История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней.  Предмет истории философии – философские концепции, школы, течения и направления. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней.  Предмет истории философии – философские концепции, школы, течения и направления.

2021-04-18 232
История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней.  Предмет истории философии – философские концепции, школы, течения и направления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главный метод истории философии – рассмотрение этих концепций (школ…)

   - хронологически последовательно

   - с учетом культурно-исторического фона;

   - как особой развивающейся системы, элементы которой (концепции, школы…) диалектично связаны спецификой концептуального и проблемного поля, то есть комплекса понятий и проблем.

Структурной основой истории философии является ее периодизация, т. е. разделение на периоды, этапы, а также направления и школы.

Историко-философский процесс характеризуется существованием множества философских учений, школ, течений и направлений. Первичной исходной единицей историко-философского процесса является философское учение того или иного мыслителя.        Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений.       Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо идейными базовыми принципами.  Совокупность модификаций одних и тех же принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть течениями.    Наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе именуются философскими направлениями. Философское направление представляет собой совокупность философских течений (а следовательно, учений и школ), которые при всем расхождении друг с другом отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение, положения (материализм и идеализм, эмпиризм и рационализм и др.).

Движущей силой историко-философского процесса является столкновение философских подходов, борьба идей, принципов и личностей. При этом с развитием историко-философского процесса меняется предмет философского размышления и способ разрешения философских проблем.

 

В истории философии выделяют несколько этапов становления философского знания.

 Генезис философии (периодизация истории философии)

Термин "генезис" образован от греческого (genesis) и обозначает происхождение и развитие, т. е. здесь пойдет речь о становлении философского знания.

Философские проблемы - это постоянный поиск того, что собой представляет социокультурная эпоха, чем характеризуется отношение человека к миру и какими переживаниями и заботами живет его мысль.

Таким образом, в процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Выделим основные этапы генезиса философии.

 

     Этапы исторического развития философии.

1.    Индийская философия, китайская философия, античная философия - это этап становления древней философии (философии древнего мира). Для этого этапа характерным является космоцентризм (греч. kosmos - вселенная) - стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной, главными категориями становятся добродетели человека  (греч. antropos - человек). В качестве ценностей выделяются истина, добро и красота.

 

2.    Для религиозно-христианской философии средних веков (V-XV вв.) характерна теоцентричность (греч. theos - Бог) - природа и человек рассматриваются как творение Бога. Незыблемой основой ценностей является Бог, а главной ценностью - спасение души. В период средневековья с распространением и утверждением христианства в странах Западной Европы меняются представления о назначении философии. Она утверждается как "служанка богословия". Культура носит символический характер, где каждый религиозный образ предстает как многозначный символ священной и человеческой истории.

 

3.    В эпоху Возрождения (ХУ-ХУ1 вв.) философия взаимодействует с искусством и закладывает основы современного понимания антропоцентризма и гуманизма. В античном и средневековом обществе не было достаточных стимулов для развития науки. В Европе в ХУ1-ХУП вв. формируется наука как самостоятельный социальный институт. С этого времени частные науки осваивают отдельные области природы и общества. При этом они опираются на опытные, эмпирические методы исследования. Философия же, базируясь на конкретно-научном знании, видит свою задачу в синтезе разнообразных человеческих знаний, в формировании единой научной картины мира.

 

4.    Философия Нового времени (XVII в.) подвергла резкой критике религиозные догматы, ориентацию на вымышленный, сверхъестественный мир. (Стремление людей средневековья спасти свои души имело и оборотную сторону: презрение к материальным ценностям, своему здоровью, продолжению рода, труду и познанию.) Философская критика религиозных догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершилась разработкой новой системы ценностей.

Потребностью Нового времени, эпохи развития капиталистического способа производства и социально-политических перемен, стало развитие научных знаний, открывающих законы природы, увеличивающих возможности человека в познании и практическом преобразовании природы. В центре внимания философии того времени - человек и его познавательные способности, проблема метода научного познания. Главной задачей философии считается создание метода естественных наук, обоснование философских принципов бытия и познания, создание системы научного знания.

В период Нового времени осознание человеком себя в окружающем мире осуществляется на основе научного антропоцентристского подхода. Новоевропейский рационализм разделил мир на познающего активного субъекта и остальной мир – объект познания. В этот период утверждается представление безграничного господства человека в мире, что дало негативные практические последствия в XX в.

 

5.    XVIII в. в европейских странах принято называть эпохой Просвещения. Просвещением называют течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Смысл "просвещения" (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека. Представители философии Просвещения полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах.

 

6.    Немецкая классическая философия (ХУШ-Х1Х вв.) дает обоснование научного статуса философии. Гегель (1770-1831) характеризует философию как "объективную науку об истине", содержанием которой должны стать всеобщие принципы и законы. По Гегелю, философия есть познание Вселенной как единой органической целостности. Разработка диалектики как философского учения об универсальной связи и развитии (в рамках идеалистической философии)

   – в отличие от метафизики, рассматривающей мир вне проблем его взаимосвязи и развития (Объекты изучения рассматриваются статично и изолированно) –

  способствовала превращению философии в методологию.
(NB!!! – обратите внимание на соотношение диалектики и метафизики).

7.    Постклассическая европейская философия (Х1Х-ХХ вв.) представлена двумя направлениями: рациональным и иррациональным. К рациональным можно отнести: марксизм, позитивизм, структурализм и др.; к иррациональным можно отнести: экзистенциализм, психоанализ, русскую религиозную философию и др.

 Этому делению, как правило, соответствует деление на сциентистские и антисциентистские направления.

В марксизме в отличие от предшествующей философии материалистическое понимание общественного развития трактуется как естественно-исторический процесс. Диалектико-материалистический подход к проблемам развития мира позволил определить предмет философии: универсальные диалектические законы природы, общества и мышления.

Русская философия предметом своего анализа делает не теоретическое знание, а веру. Так, например, в качестве важнейшей ценности выдвигает категорию соборности. Соборность понимается как органическая, социально-духовная общность людей, в которой каждый индивид раскрывает свои способности во имя процветания общества. Как правило, в понятие соборности включают единство людей в любви к Богу.

 

8. Современная западноевропейская философия (ХХ-ХХ1 вв.) представлена направлениями, которые доминировали в философии начала XX столетия, получив дальнейшее развитие: неопозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, неотомизм, психоанализ и т. д. Философская мысль ХХ-ХХ1 вв. выдвигает целый ряд новых идей, в частности идею изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. Можно утверждать, что западноевропейская философия в значительной степени стала антропологией.

 

   Итак, становление и развитие представлений о сущности, предмете и функциях философии осуществлялось в процессе исторического развития общественной жизни, расширения и углубления человеком знаний о мире. Емко и кратко этот процесс характеризовал Гегель: "Что касается отдельных людей, то уж, конечно, каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли".

 

Само собой разумеется, что знание о мире, человеке и его отношение к миру изменяются от одной исторической эпохи к другой.

Таким образом, философия приближается к содержательному раскрытию фундаментальных принципов бытия и познавательной деятельности человека. Вследствие этого философия призвана осмыслить и прогнозировать важнейшие проблемы, встающие перед человечеством в XXI в. Это сущность и перспективы научно-технического прогресса, организация социальной жизни и международное сотрудничество, экологические, демографические и иные глобальные проблемы современности.

 

Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада

Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей.

1.    Философская мысль и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как изначальной формы общественного сознания. Для мифологии характерна синкретичность, неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть и другие.

2.    Философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тыс. до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI-V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества. Античная философия в Греции возникла в городах-государствах ("полисах") на рубеже VII-VI вв. до н. э. сначала на западном побережье Малой Азии, затем - в греческих городах острова Сицилии и, наконец, в Греции - в Афинах (V в. до н. э.) и была связана с возникновением и развитием классового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры древнего мира.

3.    Философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: "Как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать".

И восточная и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы, любви и ненависти; счастья, наслаждения, страдания и др.

4.    Закономерностью развития философии Запада и Востока является осмысление космологических проблем. Раскрытие этих проблем всегда свидетельствует об определенных мировоззренческих ориентирах того или иного философа или философской школы.

 5. Методологическая значимость является общей закономерностью развития философии Запада и Востока, поскольку и той и другой свойственно стремление к научному поиску истинного знания. С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. В этом отношении для Востока показательно конфуцианство с его строгой иерархической системой. В западной философии это греческие философы-софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия.

 

Различия философской проблематики Запада и Востока.

1.    В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, причем рассматривает проблему человека с точки зрения практики. Философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания.

2.    Восточная философия развивается в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то же философское течение предстает и как собственно философское, и как религиозное. Примеры тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия более привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философские учения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых религий. Более того, в западной античной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара и других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.

3.    Разработка категориального аппарата в западной и восточной философии также содержит свою специфику. В восточной философии органически воспринимаются многие категории, предложенные мифологией.

Западная философия в большей мере оперирует традиционно философскими категориями: движение, противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир, субстанция и др.

 4.   Различия в решении проблем познания. В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое, т. е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в их решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель.

В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр. буквально - правило, рассуждение, логика). Ньяя подчеркивала важность умозрения для решения философских проблем.

5.    Социальная философия древнего мира обращается к проблемам государства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов, власти, имущественного деления-общества. При этом в западной (древнегреческой и древнеримской) философии содержится более широкий спектр проблем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения в восточной философии. В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика. Так, в одних только "Диалогах" Платона даются определения понятий судьбы, старости, добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия, совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия, блага, миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др. Ценным при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение к человеку в его единстве с обществом.

В восточной философии рассматриваются проблемы "вселенского человека", общечеловеческих ценностей. Так, в частности, в китайской философии Конфуций стремился показать необходимость иерархии социальных структур, субординации людей. Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона, отношения народа и правителя.

Таким образом, вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры, истории народов Востока.

Духовная цивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины в различных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном, практическом.

 

2.Философия древней Индии.

В развитии индийской философии можно выделить следующие периоды:

· ведический (ХУ1-У1 вв. до н. э.);

· классический, или брахмано-буддийский (VI в. до н. э. - X в. н. э.);

· послеклассический.

  

Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Дальнейшие религиозно-философские учения брахманизма и индуизма не опровергают учения Вед, а дополняют, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Со времен раннего средневековья сложилась традиция делить все философские учения Древней Индии - даршаны - на две большие группы:

1)   ортодоксальные (т. е. признающие авторитет Вед - астика): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика;

2)   неортодоксальные (не признающие авторитет Вед - настика): чарвака-локаята, джайнизм, буддизм.

 

В первых священных книгах Индии - Ведах (с санскр. - знание) наряду с религиозными идеями излагались философские представления о едином мировом порядке. Веды создавались племенами арийцев, которые пришли в Индию в XVI в. до н. э. из Средней Азии, Ирана и Поволжья. До наших дней дошло всего четыре Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа. Они содержали священное писание, описание ритуалов, философские комментарии (Упанишады). Религиозно-философские комментарии к Ведам - Упанишады содержат идеи, во многом определившие все последующее развитие индийской философии. Это идеи о взаимоотношении мироздания и человека, о высшей объективной реальности, недоступной описанию (Брахма), единстве целостной духовной субстанции (Брахман), индивидуальной душе (Атман), о бессмертии души и ее перерождении согласно закону воздаяния (карма).

Многие философские проблемы эпохи затрагивались в поэмах Древней Индии - эпосах Махабхарата и Рамаяна. Веды, Махабхарата и Рамаяна стали подлинными энциклопедиями индийской народной мудрости. Впервые прозвучавшее изречение из Махабхараты "Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому" затем встречается в трудах Конфуция, Аристотеля, Канта, Толстого. Ведическая литература содержит знания, касающиеся многих областей: земледелия, медицины, астрономии, ремесла, военной техники.

Ведическая религия политеистична: ее пантеон содержит 33 высших бога, в ряде древних книг их количество достигает 333. В начале I тыс. возникает брахманизм, поскольку усложнение культа ведической религии перестает устраивать жителей бурно развивающихся городов. Изменились состав и характер богов, хотя четкой иерархии еще не было выработано. Освящая общественное неравенство, брахманизм объявлял страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир явлений - лишь майя - иллюзия, его существование призрачно. Единственно реальным остается существование мирового духа.

 

К ортодоксальным школам индийской философии относятся ньяя и вайшешика, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу.

Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Впрочем, их учение заметно отличалось от атомистических учений, созданных в Древней Греции. Дело в том, что вайшешики полагали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром.

Школа ньяя известна также созданием сложной логической системы. В ее основе лежало выделение 7 категорий: субстанции, качества, деятельность, отношение общности, отношение особенности, отношения присущности и небытие. Хотя число категорий не совпадает с системой Аристотеля, между ними можно найти любопытные соответствия. Основной же целью логического учения была формулировка рекомендаций о правилах вывода.

Санкхья и йога — еще два схожих течения индийской мысли. Различия между ними сводились в основном к тому, что сторонники школы санкхья занимались в основном онтологическими вопросами и создали особую картину мира, тогда как сторонники школы йога больше занимались практической жизнью. Единственное значимое отличие состоит в том, что йога признавала наличие высшего персонифицированного существа, тогда как в школе санкхья его существование отрицалось.

Санкхья представляет собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пурушу можно отождествить с сознанием, а пракрити — с телом.

Как уже указывалось, школа йога на основе представлений, сфор-мированных в школе санкхья, стремилась разработать практические принципы поведения человека. Спасение человека состоит в осознании того факта, что пуруши полностью не зависит от пракрити. И для того, чтобы достигнуть спасения, сторонники школы йоги разработали особые практики, в основе которых лежала аскеза и медитация.

Миманса — учение, которое занималось проблемами герменевтики или толкованием ведических текстов. Это учение разработало систему понимания, направленную на наиболее точное и глубокое понимание священных текстов. Веды сторонниками этой школы рассматриваются не как творение конкретных людей, а как божественное откровение по этой причине возможность каких бы то ни было ошибок, а них исключается. Миманса представляет собой дуалистическое учение. Представители этой школы полагают, что реальными являются и душа, и тело. Сторонники школы миманса разработали особую теорию познания. По их мнению, любое познание опирается на такие  источники:  восприятие, вывод, сравнение, словесное описание и невосприятие. Под невосприятием сторонники школы понимают отсутствие того, что ожидается.

Веданта (санскр.- завершение вед) – учение, ставшее философской основой индуизма. Космология веданты соответствует идеям Вед (Атман, Брахман…). Интересной составляющей является анализ индивидуальной души, «Я», в частности соотношения реального и иллюзорного мира в учении о 4-х состояниях психики человека (бодрствование; сон со сновидениями; сон без сновидений; «запредельное состояние» - максимальная отрешенность от материального мира).

К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята.  

Следующим за брахманизмом движением, которое поставило под сомнение ведические ценности, был джайнизм (VI в. до н. э.) - инд. религия, родственная буддизму, названная так по имени ее 24 святых проповедников – «джайнов» (победителей), последние из которых – Паршва (750 до Р. X.) и Махавира (500 до Р. X.) – являются историческими личностями. Согласно учению джайнистов (сторонников джайнизма), совершается вечный, не управляемый никаким Богом мировой процесс по закону кармы посредством совместного действия вечных духовных монад и вечных атомов. До тех пор пока душа пронизана тонкой материей, она должна странствовать, принимая вид все новых существований, но, если она освободится посредством правильного познания и аскетизма от всего материального, она, спасенная, поднимается в высшую сферу, где пребывает, бездеятельная, в чистой духовности. Джайнизм в настоящее время исповедуют в Индии ок. 3 млн. человек.

Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий, буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Сиддхартхой Гаутамой (Буддой, 560-483 гг. до н. э.).

Согласно его учению, все в мире "преходяще", не имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно страдания (неудовлетворенности). Поскольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то, согласно карме, каждая индивидуальная жизнь после смерти находит свое продолжение в потустороннем существовании в зависимости от совершенных поступков и деяний. Моральные поступки ведут к очищению и прохождению через отдельные ступени. Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя.

Буддийская философия каждому верующему предлагает план личного совершенствования, целью которого является нирвана - великое освобождение. К основным заповедям философии буддизма относятся: не убий, не укради, не лги, будь целомудренным, не употребляй алкоголь, т. е. те ценности, которые заключены в самом человеке и не зависят от богатства и знатности. Тем самым буддизм призывал к активности, направленной на свою жизнь.

Главные идеи философии Будды.

  • "Четыре благородные истины".
  • Теория причинности.
  • Непостоянство элементов.
  • "Срединный путь".
  • "Восьмеричный путь".

Как понимать эти основные положения буддизма?

 "Четыре благородные истины":

  • жизнь - это страдание;
  • причина страданий - это бесконечные желания и стремления к удовольствиям;
  • избавиться от страданий можно, подавив в себе желания и стремления, которые чаще всего суетны и кончаются ничем;
  • для подавления желаний и избавления от страданий человек должен следовать путем нравственного совершенствования, указанным Буддой.

Теория причинности. Нет поступков и деяний в жизни, которые не имели бы последствий, поскольку все в мире взаимосвязано и имеет свою причину.

Непостоянство элементов. В мире нет ничего постоянного и все изменяется. Это значит, что ничего в мире не может служить гарантией благополучия, избавления человека от страданий. Человек сам является причиной этих страданий.

"Срединный путь". Будда призывал к умеренности и избеганию крайностей.

"Восьмеричный путь". Этот путь представляет собой постепенную трансформацию сознания и психики человека, его перерождение или рождение в состоянии нирваны, поскольку предполагается формирование: правильных взглядов; правильного стремления; правильной речи; правильного поведения; правильного образа жизни; правильных стремлений; правильных помыслов; правильного созерцания и избавления от желаний.

Именно этот путь, согласно Будде, ведет к цели. Исполняя эти заповеди, по учению Будды, человек способен достичь состояния нирваны. Нирвана - это иное измерение бытия, она является угасанием ложных желаний и страстей. Она не является небытием, напротив, нирвана - это полнота бытия, ее существование исполнено совершенства. Охарактеризовать этот путь попытался индийский поэт Калидаса: "Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг тебя плакали".

Полагают, что сам Будда, достигнув нирваны, много лет проповедовал свое учение. Его учение не было проповедью пассивности и пессимизма. Напротив, он призывал к активности, направив ее на свою жизнь. Это активность не за место под солнцем, а борьба с чуждым в самом себе. Основные положения отражены в одной из книг буддизма - "Дхаммападе". (Прочитайте: Дхаммапада/Перев. В. Н. Топорова. - Рига, 1991.)

В Индии буддизм распространялся постепенно. В III в. до н. э. царем Ашокой буддизм был принят в качестве государственной религии. В I в. н. э. буддизм распался на хинаяну (малая колесница) и махаяну (большая колесница). Хинаяна предназначалась для просвещенного меньшинства, махаяна представляла собой вульгаризированное учение Будды, адресованное тем, кому был недоступен безличный бог. В средние века буддизм становится одной из мировых религий, но в основном уже за пределами Индии (в Тибете, Китае, Японии и др.).

Буддизм отличается от других мировых религий своим особым пониманием статуса человека по отношению к богам. Из всех существ только человеку приписывается способность “встать на путь”, иными словами, последовательно искоренить в себе то, что поддерживает процесс перерождения — страсти, неправедные мысли и т. п., и достичь нирваны. Только среди людей могут появиться высшие духовные существа—будды, люди, достигшие просветления и нирваны и проповедующие Дхарму, а также бодхисаттвы—те, кто откладывает свой окончательный уход, чтобы помочь другим созданиям. Не отрицая существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов предков, существ ада, богов в виде животных, птиц и т. п.), буддизм не отводит им никакой важной роли в религиозной жизни. Не запрещая поклонения им, он тем не менее считает его пустой тратой времени.

Наиболее влият. буддийская организация — созданное в 1950 всемирное братство буддистов. По разным оценкам, в мире насчитывают до 500 млн буддистов.

 

Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была Локаята. По традиции возникновение Локаяты связывают с именем мифического мудреца Брихаспати. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания считалось чувственное восприятие. В учении этой школы можно обнаружить явные параллели учениям о первоначале, созданным в древнегреческой философии. Школа пережила яркий расцвет и пользовалась большой популярностью среди людей, однако впоследствии философские работы данного направления были уничтожены брахманами, и она утратила свое влияние. Представители локаяты полагали, что мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, огонь, вода и земля, из которых и состоит мир.

С точки зрения школы «чарвака», сознание представляет собой соединение четырех начал. Конечно, сами по себе эти начала сознанием не обладают, однако в результате их соединения возникает сознание как некое новое качество. Школа «чарвака» в определенный период истории древнеиндийской мысли была очень влиятельной и противостояла буддизму. По мнению ее представителей, смысл жизни и мира заключался не в страдании, как это было в буддизме, а в счастье и удовольствиях. Эта школа не отрицала, что любое удовольствие связано со страданием, однако это не означало, что человек не способен свести страдания к минимуму и наслаждаться жизнью.

 

Ведическая же религия и брахманизм свое дальнейшее развитие получили в индуизме, который сформировался в I тыс. н. э. Центральное место в пантеоне занимает "троица", или триединый образ ("тримурти": Брахма, Вишну и Шива), символизирующий творение мира, его существование и гибель. Индуизм стал синтезом видоизмененного брахманизма и местных культов этнических групп Индии. Индуизм принял форму религии повседневности. Дж. Неру считал, что смысл его можно выразить так: живи и жить давай другим. В индуизме отсутствуют обязательная система вероучения, церковная организация, единый руководящий центр. Существует известная терпимость к отклонениям от религиозных догматов, но чрезвычайно сильны требования к общественной, семейной и личной жизни многочисленных каст и подкаст, на которые индуизм разбивает население, и эти традиции до сих пор считаются незыблемыми. Попытки реформирования индуизма предпринимались писателем и общественным деятелем Р. Тагором, лидером национально-освободительного движения в Индии Ганди и др. Современные индийские философы проповедуют соединение западной науки и техники с духовными ценностями Востока.

Характерные понятия индийской философии:

· сансара - философское учение о перевоплощении души в различные тела, не имеющее конца, бесконечная цепь перерождений;

· карма - предопределенность человеческой жизни и судьбы и воздаяние за человеческие поступки, закон причинности;

· мокша - высшая ступень нравственного совершенства души, окончательное спасение души, единственный путь освобождения от бесконечных перерождений;

· ахимса - единство всех форм жизни на земле, ненасилие и непричинение зла всему окружающему.

 

 

3. Философские школы древнего Китая.

Философское знание в Древнем Китае, как и во всех культурах мира, зарождалось в недрах мифологических представлений и на начальном этапе активно опиралось на них. Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с природой и космосом, его проблемы занимают центральное место в китайской философии.

Возникновение китайской философии относят к I тыс. до н. э. Древнекитайские мыслители в УШ-У вв. до н. э. уже выделяли пять стихий, или первоэлементы природы: воду, огонь, металл, дерево и землю. В древнекитайской мифологии предпринимаются попытки объяснить окружающий мир из него самого. В объяснении происхождения Вселенной наблюдаются зачатки натурфилософии. Частично мифы сохранились в поздних воззрениях и органически вошли в древнекитайские космологические концепции. Это прежде всего относится к духам (или божествам) Ян (активная мужская сила) и Инь (пассивная женская сила). Они являлись символами света и тьмы, положительного и отрицательного, обретая характер космических сил, находящихся в постоянном взаимном стремлении друг к другу и взаимодействии, благодаря чему образуется все на свете, в том числе мироздание, человеческое общество, идеи, культура, мораль. Считалось, что некогда не было ни неба, ни земли и Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос - из него родились два духа Инь и Ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: Ян стал управлять небом, Инь - землей.

Древнекитайские мыслители использовали понятия "Инь" и "Ян" для выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений. Важным моментом в первых философских построениях Древнего Китая было признание обратной связи между этими понятиями и человеческой жизнью, общественными явлениями. Счита­лось, что если люди действуют в согласии с естественной закономер­ностью, отраженной этими понятиями, то и в обществе, и в отдельных индивидах царят спокойствие и порядок, но если такого согласия нет, то страна и все в ней приходят в смятение. И наоборот - неурядицы в обществе создают помехи для естественных проявлений Инь и Ян, для нормальной самореализации. Эти космогонические идеи явились ос­новой религиозно-философского мировоззрения древних китайцев и бы­ли изложены в древнекитайском тексте «И-Цзин» («Книга перемен»),

В период с У-Ш вв. до н. э. происходит дальнейшее развитие ки­тайской философии. Это период возникновения «ста философских школ», среди которых особое место занимали: даосизм (Лао-цзы и Чжуан-цзы), конфуцианство (Конфуций), школа моистов (Мо-цзы), легизм — школа законников (Шан Ян).

Центральной идеей даосизма была теория дао. Основоположником даосизма считают Лао-цзы (604 г. до н. э.-?). Китайское слово «Дао» многозначно: путь звезд и путь добродетелей, закон вселенной и чело­веческого поведения. Обычно его переводят как «путь». Главным про­изведением Лао-Цзы был труд «Дао дэ цзин» («Учение о Дао и дэ»), т.е. о вечном пути (Дао) всех вещей и его предметных проявлениях (дэ). В философии Лао-цзы обращается внимание на единство чело­века и неба. По Лао-Цзы, в мире существует единый и общий для всех вещей путь (Дао), изменить который не может никто. Высший долг и предназначение человека, как утверждал основоположник даосизма, — следование дао. Человек не в силах влиять на мировой порядок, его удел — покой и смирение. Целью учения Лао-цзы было самоуглубле­ние, достижени


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.093 с.