Сравнительный анализ достижений философской мысли Античности, Средневековья и Возрождения. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Сравнительный анализ достижений философской мысли Античности, Средневековья и Возрождения.

2021-04-18 103
Сравнительный анализ достижений философской мысли Античности, Средневековья и Возрождения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общим для рассматриваемых эпох развития человечества было аграрное доиндустриальное производство как основа материальной жизни и культуры. Но в Античности был этап становления аграрного производства, решающий период перехода от собирательства к производству, а в Средневековье – расцвет натурального хозяйства в основном производящего человека.

Античность космоцентрична, разумность крепла от понимания места человека во Вселенной. Средневековье теоцентрично, человек уже не перед равнодушным мирозданием, а личностью Бога-отца учился заботиться о душе и духовности.

  Любые эпохи философского развития можно сравнить по разделам философского знания, среди которых наиболее важно взять онтологию, антропологию, социальную философию, аксиологию и гонсеологию. В онтологии важно показать как отношение к Богу, так и понимание природы. В онтологии Античности был языческий политеизм (многобожие), а в Средневековье утверждается монотеизм (единобожие). В Античности, подобно людям первобытного общества на Земле, боги живут среди людей, обладая всеми такими же качествами, только реализуют мечту людей о бессмертии. Все люди страдают от смертности и недостатка сил реализовать свои таланты и желания. Боги не боятся смерти и бессилия, поскольку им неизвестно ни то, ни другое. Но боги могут врать и прелюбодействовать даже с людьми, могут позволить себе все дурное и хорошее, но с ними люди могут сражаться, богов обманывать и т.д. Поэтому Ксенофан, например, ругал Гомера и Гесиода за приписывание богам человеческих качеств.

  В эпоху Средневековья мы видим Бога как воплощение только лучших качеств, Богу неведомы грех и ошибки, он все знает и может, живет вне Земли и материального пространства и времени, он их творец и управитель подобно монарху, царю, королю у людей на Земле, бог вершит суд и сам неподсуден. Панентеизм христианства утверждает личностность Бога, похожесть на человека, в то время, как ислам утверждает невозможность и богохульством изображение Бога похожим на людей. Но важнее было понять, как всеведущий и всемогущий допускает воцариться злу на Земле? Зачем ниспосылает не только непосильные испытания, но и жестокие кары даже детям?

  Природа в Античности понимается как всегда существовавшая, никем не созданная и неизменная, целостная, как единый живой организм, в ней человек – частица мироздания, от которой немало зависит, особенно из вокруг происходящего. Природа для человека Средневековья – это божественное творение, где утверждает свое господство человек над всеми иными тварями по праву имеющего божественный разум. Изгнанные из Рая за первородный грех Адама и Евы на Землю люди в поте лица добывают «хлеб насущный» и множатся, заставляя работать на себя животных и силы неживой природы. Познать природу невозможно, как и проникнуть в иные божественные промыслы и чудеса. Если философы Античности ищут субстрат природный, то-есть, мельчайший носитель всего, то, из чего все состоит, то философы Средневековья и не ставят подобных задач, а видят своей задачей сделать необходимые выводы из открывшегося факта креации, творения мира, его начала и конечности, неизбежной гибели.

  В философской антропологии Античности человек рассматривается как срез Вселенной(вокруг и внутри нас бесконечные миры), как микрокосм, особое тело среди иных тел мироздания. В Средневековой философии человек есть ошибка Бога, поле борьбы ангелов с бесами за душу человека. Каждый новорожденный грешен уже первородным грехом. Тела надо стыдиться, как и страстей и всего земного и думать о смерти как избавлении души от темницы тела. Забота о духовном и душевности должны быть приоритетны над телесными заботами, если бессмертную душу не хочешь погубить после смерти в Аду. Чтение Священного писания, молитва и исповедь помогут спасению.

  В социальной философии Античности мы видим поиск идеальных форм устройства и управления обществом через рассмотрение достоинств и недостатков всевозможных форм, как в реальной жизни, так и идеальных. Для развития философии предпочтительны рабовладельческая демократическая республика для большинства философов. Для Средневековья наилучшим правлением считается княжеское или избранный князьями монарх, осуществляющий правление подобно отцу или старшему брату.

 В аксиологии Античности есть весь спектр представлений о ценностных ориентациях человека. В Средневековье же отрицается античный гедонизм и берется лишь аскетизм. Человек не должен быть рабом человека, но все являются рабами Бога, который даже над судьбой. В фаталистической Античности судьба считалась сильнее богов и людей.

  В гносеологии Античности возникли хотя бы в зародыше все дожившие до нас формы и методы познания, среди которых преобладали скептицизм и диалектика. В Средневековье мы видим преобладание догматизма и метафизики, возник фидеизм, утверждающий религиозную веру над возможностями чувств и разума человека.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.