория идей Платона неудовлетворительна в качестве теории пер­вого бытия.

Идеи без необходимости удваивают существующее: есть красивые вещи и есть дополнительно идея красоты.

Не для всего, о чем имеется знание, есть идеи: нет идей для отрица­тельного (несладкое), единичного (Сократ), искусственного; всего, что нарушает порядок (катастрофа)...

Идеи неподвижны, и неясно, если они причины, почему природные вещи движутся и изменяются. Непонятна связь вещей с идеями: ведь общее не является состав­ной частью единичных вещей.

Невозможно, «чтобы отдельно друг от друга существовали сущ­ность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?»

Платон не объясняет, почему вечные и совершенные идеи не пере­дают эти качества своим копиям — вещам.

 

Отвергнув платоновское учение об «идеях» как бестелесных сущ­ностях всего, Аристотель выдвинул представление, согласно которо­му все сущее состоит из двух основных начал — «формы» и «материи». Создал философскую систему научных дисциплин, выделив теорети­ческие (математика, физика, психология), практические (этика), твор­ческие (техника, эстетика). Более того, перед Аристотелем со всей остротой встал вопрос: «А чем, собственно, занимается философия?»


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.